Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды мер административного принуждения и их характеристика




К мерам административного принуждения, как правило, относят:

1) административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан;

2) меры административного пресечения, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их негативных последствий;

3) меры административно-процессуального обеспечения, применяемые в целях установления обстоятельств административного правонарушения, личности виновного и получения доказательств по делу;

4) меры административной ответственности (административные наказания), применяемые в целях предупреждения совершения новых правонарушений;

5) административно- восстановительные меры- вид мер административного

принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко-выраженная профилактическая направленность. Государство, используя указанные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативно-правовыми актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые если их не принять во внимание ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий. [7]

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы – административно-предупредительная мера, применяемая в отношении лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы за тяжкие преступления с целью предупреждения совершения ими новых преступлений.

Личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов, досмотр багажа и ручной клади – административно-предупредительная мера, использование которой связано с обеспечением безопасности полетов, охраны жизни и здоровья людей, пассажиров и членов экипажей судов. [8]

Меры административного пресечения – оперативные действия уполномоченных органов или должностных лиц по прекращению административного правонарушения. Сущность данного метода административного принуждения заключается в оказании на физическое лицо или организацию такого властного воздействия, которое позволяет принудительно прекратить совершаемое им преступление или иное правонарушение с целью исключения или снижения его вредных последствий и обеспечения последующего привлечения указанного субъекта к юридической ответственности. Рассматриваемый метод характеризуется следующими особенностями:

• применяется к физическим лицам и организациям, которые находятся в состоянии совершения правонарушения, т.е. только до окончания совершения субъектом противоправного действия (бездействия);

• применяется для принудительного прекращения не только административных правонарушений, но и преступлений, а также иных правонарушений, которые не являются в соответствии с действующим законодательством административными. (Например бюджетных, налоговых, банковских);

• заключается в оказании компетентным административным органом, его должностными лицами властного воздействия психического, физического, организационно-технического финансово-экономического характера на физическое лицо или организацию, совершающих противоправное действие (бездействие);

В зависимости от характера властного воздействия на субъекта, довершающего противоправное действие, представляется возможным выделить следующие способы административного пресечения:

1. Оказание уполномоченным должностным лицом непосредственного физического воздействия на физическое лицо, совершающее противоправное действие (бездействие). Такое физическое воздействие может выражаться в применении к правонарушителю физической силы, специальных средств, например резиновой палки, наручников, средств остановки транспорта, слезоточивого газа и огнестрельного оружия. Правом применения указанных мер пресечения наделены сотрудники полиции, а также сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в соответствии с ФЗ №103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года. Указанные меры могут применяться как к лицам, совершающим преступления, так и к лицам, совершающим административные правонарушения.

2. Оказание уполномоченным должностным лицом психического воздействия на сознание и волю физического лица, совершающего правонарушение, посредством предъявления к нему в устной форме властных требований о прекращении противоправных действий, предупреждения о возможности применения специальных средств и огнестрельного оружия.

3. Выдача компетентным административным органом или должностным лицом этого органа письменного предписания физическому лицу или организации о прекращении нарушений законодательства и основанных на нем иных специальных технико-правовых норм. Правом выдачи письменных предписаний наделены многие административные органы. Например - санитарно-эпидемиологический надзор, антимонопольные органы и др. Выдача предписания может рассматриваться в качестве меры пресечения лишь в том случае, когда в предписании содержится требование о прекращении выявленных соответствующим органом нарушений действующего законодательства. Если же в предписании содержатся требования об устранении последствий совершенных противоправных действий (бездействия), то выдача такого предписания не является мерой пресечения. [9]

4. Приостановление совершения физическим лицом или организацией определенных действий или осуществления ими определенной деятельности. Согласно действующему законодательству РФ при наличии нарушений соответствующих норм и правил лицензирующие органы вправе приостанавливать действие выданных ими физическим и юридическим лицам лицензий (ч.1. ст.6 ФЗ "О лицензировании отдельных видом деятельности" от 8 августа 2001 г.),

5. Запрещение совершения физическим лицом или организацией определенных действий или осуществления определенной деятельности. Сущность данного способа пресечения заключается в установлении компетентным административным органом запрета на совершение физическим лицом или организацией определенных действия или на осуществление определенной деятельности в случае нарушения этим субъектом действующего, законодательства, регулирующего порядок совершения соответствующего вида деятельности. В соответствии с главой 27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, может быть установлен временный запрет деятельности. В соответствии со ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке (Банке России)" Центральный банк РФ ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, а срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года, а также ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Меры административно-процессуального обеспечения – принудительное ограничение свободы передвижения лица, совершившего правонарушение в целях пресечения нарушения и обеспечения проведения процессуальных действий (отобрание объяснения, задержание, доставление или привод в органы внутренних дел и др.).

