Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование империи Ахеменидов. Правление Кира Великого




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Образование империи Ахеменидов. Правление Кира Великого.............. 5

2. Реформы Дария I....................................................................................... 15

3. Греко-персидские войны........................................................................... 17

4. Письменность и религия державы Ахеменидов...................................... 20

5. Памятники архитектуры и литературы................................................... 25

Заключение.................................................................................................... 29

Список литературы....................................................................................... 31


Введение

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение особенностей развития Ирана в эпоху Ахеминидов.

Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными историками, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний об истории Ирана в эпоху Ахеминидов.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть образование империи Ахеменидов. Правление Кира Великого;

- изучить реформы Дария I;

- охарактеризовать греко-персидские войны;

- проанализировать;

- исследовать письменность и религия державы Ахеменидов;

- описать памятники архитектуры и литературы.

Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гёй-Тепе, были найдены черепа людей, живших в III тыс. до н.э.

Ряд историков полагает, что древнеперсидский пророк Заратуштра жил и проповедовал в начальные годы правления династии Ахеменидов. Сильное влияние на Ахеменидов, широко использовавших таланты покоренных народов, оказала высокоразвитая культура Месопотамии. При этом Ахемениды внесли и собственный значительный вклад в развитие цивилизации обширного региона, простиравшегося от Индии до Египта. Ахемениды первыми разработали концепцию всемирного правительства и мирового государства[1].

Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастрийцев

Историю иранской государственности принято начинать с Кира II, основателя династии Ахеменидов (550–330 до н.э.), который первым объединил два крупнейших индо-иранских племенных союза – мидян и персов. Еще ранее, до возникновения персидского государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э. захватив столицу Древней Ассирии Ниневию.

Определим, что курсовая работа посвящена освещению вопросов истории Ирана, и перед ней ставится цель подробно раскрыть тематику излагаемого вопроса.

При написании работы возникли трудности с поиском библиографической базы, посвященной освещению изучаемого вопроса в связи со слабой изученностью указанной тематики, однако глубокое и всестороннее изучение источников обусловило подробное раскрытие выбранной темы работы.


Образование империи Ахеменидов. Правление Кира Великого

 

Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гёй-Тепе, были найдены черепа людей, живших в III тыс. до н.э.

Ученые предложили назвать коренное население каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря. Сами кавказские племена, как известно, мигрировали в более южные районы, в пределы нагорья. «Каспийский» тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде среди кочевых племен луров в современном Иране[2].

Для археологии Среднего Востока центральным вопросом является датировка появления здесь сельскохозяйственных поселений. Памятники материальной культуры и другие свидетельства, найденные в каспийских пещерах, говорят о том, что населявшие регион племена с VIII до V тыс. до н.э. занимались преимущественно охотой, затем перешли к скотоводству, которое, в свою очередь, ок. IV тыс. до н.э. сменилось земледелием. Постоянные поселения появились в западной части нагорья еще до III тыс. до н.э., а скорее всего – в V тыс. до н.э. К главнейшим поселениям можно отнести Сиалк, Гёй-Тепе, Гиссар, но самым крупным были Сузы, ставшие впоследствии столицей персидского государства. В этих небольших селениях вдоль петляющих узких улочек теснились друг к другу глинобитные хижины. Умерших хоронили либо под полом дома, либо на кладбище в скрюченном («утробном») положении. Реконструкция жизни древних обитателей нагорья производилась на основании изучения утвари, орудий труда и украшений, которые помещались в могилы, чтобы снабдить усопшего всем необходимым для загробной жизни.

Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы. Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини-матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном.

Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200–800 до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной – красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана – в Китае[3].

Историю Ирана часто делят на два периода: домусульманский и мусульманский. Исламизация иранского общества привела к фундаментальным изменениям его культурной, социальной и политической структуры. Однако и после принятия ислама прежние духовные ценности отнюдь не исчезли. Более того, они оказали сильное влияние на нарождавшуюся в стране новую культуру, которую некоторые ученые называют иранским исламом. В современном Иране сохраняются многие домусульманские традиции и обряды. На протяжении 16 веков после арабо-исламского завоевания неоднократно предпринимались попытки возродить древние традиции. Последняя из таких попыток была предпринята в правление династии Пехлеви.

