Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ 3 страница




с. 703 29. В промежутке находится область Гадарида, которой также завладели иудеи. Затем идут Азот и Аскалон. От Иамнии до Азота и Аскалона около 200 стадий. Область аскалонитов весьма пригодна для выращивания лука, а сам город незначителен. Родом отсюда философ Антиох, живший незадолго до нашего времени. Из Гадариды происходили Филодем Эпикуреец, Мелеагр, Менипп сатирик и мой современник ритор Феодор.

30. Близ Аскалона идут гавань жителей Газы и город Газа, лежащий в 7 стадиях от нее внутри страны. Некогда город был знаменит, но после разрушения Александром заброшен. Отсюда, как говорят, переход сухим путем до Элы составляет 1260 стадий. Эла — это город, расположенный в углублении Аравийского залива. Углубление состоит из двух частей. Одна из них простирается к области у Аравии и Газы (ее называют Эланитой по имени города, расположенного в ней); другая тянется до области близ Египта у Героонполя; переезд до нее сухим путем из Пелусия короче. Переезды эти совершают на верблюдах через пустыню и пески; в пути попадается также много пресмыкающихся.

31. После Газы следует Рафия, где произошла битва между Птолемеем IV и Антиохом Великим. Затем идет Риноколура27, названная так от населявших ее в древности людей с отрезанными носами. Действительно, какой-то эфиопский царь совершил нападение на Египет и, вместо того чтобы убить преступников, отрезал им носы и поселил здесь; он полагал, что они из стыда за свое безобразие больше не осмелятся совершать злодеяния.

32. Вся область, начиная от Газы, скудная и песчаная; но еще больше C. 760такими же свойствами отличается страна, непосредственно лежащая над ней. В этой стране находится озеро Сирбонида, лежащее почти параллельно морю, в промежутке оно оставляет небольшой проход вплоть до так называемой Экрегмы28. Длина Сирбониды около 100 стадий, а наибольшая ширина — 50. Теперь Экрегма засыпана землей. Далее идет другая, подобного рода местность вплоть до Касия, а оттуда до Пелусия.

33. Касий — это песчаный безводный холм, образующий мыс. Здесь погребено тело Помпея Великого и стоит святилище Зевса Касия. Недалеко от этого места был убит Помпей Великий, изменнически умерщвленный египтянами. Затем следует дорога на Пелусий; на ней лежат Герры, так называемое Укрепление Хабрия и глубокие ямы подле Пелусия, образованные разливами Нила, так как эта область по природе углубленная и болотистая. Такова Финикия. Согласно Артемидору, от Орфосии до Пелусия 3650 стадий, включая изгибы заливов; от Мелен же, или Меланий, что в Киликии близ Келендериды, до границ Киликии и Сирии — 1900 стадий; отсюда до реки Оронта — 520, до Орфосии — 1130 стадий.

34. Что касается Иудеи, то у ее западных границ в сторону Касия находятся область идумеев и озеро. Идумеи — это набатеи, изгнанные с. 704 оттуда29вследствие восстания; они присоединились к иудеям и переняли их обычаи. Б о льшую часть приморской области занимают озеро Сирбонида и примыкающая к нему страна до Иерусалима, так как город находится недалеко от моря. Действительно, как я уже сказал30, город виден из гавани Иопы. Эта область лежит к северу. Как вообще в этой стране, так и в каждой отдельной местности население смешанное из египетских, арабских и финикийских племен. Таковы обитатели Галилеи, Гиерикунта, Филадельфии и Самарии (которую Ирод [Великий] назвал Себастой). Хотя население здесь, таким образом, разношерстное, но преобладающее [из заслуживающих доверия] сказаний о иерусалимском храме изображает предков так называемых теперь иудеев египтянами.

