Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнительское творчество




В оркестре Большого театра Кусевицкий работал недолго. 16 сентября 1905 года он подал прошение об увольнении его из театра на том основании, что он не в состоянии совместить службу в оркестре со своей концертной деятельностью.

Одновременно Кусевицкий просил сохранить за ним звание солиста императорских театров. Просьба его была удовлетворена. Уходя из театра, С. А. Кусевицкий опубликовал в «Русской музыкальной газете» большую статью, в которой ярко обрисовал тяжелое положение оркестрантов, работающих в императорских театрах Статья эта вызвала большой резонанс со стороны музыкальной общественности.

В годы работы в Большом театре Кусевицкий часто и очень успешно выступал в различных благотворительных концертах как солист.

По-настоящему широкое признание пришло к нему после симфонического концерта под управлением дирижера В.С. Терентьева, состоявшегося 25 марта 1901 года в помещении Московского немецкого клуба. В этот день Сергей Александрович с огромным успехом исполнил с оркестром Концерт Генделя. В рецензии на выступление было написано следующее: «Появления этого артиста на эстраде ждали с большим любопытством. За все время существования наших симфонических собраний контрабас, в качестве сольного инструмента, фигурировал всего только, насколько мне известно, один раз, да и то только для того, кажется, чтобы окончательно убедить слушателя в непригодности этого инструмента для сольного исполнения. Это было в недавний приезд прославленного венского виртуоза Симандла. Однако г. Кусевицкий с таким искусством владеет своим неуклюжим инструментом, что может доставить положительное удовольствие. У него контрабас оказывается способным на такую подвижность и на такое богатство оттенков, на которые способны только так называемые «благородные» инструменты оркестра»

После этого выступления Кусевицкого начинают часто приглашать в качестве солиста для участия в концертах Филармонического общества. | Он также пробует свои силы и в области композиции. Так появились его небольшие пьесы: Andante op. 1 № 1, Вальс-миниатюра op. 1 № 2 и Грустная песня op.

В 1902 году Кусевицкий дал в Москве свой первый собственный концерт (до этого он выступал только с исполнением отдельных пьес). Газета «Русское слово» от 29* марта 1902 года писала: «Оркестранту Большого театра удалось доказать, что контрабас в руках настоящего мастера одинаково сильное средство для передачи «песен сладких и молитв», как и другие струнные инструменты. К слову сказать, Кусевицкий вчера познакомил публику и с образчиками своих собственных композиций. Они только убедили в разносторонности дарования талантливого музыканта».

Говоря о концертной деятельности Кусевицкого, мы вынуждены прибегать к цитатам из рецензий того времени. Рецензий этих множество, но будем обращаться к ним лишь в тех случаях, когда они дают новый важный штрих для характеристики артиста. Одна из наиболее солидных рецензий была помещена в «Московских ведомостях» И. Кашкиным в 1902 году. Описывая концерт Филармонического общества под управлением А. И. Зилоти с солистами Ф.И. Шаляпиным и С.А. Кусевицкий, рецензент пишет: «Наряду с таким любимцем публики, казалось бы трудно иметь успех другому солисту, да еще на таком инструменте, как контрабас, но талантливость и мастерство С.А. Кусевицкого победили эту трудность и он имел успех в полном смысле слова огромный. Концерт Генделя, исполненный им, совершенно пленил публику, едва ли ждавшую услышать такую мелодическую красивость и изящество в сочинении композитора, которого причисляют к ученым, то есть к скучным. Кроме достоинств композиции, в этом случае много сделала и выдающаяся талантливость исполнения. На бис Кусевицкий сыграл с фортепиано очень красивую Berceuse соч. г. Ласка, очень известного в Германии контрабасиста, дирижера и талантливого композитора... Изящное исполнение его Berceuse вызвало, кажется, еще больший восторг, нежели исполнение концерта, и публика долго требовала еще повторения, но вероятно, соображения относительно позднего времени не позволили исполнить этого желания»

О степени популярности Кусевицкого-солиста можно судить по тому, что он часто выступал в концертах вместе с такими прославленными артистами, как Шаляпин, Рахманинов, Збруева, сестры Кристман.