Ряд историков полагает, что древнеперсидский пророк Заратуштра жил и проповедовал в начальные годы правления династии Ахеменидов. Сильное влияние на Ахеменидов, широко использовавших таланты покоренных народов, оказала высокоразвитая культура Месопотамии. При этом Ахемениды внесли и собственный значительный вклад в развитие цивилизации обширного региона, простиравшегося от Индии до Египта. Ахемениды первыми разработали концепцию всемирного правительства и мирового государства[4].

Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастрийцев

Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н.э. Большая часть сведений о потомках древних племен, живших на восточных границах Месопотамии, в горах Загроса, почерпнута из месопотамских летописей. (О племенах, населявших центральные и восточные районы Иранского нагорья, в летописях никаких сведений нет, потому что они не имели связей с месопотамскими царствами.) Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие древний город Сузы, расположенный на равнине у подножий Загроса, и основавшие там могущественное и процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться ок. 3000 до н.э. и велись две тысячи лет. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы восприняли цивилизацию вавилонян и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья на равнину.

Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий племен из Центральной Азии. Это были арии, индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшимися праязыками нынешних языков Иранского нагорья и Северной Индии. Они же дали Ирану его имя («родина ариев»). Первая волна завоевателей нахлынула ок. 1500 до н.э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа – на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию[5].

В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен – согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы – сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами.

Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане. В 612 до н.э. мидийский царь Киаксар (правил с 625 по 585 до н.э.) вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил ассирийскую державу. Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р.Инд. На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества-данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.

Могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений. Персидская династия Ахеменидов (названная так по имени своего основателя Ахемена) еще при мидянах стала господствовать в Парсе. В 553 до н.э. Кир II Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, сына Киаксара, в результате которого был создан могущественный союз мидян и персов. Новая держава угрожала всему Среднему Востоку. В 546 до н.э. царь Лидии Крез возглавил направленную против царя Кира коалицию, в которую помимо лидийцев вошли вавилоняне, египтяне и спартанцы. Согласно легенде, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением великого государства. Обрадованный Крез даже не удосужился спросить, какое именно государство имелось в виду. Война закончилась победой Кира, который преследовал Крёза до самой Лидии и там захватил его в плен. В 539 до н.э. Кир занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до восточных окраин Иранского нагорья, сделав столицей Пасаргады, город на юго-западе Ирана.

Если не считать нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих историков. Даже имена персидских царей вошли в историографию так, как их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски произносятся как Увахштра, Куруш и Хшаяршан.

Главным городом государства были Сузы. Вавилон и Экбатана считались административными центрами, а Персеполь – центром ритуальной и духовной жизни. Государство было разделено на двадцать сатрапий, или провинций, во главе которых стояли сатрапы. Сатрапами становились представители персидской знати, а сама должность передавалась по наследству. Такое сочетание власти абсолютного монарха и полунезависимых наместников составляло характерную особенность политического устройства страны на протяжении многих веков.

Все провинции соединялись почтовыми дорогами, самая значительная из которых, «царская дорога» длиной 2400 км, пролегала от Суз до средиземноморского побережья. Несмотря на то, что по всей империи были введены единая административная система, единая денежная единица и единый официальный язык, многие подвластные народы сохраняли свои обычаи, религию и местных правителей. Период правления Ахеменидов отличался терпимостью. Долгие годы мира при персах благоприятствовали развитию городов, торговли и сельского хозяйства. Иран переживал свой Золотой век.