35. Моисей31, один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта. Недовольный существовавшим там положением дел, он переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитателей божества. Действительно, Моисей утверждал и учил, что у египтян и ливийцев неправильное представление о божестве, так как они изображают его в образах диких зверей и домашнего скота32; ошибаются и C. 761греки, представляющие богов в человеческом образе. Ведь, по его мнению, бог есть одно, единое существо, которое объемлет всех нас, землю и море — то, что мы называем небом или вселенной, или природой всего сущего. Кто, будучи в здравом уме, дерзнет создать изображение такого бога, похожее на какой-нибудь из окружающих нас предметов? Напротив, следует оставить изготовление всяческих изображений божества и, отделив священный участок и подобающее святилище, почитать его без изображения. И те, кто имеет вещие сны, должны спать в святилище, не только они сами ради своей пользы, но и другие ради [пользы] остальных. Живущие воздержанно, праведной жизнью всегда могут ожидать от божества какого-нибудь блага, дара или знамения, но прочие пусть не ожидают ничего.

36. Излагая такого рода учение, Моисей убедил немалое число разумных людей и увел их вместе с собой в то место, где теперь находится поселение Иерусалима. Землей этой ему удалось легко завладеть, так как она была незавидного качества и за нее никто не стал бы серьезно бороться. В самом деле, это скалистая страна, правда обильная водой, но окрестные области бедны и безводны, а внутренняя часть страны на 60 стадий имеет также каменистый слой под поверхностью почвы. В то же время Моисей вместо оружия выставлял вперед святыню и божество, которому он желал найти место для почитания33; народу он обещал установить культ и священные обряды такого рода, чтобы те, кто принял его, не тяготились расходами, одержимостью божеством или другими нелепыми действиями. Подобными средствами Моисей снискал себе уважение и установил необычного рода власть, так как все окрестные народности охотно присоединялись к нему ради таких поучений и обещаний.

37. Преемники Моисея некоторое время оставались верны его учению, ведя праведную и истинно благочестивую жизнь. Впоследствии жреческая с. 705 должность оказалась сначала в руках людей суеверных, а затем — самовластных. От суеверия пошло воздержание от некоторых родов пищи, от которых даже и теперь у них существует обычай воздерживаться; обрезание мальчиков и вырезание у девочек и некоторые другие обряды такого рода, установленные законом. Из тираний возникли разбойничьи шайки34. Мятежники разоряли страны, как свою, так и соседнюю; другие же, действуя заодно с правителями, грабили чужое добро и подчинили себе значительную часть Сирии и Финикии. Тем не менее, они сохраняли известное уважение к своему главному городу, так как не чувствовали к нему отвращения как к местопребыванию тиранов, но чтили и уважали его как святыню.

38. Таков ход вещей и таков обычай, общий для греков и варваров. Ведь объединенные в гражданские общины, они живут по общему закону. Действительно, иным путем народным массам в какой-нибудь стране было бы невозможно делать одно и то же в согласии друг с другом (в чем именно и состоит гражданский союз) или вообще вести общественную C. 762жизнь. Закон же этот двоякий, так как исходит или от богов, или от людей. Древние по крайней мере божественный закон считали выше и священнее, поэтому того, кто вопрошал оракула, весьма уважали; он приходил в Додону, чтобы

 

Волю Зевеса услышать с дуба с высокой листвою,

(Од. XIV, 328)

 

обращаясь к Зевсу как к советнику; а в Дельфы

 

Подкинутого сына стараясь отыскать,

Или нет его на свете;

(Еврипид. Финикиянки 36)

 

а сын сам

 

Отправился, родителей желая отыскать,

В жилище Феба.

(Еврипид. Финикиянки 34)

 

И Минос из критян

 

…царствовал

Каждый девятый год собеседник Крониона мудрый,

(Од. X, 19)

 

который, по словам Платона, каждые 9 лет поднимался в пещеру Зевса, получая от него приказания, и затем приносил их людям. То же самое делал и Ликург35, подражатель Миноса; ведь Ликург часто, по-видимому, уезжал с родины и вопрошал Пифию, какие повеления ему нужно передать лакедемонянам.

с. 706 39. Какая бы доля истины ни содержалась в этих сказаниях, в них верили и принимали как закон. Поэтому и прорицатели были в таком почете, что считались даже достойными царской власти, так как они объявляют нам не только при жизни, но и после смерти веления и указания богов. Так, например, Тиресий:

 

Разум ему сохранен Персефоной и мертвому; в Аде

Он лишь с умом; все другие безумными тенями веют.

