Глава 3 Моделирование пассажирского автобусного маршрута в Нижнем Новгороде
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В 2011 году в Нижнем Новгороде в связи с открытием новой станции метро стал актуален вопрос оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта. Станция метро «Горьковская», 14-я станция Нижегородского метрополитена, объединяла верхнюю (Нагорную) и нижнюю (Заречную) часть города. На тот момент огромный пассажиропоток между верхней и нижней частями города обслуживался автомобильным транспортом. Соответственно многие автобусные маршруты, идущие в верхнюю часть города, с пуском метро необходимо было упразднить. Следовательно, появлялся ряд вопросов по поводу организации движения ГПТ, в частности: какие маршруты закрыть, нужны ли новые автобусные маршруты с конечной остановкой возле новой станции метро, какая часть пассажиров будет пользоваться услугами метро, а какая продолжит пользоваться автобусными маршрутами и пр. Огромный вклад в разработку изменений схемы движения транспорта общего пользования в связи с введением новой линии метрополитена внесли методы математического и имитационного моделирования. Для построения имитационной модели был выбран отечественный профессиональный пакет имитационного моделирования AnyLogic 6, который позволяет создавать модели с очень низким уровнем абстракции и использовать любые парадигмы моделирования. Такая модель должна была наиболее точно отразить реалии Российских пассажирских маршрутов. Разработанная имитационная модель пассажирского маршрута базируется на дискретно-событийной парадигме имитационного моделирования. При её построении была активно задействована стандартная библиотека AnyLogic Enterprise Library, предоставляющая для целей моделирования достаточно высокий функционал.
Структура модели в среде AnyLogic представлена на рис. 3. Рис. 3 Логика работы имитационной модели пассажирского маршрута На первом этапе были построены имитационные модели двух автобусных маршрутов города Нижнего Новгорода (социальный маршрут №52 и коммерческий №7). Для проверки адекватности моделей при поддержке Департамента транспорта и связи города Нижнего Новгорода было проведено исследование пассажиропотоков на этих двух маршрутах. Построенные модели двух автобусных маршрутов позволяли проводить эксперименты по поиску наилучшего варианта расписания, выбору типа и количества подвижного состава, рассмотрению актуальности ввода комбинированных режимов движения (скоростное, экспрессное и др.). В то же время они не давали возможности оценивать в целом всю сеть, так как один маршрут никак не был связан с другим. Поэтому на втором этапе перед авторами встала задача моделирования всей сети, что потребовало внесения некоторых изменений в логику модели. Полученная модель маршрутной сети основана на дискретно-событийной парадигме имитационного моделирования. При ее разработке были активно задействованы элементы Основной библиотеки продукта. Рассмотрим подробнее структуру и основные составляющие полученной модели. Верхним уровнем иерархии в модели является корневой активный объект Main. Он содержит в себе анимацию, в первую очередь всю маршрутную сеть Нижнего Новгорода, управляемую объектом. В Main содержатся все остановочные пункты (около 1500) и все 145 маршрутов городского пассажирского транспорта. Запуск любого нового маршрута в модели начинается с добавления экземпляра объекта Route на презентацию корневого активного объекта (см. рис.4) и задание параметров маршрута (см. рис.5) Рис. 4 «Маршруты» добавленные на презентацию корневого активного объекта Рис. 5 Свойства объекта «Маршрут» (Route)
При инициализации маршрута пользователю предлагается указать: номер маршрута, тип транспортного средства работающего на нем (автобус, «маршрутка», трамвай или троллейбус), число транспортных средств и остановок, конечные пункты, стратегию работы (расписание – для муниципальных автобусов и интервальная стратегия для коммерческих), способ задания остановок (вручную или из Excel), скорости, цвет и т.д. Фрагмент анимации модели представлен на рисунке 6. Рис. 6 Анимация имитационной модели маршрутной сети В ходе выполнения модели отображается статистика ее работы: наполняемость автобусов, количество пассажиров на всех остановках, гистограммы пассажиропотоков в прямом и обратном направлениях по каждому маршруту, а также диаграммы распределения пассажиров. По итогам прогона модели записывается файл с результатами. Построенная модель позволила решить задачу оптимизации маршрутной сети г. Нижнего Новгорода. Модель позволила рассмотреть вариант организации «магистральных» и «подвозящих» маршрутов, которые позволили бы уйти от неэффективной действующей схемы с высокой степенью дублирования. По результатам работы в конце 2012 была введена новая схема движения городского общественного транспорта (рис. 7). Рис. 7 Новая схема движения общественного транспорта в Нижнем Новгороде В частности, было изменено движение по автобусному маршруту №1А и троллейбусный маршрут №6. Также обсуждается пуск скоростного трамвая. Естественно, что подобные кардинальные решения необходимо предварительно проверять на имитационной модели и только потом внедрять на практике. Одной из основных сложностей на пути решения задачи оптимизации сети является трудоемкость и дороговизна сбора данных о пассажиропотоках и скоростях движения на каждом перегоне маршрута.
