Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 1. Происхождение РR.




Филипп А. Буари

Паблик Рилейшнз

Или

Стратегия доверия

Учебное издание

Руководитель издат. проекта

канд. социол. наук. В.А.Лисов

Координатор проекта А.В.Полунин

Редактор Л.Г.Соловьева

Компьютерная верстка Г.А.Волковой

Художественное оформление дизайн-бюро «Пионер»

 

Подписано в печать 29.01.2001.

Формат 60*90/16. Печать офсетная.

Тираж 5000 экз.

 

Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»

107005, г. Москва, ул. Бауманская, д.43/1, офис 627

 

 

Издательский дом «ИНФРА-М»

127214, г. Москва, Дмитровское шоссе.,107

 

 

Оглавление

 

ГЛАВА 1. Происхождение РR.

ГЛАВА 2. Социологическая теория, основанная на переменной под названием «(взаимо) отношения».

Глава 3. Паблик Рилейшнз: ни реклама, ни пропаганда.

ГЛАВА 4. Стратегия доверия

ГЛАВА 5. Базовое понятие: «человек общественный».

ГЛАВА 6. Партнер

ГЛАВА 7. Создатель мнений. Методология коммуникации

ГЛАВА 8. Программа компании

ГЛАВА 9. Аудитории

ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность

ГЛАВА 11. Лобби или «группа давления»?

ГЛАВА 12. Коммуникация президента компании.

ГЛАВА 13. Специалист по PR или Человек-оркестр

ГЛАВА 14. Будущее паблик рилейшнз

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Филипп Буари представляет и отстаивает точку зрения на паблик рилейшнз с позиции «чистоты коммуникационных жанров», доказывая необходимость «кристаллизации» профессий. И в этом, безусловно, ценность его «Стратегии доверия»: она позволяет оценить эволюцию теории и практики паблик рилейшнз и интеллектуальное мужество тех, кто отстаивал самостоятельность паблик рилейшнз и четкость их профессиональных норм. Сегодня, когда мы больше говорим об интегрированных коммуникационных технологиях и целостности политики марки, позиция Буари может показаться не соответствующей тенденциям развития паблик рилейшнз. Но, несмотря на это, именно «классический» взгляд Буари позволяет оценить и осмыслить их эволюцию.

Филипп Буари в своей «Стратегии доверия» талантливо развивает латинскую концепцию паблик рилейшнз, в основе которой — подход к человеку, прежде всего как к существу общественному, с чем и связан учет его интересов и приоритетов в этом качестве.

Современно звучат рассуждения Филиппа Буари о роли паблик рилейшнз в системе менеджмента и о программе компании. Именно они позволяют логично рассматривать паблик рилейшнз в общей системе консалтинга и делать прогнозы об их эволюции.

Характеризуя паблик рилейшнз как «стратегию доверия», Филипп Буари отдает ролевую функцию процессу диалога и взаимопонимания, без которых паблик рилейшнз рискуют превратиться в одну из форм пропаганды.

Возможно, многим специалистам в России уже достаточно хорошо известно имя Филиппа Буари, а кто-то знаком с ним и лично. Дело в том, что в течение ряда лет Филипп Буари и возглавляемый им институт сотрудничают с российскими профессионалами в области паблик рилёйшнз и Московским государственным университетом, куда Филипп Буари неоднократно приезжал для чтения лекций. Интервью с ним можно встретить на страницах российской печати. Руководители и менеджеры ряда ведущих российских агентств, а также РR-отделов министерств участвовали в программах делового сотрудничества в Париже, проводимых Высшим Институтом паблик рилейшнз.

Оставаться на «волне времени» Филиппу Буари позволяет не только его уникальный профессиональный опыт, но и интерес ко всему новому, в том числе и к России в ее новой постсоветской роли, интерес к новым людям и постоянное желание «вести диалог», чему послужит и эта его работа.

Эта книга выходит в серии «Современные консалтинговые технологии», издаваемой Консалтинговой группой «ИМИДЖ-Контакт». Серия включает переводы известных зарубежных авторов и работы отечественных специалистов в области паблик рилейшнз и политического консультирования.

