Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и развитие памяти




Процесс развития памяти идет в нескольких направлениях (рис. 8.7).

Рис. 8.7. Процессы, лежащие в основе развития памяти

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдель­но взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к мате­риальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский, который высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Он же высказал и обос­новал мысль о том, что в истории развития человечества двигательный, аффективный, образный и логический виды памяти последовательно появлялись один за другим. В онтогенезе все виды памяти формируют­ся у ребенка довольно рано и тоже в такой же последовательности. Однако есть данные о том, что аффективная память может проявлять­ся ранее двигательной. На это, в частности, указывают факты, свидетельствующие о весьма раннем эмоциональном отклике младенца па обращение матери.

Другой российский психолог Л. Н. Леонтьев в своих исследованиях показал, что непосредственное запоминание с. возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется определенной закономерности. Сначала они выступают в виде внешних действий (завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок и т. п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания цен­тральная роль принадлежит речи. Как писал этот ученый, «переход, совер­шающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю»1.

 

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ

Существует также множество правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно воспроизвести полу­ченную когда-либо информацию.

Следует помнить, что запоминаются лучше всего те события, кото­рые вызывают сильные эмоции или сопряжены с актуальными потреб­ностями человека. Поэтому нужно стремиться связать запоминаемую информацию с имеющейся структурой потребностей и создавать во время запоминания положительный эмоциональный фон.

Правила тренировки памяти

1. При запоминании желательно использовать не один анализатор, а ком­плекс их (зрительный + слуховой), добавляя к этому комплексу логику.

2. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков в тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поэтому прежде чем запоминать что-то, нужно ясно и четко представить себе и осознать данное явление.

3. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложит­ся в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию.

4. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторе­ний для запоминания. Поэтому объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

5. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение опреде­ленного периода времени. Первое повторение следует проводить не позже чем через несколько часов после первого восприятия информации, а сле­дующее — не позже чем через 1-2 суток после первого запоминания.

6. Один из способов запомнить факт — это ассоциировать его с каким-либо другим фактом или явлением. Ассоциация может быть образной, логической или эмоциональной.

 

1Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по об­щей психологии. Психология памяти. — М., 1979. — С. 167.

 

Чтобы запоминание было прочным, его следует осмыслить. Алгоритм осмысления может быть таким, как он представлен на рис. 8.8.

 

Рис. 8.8. Алгоритм осмысления материала для его лучшего запоминания

 

ГЛАВА 9. МЫШЛЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...