Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы решения мыслительных задач




В процессе мышления можно выделить ряд стадий, через которые про ходит мысль, начиная от возникновения проблемной ситуации до окончательного формирования идеи (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Этапы мыслительного процесса

В обыденной жизни человек далеко не всегда может проследить все эти стадии, однако их осознание делает процесс мышления более четким и эффективным.


 

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт.

Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности.

1. Чувствительность ко всему новому.

2. Способность к обнаружению и постановке проблем.

3. Способность к генерированию большого числа идей.

4. Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты дей ствий.

5. Оригинальность — способность к нестандартным ответам.

6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали.

7. Способность к анализу и синтезу.

8. Способность к действиям в уме.

9. Смелость — способность идти на разумный риск.

10. Готовность преодолевать препятствия.

11. Готовность противостоять мнению окружающих.

12. Толерантность к ситуациям неопределенности.

Для реализации творческого мышления необходимы определенные условия. С другой стороны, существует ряд иных условий (факторов), которые тормозят творческое мышление человека. Эти две группы условий показаны в табл. 9.5.

Таблица 9.5. Факторы, влияющие на творческое мышление

Условия Стимулирующие творческое мышление Тормозящие творческое мышление
Уровень мотивации Средний Очень слабый или очень высокий
Время Наличие достаточного времени Дефицит времени
Степень риска и ответственности Средний или низкий Очень высокий
Отношение к результатам мышления со стороны окружающих референтных лиц Одобрительное Критическое
Условия Стимулирующие творческое мышление Тормозящие творческое мышление
Отношение к социальному окружению Самостоятельность Конформность вера в авторитеты и традиции
Прошлый опыт творческого мышления Удачный Неудачный

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Индивидуально-личностная детерминация мышления

Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этом что-то определяется генотипом, а что-то — в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить свои мыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другой стороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтому психологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления.

Мышление как высшая психическая функция зависит от множества психологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД, уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации, установки и характер.. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг от друга.

Нарушения мышления

Для простоты можно представить себе, что мышление состоит из двух блоков — мотивационного (<<Чего хочет человек?») и операционного («Как этого добиться?»). При различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития встречаются разнообразные нарушения мышления.

При поражениях лобных долей мозга страдают механизмы программирования и контроля, а другие интеллектуальные операции остаются сохранными. Поражение ассоциативных зон затылочной доли, на оборот, приводит к нарушению наглядно-образных форм мышления. При поражении речевых зон левого полушария наблюдаются затруднения в формировании или восприятии речи.

Варианты нарушений мышления показаны в табл. 9.6. Таблица 9.6. Нарушения мышления

 

Вид нарушения мышления Описание нарушения мышления
Ускоренно процесса мышления Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей", вихря мыслей и представлений
Замедление процесса мышления Замедление процесса возникновения ассоциаций, уменьшение их количества в каждый данный отрезок времени
Ментизм Непроизвольно возникающий, непрерывный и не управляемый ноток мыслей, воспоминаний
Обстоятельность мышления Замедление процесса образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих, утрата, способности дифференцировки (главного от второстепенного), излишняя детализация
Tyгоподвижность мышления Вязкость мышления, выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, замедленность хода мыслей, снижение переключаемости
Бессвязность мышления Потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу, синтезу, утрата способности к образованию ассоциативных связей, к отражению действительности в ее связях и отношениях. Мышление ограничивается хаотическими, бессмысленными связями
Сужение объема мышления Крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мышления
Персеверация мышления Длительное преобладание какой-то одной мысли па фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса
Резонерское мышление Бесплодное, отвлеченное мудрствование, пустое философствование, лишенное познавательного смысла
Разорванность мышления Отсутствие смысловой связи между отдельными слагаемыми фразы при сохранении в ней грамматических правил
Закупорка мышления (шперрунг) Неожиданная остановка, внезапная блокада мысли, ее перерыв
Паралогическое мышление Соединение несопоставимых явлений, положений, обстоятельств, объединение противоречивых идей, образов

 

К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате

патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде. При этом наблюдается нарушение равно­весия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении.

1. Дебильность — человек владеет элементарными навыками письма, счета и может овладевать простыми профессиями.

2. Имбецильность — когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала.

3. Идиотия — наиболее глубокое нарушение психического развития.

ГЛАВА 10. ВООБРАЖЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...