Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика: обмен и коммуникация.




“Правила игры” в политике определяет скорее не законодательство, которое только фиксирует институты и формы взаимодействия, а скорее нравственные представления большинства общества. Для парламентской демократии в частности важнейшей является убежденность в том, что поиск согласия лучше борьбы, согласованная договоренность лучше принуждения, а диалог лучше конфронтации. Второй по значимости можно назвать признание прав любого меньшинства на уважение и учет его интересов при принятии решения. Если участники политической деятельности исходят из прямо противоположных ценностей, парламентская процедура профанируется, а эффективность принятых решений оказывается крайне низкой.

Не так давно (апрель 2003 года) я с любопытством посмотрел теледебаты думских депутатов по вопросу реформы налогообложения. Большинство из присутствующих независимо от партийной принадлежности высказались сходным образом: “Так как эти изменения затрагивают существенные интересы многих групп, за принятие решения придется серьезно бороться”. То есть большая часть парламентариев не собирается учитывать эти интересы или согласовывать их с иными интересами, а явно стремиться навязать свое решение силой.

Высокая эффективность правовой системы в демократических обществах является следствием не специфического правового фетишизма, а глубокого уважения большинства общества к законодательству, которое воспринимается как справедливое благодаря именно процедуре согласования интересов при принятии законов и принципу равенства сторон в процессе правоприменения. Если исполнительная власть “печет” указы, не обращая никакого внимания на мнение парламента или парламентское большинство “продавливает” решения без согласования с меньшинством, к принятым таким образом законом вряд ли может возникнуть уважение или вера в их справедливость. А если еще учесть, что значительная часть наших граждан считает справедливым только то, что соответствует исключительно их интересам, тотальный правовой нигилизм становится легко объяснимым, как и неэффективность всей системы права.

Однако вернемся к “правилам игры”. Когда я на выборах отдаю свой голос конкретному кандидату или анонимному представителю той или иной партии, я передаю ему суверенное право на свою собственную часть властных полномочий и ожидаю, что он распорядится ею в моих интересах. Это и является основным содержанием “сделки” - трансакции обмена в политике. Если мне не повезло и мой представитель оказывается во фракции меньшинства, чье мнение попросту игнорируется, то я оказываюсь “обманутым вкладчиком”. Какие при этом у меня остаются возможности? Больше не ходить на выборы, или голосовать против всех, или поддерживать таких радикалов, которые готовы на все для достижения своих целей. Выбор небольшой. Так что соблюдение правил - лучшее средство против политической апатии и пассивности, и особенно против политического экстремизма.

Но с окончанием выборов обменные трансакции в политике не прекращаются. Необходимость согласования позиций и интересов понуждает различные фракции в парламенте вступать в переговоры и “торг” по поводу принимаемых решений. При этом стратегические цели партии или объединения, выраженные в принятой идеологии, естественно не могут быть предметом этого торга. От ряда целей тактических, этапных на пути к идеальной цели, вполне можно отказаться, если итогом соглашения станет более глубокое продвижение в решении вопросов, которые считаются данной фракцией определяющими для всего процесса политического развития общества. Что же касается средств решения тех или иных стоящих перед обществом политических проблем, то в зависимости от различных условий, они могут считаться принципиальными и не подлежащими обсуждению или вариативными и способными стать предметом уступок.

Таким образом, для каждой политической силы в каждой конкретной ситуации складывается своя особая иерархия ценностей. Причем, чем ниже позиция той или иной ценности, тем скорее она может стать предметом компромисса с оппонентами, а чем выше - тем это менее вероятно. Фактически только ценностное ядро политической идеологии не может стать предметом “сделки”. Остальные ценности являются условными и относительными даже для их “носителей”. В условиях политического торга большинство “игроков” склонно преувеличивать значение для себя тех или иных ценностей, стремясь к более выгодным для себя условиям сделки. Как правило, обыватель принимает эти уловки за чистую монету и, не различая риторику и стремления к действительно значимым целям, после достигнутых соглашений и уступок склонен считать политиков безнравственными негодяями, торгующими “самым святым” - принципами. Тем более что обычным является смешение политических и этических ценностей. (О специфике политических ценностей см., например, “Политические ценности в жизнедеятельности людей” Виноградов В. Д.)