(Од. X, 494)

 

Таковы Амфиарай, Трофоний, Орфей, Мусей и бог у гетов, которым в древности был какой-то пифагореец Замолксий36, а в наше время Декеней37, прорицатель у Беребиста; у боспорцев — Ахаикар, у индийцев — гимнософисты, у персов — маги и некроманты, а также леканоманты и гидроманты; у ассирийцев — халдеи, у римлян — тирренские составители гороскопов38. Такими же, как эти люди, были Моисей и его преемники, которые впоследствии извратили неплохое начало.

40. Итак, когда Иудеей уже открыто управляли тираны, первым Александр объявил себя царем вместо жреца. Сыновьями его были Гиркан и Аристобул. Во время распрей между ними из-за власти пришел Помпей, низложил их обоих, разрушил крепости и взял штурмом Иерусалим. Последний представлял собой хорошо укрепленную крепость на скале; C. 763внутри крепости воды было много, зато местность за стенами являлась совершенно безводной. Вокруг крепости был проведен ров, пробитый в скале, 60 футов глубиной и 250 шириной. Из выломанного [из скалы] камня была воздвигнута храмовая стена с башнями. Помпей, как говорят, взял город, воспользовавшись днем поста39, когда иудеи воздерживались от всякой работы; он велел засыпать ров и сверху набросить штурмовые лестницы. Он приказал разрушить все стены и, насколько возможно, уничтожить разбойничьи гнезда и казнохранилища тиранов. 2 таких разбойничьих притона представляли собой крепости, расположенные в горных проходах по направлению к Гиерикунту, — Фрекс и Тавр; другие — Александрий, Гирканий, Махерунт и Лисиада и те, что около Филадельфии, а также Скифополь близ Галилеи.

41. Гиерикунт — это равнина, окруженная чем-то вроде горной области, которая примыкает к ней в виде театральной сцены. Здесь находится пальмовая роща, где, правда, вперемежку растут и другие садовые и плодовые деревья, но в большинстве пальмы. Длина рощи 100 стадий; вся роща орошается потоками и полна жилищ. Здесь находятся также царский дворец40и сад с кустами бальзама. Бальзам — душистое кустарниковое растение, похожее на китис41и терминф42. Кору его надрезают, а сок в виде густого молока собирают в сосуды; в маленьких количествах бальзам затвердевает. Сок этот удивительным образом исцеляет головные боли, катаракты в начальной стадии, а также близорукость. Как бы то ни было, сок бальзама ценится очень высоко, тем более что он добывается только здесь. Такова и пальмовая роща, где только и произрастает с. 707 финиковая пальма с плодами в виде грецкого ореха (за исключением вавилонской рощи и рощ за пределами Вавилонии на восток). Поэтому эти растения приносят большой доход. Бальзамовое дерево употребляют также в качестве душистой приправы.

42. Озеро Сирбонида велико43. Действительно, некоторые утверждают, что оно 1000 стадий в окружности. Однако в длину оно простирается вдоль побережья немного больше 200 стадий; у берегов озеро глубоко, вода его настолько тяжела, что здесь не нужно умения плавать: человек, погрузившийся в озеро до пупа, немедленно поднимается. Озеро полно асфальта. От времени до времени асфальт извергается на поверхность из самой глубины с пузырьками, как будто происходит кипение воды. Поверхность воды, вздуваясь, получает вид холма. Вместе с асфальтом поднимается на поверхность большое количество похожей на дым копоти, но незаметной для глаза. От этой копоти ржавеет медь, серебро, все блестящие предметы и даже золото. Окрестные жители, как только их сосуды покрываются ржавчиной, знают, что начинается извержение асфальта; затем они приготовляются к добыванию его с помощью плотов, сооружаемых C. 764из камыша. Асфальт представляет собой глыбу земли, которая сначала под влиянием тепла становится жидкой, а затем извергается наружу, разливаясь по поверхности. Потом от действия холодной воды (ибо такова и есть вода в озере) земля эта снова переходит в твердое состояние, так что ее нужно резать и рубить. Асфальт плавает на поверхности благодаря тому естественному свойству воды, в силу которого, как я уже сказал, здесь не нужно умения плавать. Никто, погрузившись в озеро, не может утонуть, но поднимается водой на поверхность44. Жители подплывают на плотах, вырубают асфальт и увозят такое количество, сколько каждый может взять.