Персидская армия по составу и тактике отличалась от прежних армий, для которых были типичны колесницы и пехота. Главной ударной силой персидских войск стали конные лучники, засыпавшие противника тучей стрел, не вступая при этом с ним в прямое соприкосновение. Армия состояла из шести корпусов по 60 000 воинов в каждом и элитных соединений численностью 10 000 человек, отобранных из членов знатнейших семейств и называвшихся «бессмертными»; они же составляли личную охрану царя. Однако во время походов в Грецию, а также во время правления последнего царя из династии Ахеменидов Дария III в бой шла огромная, плохо управляемая масса конников, колесниц и пехотинцев, не способная маневрировать на небольших пространствах и зачастую значительно уступавшая дисциплинированной пехоте греков.

Ахемениды очень гордились своим происхождением. Бехистунская надпись, выбитая на скале по приказу Дария I, гласит: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, населенных всеми народами, давно уже царь этой великой земли, простирающейся еще дальше, сын Гистаспа, Ахеменид, перс, сын перса, арий, и предки мои были ариями». Однако цивилизация Ахеменидов представляла собой конгломерат обычаев, культуры, общественных институтов и идей, существовавших во всех частях Древнего Мира. В то время Восток и Запад впервые вступили в непосредственный контакт, и возникший в результате обмен идеями никогда после этого не прерывался.

Историю иранской государственности принято начинать с Кира II, основателя династии Ахеменидов (550–330 до н.э.), который первым объединил два крупнейших индо-иранских племенных союза – мидян и персов. Еще ранее, до возникновения персидского государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э. захватив столицу Древней Ассирии Ниневию.

Кир великий(ок. 590–530 до н.э.), или Кир II, царь Персии и основатель Персидского государства. Кир (древнеперс. «Куруш» или «Кураш»), родился ок. 590 до н.э. в семье Ахеменидов, которая, будучи вассалом Мидии, правила царством, называвшимся Персис, в Сузиане, на юго-западе Персии. Взошел на трон после смерти своего отца, Камбиса I, в 558 до н.э[6].

О его детстве и юности известно только из легенд. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Легенда гласит, что после рождения Кира знатному мидийцу Гарпагу было поручено убить младенца, но он отдал его пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребенка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына. Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нем своего внука, заставил приемного отца Кира рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман. Мальчика же в целости и сохранности отправили к настоящим родителям в Персию. Согласно другой легенде, Кира оставили диким зверям, но волчица выкормила и вырастила его. Еще одно предание, записанное Ктесием, греческим историком, жившим при персидском дворе в 5 в. до н.э., утверждает, что Кир был не сыном, а мужем Манданы.

Греческие и вавилонские источники сходятся в том, что восстание Кира против Мидии длилось три года. На первых порах удача сопутствовала мидянам, но последние сражения были выиграны персами, и в 550 до н.э. они захватили мидийскую столицу Экбатану, при этом царь Астиаг был взят в плен. Геродот утверждает, что мидийский царь пал жертвой предательства Гарпага, жаждавшего отмщения, и что Астиага пленили его собственные воины, которые и выдали его персам. С царем обошлись милостиво: Кир позволил ему жить при персидским дворе.

Став благодаря этой победе властелином всего Мидийского царства, Кир принялся расширять владения. Сначала он совершил поход против богатой и мощной Лидии, государства в Малой Азии. Крез, царь Лидии, предвосхитил нападение персов, заняв Каппадокию и заручившись поддержкой вавилонян и египтян. Битва при Птерии не принесла победу ни одной из сторон, и тогда Кир решил взять инициативу в свои руки и в результате нескольких стремительных переходов застал Креза врасплох в его зимней резиденции в Сардах. Осажденный в своей столице лидийский царь обратился за помощью к вавилонянам. На его призывы откликнулись только спартанцы, но спартанский флот не успел выйти в море, как пришло известие о падении Сард (546 до н.э.). Крез с семьей попал в плен, но, согласно греческим источникам, с ним обошлись великодушно. Враждебно настроенный к Киру вавилонский летописец утверждает, что лидийский царь был казнен[7].

После известия о падении Сард греческие города Малой Азии поспешили направить послов к персидскому царю. Кир потребовал полной и безоговорочной сдачи всех ионийских городов, за исключением морского порта Милета, которому он даровал особые привилегии. Вскоре полководцы Кира завоевали Карию, Ликию, а затем и всю остальную Малую Азию.