Все рассмотренные выше в понятиях обмена трансакции могут быть поняты и описаны также в качестве коммуникативных. Социальная антропология давно понимает эти два подхода как взаимодополняющие при изучении традиционных обществ (Э. Лич, “Культура и коммуникация”,1976), и нет никаких оснований для отказа от этого и при изучении обществ вполне модернизированных или находящихся в процессе модернизации. Там где оба подхода пересекаются, где ценность совпадает со смыслом, обнаруживают себя значимые проблемные узлы, отношения между которыми могут стать основой для структурирования и “игрового” поля политики. Такая стратегия вовсе не предполагает стремления к интегральному единому подходу в понимании и описании политической сферы общественной жизни, что может существенно снизить совокупные эвристические возможности, имеющиеся у различных подходов. Напротив, создание возможностей для “перевода” данных, полученных в условиях одного подхода, на языки других подходов может расширить способность к порождению смыслов каждого из них. Кроме того, появляется возможность “независимой проверки” полученных данных.

Для начала следует попытаться саму задачу структурирования политического поля сформулировать в рамках коммуникативного подхода. В этом существенную помощь может оказать лингвистика, взятая в качестве метафоры. Если политика, как и любое другое явление культуры, является Языком, то какой именно уровень языковой реальности нас интересует в данном случае? Анализ всеобщих условий коммуникации и правил перестановки знаков является слишком высоким уровнем рассмотрения, в котором может потеряться рассматриваемое явление - группа “родственных” политических систем - европейских (в культурном, а не географическом смысле) парламентских демократий. С другой стороны, структурный анализ конкретной политической ситуации подобный предпринятой в конце 60-х годов А. Амальриком (“колесо идеологий” в книге А. Вишневского “Серп и рубль”, 1998) скорее можно соотнести с грамматическим анализом конкретного акта высказывания - единицы Речи. Поставленная мной задача скорее может быть соотнесена со сравнительным анализом индоевропейской семьи языков и попыткой реконструкции общей для них основы – “праязыка”.

В таком случае “конечный продукт” будет являться исключительно гипотетической конструкцией, а конкретные политические системы в силу специфических для каждого случая исторических обстоятельств будут существенно отличаться от него “неполнотой”. Именно таковы отношения между Языком и Речью, когда любое высказывание опирается на целое Языка, но использует только его небольшую часть. Лакуны, пропуски и пустоты, обнаруживаемые в той или иной политической системе по сравнению с теоретической моделью могут нести информацию не меньшую, чем имеющиеся позитивные элементы и их взаимные отношения, а, возможно - и большую. Так, например, в психоаналитической процедуре одно умолчание может сообщить больше, чем все окружающие его высказывания. Сама модель политического “языка” парламентских демократий может способствовать рационализации и упорядоченью языка современной политики, разрешению от накопившихся в нем несуразностей и неточностей.

Идеологии и ценности.

Сегодня сложилась странная ситуация, когда ученые-гуманитарии нередко отказываются дать определение предмету своих исследований, ссылаясь на невозможность такого определения. Исследователь может быть автором многих книг и статей о цивилизации, например, но дать ей определение отказывается принципиально. Это в полной мере относится и к понятийному определению различных идеологий. Действительно, дать определение какой-либо идеологии невозможно, если представлять ее как хаотическое сцепление разнородных элементов или многомерную сеть отношений (“ризому”) между равноправными элементами и без четких границ. Однако любая идеология является иерархической системой строго центрированной на ряд определяющих ценностей, а ее изменчивость и непостоянство скорее напоминают “танец” планет вокруг солнца - множество комбинаций небольшого числа элементов. Это позволяет надеяться на успех системного рассмотрения идеологий и их взаимоотношений.

Первой по времени появилась консервативная (“классическая республиканская”) идеология. Зародившись еще в архаическую эпоху, она была окончательно сформулирована античными философами. В ее основе лежит признание высшей ценностью общего блага. В различные исторические периоды представления об общественном благе, разумеется, менялись, но ядро этих представлений остается неизменным по сей день. Его существенными элементами являются внешняя и внутренняя безопасность, экономическое благополучие и процветание, политическая и социальная стабильность, а также культурная преемственность и единство. Представления о средствах достижения этих целей могут быть вариативны, зависеть от конкретной политической ситуации и характера политических сил, исповедующих консерватизм, но ведущими обычно являются иерархический подход и властное регулирование.