Сущность данного метода состоит в том что при помощи административно-правовых средств компетентные административные органы создают необходимые условия обеспечения привлечения лица, совершившего какое-либо административное правонарушение, к административной ответственности. Применение этого метода позволяет выявить фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о физическом или юридическом лице, совершившем это правонарушение, зафиксировать имеющиеся по делу доказательства. Перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении приведен в ст. 27.1. Кодекса об административных правонарушениях. Перечень является исчерпывающим. К числу таких способов относятся:

1) доставление;

2) административное задержание лица;

3) личный досмотр лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Досмотр осуществляется органами военизированной, вневедомственной охраны, таможенными органами, органами полиции.

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида

5.1) освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, к месту рассмотрения дела в случае их неявки без уважительных причин. [10]

10) залог за арестованное судно;

11) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Одна из перечисленных в статье 27.1. КоАП РФ мер, а именно временный запрет деятельности, не может быть, отнесена к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку ее применение направлено на пресечение таких правонарушений и в этой связи она является по своей юридической природе мерой административного пресечения.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, применяемый специально уполномоченными органами к лицам, совершившим административное правонарушение. [11]

Сущность данного способа заключается в применении к физическим и юридическим лицам, совершившим предусмотренные Особенной частью Кодекса РФ об административных правонарушениях и соответствующими законами субъектов какие-либо административные правонарушения, административных наказаний, исчерпывающий перечень которых установлен главой 3 Кодекса. В ст. 3.2. Кодекса об административных правонарушениях установлен перечень административных наказаний:

1) предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение- самая лёгкая по карательному воздействию мера административного наказания. Оно скорее является наказанием морального, нежели юридического характера.

2) административный штраф - денежное взыскание, выраженное в рублях и устанавливаемое для граждан и юридических лиц. Является наиболее распространённой мерой принудительного воздействия.

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Применяется в случаях грубого, систематического нарушения порядка пользования специальным правом, предоставленным ему, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ;

5) административный арест - заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток.;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Данная мера может назначаться только судьёй или сотрудниками пограничных органов;

7) дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данная мера устанавливается на срок от шести месяцев до трёх лет;

8) административное приостановление деятельности - заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьёй в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгая мера наказания не способствует эффективности достижения цели административного наказания. Как правило, это наказание устанавливается на срок до трёх месяцев;

9) обязательные работы- выполнение лицом, совершившим административное правонарушение определённый вид общеполезных работ за совершённое деяние. Выполнение таких работ проводится в свободное от основной деятельности (работы или учёбы) время;

10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения- лицу временно запрещается присутствие на спортивных мероприятиях за нарушение правил поведения во время проведения официального спортивного соревнования. 16 декабря 2013 г. Правительство РФ издало постановление №1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований". Из данного постановления следует, что за нарушение каких запретов лица подлежат юридической ответственности.

Административное принуждение - метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуется в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение, играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения, использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Применение административного принуждения обусловлено:

во-первых, предупреждать правонарушения,

во-вторых, необходимостью пресекать их,

в-третьих, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей. [12]

Административное правонарушение- противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия. [13]

Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.


Заключение

Таким образом, на основе ознакомления с учебной литературой, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рядом федеральных законов, можно сделать определенные выводы по данной теме: Метод управления представляет собой предоставленную субъектам государственно-управленческой деятельности нормами административного права возможность результативно решать стоящие перед ними задачи. Методы, используемые в процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Классифицикацию можно производить по многим основаниям: по содержанию, по юридическим свойствам, по способу воздействия на поведение субъектов и др. Но в их основе два универсальных метода любой государственной или общественной работы – убеждение и принуждение. Субъект управления в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Такое прямое управленческое влияние вытекает непосредственно из властной природы управления - так реализуется исполнительная власть.

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждение и принуждение. Под административным принуждением, понимается применение органами исполнительной власти (государственного управления), а также судьями к физическим и юридическим лицам установленных нормами административного права принудительных мер в целях прекращения правонарушений, привлечения виновных к административной ответственности и обеспечения общественной безопасности.

Для административного принуждения характерно следующее: а) как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными актами правовых мер властью уполномоченных на то исполнительных органов;

б) применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти;

в) меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формируют обязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ;

г) как правило, меры административного принуждения применяются исполнительными органами, уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления.