Успех и всеобщее признание достижений Кусевицкого как замечательного солиста-контрабасиста на рубеже, двух веков неоспоримы. Посвятив себя игре на контрабасе, Кусевицкий в короткий срок добился удивительных результатов. Руки у него были большие, растяжка пальцев широкая - качества, казалось бы, идеальные для контрабасиста. Но физическое сложение не отличалось крепостью, а, как известно, игра на контрабасе требует значительной затраты физических сил. В результате - постоянные заболевания рук, которые начались уже с двадцатидвухлетнего возраста (то есть со времени поступления в оркестр Большого театра). По мнению лечившего его врача Большого театра, Сергей Александрович страдал мышечным ревматизмом, главным образом рук, не поддающимся обычному лечению и требующим лечения специального. После интенсивнейших занятий на контрабасе, продолжавшихся три-четыре часа, к Кусевицкому ежедневно приходил массажист. Естественно, что у него был не ревматизм, а скорее профессиональное заболевание мыши, обусловленное большим физическим трудом, которого требовали занятия на контрабасе.

Тем не менее достижения его как солиста-контрабасиста были необычайными. Прежде всего поражал чудесный звук. Казалось, поет большая виолончель с очень низким, густым тембром. Звук Кусевицкого не отличался большой силой, но он был очень чистым, лишенным каких бы то ни было призвуков, очень теплым и красивым.

Кусевицкий играл смычком с высокой колодкой. Отметим, что он отошел от принципов постановки правой руки, которых придерживались представители чешской школы, и явился основоположником того вида постановки правой руки для смычка с высокой колодкой, которую с полным правом можно назвать «русской постановкой».

Кусевицкий прекрасно владел техникой смычка, в частности, он мог извлекать из инструмента очень длинные, выдержанные звуки. В эти минуты казалось, что короткий контрабасовый смычок как бы удлиняется, становится бесконечно длинным. Штриховой техникой Кусевицкий владел поистине безупречно. Вся фразировка была у него тщательно продумана и отделана.

Еще в одном отношении Кусевицкий существенно отошел от принципов постановки своего учителя Рамбоусека. Тот придерживался принципов чешской школы, по которым корпус исполнителя все время должен оставаться примерно в одном положении, независимо от того, в какой позиции играет левая рука. Кусевицкий, играя в высоких позициях, довольно значительно наклонял корпус, но делал это с такой грацией, что "впечатление получалось очень естественное и изящное.

Кусевицкий в расцвете своей славы имел несколько контрабасов работы итальянских мастеров: Гварнери, Маджини, Амати, Гальяно. Чаще всего он играл в концертах на инструментах Гальяно или Амати, но иногда выступал на контрабасе саксонских мастеров Гнеселя и Гербига, небольшом инструменте с очень покатыми верхними «плечами», что облегчало игру в высоких позициях. Во время концертов инструмент обычно выносился служителем сцены и прислонялся к стулу.

Несмотря на свой огромный артистический опыт, Кусевицкий всегда страшно волновался во время выступлений. В этом волнении не было обычной для многих артистов боязни забыть нотный текст - музыкальная память Кусевицкого была исключительной, и музыку он запоминал с поразительной 'точностью. Но страх - боязнь зала, боязнь пространства были и вызывали непроизвольную дрожь в руках и ногах. Особенно страшным для него всегда был момент выхода на публику. Очень медленно идя по эстраде, он усилием воли успевал подавить волнение и, подойдя к инструменту, был уже собран, спокоен и внутренне подготовлен к исполнению. Только тогда, когда Кусевицкий брал в руки контрабас, эстрада освещалась и начиналось исполнение программы.