Рождение либеральной идеологии связывают с именем Никколо Макиавелли, но развитие основных ее положений было осуществлено в XVII веке британским мыслителями и позднее развито Монтескье в учении о естественных правах человека. Высшими ценностями либерализма является человеческая личность и ее права. Главным условием развития и реализации человеческой личности признается ее автономность и абсолютная свобода во всем, что не ущемляет свободы других людей (отсюда и само название идеологии). Эта идея, спроецированная на различные сферы деятельности общества, ведет к признанию необходимости стремления к максимально возможным политическим, экономическим и духовным свободам, что является основой ядра либеральной идеологии. Права человека и гражданина, призванные гарантировать декларируемые свободы, также принадлежат этому ядру.

Консервативная и либеральная идеологии с утверждением парламентаризма вступили в противоборство и взаимодействие в органах представительской власти и в широких общественных дискуссиях. Это привело их носителей к фактическому взаимному признанию, которое выразилось в принятии высших ценностей оппонента в качестве только допустимых ценностей и вспомогательных по отношению к собственным ценностям, а целей оппонента - в качестве возможных, но не обязательных средств достижения собственных целей. Действительно, только в стабильном во всех отношениях, процветающем и относительно безопасном обществе можно гарантировать права и свободы граждан. С другой стороны, большую часть консервативных целей можно достичь только в условиях свободного согласия граждан, на основе их свободной активности и стремления к личному благополучию. Конечно, это только один из множества разнообразных способов (и/или вариантов) реального взаимодействия конкурирующих идеологий. Но он интересен для нас благодаря эффекту “зеркальности” двух конкурирующих идеологий, которая удивительным образом напоминает “зеркальность” мифов двух соседних племен в описании Клода Леви-Стросса.

В данном месте текста стоит рассмотреть на конкретном примере продуктивность ценностного подхода к пониманию политической теории и практики. Гэррет Шелдон в книге “Политическая философия Томаса Джефферсона” ставит задачей своего исследования ответ на вопрос: каких взглядов придерживался Джефферсон в большей мере, либеральных или республиканских? В результате исследования делается вывод о том, что те и другие взгляды сочетались в теоретической и практической политической деятельности Джефферсона в различных комбинациях, зависящих от конкретной политической ситуации. На мой взгляд, поставленный вопрос так и не получил ответа в тексте книги. Если бы вопрос был сформулирован иначе: “Какие идеологические ценности исповедовал Джефферсон?”, то ответ мог бы быть более определенным. Если основываться на изложенных в книге исторических фактах, становится видно, что Томас Джефферсон относился с большим уважением к либеральным ценностям, но только как к средствам достижения консервативных политических целей. В тех случаях, когда он сомневался в возможной эффективности либеральных средств для достижения поставленных целей, он прибегал к собственно консервативным средствам. Таким образом, можно утверждать, что Томас Джефферсон исповедовал консервативные (классические республиканские) ценности, но признавал и относительную ценность либеральных средств, именно как средств.

Возвращаясь к изложению формирования политических идеологий после этого небольшого отступления, необходимо отметить, что рождение новых идеологических систем было связанно с переосмыслением политического понятия справедливости в новых исторических условиях. Для консерватизма и либерализма в раннем буржуазном обществе вопрос о справедливости фактически не стоял. Общественная справедливость достигалась, по их мнению, сама собой благодаря справедливому устройству общества. Действительно, мелкий буржуа вкладывал в дело личные средства, знания, умения, время и труд, а успех его дела и уровень материального вознаграждения зависели от того, насколько точно ему удалось определить потребность общества в тех или иных товарах и услугах, от того, на сколько полно и качественно он смог удовлетворить эту потребность. В случае ошибки или неудачи он лишается всего (своего!), что вполне справедливо. При оплате наемного труда определяющей была распространенность или редкость трудовых умений и навыков: если работу без особой подготовки могут выполнять миллионы - ее оплата минимальна, если - тысячи - средняя, а если только сотни - высокая, что тоже выглядит достаточно справедливым.

Но даже в период становления буржуазной эпохи не все и не во всех общественных институтах видели воплощение справедливости. Так Бенджамин Франклин (1706 - 1790) в автобиографии выступает против самой идеи интеллектуальной собственности как не отвечающей справедливости. По его мнению, носителем культуры и хранителем знаний является все общество, а изобретатель или творец по справедливости должны были бы разделить свое вознаграждение со скромными учителями, которые их учили, с анонимными библиотекарями и типографами, которые сделали возможным доступ к необходимой информации, и всей чередой предшественников, на чьи труды опирается любая новация, то есть в пределе со всем обществом. Именно такое понимание общественной справедливости стало актуально в индустриальную эпоху и для политико-экономических областей общественной жизни.

