Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностная структура политического поля парламентских демократий




Платонов Игорь Валерьевич

... в основе политики, этой области реального,  науки о социальной реальности как таковой,  лежит Ценность!...Это поистине отсталая мысль -  ...старые категории, старые глупости.

- Но в чем же это ложно?

- Это даже не ложно; просто это больше не в ходу;  древние монеты тоже ведь не фальшивые -  просто это музейные экспонаты...

- А нельзя ли выплавить из этой старой монеты  немного полезного металла?

(Ролан Барт о Ролане Барте)

Формы политической жизни преобладающие в обществе, характер и стиль политики определяют представления о политике, которые бытуют в данном обществе. В свою очередь, общепризнанные представления о политике, представления о том, чем она является и должна являться, определяют формы и характер политической жизни общества. Данные высказывания можно было бы трактовать в духе вульгарной диалектики, если постараться за социальным детерминизмом не заметить самой возможности проявления человеком и обществом свободного выбора. Этот выбор коренится в принципиальной множественности представлений общества о самом себе, множественности, которая отражает сложность и неоднородность самого общества. Однако, по целому ряду причин “общепризнанной” (то есть доминирующей, подавляющей остальные) становится, как правило, только одна система взглядов и представлений. Если подобный идеологический выбор осуществляется в обществе, где большинство граждан не достаточно ясно осознает свои интересы, а различные элиты, напротив, осуществляют всестороннее давление на общественное мнение, исходя только из своих интересов, то последствия такого выбора могут быть и неблагоприятными для развития всего общества. Речь не идет о выборе “истинных” представлений среди “ложных” или “единственно верных” - среди “ошибочных”. Возвращаясь собственно к представлениям о политике, можно говорить о представлениях, которые способствуют (или препятствуют) повышению эффективности политической деятельности общества, в большей или меньшей степени формируют политику, которая благоприятно (или неблагоприятно) сказывается на экономике, социальной и духовной сферах. Только это и может стать критерием подобного идеологического выбора.

Современная Россия не может похвастаться ни эффективностью политической деятельности, ни ее позитивным влиянием на другие сферы общественной жизни. Ярким примером тому может служить полная невозможность всей политической системы приступить наконец к реформам, необходимость которых очевидна уже подавляющему большинству граждан. Еще год - другой и пути реформирования, например, коммунального хозяйства политики будут обсуждать при лучине вокруг печки-буржуйки, растапливая снег для чая. Не последнюю роль в этом, на мой взгляд, играет тот факт, что за годы перемен в нашем обществе так и не выработались собственные взгляды и представления на то, чем является и чем должна являться политика в современном российском обществе.

С одной стороны, значительная часть населения сохранила (или упрочила?) представления, которые сформировались еще в советский период нашей истории. Все советские учебники, словари и энциклопедии откровенно заявляли, что политика - это “деятельность органов государственной власти”, вполне объективно отражая тот факт, что простые граждане при социализме являются объектом, а не субъектом политической деятельности. И нет никаких фактических оснований считать, что представления подавляющего большинства этих самых граждан существенно отличались от официальной партийно-государственной позиции в данном вопросе. Роль рядового гражданина сводилась к обязанности выражать одобрение и поддержку этой “деятельности органов государственной власти”. Неизбежным следствием такого отчуждения гражданина от политической жизни общества становились политическая пассивность, иждивенчество и безответственность. К тому же, “не состоять, не участвовать, не нести ответственности” представлялось наиболее авторитетной частью советской интеллигенции в качестве высшей гражданской доблести. Сохранение подобной установки и порождающих ее представлений вряд ли отвечает интересам каких-либо политических сил современной России, да и всего общества в целом.

С другой стороны, интеллектуальные элиты демонстрируют желание как можно скорее привить российскому общественному сознанию представления о различных аспектах социальной и политической жизни, являющихся общепринятыми в сегодняшней действительности стран Западной Европы. При этом не учитывается, что представления о современной политике в Европе исходят из существующей там практики постполитики, то есть “состояния после смерти Политики”, в то время как в России политическая система парламентаризма только формируется. Однако разумная критическая позиция не исключает возможности использования богатого опыта мировой гуманитарной научной мысли в области осмысления политической сферы жизни общества.