Из произведений крупной формы Кусевицкий чаще всего исполнял два концерта - Моцарта и Генделя. Во многих выступлениях в программу входили оба произведения. Концерт Генделя вызывал впечатление вереницы резко контрастных образов: величавой торжественности, задумчивой грусти, беззаботного веселья.

Во всех частях Концерта Моцарта преобладало одно, казалось бы столь чуждое природе контрабаса, настроение легкого изящества. Концерт Моцарта, в оригинале написанный для фагота, был удачно переложен для контрабаса самим Кусевицким. Он же написал эффектную «контрабасовую» по своей фактуре каденцию третьей части Концерта. С легкой руки Кусевицкого Концерт Моцарта занял почетное место в репертуаре контрабасистов.

Большой популярностью пользовалась выполненная Кусевицким обработка «Кол нидрей» Бруха, которую он играл с захватывающим увлечением и вызывал образ мрачный, даже трагедийный.

Конечно, почти всегда в программы концертов Кусевицкого после 1905 года входил и его Концерт, вызывавший неизменные восторги публики. После успеха сочиненных им небольших пьес Кусевицкий решил написать концерт, полностью соответствующий его творческим запросам. Для создания произведения крупной формы была нужна помощь профессионала-композитора. Эта помощь пришла к Кусевицкому в лице молодого Р. М. Глиэра, у которого Кусевицкий брал уроки композиции. В содружестве с ним был написан Концерт для контрабаса с оркестром, завоевавший международную популярность и ставший украшением репертуара не только самого автора, но и контрабасистов буквально всего мира.

Первый известный нам отклик в прессе принадлежит И.В. Липаеву. В 1905 году он пишет о Концерте Кусевицкого: «...На контрабасовом fis-moll концерте следует остановиться, и как потому, что для этого инструмента пишется вообще очень мало оригинальных вещей, так и потому, что композиция Кусевицкого далеко не плод досужего воображения. Две первые части концерта, идущие без перерыва, полны элегичной настроенности, мелодичности, иногда весьма кстати уснащенной пассажами специального виртуозного характера. Все в них пригнано совершенно естественным образом, вытекает"одно из другого как бы само собою, белых ниток не заметно. А главное, что большая редкость, в концерте вложено много непосредственного чувства, живого темперамента, особенно заразительно действующего в последней части. О том, как превосходно автор передал свое произведение, говорить считаю излишним, ибо я уже писал о нем неоднократно, и его артистическая репутация лишь вырвала бы у меня несколько излишних междометий».

В Концерте Кусевицкого превосходно раскрыты как мелодические, так и виртуозные возможности контрабаса. Большое впечатление производит техника двойных нот, которые использованы очень эффектно и в то же время удобно:

В истории контрабасовой литературы Концерт Кусевицкого открыл новую и значительную страницу. Последним контрабасовым сочинением Кусевицкого, написанным во время его пребывания в России, является небольшая, жизнерадостно-шутливая пьеса «Юмореска». Редко кому из исполнителей удавалось добиться такого единодушно восторженного признания публики и прессы, как Кусевицкому в 1903 году он предпринял с пианистом С. Мамонтовым большое концертное турне по Европе. В Праге его сначала встретили очень холодно. Первые номера программы вызвали лишь вежливые, жидкие аплодисменты. Но когда Кусевицкий стал играть «Кол нидрей» Бруха, он почувствовал, что, наконец, установился долгожданный, такой дорогой для артиста контакт со слушателями. С этого момента успех был полным, и все номера второго отделения сопровождались бурей оваций.

Очень удачно прошли выступления Кусевицкого в концертах Дрезденской филармонии. Кроме успеха у слушателей, они вызвали ряд серьезных рецензий, в которых говорилось о крупной художественной победе, одержанной артистом в избалованном выступлениями выдающихся музыкантов Дрездене.