А. П. Ситников

доктор психологических наук, профессор,

президент Консалтинговой группы ИМИДЖ-Контакт

Т. Ю. Лебедева

доктор филологических наук,

доцент факультета журналистики МГУ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Единственной целью настоящего исследования является уточнение сути и содержания дисциплины «паблик рилейшнз» как в этическом, так и в деонтологическом аспекте. Появившаяся во Франции после второй мировой войны, она никогда не была до конца понята и — что особенно важно — никогда не применялась должным образом.

Серьезное и стойкое недопонимание ее сути весьма часто превращало дисциплину «паблик рилейшнз» в своего рода дополнение к рекламным акциям, и достаточно ознакомиться с местом паблик рилейшнз в организационной структуре некоторых компаний, чтобы сразу оценить всю ошибочность понимания роли этого явления.

Истина заключается в том, что паблик рилейшнз — это функция управления, менеджмента компании, ровно в той же степени, что и такие традиционные основные направления менеджмента, как техническое, финансовое или коммерческое управление.

В действительности РR— это поведенческая мораль группы, стратегия и технология коммуникации, подлинное приложение гуманитарных наук, имеющее целью установление и поддержание доверительных отношений, основанных на знании друг друга и взаимопонимании.

РR относятся к персоналу компании (внутренние взаимоотношения) и к ее различным аудиториям (внешние взаимоотношения) и представляют собой метод приведения интересов компании и ожиданий ее окружения в соответствие друг другу.

В 1978 г. на заседании Асcоциации специалистов в области РR Роберт А. Бойд, президент компаний «Гидро Квебек» и «Бэ джеймс» заявил: «Необходимо, чтобы руководители и менеджеры относились к коммуникации столь же серьезно, как к выходу на рынок или управлению финансами, т. е. подходили к этой области деятельности с научных позиций и профессионально, избегая любых проявлений дилетантизма.

Когда говорят о коммуникации, говорят о диалоге. Но не только. Особенно важно, чтобы информация, поступающая от аудитории, имела для компании такое же большое значение, как информация, распространяемая самой компанией. Потому что аудитория постоянно — явным или неявным способом — передает сообщения, которые необходимо улавливать, чтобы эффективно учитывать их, предпринимая действия в области коммуникации, и чтобы исходить из них, принимая наши решения.

Выступая перед вами, я также хотел бы особо выделить то, что, как мне кажется, становится все более важной характеристикой коммуникации компании, а именно то, что она является инструментом управления и входит в число целей компании наряду с техническим совершенствованием и жестким финансовым контролем.

Коммуникация — это важнейший элемент процесса, который выражается в каждодневно принимаемых решениях и превращает компанию в хорошо или плохо управляемую структуру. Возможно, последствия исключения коммуникации из процесса управления становятся заметными не так быстро, как последствия технического отставания или неадекватного финансового управления. Однако через некоторое время они столь же неизбежно парализуют компанию. Неправильная коммуникационная политика способна снизить эффективность любого хорошего решения».

Таково весьма показательное кредо руководителя одной из крупнейших канадских компаний. При этом, естественно, важно сохранить за словом «коммуникация» его подлинный смысл, а не использовать его, как это было принято одно время во Франции, в качестве синонима рекламы.

Предлагаемая вниманию читателей книга основана, главным образом, на европейской теории паблик рилейшнз — в том виде, в каком она разработана Люсьеном Матра. Именно Матра, как только эта профессия появилась во Франции, сумел адаптировать американскую модель паблик рилейшнз к специфике нашего континента.

Изложенная в международном кодексе профессиональной этики РR, известном как Афинский кодекс, теория Люсьена Матра была принята профессионалами всего мира, включая американских, которые по достоинству оценили то гуманистическое звучание, которое придали параметрам этой профессии его работы.

Паблик рилейшнз, или стратегия доверия

Поэтому можно утверждать, что данное исследование появилось исключительно благодаря Люсьену Матра, который также любезно разрешил мне использовать обширные цитаты из своих трудов.

