Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние занятий волейболом на уровень развития скоростных качеств у волейболистов 12-13 лет




Скоростные способности у юных волейболистов оценивались при помощи 2 тестов: скорость в беге на 20 м. и максимально возможная преодоленная дистанция за 40 секунд.

На протяжении всего эксперимента показатель времени в беге на 20м в контрольной и экспериментальной группе существенно не изменился (рис. 3).

 

Рис. 3. Время бега на 20 м у юных волейболистов 12-13 лет (n=24).

Исходный и итоговый результаты в экспериментальной группе составил 3,8±0,06 и 3,7±0,06 с (р>0,05). В контрольной группе эти показатели оказались незначительно больше, соответственно 3,9±0,08 и 3,78±0,07 с (р<0,05). Прирост показателя в экспериментальной группе 3,2%, а в контрольной 2,7%.

Очевидно, выявленная динамика показателя времени бега на 20 м. в обеих группах свидетельствует о завершении сенситивного периода для формирования скоростных способностей. Возраст юных волейболистов – 12-13 лет соответствовал пубертатному периоду, который в большей степени считается благоприятным для развития силовых способностей.

Кроме того, скоростные способности оценивались при помощи 40-секундного бега (рис. 4). Длина дистанции, преодоленная волейболистами экспериментальной группы за 40 с, на начальном, промежуточном и заключительном этапах эксперимента существенно не изменилась и составила в среднем 156, 164 и 163 метра. Прирост составил 4,5% (р>0,05).

 

Рис. 3. Длина дистанции, преодоленная юными волейболистами 12-13 лет за 40 секунд (n=24).

В контрольной группе в аналогичном тесте результат составил 157,161,160м. За период наблюдений он увеличился на 1,9% (р>0,05). Таким образом, констатировать, что разработанная методика развития физических качеств у юных волейболистов оказала положительное влияние на формирования у них скоростно-силовых способностей. В то же время необходимо отметить, что скоростные способности существенно не изменились, отмечалась лишь тенденция к росту показателей.

При оценке индекса прыгучести (МП) достоверные различия имели место только к концу эксперимента – итоговый показатель в экспериментальной группе оказался значительно выше в сравнении с показателем контрольной группы, соответственно 81 ± 4,4 % и 68 ± 3,1 %, (p<0,05). Исходные и текущие показатели индекса прыгучести существенно не различались (рис.5).

 

Рис. 5. Показатель прыгучести у юных волейболистов 12-13 лет на разных этапах исследования (n=24).

 

Выявленные изменения, в первую очередь связаны с гетерохронностью развития физических качеств. К подростковому возрасту сенситивный период в формировании быстроты уже закончился, и начался благоприятный период для развития силовых способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная нами программа для развития скоростно-силовых качеств у юных волейболистов 12 – 13 лет является достаточно эффективной.

Это подтверждается следующими фактами:

Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя один год применения этой программы, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях волейболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. А вот в упражнении на проявление скоростных качеств (бег 20 м) результаты в среднем оказались немного выше, чем у детей в экспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что в тренировочном процессе в контрольной группе больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказались выше.

Во-вторых, обе программы по развитию прыгучести существенно отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе, маленький ассортимент упражнений – всего шесть (см. выше), а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается двенадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно, что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (А.Я. Гомельский,1997; С.Г. Башкин, 1996; В.Л. Сыч, 1995). А применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).

Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в количестве повторений, либо в продолжительности времени отдыха сериями). Например: в прыжках через гимнастическую скамейку - количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой – пробегаемое расстояние и т. п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе волейболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Это упражнение позволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, потом когда спортсмен после таких тренировок в игре применяет прыжок, отталкиваясь от твердой поверхности, он уже будет проявлять те усилия, которые испытывались в заданиях на матах, значит, и прыгать будет выше. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.

Также можно увидеть различия в упражнениях по их направленности. Если у контрольной группы есть задания, которые направлены на поддержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени, то в экспериментальной группе предлагались упражнения, которые направлены на доставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п.). В первом случае очень сложно контролировать высоту прыжка близкой к максимальной, поскольку спортсмен во время выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается. Следовательно, задание теряет смысл. А во втором случае от спортсмена требуют, чтобы он достал или коснулся края щита. В этом упражнении как раз волейболист сможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как он прыгнул, спортсмен снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Еще один положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой волейболист старается дотянуться выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагает еще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнение такого характера, применяемое в экспериментальной группе.

Кроме того, в разработанной нами программе, которая применялась в экспериментальной группе, также присутствуют упражнения чисто силового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки с партнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без партнеров, то они служили в большей степени для укрепления связок коленного и голеностопного суставов, а не для увеличения силы ног. А так от спортсмена требуют, чтобы он преодолел расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышц бедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно на акцентированное развитие силы мышц ног. Ведь практически все прыжки в игре выполняются именно из этого положения (полуприсед). И именно при этом положении ноги волейболиста находятся в заряженном состоянии, следовательно, прыжок будет высоким. Можно сказать, что исходные положения одинаковы, как при выполнении полуприседаний с партнером на плечах, так и при нападающем ударе, и блоке. Разница лишь в том, что при выполнении полуписеданий есть вес на плечах, а при выполнении этих элементах веса нет, но усилия при этих элементах такие же, если волейболист с такой же силой разгибает ноги, как и при выполнении полуприседаний с партнером. Следовательно, игрок будет выше прыгать.

В этом и есть самая важная отличительная черта двух программ.

