Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Логистический подход к моделированию пассажирских перевозок




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление транспортными системами»

Моделирование систем городских пассажирских перевозок

 

Боровик В.А., группа М1301

Проверила: к.э.н., доц. Воробьева И.Б.

 

 

Санкт-Петербург

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1 Логистический подход к моделированию пассажирских перевозок. 4

Глава 2 Разработка логистической модели пассажирских перевозок методами имитационного моделирования. 7

Глава 3 Моделирование пассажирского автобусного маршрута в Нижнем Новгороде 10

Заключение. 15

Библиографический список. 16

 

 

 

Введение

Надежная и эффективная работа городского и пригородного пассажирского транспорта является важнейшим фактором социально-политической и экономической стабильности. Пассажирский транспорт обеспечивает основную часть трудовых поездок населения, оказывая непосредственное влияние на эффективность функционирования системы городского хозяйства, предприятий, организаций, учреждений и всех отраслей экономики регионов и страны. Пассажирский транспорт - один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности более чем 1300 городских поселений России. Ежедневно им перевозится свыше 120 млн. пассажиров.

Программа «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы», подготовленная Министерством транспорта, предполагает ряд мероприятий, по итогам реализации которых транспортная подвижность населения должна увеличиться к 2020 году на 29% до 4,9 тыс. пасс. км (в 2016-м она, согласно программе, составляет 3,8 тыс. пасс. км). На долю городского пассажирского транспорта приходится более 85-90% всех этих поездок в городах.

В последние годы в данной сфере появились следующие проблемные тенденции: сокращение провозных возможностей муниципального транспорта, частично компенсируемое ростом привлечения автобусов частного сектора и автомобилизацией населения; снижение качества транспортного обслуживания населения при росте его подвижности; повышение бюджетных расходов на обеспечение работы ГПТ; вытеснение общественного транспорта личными автомобилями и др.

Масштаб социально-экономических последствий сложившихся тенденций выводит проблему за рамки внутригородских. Для решения названной проблемы применяется ряд инструментов по повышению качества обслуживания ГПТ, в том числе и моделирование сети городских пассажирских перевозок фрактальным и логико-вероятностным методом, а также применение имитационного моделирования.

Глава 1 Логистический подход к моделированию пассажирских перевозок

Логистический подход к организации пассажирских перевозок предполагает как можно более полный учет требований пассажиров, которые являются потребителями транспортных услуг городского транспорта.

Важным фактором качества транспортного обслуживания является скорость сообщения, которая прямо определяет время, затрачиваемое пассажиром на поездку. Многочисленными исследованиями установлено, что скорость сообщения связана степенной зависимостью с длиной перегона. Чем больше расстояние между остановочными пунктами, тем выше скорость сообщения, тем меньше времени пассажир тратит на поездку.

Количество остановочных пунктов на маршруте неоднозначным образом влияет на качество обслуживания пассажиров: если остановок мало, то увеличивается длина перегона и возрастает скорость сообщения. Но это может привести к увеличению времени подхода пассажира к остановке. Желание уменьшить время подхода пассажира к остановке и увеличение количества остановочных пунктов приводит в ряде случаев к тому, что скорость сообщения на отдельных участках маршрута становится близкой к скорости пешехода. Чрезмерное количество остановок и заниженная длина перегона приводит к перерасходу топлива и энергии, повышенному износу транспортных средств и их преждевременному выходу из строя, утомлению водителей, снижению безопасности дорожного движения.

Наиболее важной и ответственной задачей при организации пассажирских перевозок в городах является определение рациональных маршрутов движения транспорта. Решение этой задачи методами математической оптимизации является проблематичным из-за сложности учета в модели множества факторов, из которых не все поддаются формализованному описанию. Наиболее распространенный критерий оптимизации – это минимум суммарных затрат времени на передвижение, включая подход к остановке, ожидание транспорта, пересадки и следование по маршруту. Чтобы получить его значение, требуются статистико-вероятностные данные о затратах времени на поездку различными категориями пассажиров. Это неизбежно придает вероятностный характер и самому полученному «оптимальному» решению.

Ситуации транспортного обслуживания жителей города различны, методы их разрешения также должны различаться. Приемлемое для практики решение может быть найдено методом таблиц сетевых корреспонденции между зонами маршрута. Составление маршрутов должно основываться на информации о сетевых корреспонденциях пассажиров, которая отражает транспортные потребности жителей города.

Исходным пунктом составления маршрутов является опрос пассажиров о начальных и конечных пунктах их передвижений и о времени совершения поездок в прямом и обратных направлениях. Результатом опроса пассажиров является матрица пассажиропотоков. На ее основе происходит формирование маршрутов. Необходимо, чтобы транспортные средства не просто обеспечивали связь различных районов города между собой, но в первую очередь удовлетворяли реальные, имеющие четкие временные и пространственные характеристики транспортные потребности жителей города. Тем самым будет реализован один из основных принципов логистических систем - первоочередное удовлетворение требований потребителя.

Для удовлетворения цели, представленной выше, необходимо производить моделирование городских пассажирских перевозок.

В логистической системе городского пассажирского транспорта компромисс составляющих ее элементов достигается на основе централизованного управления со стороны муниципальных органов власти и применения логистических информационных технологий, основанных на широком использовании ЭВМ.

В структурном плане логистическую информационную систему можно представить в виде следующих компонентов: базы данных и банка моделей. База данных — это информация о внутренней среде логистической системы пассажирского транспорта (интервалы движения, количество подвижного состава на маршрутах и т.п.), данные о потребности в перевозках и данные о пассажиропотоках. Банк моделей содержит в себе математические модели, используемые для описания и анализа взаимодействий в логистической системе, а также для планирования и прогнозирования.

Функционирование информационной системы позволяет получать представление о состоянии рынка пассажиров и своевременно корректировать работу городского пассажирского транспорта для обеспечения наиболее точного соответствия потребностям пассажиров.

Моделирование призвано учитывать экономические интересы обоих сторон, участвующих в процесс и, благодаря этому, позволяет найти компромисс в потерях транспортных организаций и пассажиров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...