Вот почему, уже начиная с введения, я хочу полностью само устраниться, стремясь в этой работе только изложить данную теорию, которая, по моему глубокому убеждению, выражает основополагающие идеи, жизненно важные для управления компаниями.

Пусть же этот скромный труд рассматривается как дань уважения идеям Люсьена Матра, его ясному видению проблем любых групп и решениям, которые он сумел предложить, столь удачно определив паблик рилейшнз как «стратегию доверия», не совпадающую ни с рекламой, т. е. «стратегией желания», ни с пропагандой, т. е. «стратегией навязывания стереотипных реакций».

Ф. А. Буари.

Цель нижеследующих страниц скорее заключается в рассмотрении европейской теории паблик рилейшнз, чем в создании практического учебника или очередного научного исследования, поскольку уже существуют прекрасные учебники и исследования. Исходя из этого, нам показалось, что логично будет начать с начала, т. е. кратко напомнить, как возникли паблик рилейшнз.

Этот сжатый обзор позволяет нам сразу обратиться к ситуации, сложившейся в Соединенных Штатах примерно к 1850 г. Не упомянуть об этом периоде нельзя, поскольку очень быстрая эволюция функций РR, которые первоначально были совсем иными, является весьма показательной. Весь ход развития паблик рилейшнз показывает, в частности, сколь тесно с момента их зарождения они были связаны с индустриальным миром и — в особенности — как гибко они адаптировались к потребностям этого мира.

Паблик рилейшнз возникли не под влиянием моды или увлечения, а стали ответом на социальную и экономическую потребность, на запросы нового мира, который формировался со всевозрастающим ускорением и — вследствие этого — постоянно порождал новые ситуации, всякий раз представлявшие собой не что неизведанное, но, тем не менее, требовавшие обязательного решения. В этом и заключалась роль паблик рилейшнз в Соединенных Штатах.

Для начала следует заметить, что, начиная с эпохи Независимости, политическая традиция всегда связывала политическую «пропаганду» с жизнью американского гражданского общества. Впрочем, даже сама независимость была тщательно организована такими пропагандистами, как Сэмуэл Адамс, которые «спланировали» получение народной поддержки, используя для этого лозунги, зрелищные акции, манипулирование символами по примеру французских революционеров, которые в то же самое время и с такой же тщательностью готовили падение вековой монархии (девиз — «свобода или смерть!», символ — посадка деревьев свободы, зрелищная акция — составление наказа третьего сословия депутатам Генеральных штатов).

Адъютант Джорджа Вашингтона Александр Гамильтон — удачный пример одного из тех, кто посредством настоящих кампаний в прессе сумел навязать общественному мнению федеральную конституцию, вопреки сопротивлению многочисленных приверженцев автономии отдельных штатов.

Бывший журналист Эймос Кендалл, работавший на президента Эндрю Джэксона, или Бекли, помогавший Томасу Джефферсону, были предтечами организаторов современных грандиозных партийных съездов, творя типично американскую традицию кампаний по подготовке общественного мнения, которые всегда и неизбежно сопутствуют любым выборам. Сам Айни Ли, которого считают отцом американских паблик рилейшнз, во время одной из президентских избирательных кампаний работал на пресс-бюро национального комитета демократической партии. Впечатляющее развитие прессы в Соединенных Штатах (в 1830 г. в США насчитывалось больше газет, чем в любой другой стране мира), безусловно, определенным образом связано с появлением так называемых пресс-агентов, которые наводняли газеты заявлениями, карикатурами, фотографиями и сразу же взяли на вооружение радио и телевидение.

Эффективность пресс-агентов работающих в интересах политических деятелей, вскоре привлекла внимание представителей других областей деятельности. Индустрия зрелищ использовала пресс-агентов (возможно, по аналогии?) начиная с 1850 г., а знаменитый Барнум, живое воплощение шумной славы, прибегал к услугам Ричарда Ф. «Тоди» Гамильтона. Вскоре любое предприятие, к которому нужно было привлечь внимание американской публики, стало обзаводиться собственным пресс-агентом, причем в первых рядах шли издатели, использовавшие этих специалистов для вывода на рынок своих новых изданий.

