Роль профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств в повышении эффективности безопасности транспортного процесса
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»
Утверждено На заседании кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения» протокол № 11 от 7. 06. 2012 г. Заведующий кафедрой Н.В. Пеньшин Вводится в действие с «01» сентября 20 12 г. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Учебной дисциплины «Методы подготовки и повышения квалификации водителей» (наименование дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки) Для студентов, обучающихся по специальности: 190702-«Организация и безопасность движения» (шифр и наименование образовательной программы) Специализация: (наименование специализации) Форма обучения: Очная Составитель: доцент Горюшинский Валентин Сергеевич (должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)
Тамбов 2012 Тема 1 Роль профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств в повышении эффективности безопасности транспортного процесса В настоящее время трудно представить какую-либо сферу деятельности человека без участия в ней автомобиля. Более половины пассажирских и около 75% грузовых перевозок в Российской Федерации осуществляются автомобильным транспортом. В России сегодня один автомобиль приходится на шесть жителей, что незначительно отличается от аналогичных данных других стран мира. И это отрадно: благодаря автомобилю деятельность людей стала более динамичной, а жизнь — разнообразней и интересней.
Однако управлять автомобилем становится сложнее, так как развитие и совершенствование дорожной сети существенно отстает от темпов автомобилизации, заторы на дорогах и в городах становятся повседневным явлением. Но несмотря на это, автомобиль сегодня — наиболее популярное и массовое средство передвижения. В Российской Федерации ежегодно получают удостоверения на право управления автомобилем более двух миллионов новых водителей. Непрерывный рост интенсивности дорожного движения, особенно за счет участия в нем большого числа новых водителей, как никогда ранее диктует необходимость повышения уровня знаний и навыков водителей, овладения ими искусством управления автомобилем. Под искусством управления автомобилем подразумевается сочетание таких качеств водителя, как совершенное овладение приемами эффективного использования свойств автомобиля в любых условиях движения, а также безукоризненное знание и соблюдение Правил дорожного движения в любых самых сложных ситуациях при обязательном обеспечении безопасности. Вряд ли можно найти взрослого человека, который не знаком с таким понятием, как дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Это понятие и связанные с ним события возникли в результате появления на дорогах автомобилей и других механических транспортных средств, представляющих опасность из-за их значительной массы и способности развивать большую скорость. ДТП — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В наше время, вследствие бурной автомобилизации, ежегодно на дорогах мира в ДТП погибают более 1 млн. человек и получают ранения свыше 10 млн. В чем причины такого положения, когда в результате ДТП погибаетлюдей приблизительно столько же, сколько от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний? Ответ на этот вопрос дает статистика. Дорожно-транспортные происшествия происходят из-за плохих или необустроенных дорог, недисциплинированности пешеходов, неудовлетворительной организации движения, сложных атмосферных условий и других причин. Однако около 75 % всех происшествий совершаются по вине водителей транспортных средств.
Несмотря на то, что современные автомобили оснащены разнообразными средствами безопасности, снижающими вероятность ДТП, их водители становятся виновниками происшествий с таким же «успехом», как и водители автомобилей устаревших моделей. Действительно, с появлением на дорогах первого автомобиля (1886) с ним произошли поистине революционные изменения. Едва ли не все достижения науки и технологии в областях механики, аэродинамики, электроники и других сферах знаний реализованы в автомобиле. Он сегодня отвечает современным требованиям комфорта, им легко и удобно управлять, он быстро разгоняется и способен развивать скорость, которую можно сравнить со скоростью некоторых летательных аппаратов. В автомобиле внедрены разнообразные технические новшества конструктивной безопасности' для предупреждения ДТП и уменьшения тяжести последствий от них. В современных автомобилях реже возникают неисправности и поломки, т. е. они более надежны в эксплуатации. Так почему все же происходят ДТП, гибнут и получают увечья» люди? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, попробуем проследить за тем, что происходило с человеком-водителем за время столь интенсивного совершенствования автомобиля. В XX в. люди стали образованнее, овладели множеством современных профессий. Однако за столь короткий период вряд ли изменились показатели, характеризующие его физическое и психическое развитие. Изменился ли человек за этот период времени в нравственном отношении? Ответ на этот непростой вопрос, возможно, могли бы дать лишь компетентные специалисты. Что же касается такой сферы жизни и деятельности человека, как дорожное движение, то статистика ДТП дает на этот вопрос отрицательный ответ, так как причиной происшествий, совершенных и совершаемых водителями, чаще всего является их недисциплинированность. Но недисциплинированность водителя — это прежде всего, проявление плохого воспитания, неуважения к интересам других людей, попирания их права на жизнь.
Таким образом, определенная часть водителей, игнорирующих требования безопасности на дорогах, использует усовершенствованные свойства современного автомобиля не во благо, а во вред себе и другим людям. Однако последнее утверждение вполне справедливо может быть истолковано как противоречащее возможностям эффективного использования скоростных, маневренных, тормозных и других качеств автомобиля. Чтобы разрешить это противоречие, водителю изначально необходимы определенные навыки и знания, которые необходимо постоянно совершенствовать для эффективного и безопасного управления автомобилем. В Правилах используются следующие основные понятия и термины: "Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. "Автопоезд" - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. "Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. "Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге. "Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
"Дневные ходовые огни" - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. "Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. "Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. "Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. "Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. "Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. "Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. "Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. "Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1-5.26. "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. "Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. "Опасный груз" - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности. "Опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. "Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. "Организованная перевозка группы детей" - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. "Организованная транспортная колонна" - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов. "Организованная пешая колонна" - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении. "Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. "Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). "Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. "Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. "Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2*(3) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 "Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. "Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. "Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. "Прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. "Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. "Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. "Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. "Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. "Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. "Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. "Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. "Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Водитель механического транспортного средства обязан: Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории; регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы; При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан: иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении; иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках. Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Водитель транспортного средства обязан: Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии сОсновными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности; По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами;
Тема 2 Программы и учебные планы подготовки водителей ТС различных категорий Цель – изучение программ и учебных планов подготовки водителей АТС. 1. Требования к подготовке специалистов. 2. Дисциплины, входящие в учебный план при подготовке водителей. Взаимосвязь между ними. 3. Методика обучения курсам: "Устройство автомобиля"; "Основы управления автомобилем и безопасность движения"; "Правила дорожного движения".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|