43. Таково свойство этого явления. Однако, по сообщению Посидония, местные жители, будучи колдунами, применяют заклинания, а также пользуются мочой и другими зловонными жидкостями, которыми они обливают асфальт, затем его выжимают, дают затвердеть и разрезают на куски. Быть может, в самой моче уже заложено какое-то свойство подобного рода, как например в мочевом пузыре страдающих каменной болезнью образуется хрисоколла45, а также обнаруживается в детской моче. То, что это явление происходит в середине озера, понятно, потому что и источник огня и асфальта находится посередине. Однако извержение происходит нерегулярно, потому что движение огня, как и многих других токов воздуха, не подчиняется известному нам порядку. Подобные же явления можно наблюдать у Аполлонии в Эпиротиде46.

44. В пользу того, что эта земля насыщена огнем, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных с. 708 жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена, который утверждает противное, территория эта некогда была озером и б о льшая ее часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии47.

45. В Гадариде также есть вредоносная озерная вода; если скот напьется ее, то теряет шерсть, копыта и рога. В озере, в так называемых Тарихеях, встречается прекрасная рыба для засола; в этой местности произрастают плодовые деревья, похожие на яблони. Египтяне применяют асфальт для бальзамирования покойников.

C. 76546. Помпей отделил от Иудеи некоторые области, захваченные иудеями силой, и отдал Гиркану48верховное жречество. Впоследствии Ирод, один из его потомков, человек местного происхождения, пролез в должность верховного жреца. Ирод настолько выделялся среди предшественников, в особенности благодаря своим связям с римлянами и мудрому управлению государственными делами, что был провозглашен царем, причем эту власть он получил сначала от Антония, а затем от Цезаря Августа. Одних своих сыновей он сам умертвил за то, что они будто бы злоумышляли против него, а других после смерти назначил наследниками, отдав им части своего царства. Цезарь почтил сыновей Ирода, его сестру Саломею и ее дочь Беренику. Сыновья его не были счастливы. Они подверглись обвинениям, и один из них49окончил жизнь в изгнании, найдя пристанище у галатов-аллоброгов, тогда как другие50, проявив величайшую угодливость, добились (и то с трудом) возвращения, причем каждый получил в управление тетрархию.

 

III

 

1. Вся Аравия, кроме области скенитов в Месопотамии, лежит над Иудеей и Келесирией вплоть до Вавилонии и речной области Евфрата по направлению к югу. Итак, я уже сказал1о Месопотамии и об обитающих в ней племенах. Что же касается областей на другой стороне Евфрата, то земли вблизи его устьев занимают вавилоняне и племя халдеев, о которых я тоже уже упомянул2; землями же, непосредственно следующими за Месопотамией до Келесирии, именно частью близ реки, как и самой Месопотамией, владеют арабы-скениты, которые разделены на мелкие самостоятельные княжества; живут арабы в бесплодных из-за недостатка воды местностях; земледелием они вовсе не занимаются или же очень мало, но зато держат домашний скот всевозможной породы, главным образом верблюдов. Над арабами-скенитами находится обширная пустыня; области с. 709 еще дальше к югу от арабов занимают жители так называемой Счастливой Аравии. Северную сторону Счастливой Аравии образует упомянутая пустыня, восточную — Персидский залив, западную — Аравийский залив, южную — большое море (вне этих обоих заливов), которое все целиком называется Красным морем.

2. Персидский залив называется также Персидским морем. Эратосфен дает такое описание его. Вход в залив, говорит он, настолько узок, что от Гармозов, мыса Кармании, можно видеть мыс у Мак в Аравии. Побережье направо от входа в залив, будучи круглым, вначале склоняется от Кармании немного к востоку, а потом к северу, затем — к западу вплоть до Тередона и устьев Евфрата. Побережье охватывает берег карманиев C. 766и частично персов, сусийцев и вавилонян на протяжении приблизительно 10 000 стадий. Об этих народностях я уже говорил3. Отсюда дальше до устьев побережье идет еще на 10 000 стадий, как, согласно Эратосфену, сообщает Андросфен фасиец, который не только сопровождал в плавании Неарха, но и самостоятельно плавал вдоль побережья Аравии. Отсюда ясно, что это море только немного уступает по величине Евксинскому морю. Андросфен, совершивший с флотом плавание вокруг залива, по словам Эратосфена, сообщает, что если плыть вдоль берега, держа материк на правой стороне, то непосредственно за Тередоном встретишь лежащий перед берегом остров Икар и на нем храм, посвященный Аполлону, с оракулом Таврополы4.