Большинство пресс-агентов составляли бывшие журналисты, для которых эта деятельность, называвшаяся «паблисити» (не путать с рекламой!), была новой, более высокой, ступенью карьерной лестницы. Они начинали зарабатывать больше, открывали свои бюро в больших городах, общались с влиятельными людьми... Щепетильность и соображения морали нисколько не мешали им в работе, их главным оружием были приглашения на приемы, взятки, обеды в дорогих ресторанах. Справедливости ради признаем, что они не пользовались особым уважением общественного мнения. Карикатуристы охотно изображали их в клетчатых костюмах, с унизанными перстнями пальцами и — показательный символ! — с торчащим из кармана конвертом, на котором нарисован знак доллара.

Следует отметить, что тогда в Соединенных Штатах был в разгаре «золотой век» бизнеса. Бурно развивалась промышленность, укреплялись монополии, а государственная власть не вмешивалась в их деятельность. Американский миф успеха и денег доминировал в обществе, где богатые были очень богаты, а бедные очень бедны.

Рабочий класс, как и в Европе, эксплуатировался, оплата его работы была явно заниженной, а отдельные робкие движения протеста жестко подавлялись командами штрейкбрехеров, частными охранными службами, а иногда и муниципальной полицией. Американская литература («Гроздья гнева») и кинематограф изобилуют картинами угнетения рабочего класса и угроз мелким фермерам. Символический образ эпохи — борьба между фермерами и укладчиками железнодорожных рельсов — послужил темой сотен вестернов серии В.

«Золотой век» близился к завершению, когда деловой мир потрясли два кризиса — 1873 и 1884 гг. Организованные тогда безработными в крупных городах «голодные марши» свидетельствовали о драматическом положении трудящихся.

Паблик рилейшнз, или стратегия доверия

 

ГЛАВА 1. Происхождение РR.

Внезапно закончилось время, когда промышленные магнаты могли заявлять: «Общественное мнение меня не волнует». Сходила со сцены показанная в стольких фильмах обстановка «доброго согласия», когда деловые люди и слегка коррумпированные сена торы и губернаторы понимали друг друга с полуслова к самой большой выгоде крупного бизнеса...

Новый кризис 1907 г. положил начало «эпохе разгребателей грязи», периоду американской истории, когда с 1900 по 1917 г. журналисты и писатели, выражая критические настроения своих читателей, разоблачали крупные промышленные компании и описывали тяжелые условия жизни рабочего класса.

«Эпоха разгребателей грязи» (т. е. эпоха сенсационных разоблачений) проиллюстрирована Эптоном Синклером в романе «Джунгли», — название которого говорит само за себя. В этот же период Ида Тарбелл публикует «Историю компании Стандарт ойл».

Пригвожденные к позорному столбу «капитаны большого бизнеса» сначала прибегли к помощи рекламы, а затем обратились к услугам пресс-агентов, чтобы попытаться ответить на волну враждебности, поднявшуюся против них.

Принимая эти меры, они не изобретали ничего нового. Они всего лишь систематизировали имеющийся опыт, для доказательства можно привести примеры действий нескольких компаний, которые предшествовали описываемому контрнаступлению.

В 1870 г. компания «Пасифик рейлроуд» организовала пышное торжественное путешествие по случаю открытия железной дороги Нью-Йорк — Сан-Франциско. Это было сделано, чтобы отпраздновать событие, создать образ новой магистрали как «первооткрывателя», подчеркнуть ее экономическое значение, а также успокоить инвесторов, обеспокоенных враждебной реакцией фермеров, которых изгоняли с их земель, прокладывая пути.

В 1884 г. Американское медицинское общество организовало в прессе кампанию, оправдывающую вивисекцию. В 1889 г. компания «Вестингауз», вводившая в употребление переменный ток, натолкнулась на жесткое противодействие компании «Эдисон», которая активно использовала пресс-агентов для защиты «исключительных прав» постоянного тока.