Тем временем царь начал расширять свои владения за счет территорий в Восточном Иране, где он строил крепости, простоявшие в течение всего периода правления Ахеменидов. В 546–540 до н.э. Кир приложил немалые усилия для укрепления восточных границ государства. В значительной степени благодаря этому Дарий, взойдя на трон в 522 до н.э., унаследовал Маргиану и Согдиану, Бактрию, Драгиану и Ариану, Хорасмию и страну саков, Саттагидию и даже Арахосию и Макран[8].

Оставался только один соперник – Вавилония, великая держава, поделившая с мидянами Ближний Восток и все еще контролировавшая долины Тигра и Евфрата, Сирию, Палестину и Аравию, а также торговые пути в Египет и на Запад. Набонид, царь Вавилонии, не пользовался любовью своих подданных, поэтому в 539 до н.э. жители столицы открыли ворота и приветствовали вступившего в город Кира. И вновь Кир продемонстрировал мудрость и великодушие. Он признал Мардука (вавилонского бога) и был коронован царем Вавилонии. Кир восстанавливал храмы и выступал в роли защитника прав народа. Евреям было дозволено вернуться из ссылки в Иерусалим, а обнародованный в 538 до н.э. указ разрешал им заново отстроить Иерусалимский храм.

Остаток жизни Кир, по-видимому, посвятил созданию системы управления вновь приобретенными владениями и разработке нового административного устройства своего обширного царства. Усовершенствованная Дарием система управления государством с делением на сатрапии, во главе которых стояли сатрапы (перс. «хшатрапаван»), была, очевидно, введена Киром. Несмотря на то, что могущественное государство, созданное Киром, в течение последующих двух столетий представляло для Греции источник угрозы, более поздние греки отзывались о нем как о мудром и справедливом правителе. В Киропедии Ксенофонта содержится в значительной мере вымышленное описание Кира как идеального царя[9]. Кир был убит в 530 до н.э. в стычке с полукочевыми племенами массагетов на берегу Яксарта (древнее название Сырдарьи) в Средней Азии. Его сын Камбис отыскал тело отца, перевез в столицу государства Пасаргады, где предал его земле.[10]

Расширение Персидского царства началось при Кире II, который, согласно легенде, пересказанной греческим историком Ксенофонтом, был также внуком царя Мидии по материнской линии, и продолжилось при его преемниках, особенно при Дарии I. В период наивысшего могущества государства его границы простирались до Малой Азии, Центральной Азии, Египта и долины Инда. К важнейшим историческим и археологическим памятникам эпохи Ахеменидов принадлежат развалины их столицы Персеполя, или, как его называют иранцы, Техте-Джемшида; гробница Кира II в Пасаргадах и высеченная на скале Бехистунская надпись Дария I. Персеполь был сожжен Александром Македонским после покорения им Ирана, что положило конец государству Ахеменидов.


Реформы Дария I

 

Дарий I Великий(годы правления 522–486 до н.э.), считается величайшим из Ахеменидов. Родился ок. 550 до н.э. Сын Гистаспа (Виштаспы), сатрапа Парфии и Гиркании в восточной Персии, потомок по младшей линии основателя персидской царской династии Ахемена. Обстоятельства его прихода к власти туманны. В возрасте 28 лет он служил копьеносцем при своем дальнем родственнике царе Камбисе, когда тот умер или, не исключено, был убит, направляясь из Египта, чтобы подавить мятеж некоего Гауматы, объявившего себя Бардием (или Смердисом), братом Камбиса. Дарий сразу же принял царский титул и поспешил в очаг волнений Мидию. Гаумата и его сторонники погибли, до этого потерпев поражение в нескольких кровопролитных битвах. Дарий наградил шестерых вельмож, поддержавших его претензию на трон, предоставив им и их детям привилегированное положение при дворе и в администрации[11].

