Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало творческого пути Кусевицкого С.А.




План

Ведение

1.   Начало творческого пути Кусевицкого С.А.

2. Иcполнительское творчество

.   Дирижёрская деятельность Кусевицкого С.А.

.   Концертная деятельность Кусевицкого С.А.

Заключение

Список использованной литературы


Аннотация

 

Реферат посвящён творчеству одного из выдающихся музыкальных деятелей двадцатого века, контрабасисту, дирижеру и композитору С.А. Кусевицкому

В этой работе прослеживается становление мастера, истоки его многогранного таланта, разносторонней деятельности. Приводятся архивные материалы, воспоминания современников, освещаются его связи с культурой двадцатого века.


Введение

 

"Я никогда не встречал человека,

который любил бы музыку так страстно"

Аарон Копленд

 

Русский дирижёр, контрабасист и музыкальный деятель. Творческий путь Сергея Кусевицкого отчетливо разделяется на несколько периодов, каждый из которых по-своему знаменателен и для самого артиста, и для его вклада в музыкальное искусство.

Кусевицкий дебютировал за дирижерским пультом в 1906 году, уже будучи музыкантом с мировым именем: широкую известность принесли ему выступления в качестве контрабасиста-виртуоза. Но эта столь редкая профессия не была целью его жизни. С детских лет проявив музыкальную одаренность, он получил начальное образование под руководством отца - профессионального музыканта, а когда ему исполнилось четырнадцать лет, отправился из родного города Вышнего Волочка в Москву, для продолжения учебы. Но в Филармоническом училище, куда поступал Кусевицкий, оставалась лишь вакансия в класс контрабаса, и он был туда принят. Уже спустя несколько лет сольные концерты контрабасиста Кусевицкого в России и за рубежом приобрели значительную популярность. А молодой артист мечтал стать дирижером и отправился в Германию, где учился в Высшей музыкальной школе в Берлине у К. Мука, также посещая концерты под управлением А. Никита. Последний на всю жизнь стал для него образцом.

Яркий портрет мастера оставил русский виолончелист Г. Пятигорский: «Там, где пребывал Сергей Александрович Кусевицкий, законов не существовало. Все, что препятствовало выполнению его замыслов, сметалось с дороги и становилось бессильным перед его сокрушающей волей к созданию музыкальных монументов. Его энтузиазм и безошибочная интуиция прокладывали путь молодежи, ободряли опытных мастеров, нуждающихся в этом, воспламеняли публику, которая, в свою очередь, вдохновляла его к дальнейшему творчеству. Его видели в ярости и в нежном настроении, в порыве энтузиазма, счастливым, в слезах, но никто не видел его равнодушным.

Все вокруг него казалось возвышенным и значительным, каждый его день превращался в праздник. Общение было для него постоянной, жгучей потребностью. Каждое исполнение - фактом исключительно важным. Он обладал магическим даром преображать даже пустяк в настоятельную необходимость, потому что в вопросах искусства для него пустяков не существовало».

О выдающемся музыканте XX века, блистательном дирижере Сергее Александровиче Кусевицком пока не написано ни одной фундаментальной работы. Книга А.В. Астрова "Деятель русской музыкальной культуры С.А. Кусевицкий ", вышедшая в 1981 году в издательстве "Музыка", рассказывает только о раннем периоде его творчества - до отъезда за границу в 1921 году. Сведения о его жизни и деятельности приходится собирать по многочисленным источникам. С.А. Кусевицкому посвящена глава в сборнике В.И. Шикова "Музыканты Верхневолжья". Энциклопедический словарь "Золотая книга русской эмиграции" содержит статью-очерк А. Седых. Немало фактов можно почерпнуть в мемуарах С. Рахманинова (Воспоминания, записанные О.фон Риземаном. М. 1992) и И.Ф Стравинского (Хроника моей жизни. Л. 1963), а также в двухтомных "Воспоминаниях о Рахманинове" (М. 1961)

 


Начало творческого пути Кусевицкого С.А.

 

В истории русского контрабасового исполнительства крупнейшие достижения связаны с именем блистательного виртуоза Сергея Александровича Кусевицкого.

Родился Кусевицкий 14 июля 1874 года в небольшом уездном городке Тверской губернии Вышнем Волочке, в семье ремесленника. Отец Кусевицкого и его четыре сына увлекались музыкой и играли на различных инструментах. Юный Кусевицкий, выучившись играть на трубе, стал участником духового оркестра, организованного его братьями. Миниатюрный оркестр, в состав которого входило всего восемь музыкантов, играл на баллах, свадьбах, маскарадах, а в летнее время выступал в городском саду во время ярмарки и обслуживал представления балагана- традиционного ярмарочного представления.