В выше приведенном тексте было обосновано то, что программа по развитию двигательных качеств у юных волейболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе при занятиях волейболом. Конечно, нельзя сказать то, что программа, применяемая в контрольной группе, совсем не эффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках по волейболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств, значит, эту программу можно использовать на практике.

Таким образом, в процессе многолетней спортивной подготовки широко применяются нагрузки избирательной направленности, способствующие увеличению силы, скорости, выносливости, ловкости и гибкости. Выбор величины такой нагрузки на всех этапах возрастного развития детей и подростков определяется биологическими закономерностями развития их двигательных способностей. Высокий уровень и темп развития в конкретном возрасте являются основанием для увеличения управляющих тренировочных воздействий на ту или иную способность.

Статистический анализ полученных результатов свидетельствовал, что в экспериментальной группе после проведения эксперимента уровень развития скоростных качеств значительно повысился.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальную программу по развитию двигательных качеств юных волейболистов 12-13 лет для широкого использования тренерам по волейболу.

 

 

Выводы

 

1. Уровень развития скоростно-силовых способностей у юных волейболистов, тренирующихся по разным программам, существенно различался. В экспериментальной группе прирост показателей прыжка в длину и высоту с места составил 9,8% и 12,8%, соответственно (p<0,05). В контрольной группе эти показатели соответственно увеличились на 3,3% и 2,6% (p>0,05).

2. Уровень развития скоростных способностей юных волейболистов 12-13 лет в динамике годичного наблюдения существенно не изменился. У волейболистов экспериментальной группы прирост показателей в беге на 20 м и 40-секундном беге составил 3,2% и 4,5%, соответственно (p<0,05). В контрольной группе прирост оказался несколько меньше – 2,7% и 1,9% соответственно (p>0,05).

3. Проведенное исследование свидетельствует о том, что предложенный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств у юных волейболистов 12 - 13 лет является достаточно эффективным и может быть рекомендован для широкого использования в практической работе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ахмеров Э. К. Волейбол для начинающих. - Минск: Полымя, 1985. - 78 с.

2. Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов. - М., 1990.-36 с.

3. Волейбол: Физическая подготовка: Учеб. для ин-тов и акад. физ. культ. / Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000. - С. 134-156.

4. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры/ Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 368с.

5. Гарипов А.Г. Факторная структура и методика скоростно-силовой подготовки юных волейболисток: автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1990.-23 с.

6. Гарипов А.Г. Особенности скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов / Гарипов А.Г. и др. - Ашхабад, 1991. - 51 с.

7. Ермаков С. С. Компьютерная регистрация и обработка результатов соревновательной деятельности в волейболе // Проблемы соревновательной деятельности: Тез. докл. межобл. науч. -практ. конф., 12-16 сентября 1990 г. - Харьков, 1990. - С. 124.

8. Ермаков С. С. Выбор оптимальных поз человека на основе математических моделей движения // Биомеханика на защите жизни и здоровья человека: Тез. докл. I Всероссийск. конф., 9-12 ноября 1992 г. - Нижний Новгород, 1992. - т. II. - С. 91.

9. Ермаков С. С. Особенности построения ударных движений биомеханических систем. – М., 2001.

10. Ермаков С. С. Педагогические подходы в обучении сложным техническим приемам юных волейболистов. – М., 1998.

11. Ермаков С. С. Тренажеры для обучения ударным движениям. - Харьков, ХХПИ, 1996. - 184 с.

12. Железняк Ю. Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.

13. Железняк Ю. Д, Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

14. Ивойлов А. В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 152 с.

15. Ивойлов А. В. Соревнования и тренировка спортсмена. - Минск: Вышэйшая школа, 1982. - 144 с.

16. Ивойлов А. В. Волейбол. - Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 261 с.

17. Капустин А.Г., Капустин А.А. Технология игровой деятельности // Физическая культура в школе. - 2007. - №7. - С.41-42.

18. Клещёв Ю.Н. Волейбол - (Серия «Школа тренера»). - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 400с.

19. Лапутин А. Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоров'я, 1986. - 216с.

20. Лапутин А. Н., Хапко В. Е. Биомеханика физических упражнений. – М., 1986. - 135 с.

21. Лапутин А. Н., Уткин А. Н. Технические средства обучения: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 80 с.

22. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

23. Носко Н. А., Маслов В. Н. Определение критериев функционального состояния волейболистов. – М., 2000.

24. Озолин Н. Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов: Лекция. - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 33 с.

25. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352с.

26. Пименов М. П. Волейбол: специальные упражнения. – М., 1993. - 188 с.

27. Полиевский С. А., Латышкевич Л. А., Романов В. А. Технические средства обучения в спортивных играх. – М., 1986. - 176 с.

28. Ратов И. П., Насриддинов Ф. Н. Совершенствование движений в спорте. - Ташкент: Издательство Ибн Сины, 1991.- 152 с.

29. Рыцарев В.В. Попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов. - М., 2005. - 384с.

30. Сероштан В. М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов. Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Киев, 1987. - 19 с.

31. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464с.

32. Хапко В. Е., Маслов В. Н. Совершенствование мастерства волейболистов. – Спб., 1990. - 125 с.

33. Хуссейн А. С., Волков Е. П. Особенности планирования развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов на этапе начальной подготовки к соревновательной деятельности. – М., 2002.

34. Юшкевич Т. П., Васюк В. Е., Буланов В. А. Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов: Метод. пособие. - Минск: Полымя, 1987. - 240 с.

35. Юшкевич Т. П., Васюк В. Е., Буланов В. А. Тренажеры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...