3. Проплыв вдоль берегов Аравии 2400 стадий, встретишь расположенный в глубоком заливе город Герры — поселение халдейских изгнанников из Вавилона, живущих в местности с соленой почвой и в домах, построенных из каменной соли. Но так как постоянно отделяющиеся из-за солнечного жара пластинки соли отпадают, жители поливают стены водой, сохраняя таким образом их плотными. Город находится от моря в 200 стадиях. Геррейцы занимаются торговлей, перевозя сухим путем главным образом аравийские товары и благовония. Однако Аристобул, напротив, утверждает, что геррейцы б о льшую часть товаров ввозят в Вавилонию на плотах; отсюда они плывут с товарами вверх по Евфрату до Фапсака, а затем развозят по суше по всем частям страны.

4. Проплыв далее, встречаем другие острова — Тир и Арад, где находятся святилища, похожие на финикийские. По крайней мере жители островов утверждают, что одноименные финикийские острова и города являются их колониями. Эти острова находятся на расстоянии десятидневного пути от Тередона и в одном дне пути от мыса близ устья залива у Мак.

5. Неарх и Орфагор сообщают, что в 2000 стадий к югу от Кармании в открытом море лежит остров Огирис, на котором показывают могилу Эрифры — большой курган, обсаженный дикими пальмами. Эрифра был царем этой страны, и от него получило свое название Эрифрейское море5. По словам Неарха, об этом сообщил им Мифропаст, сын фригийского сатрапа Арсита; Мифропаст, изгнанный Дарием, жил на этом острове и с. 710 присоединился к македонянам, когда те высадились в Персидском заливе, и искал возможности возвратиться с их помощью на родину.

6. Вдоль всего побережья Красного моря в глубине моря растут деревья, похожие на лавр и маслину; во время отливов деревья эти полностью выступают из воды, а во время приливов иногда совсем скрыты6, в то время как лежащая над морем земля лишена деревьев; так что это C. 767явление становится тем более странным. Таковы сообщения Эратосфена о Персидском море, которое, как я сказал, образует восточную сторону Счастливой Аравии.

7. По словам Неарха, они встретили Мифропаста вместе с Мазеном. Этот Мазен был правителем какого-то острова в Персидском заливе. Остров назывался Оаракта. Мифропаст нашел на этом острове убежище и радушный прием после своего бегства из Огириса. Кроме того, Мифропаст договорился с Мазеном о том, что тот рекомендует его македонянам во флот. Мазен стал даже проводником в их плавании. Неарх сообщает также, что в начале плавания вдоль берегов Персидского залива лежит остров, где находят драгоценный жемчуг в большом количестве, а на других островах встречаются прозрачные и блестящие драгоценные камни. На островах перед устьем Евфрата произрастают деревья, издающие аромат ладана; разломанные корни этих деревьев испускают сок. Неарх упоминает также о большой величины крабах и морских ежах, что, впрочем, представляет общее явление во всем Внешнем море. Действительно, по его словам, морские ежи там больше кавсий7, а крабы весом в 2 котилы. Видел он и выброшенного на берег кита 50 локтей длины.

 

IV

 

1. Началом Аравии со стороны Вавилонии является Мекена. Перед Мекеной на одной стороне лежит Аравийская пустыня, а на другой — болота против [области] халдеев, образуемые разливами вод Евфрата; на третьей стороне находится Персидское море. Страна эта отличается нездоровым воздухом, покрыта туманами, подвержена дождям и вместе с тем палящему зною, но все-таки производит прекрасные плоды. Виноградная лоза там произрастает на болотах, если насыпать землю на камышовые плетенки в количестве, нужном для растения. Поэтому лозу нередко относит водой, и тогда ее, подперев шестами, снова возвращают на свое место.