Заключение Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривается как совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают заданный уровень обслуживания с доставкой пассажиров от “двери до двери” в определенное время при минимальных затратах. Функционирование логистической системы позволяет получать представление о состоянии рынка пассажиров и своевременно корректировать работу городских пассажирских перевозок для обеспечения наиболее точного соответствия потребностям пассажиров.
В первой части реферата был рассмотрен именно логистический подход к решению проблем сети городского общественного транспорта и рассмотрены методы их решения (метод таблиц сетевых корреспонденции и моделирование на базе специализированного программного обеспечения). Во второй части рассмотрены основы имитационного моделирования на базе решений программы AnyLogic и использование библиотеки ее элементов. В третьей части приведен практический пример применения имитационного моделирования при изменении маршрутов движения городского общественного транспорта Нижнего Новгорода в связи с пуском новой станции метро. Таким образом, для исследования сети городского общественного транспорта и оптимизации движения существует большое количество инструментов моделирования. Результатом таких исследований станет созданная модель транспортной сети города, реализующая задачу ее качественного и количественного развития, обеспечивающую эффективную работу городского хозяйства и безопасность участников дорожного движения, и экологическую безопасность жителей.
Библиографический список 1. Елисеев, М.Е. О проведении обследований городских автобусных маршрутов с целью их последующего моделирования [Текст] /М.Е. Елисеев, А.В. Липенков, О. А. Маслова// «Автотранспортное предприятие». -2012. -№1. -с. 42-44. 2. Липенков А. В., Кузьмин Н. А., Маслова О. А., О разработке имитационной модели городских пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде, Орел, 2011. Т. 2. С. 50-54. 3. Миротин Л., Игнатенко А., Марунич В. Логистический взгляд на пассажирские перевозки // Логистика. 2011. - №4. - С.31-33. 4. Михайлов А. Ю., Зедгенизов А. В., Шаров М. И., Куприянова А. Б., Адаптация методов расчета остановочных пунктов маршрутного пассажирского транспорта к российским условиям, СПб, 2006. C. 302-307.Б. 5. Нургалиев Е. Р. Имитационное моделирование пассажиропотоков при помощи программного продукта ANYLOGIC с целью повышения качества пассажироперевозок // Наука: поиск-2009: сб. науч.ст. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2009. – С. 223–227.
6. Регирер С. А., Шаповалов Д. С. Заполнение пассажирами пространства в общественном транспорте //Автоматика и телемеханика. – 2003. – № 8. – С. 111–121. 7. Парахина В.Н. Методологические основы и методы муниципального управления развитием пассажирского транспорта города / Автореферат дисс. доктора экономических наук. СПб., 2005. - 38 с. 8. Турпищева М. С., Нургалиев Е. Р. Моделирование системы организации пассажироперевозок с целью повышения ее надежности // Материалы VI Всерос. науч.-техн. конф. «Политранспортные системы», Новосибирск, 22 апреля 2009 года. – Новосибирск, 2009. – С. 295–298. 9. Официальный сайт Правительства Нижегородской области, режим доступа: http://www.government-nnov.ru/?id=114687
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|