Прежде чем удалось восстановить порядок, пришлось подавлять волнения почти во всех провинциях. Дарий расширил пределы своего государства до северо-западных районов Индии, сделав р.Инд его границей, а на севере – до Кавказа, подчинив Армению. Честолюбивые планы царя распространились и на Европу. Через Фракию он дошел до Дуная, но был разбит скифами и в 512 до н.э. повернул назад. Через 13 лет требовавшие независимости города Ионии подняли восстание, в ходе которого азиатские греки, подданные персидского монарха, получили помощь из материковой Греции. В 492 до н.э. Дарий принял решение захватить Грецию и собрал большую армию. Его первый поход завершился во Фракии после гибели персидского флота во время бури у побережья Галлипольского полуострова. Вторая военная экспедиция тоже закончилась неудачей. В 490 до н.э. персидское войско потерпело сокрушительное поражение в Марафонской битве. Дарий умер в ноябре 486 до н.э., так и не успев завершить подготовку к следующему походу.

Создание Персидского государства началось еще при Кире Великом (годы правления 559–529 до н.э.), но стало главным делом жизни Дария I. Основные сведения о размерах подвластных ему земель сообщает трехъязычная надпись, высеченная высоко на скале в Бехистуне (Бисутуне), деревне недалеко от Хамадана, на западе Ирана. Дарий изображен стоящим перед девятью закованными в цепи мятежными вождями, а в тексте на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках рассказывается о его победах и преданности богу Ахурамазде и перечислены 25 покорных царю народов. Их посланцы показаны также в виде данников на рельефах в Персеполе и Сузах, где по приказу монарха были возведены великолепные дворцы, для украшения которых привлекались все богатства государства[12].

Как правитель Дарий отличался великодушием и прозорливостью. Местным главам сатрапий была предоставлена значительная самостоятельность, но они несли тяжелое бремя ответственности за сбор дани, платившейся как деньгами, так и натурой. При этом каждая область поставляла свою продукцию: благовония шли из Аравии, мулы из Каппадокии, зерно и рыба из Египта и т.д. В стране всемерно поощрялась торговля. Была введена единая для всего государства золотая монета дарик, что активизировало хождение денег; подверглись стандартизации меры и веса; функцию единого торгового языка начал выполнять арамейский; строились дороги и каналы, в частности великий царский путь от Сард, в западной части Малой Азии, до Суз, к востоку от Тигра, и канал, соединивший Нил с Красным морем[13].

Дарий скончался в возрасте шестидесяти четырех лет, его преемником стал сын – Ксеркс I.


Греко-персидские войны

 

Войны начались с восстания находившихся под персидским владычеством ионийских греческих городов (на западном побережье Малой Азии) в 499 до н.э. Спарта ответила на призыв ионийцев о помощи отказом, но афиняне, которые опасались, как бы их прежний тиран Гиппий (он находился тогда в Малой Азии и вынашивал планы возвращения) не получил поддержки от персов, решили вмешаться и послали 20 кораблей. Вместе с эретрийцами с соседствующего с Аттикой острова Эвбея афиняне помогли мятежникам захватить и сжечь столицу персидской сатрапии Сарды в 498 до н.э., однако вскоре этот отряд был отозван, а к 494 до н.э. восстание было подавлено (впрочем, восставшим удалось добиться некоторых уступок).

В качестве ответной меры в 492 до н.э. Дарий I, царь могущественной Персидской империи, послал своего зятя Мардония во главе армии и флота через Геллеспонт (совр. Дарданеллы) в Грецию. У подножия горы Афон (полуостров Акта, выдающийся в Эгейское море с севера) флот потерпел крушение, и сухопутное войско было вынуждено вернуться.

Намереваясь покарать Афины и Эретрию за сожжение Сард, в 490 до н.э. Дарий послал в Эгейское море новый флот под командованием Датиса и Артаферна, которых сопровождал Гиппий[14].