Эта жизнь не удовлетворяла С.А Кусевицкого, и он решил поехать в Петербург или Москву. Но какую музыкальную специальность выбрать? Уже мало лет, нужно оставить свой выбрать на инструменте, который возможно скорее и вернее позволил бы достигнуть профессионального мастерства. Сергей Александрович выбирает контрабас. Занятия на этом инструменте увлекают его. Кусевицкие в то время жили в одноэтажном, деревянном домике, состоявшем из одной маленькой комнаты и большой кухни, половину которой занимала русская печь. Во дворе стоял небольшой сруб, приспособленный для домашней бани. В ней Кусевицкий по многу часов ежедневно играл на контрабасе чтобы не беспокоить близких.

Осенью 1891 года Кусевицкий с тремя рублями в кармане приехал в Москву. Он обратился в консерваторию, но бесплатных вакансий там не оказалось. Тогда он направился в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Там ему предложили обучаться бесплатно на одном из оркестровых инструментов - гобое, валторне или контрабасе. Он, конечно, избрал тот инструмент, который был ему уже знаком.

Училище, в котором учился С.А. Кусевицкий, по составу педагогов конкурировало с консерваторией. Игру на скрипке преподавали - Н. Николаев и солист оркестра Большого театра В.В. Безекирский, на виолончели - А.А. Брандуков, на контрабасе - О.О. Рамбоусек. Класс рояля вел основатель училища П.А. Шостаковский, классы теории и композиции - П.И. Бларамберг, А.А. Ильинский и музыкальный критик С.Н. Крутиков. Драматическое отделение вели И. Немирович-Данченко, а также артисты Малого театра - О.А. Правдин и А.И. Южин.

Существовало училище главным образом на субсидии действительных членов Филармонического общества.

Филармоническое училище выпускало инструменталистов, певцов, композиторов и драматических актеров. Его воспитанниками были В.С. Калинников, Д.А. Аракишвили, Л.В. Собинов, Е.Кю Лешковская, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, В. Э. Мейерхольд и многие другие. В классе контрабаса обычно занималось четыре человека. Почти все контрабасисты - питомцы училища впоследствии стали хорошими оркестрантами; из них наиболее известными, кроме С.А. Кусевицкого, были И.С. Тезавровский и Д.А. Шмукловский.

Профессор Рамбоусек, очень деятельный, опытный и вдумчивый педагог, с большим энтузиазмом вел педагогическую работу в училище. Под его руководством Кусевицкий в короткий срок добился отличных результатов. В рецензиях на ученические концерты неоднократно встречается его имя. Так, в марте 1.894 года «Русские ведомости» писали: «Г.. Кусевицкий Профессор Рамбоусек, очень деятельный, опытный и вдумчивый педагог, с большим энтузиазмом вел педагогическую работу в училище. Под его руководством Кусевицкий в короткий срок добился отличных результатов. В рецензиях на ученические концерты неоднократно встречается его имя. Так, в марте 1894 года «Русские ведомости» писали: «Г. Кусевицкий в концерте для контрабаса Штейна показал, что он хорошо освоился с техникой этого редко появляющегося solo на концертных эстрадах инструмента». Через четыре месяца, в июне, была опубликована рецензия на выпускной ученический концерт Московского филармонического общества: «Из других инструменталистов выступили скрипач Коган и контрабасист Кусевицкий (с концертом Штейна. Контрабасист почти уже виртуоз на своем тяжеловесном и неповоротливом инструменте; оркестровый же музыкант из него несомненно выйдет идеальный». В том же году Кусевицкий. выступает в концерте пианистки С.Н. Лентовской, окончившей училище с отличием. В дальнейшем она довольно часто аккомпанировала Кусевицкому во время сольных выступлений.

В 1894 году, окончив училище, Кусевицкий поехал в Петербург, где 28 августа держал конкурс на вакантное место контрабасиста в оркестре Мариинского театра. Конкурс состоялся в присутствии заведующего оркестром К. Кучеры и дирижеров Направника, Крушевского, Дриго и Кроткова. Кусевицкого приняли в оркестр, но в это время в московском Большом театре также открылось вакантное место контрабасиста. Кусевицкий вернулся в Москву и 1 октября, пройдя испытание, был зачислен на годовой испытательный стаж в оркестр Большого театра с окладом 600 рублей в год.

Через год Кусевицкого перевели в штат оркестра и в его паспорте стало значиться новое звание: «артист императорских театров». Через два года, 21 января 1897 года, ему повысили оклад до 960 рублей, а с апреля 1901 года, после смерти Рамбоусека, перевели на место концертмейстера группы контрабасов с окладом 1200 рублей. (На это место был объявлен конкурс, проходивший в декабре 1900 года) Комиссия видных работников театра, вынеся это решение, отметила, что Кусевицкий «в течение шести лет выказал себя выдающимся талантливым артистом и крайне аккуратным по отношению к службе»1. Прошло еще два года, и 29 декабря 1902 года Кусевицкому присвоили первый разряд артистов оркестра - «солист».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...