Меры административного принуждения разнообразны. По их целевому назначению они могут быть подразделены на: Административно-предупредительные меры. Они применяются с целью предупреждения возможных правонарушений и иных негативных проявлений в сфере государственного управления. Так, их применяют для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан в условиях, которые не связаны непосредственно с правонарушениями (например, при несчастных случаях, стихийных бедствиях), а также для обеспечения нормальных условий работы юридических лиц и государственных органов. Административно-пресекательные меры. Их целевое назначение – прекращение в принудительном порядке противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые в целях установления обстоятельств административного правонарушения, личности виновного и получения доказательств по делу; Меры административной ответственности (административные наказания), применяемые в целях предупреждения совершения новых правонарушений; Административно-восстановительные меры, применяемые в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г. № 265-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст. 1. - 2010. - №21. - Ст. 2456.

3. Агапов, А.Б. Административная ответственность. – М., - 2012. - С. 349.

4. Административное право / Коллектив авт-в – М., - 2003. - С. 376.

5. Административное право / Под ред. Насонова В.Я. - М.: Academia, 2011. - С. 208.

6. Административное принуждение и административная ответственность / Сборник нормативных актов, сост. Старилов Ю.Н. – М., 2014. - С. 814.

7. Бахрах, Д.Н. Административная ответственность: учебное пособие. М., 2009. - С. 284.

8. Бахрах, Д.Н. Административное право России. – М.: Норма, 2012. – С. 312.

9. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право. – М., 2010. - С. 800.

10. Бельский, К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // ГиП. - №12. - 2009. - С. 12.

11. Бровко, Н.В. Административное право. – Ростов на Дону, 2011. - С. 365.

12. Габричидзе, Б.Н. Административное право. – М., 2011. - С. 477.

13. Габричидзе, Б.Н. Российское административное право. – М., 2014. - С. 607.

14. Дихтиевский, П.В. Теоретические проблемы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности // Журнал Российского права. - 2010. - № 11. - С. 18.

15. Кикоть, В.Я Административное право. – М.: Юнити, 2011. - С. 507.

16. Козлов, Ю.М. Административное право. – М., 2009. - С. 319.

17. Комментарий к ГК РФ. Постатейный научно-практический / Под ред. А.Б. Борисова. – М., 2012. – с. 1013.

18. Коренев, А.П. Административное право. – М., 2014. - С. 170.

19. Котельникова, Е.А. Административное право. – Ростов на Дону, 2011. - С. 319.

20. Максимов, И., Акмамбетова, Г. Применение ч. 4 ст. 4.1. КоАП РФ к лицам, подвергнутым дисквалификации // Законность. 2010. - № 10. - С. 14.

21. Масленников, М.Я Порядок применения административных взысканий: практическое руководство. – Тверь, 2010. - С. 302.

22. Мицкевич, Л.А. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях // Государство и право. - 2010. - № 1. - С. 17.

23. Овсянко, Д.М. Административное право. – М.: Юристъ, 2012. - С. 376.

24. Переладов, А. Дисквалификация за нарушение трудовых прав // Законность. - 2010. - № 12. - С. 11.

25. Россинский, Б.В. Административная ответственность. – М.: Норма, 2010. - С. 448.

26. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права.- М., - 2012. - С. 711.

27. Студеникина, М.С. К проекту кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // ЖРП. - №6. - 2014. - С. 14.

28. Студеникина, М.С. Что такое административная ответственность. – М., 2012. - С. 128.

29. Хаманева, Н.Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах // Государство и право. - 2010. - № 1. - С. 7.

30. Четвериков В.С. Административное право. -Ростов на Дону. - 2010. - С. 494.


[1] Габричидзе, Б.Н. Административное право. -2011.- С. 477.

[2] Масленников, М.Я. Порядок применения административных взысканий: практическое руководство.-Тверь- 2010.- С. 302.

 

[3] Хаманева, Н.Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах // Государство и право. - 2010. - № 1. - С. 7.

[4] Коренев, А.П. Административное право. – М. - 2014. - С. 170.

[5] Студеникина, М.С. Что такое административная ответственность. – М. - 2012. – С. 128.

[6] Бахрах Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право. – М. - 2010. – С. 800.

[7] Дихтиевский, П.В. Теоретические проблемы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности // Журнал Российского права. - 2010. - № 11. - С. 18.

[8] Габричидзе, Б.Н. Российское административное право. – М. - 2014. – С. 607.

[9] Студеникина, М.С. К проекту кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // ЖРП. -№6. - 2014. - С. 14.

19 Максимов, И., Акмамбетова, Г. Применение ч. 4 ст. 4.1. КоАП РФ к лицам, подвергнутым дисквалификации // Законность. - 2010. - № 10. - С. 14.

[10] Овсянко Д.М. Административное право. – М.: Юристъ. - 2000. – С. 376.

[11] Севрюгин, В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ. - 1994. –С. 110.

[12] Бельский, К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // ГиП. - №12. - 2009. - С. 12.

[13] Кикоть, В.Я Административное право. – М., Юнити. - 2011. – С. 507.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...