Но какие бы представления не конкурировали между собой за преобладание в умах наших граждан, ни взгляды политиков и ни взгляды политологов определяют содержание массового сознания. Оно в сегодняшних условиях формируется под действием средств массовой информации. И именно их усилиями сформировано представление о том, что политика это борьба за власть, а все остальное - ложь, пытающаяся скрыть этот факт. Именно с этим высказыванием согласятся, я думаю, большинство наших граждан. Но каковы следствия такого единства взглядов? Вам нужна власть? Правильно, и мне не нужна. Следовательно, борьба за нее - частное и личное дело профессионалов, как частное и личное дело “болельщиков” и любителей им в этом помогать, поддерживать и переживать за них. Большинства граждан страны эта борьба не касается. А если касается, то только в том смысле, что “паны дерутся, а у холопов чубы трещат”. При таком представлении о политике, как о своеобразном спорте, неизбежны рост массового интереса вслед любому “политическому” скандалу и еще большее снижение интереса и политической активности спустя некоторое время. Кому может быть выгодно такое положение дел? Ответ очевиден - только нечистоплотным политикам, которые манипулируют общественным мнением для достижения сомнительных целей и обеспечения личных интересов.

Я не возьму на себя смелость предложить обществу комплекс позитивных (в указанном выше смысле) представлений о политике. Моя задача скромнее и проще - попытаться расчистить подходы к формулированию таких представлений и предложить язык, на котором их можно было бы сформулировать. А уже на этом основании рассмотреть возможность возвращения общественно значимых ценностей в круг рассмотрения смысла и значения политической реальности, как сферы деятельности всего общества.

Власть и будущее.

Когда жители полинезийской деревни определяют зажиточного и удачливого хозяина как “биг мена”, это происходит не вследствие их глубокого уважения к его трудолюбию и рачительности, а в надежде на то, что при возможных будущих недородах, ураганах или иных бедствиях он единственный, кто сможет оказать реальную помощь соплеменникам, поделившись с ними своими запасами. Когда жители Багдада или Самарканда терпят от очередного Шахрияра кровавый произвол, то происходит это не из их особенной азиатской садомазохистской природы (нечто подобное было и в средневековой Европе), а в надежде на то, что при возможных будущих войнах и нашествиях только такой яростный и беспощадный властитель сможет привести их армию к победе. Именно поэтому в архаичных обществах мгновенно свергали тирана проявившего хоть малейший признак физической, духовной или иной слабости. Какое бы общество мы не взяли для рассмотрения, в политическом поведении его членов мы везде обнаружим сильный и ясно выраженный мотив заботы о будущем. Каким же образом реализуется эта забота в парламентских демократиях?

Кандидаты в органы представительской власти в предвыборной программе, как правило, особое место уделяют решению двух - трех насущных для их целевых групп проблем. Но каким образом избиратель может быть уверен в том, что при возникновении новых проблем даже в ближайшем будущем, они будут решаться в его интересах или хотя бы с учетом его интересов? Это может быть обеспечено только при условии совпадения представлений о целях развития общества, о допустимых средствах достижения этих целей, о справедливости в общественной жизни у избирателя и кандидата, которого он собирается поддержать. Все эти представления являются ценностным ядром любой политической идеологии. Поэтому в развитой парламентской демократии политическая борьба и предстает в формах борьбы различных идеологических платформ, борьбы между различными идеологическими ценностями.

При переходе к постполитике это положение меняется, так как постполитика - это политика в обществе без будущего, политика после “конца Истории”. В современной Европе подавляющее большинство граждан уже не верит в возможность осуществления в будущем утопических проектов, связанных с какой-либо идеологией, а также в возможность иных радикальных позитивных перемен в общественной жизни. Не верят они и в возможность тяжелых кризисов, войн или других невзгод на пространстве Западной Европы. Зато уверены, что их общественное устройство при всех его недостатках и несовершенстве все же является лучшим из всех действительно возможных. В этих условиях целью политической системы может быть только “косметический ремонт” существующего порядка и решение конкретных текущих вопросов. Места для идеологий и соперничества альтернативных ценностей в этой системе фактически нет и быть не может.