Отвечая на новую потребность промышленности, пресс-агенты объединились и открыли агентства по продаже своих услуг деловому миру, озабоченному враждебными кампаниями в прессе. Так, в 1900 г. в Бостоне была создана первая структура по организации сотрудничества с прессой. Это было агентство «Паблисити бюро» Джорджа В.С. Миказлиса, Герберта Смола и Томаса О. Марвина.

Такие агентства — предтечи современных структур паблик рилейшнз — характеризовались следующим: их деятельность в области РR совмещалась с рекламой, ничем от последней не отличаясь, и о паблик рилейшнз в те времена вообще не говорили. Агентства осваивали территорию стратегии защиты интересов компании.

А потом появился Айви Ли, которого считают отцом паблик рилейшнз. В начале своей карьеры этот бывший журналист ничем не отличался от остальных пресс-агентов. В этом качестве он работал на выборах в 1903 г., а затем основал совместно с Джорджем Ф. Паркером бюро, которое в 1908 г. было закрыто. Работая как независимый специалист на горнопромышленную компанию, прибегнувшую к его услугам в связи с забастовкой шахтеров, он выдвинул свою концепцию роли пресс-агента: никаких секретов, никакой связи с рекламой, обязательность предоставления правдивой информации, учет интересов общественности. Его заявление было опубликовано в прессе.

В этом и заключается революция, совершенная Айви Ли. Впервые был обозначен поворот, который превратит «паблисити» в «паблик рилейшнз»: РR отделяется от рекламы, и, главное, формулируется их основополагающий принцип — необходимость учитывать «интересы общественности».

Работа Айви Ли на Джона Д. Рокфеллера придаст окончательную форму этому новому образу деятельности. В 1914 г. пресса яростно атаковала семью Рокфеллеров в связи с серьезными инцидентами, возникшими в результате подавления забастовок в Ладлоу, штат Колорадо. Дело оказалось столь серьезным, что бизнесмены были даже вызваны в следственную комиссию Сената.

Тогда Айви Ли взялся за казавшуюся неразрешимой задачу, организован длительную кампанию, которая в результате полностью изменила имидж Рокфеллеров: фамилия руководителей большого бизнеса Америки, вызывающая самую негативную реакцию общественности, превратилась в синоним благотворительных фондов, университетского меценатства, триумфа американской науки и техники.

Айви Ли опубликовал размеры налогов и сборов, которые платят государству Рокфеллеры, показал, что означает для Америки деятельность их заводов, обнародовал общие размеры заработной платы, выплачиваемой тысячам рабочих и служащих, которым эта семья обеспечивает рабочие места. Он ясно и доходчиво продемонстрировал общественную и экономическую значимость руководителей компаний уровня Рокфеллеров.

Идея Ли сводилась к тому, что промышленники не должны ничего скрывать, что в самой их деятельности нет ничего позорного и что о ней нужно говорить громко и уверенно, приводя в подтверждение весомые доказательства.

Его концепция, с годами развитая и усовершенствованная теоретически и практически, может быть кратко сформулирована следующим образом: никаких секретов, никакого смешения с рекламой, необходимо гуманизировать бизнес с учетом человеческого фактора, нужно служить интересам общества, и тогда журналисты, которых не следует пытаться обмануть, наконец поверят вам.

Хотелось бы также сказать пару слов о своего рода сооснователе американских паблик рилейшнз Теодоре Н. Вейле, президенте Американской телефонной и телеграфной компании. Его от ношение к PR было по тем временам совершенно исключительным для руководителя большого бизнеса.

Уже в 1907 г. он основал бюро рекламаций для абонентов своей компании. В 1909 г. он объявил акционер АТТ «Следует уважать частные интересы общественности». В 1913 г. он утверждал: «Мы заметили, что наши интересы соблюдаются тем лучше, чем активнее, в свою очередь, мы служим интересам общественности. И мы смогли достичь удовлетворительных результатов, потому что управляли своим бизнесом в соответствии с этим принципом.