2. Однако вернемся к дальнейшим сведениям об Аравии в изложении Эратосфена. О северной, или пустынной, части Аравии (между Счастливой Аравией, Келесирией и Иудеей до углубления Аравийского залива) Эратосфен говорит, что расстояние от Героонполиса, образующего впадину Аравийского залива у Нила, в сторону Петры в земле набатеев до Вавилона — 5600 стадий; при этом весь путь идет по направлению к летнему восходу солнца1через прилегающие земли арабских племен, именно набатеев, хавлотеев и агреев. Над этими землями находится Счастливая с. 711 Аравия. Она простирается на 12 000 стадий к югу до Атлантического моря. Первыми обитателями этой страны после сирийцев и иудеев являются земледельцы2. После них идет сплошь песчаная и бесплодная C. 768земля, где редко растет пальма, аканф3и тамариск, а вода добывается из колодцев, как и в Гедросии. Обитают в этой земле арабы-скениты и верблюжьи пастухи. Самые крайние области к югу, находящиеся против Эфиопии, орошаются летними дождями; посев производится здесь, как и в Индии, 2 раза в год, а реки теряются в равнинах и озерах. Страна вообще отличается плодородием, в особенности же она богата пчелиными пасеками; много в ней домашнего скота, за исключением лошадей, мулов и свиней; есть много птицы, кроме гусей и кур. Самую крайнюю часть упомянутой страны населяют 4 самых больших племени: во-первых, минеи — в части, лежащей на Красном море; самый большой город у них Карна, или Карнана; затем к ним примыкают сабеи, столица которых Мариаба; третье племя — каттабаны, область которых простирается до пролива и переправы через Аравийский залив; царская столица их называется Тамна. Наконец, дальше всего на восток обитают хатрамотиты; город у них Сабата.

3. Все эти города управляются единолично правителями и процветают; они украшены пышными святилищами и царскими дворцами. Жилые дома похожи на египетские по способу соединения балок. Из этих четырех округов каждый охватывает б о льшую территорию, чем египетская Дельта. Царство у них наследует не сын от отца, но сын какого-нибудь знатного человека, первым родившийся после избрания царя. Поэтому вместе с избранием кого-нибудь на царство составляют список беременных жен знатных людей и приставляют к ним стражу для наблюдения, которая из них первой родит; по закону сына этой женщины царь усыновляет и его воспитывают по-царски, как будущего наследника.

4. Каттабания производит ладан, а Хатрамотитида — смирну. Эти и другие благовония жители обменивают купцам. Последние приезжают к ним из Элан в Минею за 70 дней пути. (Эланы — это город в другом углу Аравийского залива, близ Газы, который, как я уже сказал выше4, называется Эланитским). Между тем герреи приезжают в Хатрамотитиду за 40 дней. Часть Аравийского залива, простирающаяся вдоль Аравии, начиная от Эланитской впадины, занимает пространство в 14 000 стадий, как пишут спутники Александра и Анаксикрат. Но эта цифра слишком преувеличена. Часть же этого залива против Троглодитики (которая лежит на правой стороне, если плыть от Героонполя) до Птолемаиды и места охоты на слонов занимает 9000 стадий к югу и немного на восток. C. 769Отсюда далее на восток до пролива около 4500 стадий. Пролив этот образует в сторону Эфиопии мыс под названием Дира с одноименным городком, где живут ихтиофаги. Здесь, как говорят, стоит столп Сесостриса Египетского; начертанные на нем иероглифы сообщают о переходе царя через залив. По-видимому, этот царь первый покорил Эфиопию и Троглодитику; затем он переправился в Аравию, а оттуда прошел всю Азию. с. 712 Поэтому во многих местах находятся так называемые укрепления Сесостриса и копии храмов египетских богов. Пролив у Диры суживается до 60 стадий. Впрочем, это место теперь не называется больше проливом, но [место], лежащее на пути дальше, где расстояние между материками составляет около 200 стадий; там находятся следующие непосредственно один за другим 6 островов, которые заполняют пролив, оставляя только весьма узкий проход; через него провозят товары на плотах с одного материка на другой. Этот-то проход и называется теперь проливом. За этими островами дальнейшее плавание идет по изгибам заливов вдоль страны, производящей смирну, по направлению на юг и восток до Страны корицы почти на 5000 стадий. До настоящего времени, как говорят, никто не проникал дальше этой страны. Хотя на этом побережье города встречаются редко, зато внутри страны много городов густо населенных. Таковы сведения Эратосфена об Аравии. Следует добавить к ним и сообщения прочих писателей.