Можно оставить в стороне рассмотрение реалистичности и продуктивности этих верований современных европейцев со всеми вытекающими из них особенностями политической жизни. Всех, кого заинтересует критика постполитики, можно отослать к книге Мишеля Сюриа “Деньги. Крушение политики”. Для предостережения нашего собственного общества здесь стоит остановиться лишь на том, в чьих собственно интересах и с какими последствиями обществу навязываются представления о постполитике.

Прежде всего, от исчезновения Политики выигрывают бюрократы любого уровня. Они становятся абсолютно бесконтрольны и неподотчетны. Их действия более не направляются политической волей. Уверяя общество в том, что постоянный мониторинг общественного мнения позволяет им немедленно и непосредственно реагировать на любые его изменения и на любые его запросы, бюрократия фактически устанавливает свое собственное неограниченное господство и произвол. В качестве примера можно указать на втягивание Британии в войну в Ираке, несмотря на то, что по данным опросов против этого было подавляющее большинство граждан, значительная часть правящей партии и ряд членов правительства. В этих условиях бюрократия неимоверно разрастается и становится самодостаточной, что и происходит на общеевропейском уровне.

Во-вторых, это положение выгодно транснациональным концернам. Их итак очень сложно контролировать с помощью национального права, так как они находятся на уровне действия еще не сложившейся и не всеми равно принимаемой системы международного права. А в условиях постполитики исчезает последнее средство контроля над их действиями и адекватного воздействия на них. Международному “олигарху” всегда будет удобнее “договариваться” с единичными бюрократами (особенно коррумпированными), чем с политическим сообществом.

И, наконец, политика больше не нужна подавляющему большинству общества - буржуазному по сути среднему классу, который достаточно силен для того, чтобы направить хищнические интересы сверхбогатых за пределы своего государства, и достаточно богат для того, чтобы откупиться от необходимости вникать в интересы самых бедных слоев общества. Таким образом, если интересы едины для подавляющего большинства и не нуждаются в согласовании с иными интересами, политика лишается смысла.

Даже беглый взгляд на отечественные реалии выявит полную невозможность переноса на нашу почву принципов постполитики. При недостроенных политической системе и национальной экономике, проблемах в социальной сфере, а также проблематичном духовном единстве общества, о времени, когда будет необходим только “текущий ремонт”, приходится только мечтать. В нашем обществе еще очень силен интерес к будущему, чтобы можно было отказаться от идеологической борьбы различных систем ценностей за возможность быть воплощенными в жизни. В то же время слабость политической системы рождает соблазн у местной бюрократии и олигархии как можно скорее навязать обществу свою “постполитику”, что в условиях России может быть просто катастрофично, в отличие от благополучной Европы.

Если фактор заботы о будущем представляется столь очевидным в политической сфере для большинства известных обществ (кроме постиндустриального европейского), то почему он исчезает для рационального научного подхода? Представления о ценностях, о благе и его отношению к будущему, о путях ведущих к этому благу и т.д. и т.п. индивидуальны и специфичны для каждой исторической формы общества. Они являются переменными исторического процесса. Единственное, что универсально в политической жизни любых обществ, это сама власть независимо от форм ее утверждения, оправдания и осуществления. Таким образом, власть и становится центральным явлением политической жизни различных обществ при любом научном подходе к ее изучению. Ценности и представления о благе или желанном будущем вообще “проходят по другому ведомству” - культурной истории общества. Но проблемы науки, связанные с особенностями конструирования ей своего объекта или междисциплинарным делением, должны оставаться проблемами науки, а не становиться проблемой того, что она исследует. Так проблемы медицинской науки не должны становиться проблемами пациентов.

Итак, можно смело утверждать, что основной целью (и абсолютной ценностью) для политической деятельности общества является забота о будущем, а власть - только необходимая (но недостаточная) часть средств достижения этой цели (то есть ценность относительная). Если принимается это утверждение, то не остается никаких препятствий для возвращения Ценности в политику.

