Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 3. Офисные компьютерные технологии в юриспруденции




Вопросы для обсуждения:

1. Технология разработки электронных унифицированных документов (форм бланков, таблиц, шаблонов, писем рассылки), используемых в повседневной практике юриста.

2. Экспертные правовые системы.

3. Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы.

Семинар 4. Использование баз данных для организации хранения данных

Вопросы для обсуждения:

1. Технология разработки электронных унифицированных документов (форм бланков, таблиц, шаблонов, писем рассылки), используемых в повседневной практике юриста.

2. Экспертные правовые системы.

3. Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы.

Семинар 5. Безопасность информации и ее правовое обеспечение, компьютерные преступления

Вопросы для обсуждения:

1. Методы защиты информации при использовании компьютерных сетей.

2. Метод «интеллектуального перебора паролей».

3. Правовое обеспечение информационной безопасности.

 

Семинар 6. Использование ресурсов Интернет в юридической практике и науке

Вопросы для обсуждения:

1. Использование поисковых систем сети Интернет в юридической деятельности.

2. Технологии создания веб-страниц. Основы продвижения сайтов в сети Интернет.

3. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Техническое, организационное и правовое обеспечение ЭЦП.

Семинар 7. Технология корпоративной работы с юридическими документами

Вопросы для обсуждения:

1. Microsoft Outlook как средство автоматизации рабочего места.

2. Технологии создания веб-страниц. Основы продвижения сайтов в сети Интернет.

3. Интеграция с World Wide Web. Вопросы безопасности.

Семинар 8. Поиск информации по конкретному правовому вопросу

Вопросы для обсуждения:

1. Основы поиска документов в СПС: тематический и реквизитный поиск. Средства поиска.

2. Различные методы поиска информации в СПС.

3. Списки и тексты документов в СПС: возможности и средства обработки.

Семинар 9. Роль сети Интернет в юридической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Применение возможностей сети Интернет в юридической деятельности.

2. Правовые проблемы сети Интернет.

3. Концепция электронного правительства.

Примерные темы рефератов

1. Роль автоматизированных систем в правовой сфере.

2. Информационные технологии, применяемые в правотворческой деятельности.

3. Информационные технологии, применяемые в правоохранительной деятельности.

4. Информационные технологии, применяемые в правоприменительной деятельности.

5. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ.

6. Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

7. Информатизация органов прокуратуры.

8. Экспертные системы в области права.

9. Компьютерные преступления.

10. Основные направления использования сети Интернет в юридической деятельности.

11. Информационные технологии в законотворчестве.

12. Информационные технологии в регистрации ведомственных нормативно-правовых актов.

13. Информационные технологии в государственной регистрации иностранных компаний.

14. Информационные технологии в государственном земельном кадастре.

15. Информационные технологии в государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности.

16. Информационные технологии в судебной экспертизе.

17. Информационные технологии в Службе исполнения наказаний.

18. Информационные технологии в государственной регистрации актов гражданского состояния.

19. Информационные технологии в государственной регистрации некоммерческих организаций.

20. Информационные технологии в адвокатуре (в юридических бюро).

21. Информационные технологии в нотариате.

22. Информационные технологии в исполнительном производстве.

23. Информационные технологии в учете арестованного и изъятого имущества.

24. Основы поиска документов в СПС: тематический и реквизитный поиск. Средства поиска. Составление запроса. Контекстный поиск документов.

25. Списки и тексты документов в СПС: возможности и средства обработки.

 

Примерная работа для текущего контроля успеваемости
в форме деловой игры

Проверка навыков разработки и создания собственного проекта средствами текстового процессора Microsoft Word с использованием Интернет.

Общие условия выполнения работы

Каждый студент выбирает себе партнера для игры. Не нашедший себе пару присоединяется к любой паре по выбору и участвует в избранной этой парой игровой ситуации (проекте) в качестве «факультативного участника». Однако играющих не может быть больше трех. Каждая пара выбирает из примерного перечня проектов один из проектов как основу для дальнейшего развития. Проекты подразумевают различные специализации, уже избранные ранее студентами, однако игроки могут избрать для себя игровую ситуацию, не связанную со своей специализацией. Работы выполняются в среде операционной системы Windows и текстовом процессоре Microsoft Word. Для проработки правовых аспектов выбранных проектов следует использовать любую из доступных правовых баз данных (в компьютерных классах академии доступны системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Эталон») и Интернет. При оформлении проекта необходимо указать применявшиеся информационные системы.

Примерный перечень проектов

Проект 1. Подготовка российским юристом соглашения (контракта) своего российского клиента с иностранным партнером о поставке информации как товара (информационной услуги).

Роли: юрист, российский клиент, иностранный партнер (факультативный игрок).

Проект 2. Выполнение российским юристом заказа российского клиента по организации совместного производства информационного товара (услуги) с иностранным партнером.

Роли: юрист, российский клиент, иностранный партнер (факультативный игрок).

Проект 3. Принятие российским юристом (сотрудником крупного банка) мер, связанных с обнаружением службой безопасности банка данных о вторжении неизвестными лицами в компьютер банка.

Роли: юрист, должностное лицо банка, отвечающее за вопросы безопасности, следователь (факультативный игрок).

Проект 4. Выполнение заказа межведомственной комиссии субъекта Федерации по подготовке нормативного акта, обеспечивающего защиту информационного пространства субъекта Федерации.

Роли: юрист-эксперт, заказчик, поставщик технических средств (факультативный игрок).

Учебная деятельность при выполнении работы

Первый этап — выбор партнеров для игры, выбор игровой ситуации (проекта). Разделение ролей в проекте. Выбор рабочего места, ознакомление с конфигурацией и составом программно-технических средств, имеющихся в компьютерных классах академии.

