Формы изучения и контроля уровня знаний
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Программа курса, задания для контрольных работ,
Брянск 2010 г. Информационная безопасность. Программа курса, задания для контрольных работ, методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения специальности 080105 - «Финансы и кредит». - Брянск: БГТУ, 2010. -14 с.
Разработали: А.И. Демиденко, канд. технич. наук, доц., И.А. Демиденко, канд. технич. наук, доц.
Рекомендовано кафедрой «Экономика, организация производства, управление» БГТУ (протокол № 1 от 07.02.2010)
Научный редактор: В.М. Панченко Редактор издательства: Л.И. Афонина Компьютерный набор: А.И.Демиденко
Темплан 2010, п.
Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная Офсетная печать. Печ.л. 0,75 Уч.-изд.л. 0,75 Тираж 50 экз. Заказ Бесплатно.
Брянский государственный технический университет 241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ. 58-82-49 Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16 ВВЕДЕНИЕ Целью настоящей дисциплины является ознакомление с тенденциями развития информационной безопасности, с моделями возможных угроз, терминологией и основными понятиями теории безопасности информации, а также с нормативными документами США и России, по данному вопросу. Задачи изучения дисциплины: - исследования и анализ причин нарушения безопасности компьютерных систем; - формирование представления о принципах разработки эффективных моделей безопасности, адекватных современным уровням развития программных и аппаратных средств, а также возможностям злоумышленников и разрушающим программным средствам построения и функционирования глобальной сети Интернет;
- дать представление о методах и средствах корректного внедрения моделей безопасности в существующие вычислительные системы с возможностью гибкого управления безопасностью в зависимости от выдвигаемых требований, допустимого риска, и расхода ресурсов. Программа дисциплины «Информационная безопасность» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - состояние исследований в России и в мире по затронутой проблеме; - основные понятия по информационной безопасности; - модели угроз со стороны нарушителя безопасности информационной системы; - организационные и нормативные документы, действующие в России и США; уметь: - строить модель угроз применительно к конкретной информационной системе; - правильно пользоваться программными и аппаратными ресурсами предприятия с целью обеспечения информационной безопасности информационной системы; - правильно действовать в условиях использования вычислительной техники и программного обеспечения в сети; - правильно реализовывать на предприятии схему обеспечения информационной безопасности. обладать навыками построения защищенных экономических систем. На изучение дисциплины отводится 100 часов в рамках 4-го семестра, в том числе установочные и обзорные лекции – 8 часов, лабораторные работы – 4 часа. Предусмотрено выполнение контрольной работы. Форма контроля – зачет.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Лекция 1 (0,5 часа)
Тема 1. Цели и задачи курса, Основные тенденции развития информационной безопасности (ИБ). Лекция 2 (1 час) Тема 2. Классификация угроз ИБ. Виды противников или «нарушителей».
Основные закономерности возникновения и классификация угроз информационной безопасности. Пути и каналы утечки информации. Пользователи и злоумышленники в Internet. Классические методы взлома интрасетей. Современные методы взлома интрасетей.
Лекция 3 (1 час) Тема 3. Информационная безопасность в условиях функционирования в России глобальных сетей. Информационные технологии и право. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. О политике безопасности для работы в Интернете. Лекция 4 (1 час) Тема 4. Понятие и классификация «компьютерных вирусов». Классификация «компьютерных вирусов». Файловые вирусы. Загрузочные вирусы. Макровирусы. Сетевые вирусы. Вредные программы.
Лекция 5 (1 час) Тема 5. Три вида возможных нарушений информационной системы. Защита. Основные определения и критерии классификации угроз. Основные угрозы доступности. Основные угрозы целостности. Основные угрозы конфиденциальности.
Лекция 6 (1 час) Тема 6. Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны, нормативно-справочные документы. Назначение и задачи в сфере обеспечения информационной безопасности на уровне государства. Законодательный уровень информационной безопасности. Обзор российского законодательства в области информационной безопасности. "Оранжевая книга" как оценочный стандарт. Рекомендации X.800. Стандарт ISO/IEC 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий". Руководящие документы Гостехкомиссии России. Лекция 7 (1 час) Тема 7. Основные положения теории информационной безопасности информационных систем. Политика безопасности. Программа безопасности. Управление рисками. Модели безопасности и их применение.
Лекция 8 (1 час) Тема 8. Методы криптографии. Классификация средств криптографической защиты информации. Симметричные алгоритмы шифрования. Асимметричные алгоритмы шифрования. Функции хэширования. Электронная цифровая подпись. Идентификация и аутентификация. Управление криптографическими ключами.
Лекция 9 (1 час) Тема 9. Основные технологии построения защищенных ЭС.
Виртуальные частные сети VPN. Построение защищенных виртуальных каналов на канальном и сеансовом уровнях. Применение стека протоколов IPSec. Технологии межсетевых экранов. Технология адаптивного управления ИБ.
Лекция 10 (1 час) Тема 10. Место информационной безопасности экономических систем в национальной безопасности страны.Концепция информационной безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Основной формой обучения студентов-заочников является самостоятельная работа над учебным материалом, которая состоит из следующих элементов: - изучение материала по учебникам; - решение задач и разбор примеров; - ответы на вопросы для самопроверки - выполнение контрольных работ. В помощь заочникам проводится чтение лекций. Студент может обращаться к преподавателю с вопросами для получения устной консультации. Указания студенту по текущей работе даются также в процессе рецензирования контрольных работ. Однако он должен помнить, что только при систематической и упорной самостоятельной работе помощь университета будет эффективной. Завершающим этапом изучения курса является сдача зачета в соответствии с учебным планом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|