Политика и игра.

В ХХ веке наука дала три наиболее заметных и, на первый взгляд, альтернативных подхода к изучению и пониманию политики: политика как игра, политика как обмен и политика как коммуникация.

Первый подход исходит из того, что вся культура является в определенном смысле игрой (Й. Хейзинга, “Homo ludens”). Любое явление культуры, любую человеческую деятельность можно описать на основании общераспространенного, но специфического в каждом отдельном случае, четкого структурирования пространства - физического и смыслового, внутреннего и внешнего. Наличие для всех участников общественного взаимодействия особых правил поведения и даже особого языка являющиеся универсальным также трудно игнорировать при изучении различных обществ. Наконец, без учета постоянного присутствия явного или завуалированного соперничества и противоборства во всех проявлениях человеческой деятельности также не обойтись. Для сколько-нибудь внятного описания изучаемого общества, без ответа на вопросы: “Кто? Где? Когда? При каких обстоятельствах и условиях?”, никакое изучение вообще не возможно. Поэтому, как бы кто не относился к теории игр, без определения “игровой площадки”, состава “игроков” и “правил игры” никак не обойтись. Ссылки на очевидность будут здесь не более уместны, чем при серьезном рассмотрении любого иного предмета.

Другое дело, каким образом, например, понимать “поле” - как ограниченное пространство, в котором действуют определенные правила, или, по аналогии с полем физическим, как размытое пространство действия определенных общественных тенденций, организующих взаимодействие всех, вовлеченных в сферу его действия, участников? На первый взгляд, последний подход более предпочтителен, так как позволяет изучать “реальные” процессы и их взаимоотношения, имеющие место в том или ином обществе, в отличие от изучения “представлений о должном”, которые выражены в правилах. Однако, это справедливо только на первый взгляд. Если 22 спортсмена, забыв о мяче, бегают полтора часа друг за другом по газону и дерутся на кулаках, футболом это не назовешь. Возможно, из этого может родиться новая игра, но о сути футбола, как игры, по происходящему безобразию судить невозможно.

Любые правила, установленные в обществе, так или иначе чаще или реже нарушаются, но это никак не ставит под сомнение те практики, которые они регулируют. Но когда количество отклонений от правил превышает критический уровень, мы имеем дело уже с иной практикой, нежели та, которую регулировали данные правила. Не употребление допинга является смыслом спорта, не манипуляции общественным мнением при помощи медийных технологий являются смыслом и сущностью политики, даже если они используются широко и часто. Но если политика уже умерла (или еще не родилась), остается только описывать ее эпифеномены. Постструктуралистский интерес к отклонениям, нарушениям и всякого рода маргиналиям вообще часто приводит к тому, что вполне живое явление в описании выглядит даже более безжизненным, чем его структурный “скелет”. Только совмещение интереса, как к структурным, так и к неструктурным элементам любого явления, по моему мнению, может обеспечить более или менее адекватное его понимание и описание.

Россия сегодня является конституционной демократией с выборным парламентом, и осмысление ее политической жизни необходимо начинать со структурирующего момента именно этого факта. По конституции политическим субъектом является вся совокупность граждан страны. Каждый отдельный гражданин реализует себя в качестве субъекта политики двояким образом - участвуя в выборах своих представителей в законодательные собрания различного уровня и участвуя в деятельности различных общественных организаций и объединений. Таким образом, может быть очерчен круг “игроков”, действующих на поле политики, и проведены между ними наиболее общие различия. Структурные компоненты политических сил задаются их отношением к парламенту и парламентской процедуре вообще. Наиболее принципиальными являются следующие пары таких отношений со стороны общественной организации: избирались (хотя бы раз) в законодательные собрания - не избирались, принимали участие в выборах - не принимали, готовы участвовать в работе органов государственной власти - принципиально не участвуют в их работе и, наконец, признают парламентскую процедуру высшей и единственно возможной формой решения политических вопросов - считают парламент только временным тактическим средством реализации своих политических целей. Эти различия могут позволить построить матрицу для классификации всех возможных политических сил. Поскольку в данной работе такие цели не ставились, достаточно будет привести ряд примеров иллюстрирующих предложенный подход.