Общественность должна рассматриваться в качестве хозяина положения. Я нисколько не сомневаюсь в том, что ее суждения всегда справедливы, если она хорошо понимает, о чем идет речь.

Единственный способ исправить заблуждения и недопонимание общественности заключается в использовании информации и политики открытых дверей».

Если Айви Ли традиционно считается отцом паблик рилейшнз, то и Теодор Н. Вейл, безусловно, тоже сыграл важнейшую роль в их рождении. Мы возьмем на себя смелость утверждать, что если он и не был отцом, то уж дядей был наверняка.

Мы не собираемся рассматривать здесь подробно эволюцию РR в Соединенных Штатах. Она была динамичной и привела к впечатляющим результатам, которые всем известны. Обозначим лишь несколько важных этапов их развития.

1917 год. Создание президентом Вильсоном Комитета общественной информации, цель которого — вывести Америку из изоляции. Великолепные успехи Комитета в деле формирования общественного мнения ясно доказали, что паблик рилейшнз могут быть не только средством защиты, но и мощным инструментом формирования убеждений общественности.

1919 год. Создание «Айви Ли и партнеры» и Совета по вопросам организации и паблисити.

1927 год. Бывший журналист Джон В. Хилл создает в Кливленде агентство.

1933 год. Вместе с Доном Ноултоном Хилл открывает агентство «Хилл и Ноултон» в Нью-Йорке. И так далее, и так далее...

В 1913 г. Эдвард Л. Бернaйз публикует первую книгу, посвященную паблик рилейшнз, под названием «Кристаллизация общественного мнения» и открывает в Университете Нью-Йорка первую учебную кафедру паблик рилейшнз. В 1917 г. этим проблемам было посвящено уже 18 книг. В 1922 г. Уолтер Липпман публикует книгу «Общественное мнение».

В 1924 г. группа американских специалистов прибыла в Париж, чтобы создать там агентство. Они организовали несколько информационных мероприятий для руководителей французского бизнеса... Это был полный провал. Действительно, хотя французские бизнесмены пережили те же события, что и их американские коллеги, реакция французов была совершенно иной.

Историческое развитие паблик рилейшнз по-американски схематически может быть представлено в виде трех основных периодов: пропаганда (пресс-агенты), защита промышленности (переход под влиянием Айви Ли от использования пресс-агентов к собственно паблик рилейшнз), атака на общественное мнение, предпринимаемая с целью «очаровать» его (демонстрация доброй воли компании). Американский вариант РR давал европейским специалистам много поводов к размышлению.

Следует напомнить, что развитие РR во Франции и в Европе происходило в фарватере реализации плана Маршалла, на разрушенном войной континенте, в условиях уничтоженной экономики, служа разоренной промышленности.

И поэтому речь шла не о том, чтобы защитить репутацию или воспеть достижения процветающих и мощных фирм, а о том, чтобы заново познакомить все еще искалеченное годами войны общество с миром промышленности, коммерции и экономики. Причем делать это приходилось в напряженной политической обстановке, буквально на следующий день после первых крупных акций по национализации.

Еще не оправившиеся от ударов, нанесенных событиями, с которыми они не смогли совладать, обеспокоенные активностью левых партий и мощными действиями профсоюзов главы фирм наконец-то ощутили потребность в солидарных и согласованных действиях. И, главное, они обратили свои взоры к могущественной Америке, чья военная, промышленная и экономическая мощь служила для них маяком и обладала неодолимой притягательной силой.

В результате мощных ударов (война, Народный фронт, май 1968-го и

т. д.) главы французских компаний начали очень быстро убеждаться в том, что мир меняется, что «окружающие» влияют на перемены в образе мыслей

и смену теорий, и что нет ничего более полезного и срочного, чем формирование исследовательских групп и комиссий для обсуждения возникающих проблем.