Индустриальный магнат привлекает немалые средства широких слоев населения через продажу акций или иным путем, использует весь научный, культурный и интеллектуальный потенциал, накопленный обществом, использует труд многих тысяч людей, то есть использует все возможные ресурсы своего общества. Если его предприятие было успешным, вкладчики получают мизерные дивиденды и надежду на подорожание акций в будущем, государство получает налоги, которые нередко используются в интересах тех же крупных корпораций, и только небольшой круг организаторов и руководителей имеет немалые доходы. Если же предприятие приходит к банкротству, то вкладчики теряют свои деньги, работники теряют работу, государство бывает вынуждено принять решение о дополнительных затратах из бюджета на снижение возможных негативных последствий для всей экономики, и только организаторы и руководители фактически ничего не теряют. Банкротство американской компании “Энрон”, которому уделили большое внимание СМИ всего мира, вновь показало, что и в постиндустриальном обществе часто решения принимаются одними людьми, а ответственность наступает совсем для других. В условиях, когда возможен неограниченный импорт рабочей силы и перенос любого из производств в слаборазвитые страны, говорить о возможности справедливой оплаты наемного труда тоже не приходится.

Именно это ощущение несправедливости устройства общества лежало в основе многих социалистических учений и привело в середине XIX века к возникновению теории Карла Маркса об исторически необходимом появлении в будущем общества всеобщей справедливости. С этого времени социалистическую идеологию можно считать сформированной в общих чертах. Ее высшей ценностью является справедливое распределение общественных благ. Средствами для достижения этой цели признаются замена частной собственности на государственную, непосредственное руководство экономикой со стороны государственных органов - стимулирование одних отраслей промышленности и лишение поддержки других, непосредственное властное регулирование цен, тарифов и заработных плат, а также организация образования, здравоохранения и социальной защиты. Умеренная, не радикальная часть социалистических партий признавшая ценность парламентской демократии отказалась от идеи тотального использования перечисленных средств, признавая, однако, необходимость их применения в целом ряде отраслей и для целого ряда политических обстоятельств.

То, что социалистическая идеология непосредственно опирается на ту часть теории К. Маркса, которая посвящена критике предшествующих идеологий и их реализации в политической практике общества, обычно маскирует очевидное - речь по-прежнему идет об общественном благе, но понимаемом иначе, в ином ракурсе и в иной перспективе. Таким образом, между консервативной и социалистической идеологиями существуют отношения, если не зеркальности (как в отношениях между консерватизмом и либерализмом), то своеобразной “обращенности” - сходства, не исключающего прямую противоположность.

Другая ветвь последователей Карла Маркса, опиравшаяся в большей степени на ту часть его учения, в которой дается позитивная цель исторического становления общества - всестороннее развитие человеческой личности на основе ее раскрепощения, оформилась в качестве носителей социал-демократической идеологии. Разделяя с социалистами их представления о справедливости, социал-демократы утверждали собственные ценности в полемике с либералами. С одной стороны они принимают и понимают значимость либеральных свобод и прав, с другой - считают их пустой декларацией без реализации экономических прав и свобод человека и его социальной защиты. Равенство правовых возможностей, по их мнению, должно быть дополнено равенством возможностей экономических. Действительно, зачем деревенской бабушке свобода передвижения, если на свою пенсию она может доехать только до райцентра? Право на труд и его достойную оплату, экономические гарантии, льготы и привилегии для тех, кто не может заработать самостоятельно по объективным причинам и многое другое сближает их программы с направлениями работы профсоюзов.

Таким образом, социал-демократическая идеология также своеобразным образом соотносится с либерализмом с одной стороны и социализмом - с другой. Всего нами выделено четыре сектора политического поля, которые задаются четырьмя бинарными оппозициями - парной соотнесенностью идеологий друг с другом. Эти “противопоставления” и задают ценностную структуру политического поля (см., например, “Производство политического поля в современной России” Качанов Ю. Л.). Остается ответить на вопрос: где затерялись остальные идеологии? По крайней мере, необходимо объяснить место и роль таких влиятельных идеологий, как коммунистическая, националистическая и христианско-демократическая, например. Этому и будут посвящены следующие две главы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...