Так большинство правозащитных организаций, признавая высшей общественной ценностью демократические парламентские процедуры, по принципиальным соображениям в государственных структурах (в том числе законодательных) не участвуют, а потому не принимают участия и в выборах. Члены этих организаций могут избираться в законодательные собрания только в качестве частных лиц или в составе иных политических сил. (Забегая вперед, необходимо отметить, что правозащитные организации действуют в секторе либеральной идеологии, но подобные общественные объединения можно обнаружить и в консервативном секторе, и в любом другом.) К этой категории следует отнести также независимые сильные профессиональные объединения и союзы, о чем еще нужно будет сказать особо. В качестве другого типа политического “игрока” можно привести пример любой радикальной революционной партии, которая участвует в выборах и работает в парламенте только для того, чтобы получить легальную трибуну для пропаганды своих идей и подготовки к захвату власти непарламентскими методами. Наряду с подобной, в принципе непарламентской партией обычно имеются иные радикальные силы, которые не участвуют в выборах и работе государственных структур по принципиальным соображениям.

Подобное включение кроме политических партий еще и иных общественных организаций и объединений может показаться странным и неправомерным. Но оно является таким только в том случае, когда мы исходим из идеи власти, как центра и основы политики. Если же мы принимаем за такую основу заботу о будущем, то такое расширение структуры политических “игроков” уже не кажется необоснованным. Кроме того, к этому нас подталкивают сами реалии политической жизни и европейских стран, и самой России. Действительно, не являющиеся политическими партиями общественные организации активно участвуют в разработке насущных для страны законопроектов, активно выступают за то или иное политическое решение, активно пропагандируют тот или иной выбор развития страны, поддерживают тех или иных кандидатов на выборах и т.д. То есть реальная политическая работа ими ведется и в политической жизни страны в целом их участие заметно и необходимо.

Если принять предложенный подход, то возникает закономерный вопрос: что считать неструктурными элементами политической системы, и где проходит граница, отделяющая их от собственно структурных элементов? Очевидно, и те и другие являются участниками и конкретными единицами гражданского общества. Но его состав настолько пестр, что политологи затрудняются даже дать ему приемлемое сущностное, а не описательное, определение. Действительно, отличие партии парламентского большинства от общества любителей канареек столь велико и очевидно, что возможность найти для них общий знаменатель кажется весьма маловероятной. Между тем, общество любителей канареек может принять активное участие в разработке закона о гуманном обращении с животными, влияя в перспективе на нравственную атмосферу во всем обществе, может в союзе с другими любителями природы влиять на выработку экологических программ, и даже настаивать на снижении налогов для экономических субъектов, заботящихся о природе. Таким образом, различие между структурными и неструктурными элементами политической системы можно определить через постоянное или только возможное и эпизодическое участие в решении политических вопросов, а также через деятельность по реализации интересов, затрагивающих большинство населения, или интересов в большей мере частных, особых и даже экзотических.

Я осознаю, что такое “втягивание” всего гражданского общества в сферу политической жизни можно расценить как некорректное. Но именно этот подход в состоянии в полной мере объяснить, почему парламентская демократия работает эффективно и продуктивно только там, где гражданское общество развито во всех смыслах, включает в свою активную деятельность большинство населения, а потому и влиятельно (Р. Патнем, “Чтобы демократия сработала”, 1993). Провести четкую границу между структурными и неструктурными элементами политической системы при предложенном подходе вряд ли возможно. В каждой конкретной политической системе и ситуации в ней эта граница будет проходить своеобразно. Так в одних условиях, например, уже упоминавшиеся профсоюзы будут входить в политическую структуру общества, а в других - будут представлять его неструктурную часть. Чем более многочисленны и разнообразны неструктурные элементы политической системы, тем более глубоки и устойчивы представления общества о частном характере любого интереса, что способствует формированию убежденности в необходимости согласования любых интересов внутри общества. Впрочем, это уже относится скорее к “правилам игры”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...