Таким образом, после Освобождения в западных индустриально развитых странах под влиянием плана Маршалла создаются «Центры производительности», которые становятся, в частности во Франции, местом встречи многих ответственных лиц. Именно в 1945—1950 гг. осуществляется обмен многочисленными продуктивными идеями, и для первых специалистов в области паблик рилейшнз в нашей стране эти центры стали своего рода горнилом, где выплавлялась новая теория.

Несколько позже под решающим воздействием того, кто за тем станет основателем Европейского центра паблик рилейшнз, будет создана европейская теория РR. Она придала родившейся в США профессии этическое измерение, превратила ее в подлинно социологическую теорию и послужила основанием для того, чтобы считать Люсьена Матра отцом паблик рилейшнз по-европейски.

Безусловно, РR не претендуют на то, чтобы быть социальной системой или оригинальной социологической теорией в том смысле, который обычно придается этому термину. РR находятся в точке пересечения некоторых из тех гуманитарных наук, которые наложили особый отпечаток на нашу эпоху, но при этом ни с одной из них не совпадают полностью.

Вполне возможно, что именно их неоднородный характер и заимствования из различных дисциплин превращают РR в общественную дисциплину совершенно особого свойства.

Хотя паблик рилейшнз не являются «философией», они все же включают в себя определенную философскую концепцию человека, предлагая, как и философия, конечную цель и способы ее достижения.

Они не являются и «политической экономией», поскольку их объект не сводится к изучению отдельных аспектов поведения экономических субъектов. Вместе с тем они действуют в экономическом контексте.

В значительно большей степени паблик рилейшнз близки к социологии. Как и социология, РR не ограничивают свои цели изучением отдельных аспектов социальной реальности (как это делает, например, психология), а занимаются исследованием совокупности проявлений человеческого поведения.

По образу и подобию большинства социологических теорий паблик рилейшнз также стремятся вычленить из взаимозависимых переменных, характеризующих какую-нибудь общественную систему, одну основную, своего рода «ключевую переменную», на которую достаточно воздействовать, чтобы обеспечить регулирование системы и сплоченность группы.

Кстати, предложим по ходу дела определение того, что мы понимаем под группой. Мы считаем, что «толпа превращается в группу вследствие установления взаимоотношений, создаваемых теми, кто говорит с другими».

Сплоченность группы — это характеристика, гарантирующая ее аутентичность (при этом неаутентичность определяется действиями тех членов группы, которые не соблюдают правил игры).

Сплоченность проявляется в стремлении всех членов группы координировать свои усилия для достижения (в наилучших условиях) определенной цели.

Отношения — это своего рода геометрическая точка, через которую проходят и в которую приходят все остальные переменные. Поэтому сплоченность группы, вне всякого сомнения, зависит от качества отношений, которые устанавливаются между ее членами. Если отношения плохие, основаны на недоверии, то реальная и объективно существующая сплоченность отсутствует (даже если, на первый взгляд, кажется, что она есть), и если предположить, что ее удастся достигнуть, все равно она не сохранится — даже при самых благоприятных временных и экономических условиях.

Если отношения хорошие, доверительные, эффективность группы будет удовлетворительной. Паблик рилейшнз основываются на этом первом очевидном социологическом постулате.

Во-первых, рассматривают переменную «(взаимо) отношения» в качестве главной переменной, образующей одновременно средство и меру сплочения группы.

Во-вторых, признают, что, изменяя природу и качество взаимоотношений, мы автоматически оказываем влияние на социальную динамику и, соответственно, на функционирование группы.

Эти вполне очевидные утверждения являются своего рода социологическим фундаментом паблик рилейшнз, совпадая, впрочем, с выводами, к которым, по-разному их формулируя, приходит большинство социологических теорий.

Краткий обзор всех классических или современных социологических работ приводит к выводу, что при всем различии обсуждаемых в них факторов все они так или иначе оказывают непосредственное влияние на систему отношений, устанавливающихся внутри группы.

Например, Монтескьё (1689—1755) полагал, что существует надисторическая человеческая природа, которая позволяет определить справедливость или несправедливость установки, не обращаясь к объективным законам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...