Вначале персы приплыли к Эретрии и после шестидневной осады захватили город. Тем временем афиняне отправили в Спарту скорохода Фидиппида с просьбой о помощи, но спартанцы ответили, что в связи с религиозным празднеством они не смогут выступить до полнолуния. Тогда 10 тыс. тяжеловооруженных афинских пехотинцев, на помощь которым явились лишь 1000 платейцев, заняли узкую долину, выходившую на Марафонскую равнину недалеко от побережья, где, как ожидали, флот персов должен был остановиться по пути в Афины.

Афинские стратеги избрали главнокомандующим Мильтиада, поскольку он был знаком с военной тактикой персов, которые изгнали его в 493 до н.э. из Фракии. Теперь Мильтиад выжидал, оставаясь на месте, между тем как пехота и кавалерия персов (ок. 30 тыс. человек) высадились на берег. Персов защищали тонкие доспехи, они были вооружены луками и короткими мечами. Когда стрелы врага начали поражать греков, Мильтиад приказал им атаковать – бегом, чтобы как можно меньше оставаться под градом стрел. Персы, не готовые к рукопашному бою, отступили к своим кораблям, понеся тяжелые потери (ок. 6400 человек убитыми), у афинян и платейцев было убито 192 человека. Попытка напасть на Афины врасплох из гавани Фалера окончилась неудачей, и персы возвратились в Азию. Афиняне соорудили в честь погибших высокий курган, который до сих пор виден на поле сражения у Марафона. Затем они, следуя совету видного афинского политика Фемистокла, приступили к строительству флота. Фемистокл рассчитывал на то, что Греция слишком мала для того, чтобы прокормить армию завоевателей, и потому, если будет уничтожен обеспечивающий коммуникации флот, вражескому войску придется уйти.

Когда Дарий умер, его сын и преемник Ксеркс не смог сразу выступить в поход из-за мятежа в Египте, однако персы приступили к подготовке нового вторжения. Поскольку им предстояло вновь двинуться через северную часть Эгейского моря, во Фракии строились продовольственные склады, через перешеек у горы Афон был прорыт канал, через Геллеспонт (место переправы из Азии в Европу) наведен плавучий мост; наконец, были собраны сухопутная армия примерно в 100 тыс. человек и флот из 1000 кораблей[15].

На этот раз Афины и Спарта выступили вместе. Их стратегия заключалась в том, чтобы удерживать персидскую армию на севере до тех пор, пока в бою не сойдутся оба флота. Поэтому спартанский царь Леонид с 6000 греков занял горный проход Фермопилы, в то время как Фемистокл во главе союзного флота из примерно 300 кораблей ожидал персов у мыса Артемисий, северной оконечности Эвбеи.

Летом 480 до н.э. Ксеркс со своим огромным войском вторгся в Фессалию. Его воины тысячами погибали у Фермопил, узкого прохода между горной цепью и морем, до тех пор, пока предатель-грек не указал им тайной тропы через горы. Когда Леонид узнал, что персы вот-вот обрушатся на него с тыла, он отпустил большую часть своих союзников-греков и сражался до самой смерти во главе 300 спартанцев и нескольких сотен феспийцев.

Тем временем шторм вынудил Фемистокла уйти от Артемисия. Персы вступили в Афины и сожгли город. Однако еще двумя месяцами прежде большинство афинян были эвакуированы в Трезен на Пелопоннесе. Фемистокл и спартанский полководец Эврибиад разместили флот в заливе соседнего с Афинами острова Саламин. Хитростью, как бы уклоняясь от сражения, они заманили персов в узкий пролив, где и уничтожили персидский флот.

Ксерксу пришлось удалиться в Азию, однако он оставил в центральной Греции армию в 80 тыс. человек. На следующий год (в конце августа 479 до н.э.) эти силы, с Мардонием во главе, были уничтожены у Платей в южной Беотии объединенным греческим войском в 40 тыс. человек, которым командовал спартанский полководец Павсаний. Согласно легенде, в тот же самый день союзный греческий флот разбил персов у Микале, мыса на побережье Малой Азии, а остатки персидских войск были разбиты там же на суше. В результате в следующие два десятилетия из-под власти персов была освобождена большая часть греческого населения Малой Азии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...