Этапы решения мыслительных задач
В процессе мышления можно выделить ряд стадий, через которые про ходит мысль, начиная от возникновения проблемной ситуации до окончательного формирования идеи (рис. 9.5). Рис. 9.5. Этапы мыслительного процесса В обыденной жизни человек далеко не всегда может проследить все эти стадии, однако их осознание делает процесс мышления более четким и эффективным.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт. Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности. 1. Чувствительность ко всему новому. 2. Способность к обнаружению и постановке проблем. 3. Способность к генерированию большого числа идей. 4. Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты дей ствий. 5. Оригинальность — способность к нестандартным ответам. 6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали. 7. Способность к анализу и синтезу. 8. Способность к действиям в уме. 9. Смелость — способность идти на разумный риск. 10. Готовность преодолевать препятствия. 11. Готовность противостоять мнению окружающих. 12. Толерантность к ситуациям неопределенности. Для реализации творческого мышления необходимы определенные условия. С другой стороны, существует ряд иных условий (факторов), которые тормозят творческое мышление человека. Эти две группы условий показаны в табл. 9.5. Таблица 9.5. Факторы, влияющие на творческое мышление
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ Индивидуально-личностная детерминация мышления Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этом что-то определяется генотипом, а что-то — в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить свои мыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другой стороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтому психологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления. Мышление как высшая психическая функция зависит от множества психологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД, уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации, установки и характер.. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг от друга. Нарушения мышления Для простоты можно представить себе, что мышление состоит из двух блоков — мотивационного (<<Чего хочет человек?») и операционного («Как этого добиться?»). При различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития встречаются разнообразные нарушения мышления.
При поражениях лобных долей мозга страдают механизмы программирования и контроля, а другие интеллектуальные операции остаются сохранными. Поражение ассоциативных зон затылочной доли, на оборот, приводит к нарушению наглядно-образных форм мышления. При поражении речевых зон левого полушария наблюдаются затруднения в формировании или восприятии речи. Варианты нарушений мышления показаны в табл. 9.6. Таблица 9.6. Нарушения мышления
К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде. При этом наблюдается нарушение равновесия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление. По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении. 1. Дебильность — человек владеет элементарными навыками письма, счета и может овладевать простыми профессиями. 2. Имбецильность — когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала. 3. Идиотия — наиболее глубокое нарушение психического развития. ГЛАВА 10. ВООБРАЖЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|