Много интересных впечатлений было связано с двумя берлинскими концертами. В Берлине Кусевицкий играл в предыдущем сезоне, и потому зал уже на первом концерте был полон. Среди публики присутствовало много русских, живущих в Берлине. Они внесли в приём артиста большой энтузиазм. Крики «бис» и бешеные аплодисменты заставили Кусевицкого сыграть много номеров сверх программы. Во втором концерте преобладала немецкая публика, но успех был столь же оглушительным. Публика не только аплодировала, но и дружно стучала ногами, вызывая артиста. Это опять же вызвало исполнение ряда «бисовых» номеров. В газетах отмечалось, что выступление Кусевицкого в Берлине, где за сезон дается до пяти тысяч концертов, «явление исключительное и необычайное, знакомое лишь немногим старикам, которые в свое время слышали Боттезини, выступавшего несколько десятилетий назад со своим контрабасом в Берлине».

Такие же триумфы сопровождали выступления Кусевицкого в Англии. В прессе писали, что он воскресил лучшие традиции Драгонетти и Боттезини, и отмечали в его игре «прекрасный звук, полный тон, блестящую технику, экспрессию и изысканность».

В 1905 году Кусевицкий поехал за границу, где в течение нескольких лет овладевал мастерством дирижирования, выступая с оркестром, организованным им из учеников Берлинской "высшей музыкальной школы. В эти годы он пользовался консультациями Оскара Фрида й Артура Никита.

Чрезвычайно интересно, что и в это время он продолжал свои сольные выступления. Весьма показателен концерт, состоявшийся 16 (29) апреля 1907 года в Берлине в Бетховенском зале. В этом концерте Кусевицкий выступил вместе с пианистом и композитором Н. К. Метнером, а также с одним из представителей прославленной музыкальной семьи Казадезюс - Анри, игравшим на виоль д'амур. Кусевицкий исполнял с Метнером Концерт Моцарта, «Кол нидрей» Бруха и Фантазию на темы оперы Беллини «Сомнамбула», с А. Казадезюсом - Сонату для виоль д'амур и контрабаса Борги. Тогда же Метнер выступал со своими произведениями: Прелюд, «Сказка», «Картина настроения», «Дифирамб» ор. 10 № 2.

В 1908 году Кусевицкий вернулся на родину. С этого времени он в основном выступал как дирижер, и потому сольные его выступления естественно стали более редкими. Тем не менее к 1908 году относится и его первое выступление в России в качестве ансамблиста. Он принимает участие в «Исторических концертах» С.Н. Василенко, в выступлении прославленного французского ансамбля старинной музыки под художественным руководством Анри Казадезюса. Казалось, что контрабас окажется мало подходящим партнером для нежных виол. Однако эти выступления, особенно исполнение симфонии Бернардо Лоренцити, прошло поразительно слитно в смысле звучания и ансамбля. Особенно выразительным оказалось исполнение каденции этой симфонии, где виоль д'амур и контрабас объединились в певучем дуэте. 20 ноября 1909 года Л. И. Толстой слушал ансамбль А. Казадезюса, приехавший вместе с Сергеем Александровичем к нему в Ясную Поляну.

Не забывал Кусевицкий контрабас и в последующие годы, когда уже широко развернулась его деятельность в качестве выдающегося дирижера. Так, в 1915 году в своем Пятом симфоническом концерте он выступил и как солист. Один из крупнейших: музыкальных критиков того времени Евгений Браудо, сотрудничавший в журнале «Аполлон», писал: «Художественный интерес пятого, следующего по порядку, концерта сосредоточивался на выступлении С. Кусевицкого в качестве солиста на контрабасе и на «Поэме экстаза», исполненной под его управлением. Виртуозные данные артиста нисколько не пострадали от усиленных дирижерских трудов. Под его искусными пальцами смычковый гигант оказался способным к почти полному преодолению органических недостатков своей природной звучности. Играл С. Кусевицкий концерт Генделя {переделанный из «Сопсегго grosso») удивительно интимно и тонко в отношении стиля, «Kol Nidreb Бруха, весьма условно передающее мрачную скорбь средневековой еврейской мелодии и ряд небольших сочинений (среди них Andante из собственного концерта), давших ему возможность блеснуть такой мастерской отделкой деталей, какая после итальянских виртуозов на контрабасе навряд ли была отмечена в летописях этого инструмента».