5. Согласно Артемидору, мыс на аравийской стороне против Диры называется Акилой. У мужчин, жителей окрестностей Диры, половые члены изувечены. Если плыть от Героонполя вдоль Троглодитики, то встретишь город Филотеру, который получил название от имени сестры Птолемея II. Основал город Сатир, посланный для обследования охоты на слонов и Троглодитики; затем идет другой город — Арсиноя, потом — ключи горячих вод, соленых и горьких, низвергающиеся с высокой скалы в море. Поблизости на равнине возвышается гора, красная, как сурик. Потом следует Мышиная гавань5, называемая также гаванью Афродиты, — большая гавань с изогнутым входом. Перед ней лежат 3 острова; 2 из них покрыты тенистыми маслинами, а третий — менее тенист, но полон цесарок6. Затем еще дальше идет залив Акафарт7, который, как и Мышиная гавань, лежит против Фиваиды и действительно является «нечистым», C. 770потому что из-за подводных скал и рифов и вечно бушующих ветров на нем царит дикое волнение. Здесь в глубине залива расположен город Береника.

6. За этим заливом идет остров Офиода8, называемый так от действительного происшествия: остров очистил от змей царь как из-за того, что они причиняли смерть пристававшим к острову, так и ради находимых здесь топазов. Топаз — это прозрачный камень, сверкающий золотистым блеском; днем его заметить нелегко, так как он отражает солнечные лучи, но собиратели видят его ночью. Последние ставят сосуд над местом нахождения камня в качестве знака и днем выкапывают камень. На острове находился отряд людей, назначенных египетскими царями для охраны и собирания этого драгоценного камня; цари снабжали этот отряд продовольствием.

7. После этого острова следует много племен ихтиофагов и кочевников. Затем идет Гавань Сотиры9, которую так назвали от действительного происшествия некоторые кормчие кораблей, спасшиеся от грозной опасности. Далее характер побережья сильно меняется. Путь вдоль побережья с. 713 уже больше не скалист и некоторым образом примыкает к Аравии; море становится таким мелким, что едва достигает 2 оргий в глубину. Поверхность моря покрыта водорослями и морским мохом, которые видны под водой — явление частое в этом проливе, где между растениями под водой растут даже деревья. В проливе встречается много морских псов. Дальше идут Тавры10 — 2 горы, издали имеющие очертания, похожие на этих животных. Затем другая гора со святилищем Исиды — копией египетского храма, построенного Сесострисом. Потом следует остров, обсаженный маслинами и заливаемый морем. После этого острова идет Птолемаида, поблизости от места охоты на слонов; город основан Евмедом, который был послан туда Филадельфом11для охоты на слонов. Евмед тайно окружил полуостров рвом и стеной, а потом сумел снискать расположение жителей (которые старались помешать работам) и превратить их из противников в друзей.

8. В этом промежутке впадает в море приток так называемой реки Астаборы. Река эта берет начало из озера и частью своих вод впадает в залив, но б о льшую часть вод присоединяет к Нилу. Затем идут 6 островов под названием Латомии12. После них следуют так называемое Сабаитское устье и крепость внутри страны, построенная Тосухом. Далее — гавань по имени Элея и остров Стратона. Потом — гавань Саба и место охоты на слонов того же названия. Область в глубине страны между этими местами называется Тенессис; населяют ее египтяне, изгнанники, C. 771восставшие против Псаммитиха. Их называют сембритами, т. е. пришельцами. Над ними царствует женщина, под властью которой находится также и Мерое — остров на Ниле вблизи этих мест. Над этим островом в недалеком расстоянии находится другой остров на реке — поселение этих же изгнанников. Для хорошо подпоясанного путешественника путь от Мерое до этого моря13составляет 15 дней. Около Мерое — слияние Астаборы, Астапа, а также Астасобы с Нилом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...