Второй этап — создание на выбранном рабочем месте собственного каталога (директории) и формирование структуры подкаталогов для последующей работы с необходимыми документами. Проверка возможности доступа к необходимому программному обеспечению.

Третий этап — формирование в редакторе Microsorft Word основания для начала выполнения работ по проекту — текста обращения к Вам партнера по игре (сформулируйте кратко практическую ситуацию, требующую согласования двух сторон, опишите ситуацию, опишите участников, которых Вы будете представлять в ходе игры). При описании выбранных участниками игры ролей целесообразно также дать краткую характеристику тех, чьи интересы будут представляться в ходе работы над проектом. Составьте план работы над проектом. Определите перечень передаваемой документации. Приготовьте документы, подтверждающие Ваши полномочия.

Пример начала работы над третьим этапом проекта.

Краткое описание практической ситуации

Российское предприятие «А», занимающееся предоставлением информационных услуг, ищет зарубежную или российскую компанию, готовую предоставить финансовые ресурсы для осуществления технического переоснащения производства (компьютеры, средства связи, переподготовка специалистов). Некая американская компания «АМ» занимается проработкой данного проекта.

Роли:

1. Юрист всемирно известной компании ADVICE Ltd., нанятый компанией «А» для представления ее интересов при согласовании вопросов предоставления финансовых ресурсов.

2. Юрист юридической консультации «Битов и Ко», нанятый компанией «АМ», занимающейся проработкой гарантий осуществления вложения.

Пример плана работы над проектом

1. Подготовка в текстовом редакторе предложения компании «А».

2. Подготовка в текстовом редакторе предварительного ответа компании «АМ». Это может быть, например, письмо с сообщением о принципиальной готовности компании «АМ» к проработке данного проекта и запрос дополнительной информации по проекту.

3. Подготовка сопроводительной документации и служебных писем сторонами.

4. Подготовка отчета.

 

Четвертый этап — обмен предварительными письмами. Выполнение задания и предоставление результатов для проверки (по требованию преподавателя).

Правила подготовки переписки

Приготовленное каждым из игроков письмо должно быть оформлено по всем правилам: либо в виде факса на бланке представляемого лица (предприятия), готового к отправке с помощью факсимильного аппарата, либо в виде делового письма, также приготовленного на соответствующем бланке и готового к отправке по почте. В последнем случае необходимо также подготовить текст адресной (почтовой) наклейки на конверт.

При выполнении задания необходимо не забывать пользоваться специализированными сервисными средствами текстового редактора, такими как «Мастер писем», «Мастер факсов» и др.

 

Пятый этап — оформление результатов работы.

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинарам

1. Кузнецов, П. У. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров. Гриф МО РФ / П. У. Кузнецов,
А. В. Морозов, А. А. Стрельцов. — Ростов н/Д: Юрайт, 2011. — 422 с.

2. Мельников, П. П. Компьютерные технологии в науке и образовании.: учеб. пособие. — М.: Финакадемия, 2010.

3. Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие — М.: Академия, 2004. —
256 с.

4. Морозов, А. В. Этапы развития правовой информатизации Минюста России // Вестник Российской правовой академии Министерстваюстиции Российской Федерации. — 2002. — С. 34—44.

5. Полякова, Т. А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества: монография / Т. А. Полякова. — М.:
РПА Минюста России, 2007. — 192 с.

6. Полякова, Т. А. О современных тенденциях развития правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в России / Т. А. Полякова,
Л. В. Филатова // Вестник РУДН, Серия «Юридические науки». — 2008. — № 1. — С. 4—8.

7. Терещенко, Л. К. Правовые проблемы использования Интернет в России // Российское право. — 1999. — № 7/8. — С. 32—37.

 

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

2. Окинавская хартия Глобального информационного общества
от 22.07.2000 // Государственная политика информационной безопасности (основные документы). — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001. — 104 с.

3. О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ // Рос. газ. — 2003. — 15 янв.

4. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ //Рос. газ. — 2001. — 20 апр.

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 31. — Ст. 3448.

6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (вступает в силу с 01.01.2010) // Рос. газ. — 2009. — 13 февр.

7. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон
от 29.12.1994 № 77-ФЗ // Рос. газ. — 1995. — 17 янв.

8. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 // СЗ РФ. — 2000. — № 33. — Ст. 3356.

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212 // Рос. газ. — 2008. — 16 февр.

10. О порядке ввода в эксплуатацию государственных информационных систем: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009
№ 723 // Рос. газ. —2009. — 18 сент.

11. О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002
№ 65 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 10.09.2009 № 721) // СЗ РФ. — 2002. — № 5. — Ст. 531; СЗ РФ. — 2009. — № 38. — Ст. 4476.

12. Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 № 754 // СЗ РФ. — 2009. — № 39. — Ст. 4614.

13. Об одобрении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р // СЗ РФ. — 2004. — № 40. — Ст. 3981.

14. Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р // СЗ РФ. — 2008. — № 20. —
Ст. 2372.

15. О мерах по обеспечению эксплуатации официального интернет-сайта Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России
от 14.04.2008 № 91 // Бюллетень Минюста РФ. — 2008. — № 5.

16. О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена: Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2008 № 351 // СЗ РФ. — 2008. — № 12.

Основная литература

8. Егоров, А. В. Информационные системы в юриспруденции: учебник для вузов / А. В. Егоров, Э. М. Котов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 317 с.

Дополнительная литература

1. Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Михеева. — М.: Проспект, 2009. — 448 с.

2. Морозов, А. В. Система правовой информации Минюста России / А. В. Морозов. — М.: Триумф, 1999. — 461 с.

3. Рассолов, И. М. Право и Интернет: теоретические проблемы / И. М. Рассолов. — М.: Норма, 2009. — 383 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...