Другой, не менее известный музыкальный критик, К). Сахновский пишет по поводу этого же концерта следующее: «Главный интерес этого концерта заключался в выступлении самого г. Кусевицкого, как солиста на контрабасе, в чем, можно с уверенностью сказать, соперника ему не найдется на всем земном шаре. Действительно, когда вы слушаете звучно и свободно льющуюся из-под его смычка мелодию, всегда непреложно и тонко, артистически нюансированную, то совершенно забываете, что в руках: артиста самый неповоротливый и неблагодарный представитель смычковой группы. Нельзя, кроме того, не менее удивляться тому обстоятельству, что среди кипучей музыкальной деятельности, которая у всех на виду, деятельности непрекращающейся круглый год-артист находит время держать на огромной высоте безукоризненную и блестящую технику. Все труднейшие виртуозные пассажи, гаммы и флажолеты были исполнены с непреложностью высшего совершенства виртуозной техники» Программа эта была исполнена два раза. Других выступлений Сергея Александровича как солиста-контрабасиста в 1915 году не было.

В 1916 году состоялось также два концерта (опять же с одной программой), отраженных в «Музыкальном современнике». «Сергей Кусевицкий, - пишет рецензент, - замечательный дирижер, известен и как не менее выдающийся виртуоз на инструменте, уже давно потерявшем свое самостоятельное значение в концертном обиходе. Контрабас, это неуклюжее смычковое чудовище, ходом музыкальной истории обреченное на чисто служебную роль в оркестре, под искусными пальцами артиста оказался способным к выражению самых тонких благородных настроений.

В игре Кусевицкого ничто не направлено в сторону внешнего виртуозного блеска и желания поразить публику разными техническими уловками. Сочность и певучесть звука, извлекаемого им из толстых струн инструмента, удивительно изящная фразировка и отчетливость пассажей кажутся совершенно невероятными, когда вспоминаешь громоздкий вид инструмента, на котором играет виртуоз. Все это колдовство основано на тончайшем знании выразительных средств контрабаса и планомерном их использовании. Техника С. Кусевицкого - именно техника контрабасиста, и можно только от души пожалеть, что талантливый артист до сих пор не имел возможности создать постоянного круга своих учеников, которые хранили бы заветы его игры»

В каждом из выступлений 1916 года, вызывавших столь восторженный отклик прессы, Кусевицкий играл два концерта: Моцарта и свой Концерт для контрабаса, а также небольшие пьесы.

Эти выступления явились последними, заключившими блистательную деятельность Кусевицкого в России. В 1920 году он навсегда покинул родину.

Несколько лет он жил в Париже, где выступал как солист. С 1924 года Кусевицкий становится руководителем Бостонского симфонического оркестра (США). Последнее выступление Кусевицкого в качестве солиста состоялось 22 октября 1929 года в Бостоне. Умер Кусевицкий 4 июня 1951 года в Америке.

Тот, кто имел счастье слышать игру Кусевицкого, никогда не забудет его, однако полностью передать свои впечатления, передать то неповторимое, что так ясно ощущалось в исполнении этого замечательного артиста и пленяло слушателей, вряд ли сможет достаточно красочно и убедительно.

В истории исполнительства на различных инструментах есть. несколько артистов, имена которых стали легендарными. И к числу этих немногих художников бесспорно относится замечательный солист-контрабасист Сергей Александрович Кусевицкий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...