Соотношение личного творчества учителя и творчества ученика на занятиях керамикой
Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учится, не может научить учиться других. Личностно-ориентированная педагогика базируется на гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Проведенный анализ научно-теоретических исследований данных авторов позволяет выделить некоторые аспекты гуманистической педагогики, такие как: развиваемая идея А. Маслоу «идеального колледжа» - учреждения, помогающего личности найти себя, где профессиональное самоопределение трактуется как производное от личностного; «открытые классы» (К. Роджерс), где каждый ученик самообучается и движется вперед соответственно своим возможностям, а учитель является консультантом. По мнению А. Маслоу, образование нельзя рассматривать просто как процесс обучения: «теперь это также процесс воспитания характера, формирование личности», перестройка личностных установок и ценностей учителя, которые реализуются в межличностном общении с учащимися и в новых методах обучения. К. Роджерс создал свою собственную концепцию обучения. По его мнению, традиционная педагогическая система основана на иерархической структуре: руководство учителя, подчинение ученика, свободный личностный выбор не принимается во внимание, человек становится объектом исследования и манипулирования. В работе педагогов-художников в системе взглядов на обучение К. Роджерсом были выделены следующие принципы, когда учитель не только учит, но и создает условия для самореализации личности другого, то есть ученика:
1. Открытость опыту: быть тем, кто ты действительно есть, принять и проявить свое неповторимое «Я». Право каждого человека реализовать свой жизненный опыт по-своему и найти в нем свой смысл - все это бесценные возможности жизни. 2. Принятие и понимание других: учитель должен быть чувствителен и восприимчив по отношению к качествам ученика, ценить и принимать свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Условия для появления значимого знания создаст учитель, способный тепло принимать учащегося, таким, каков он есть, способность понять его чувства. 3. Вера в свое «Я»: Все больше ценить и доверять процессу, которым сам является, чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, выражать себя своим собственным, уникальным об разом. 4. Встреча с проблемами: учение, значимое для учащегося, имеет обычно место в ситуациях,, воспринимаемых как проблемные: разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни. Задача учителя - создание атмосферы в мастерской, помогающей возникновению учения, значимого для учащегося. 5. Конгруэнтность учителя: учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; должен осознавать свое отношение к другим людям. Учитель - живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний. Все эти принципы, общие в преподавании изобразительного искусства, находят свое практическое применение на занятиях керамикой в системе дополнительного образования. Педагог должен чутко реагировать на состояние учеников на каждом занятии, правильно оценивать их возможности. Педагог предлагает детям темы занятий в соответствии с программой, ставит им творческую задачу, предоставляя ученикам ее решение. Каждый из них находит свое, неповторимое решение, «лепит» свои переживания, настроения.
Каждое решение в этом случае будет верным, каждая слепленная ребенком фигурка или панно будут в полной мере отражать его мироощущение на сегодняшний день. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, таких как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности.Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя керамики - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.Педагог дополнительного образования, воплощая в жизнь принципы К. Роджерса, работает на занятиях как художник, мастер. Он выполняет вместе с детьми поставленную им же задачу. Происходит процесс совместного творчества, во время которого дети могут наблюдать за работой педагога, перенимая у него приемы лепки или декорирования изделий. В процессе этой работы у него возникает творческое взаимодействие с учениками. Таким образом, в мастерской создаются наилучшие условия для творческого труда, дети раскрываются для общения, творческих находок. Педагог помогает некоторым детям в освоении приемов лепки, декорирования, росписи изделий. Многие ученики сами, без помощи педагога, справляются с выполнением творческой задачи. Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег» проводятся в разновозрастных группах по единой программе, но по принципу дозированной сложности. Дети младшего возраста чувствуют себя более уверенными в своих силах и в том, что получат необходимую помощь, работая рядом со старшими ребятами. Именно в смешанной возрастной группе малыши быстрее проходят период адаптации в коллективе, приобретают некоторую самостоятельность и свободу общения. В группах смешанного типа в учебном процессе создается благоприятный микроклимат, где общее психологическое пространство, равные позиции взрослого и ребенка дают им возможность понимать друг друга в процессе работы, адекватно выражать свои эмоции, проявлять волю. В ходе обучения педагог передает ребенку свою заинтересованность работой, удивляется и радуется вместе с ним. Именно это придает обучению яркий характер, делает его увлекательным, в этом суть игрового построения процесса образования. Педагог, являясь работающим художником - керамистом, преподносит детям только то, что ему самому интересно, делится с ними своими открытиями, творческими находками, находит увлекательное в любом предмете, занимая активную позицию в любом предлагаемом ребенку действии. Впоследствии роль педагога могут выполнять учащиеся старшего возраста, которые в данном случае учатся чувствовать ответственность за другого человека, что способствует формированию полноценной личности. Младшие,видя, как работает педагог и ребята старшего возраста, постепенно овладевают различными приемами лепки и декорирования изделий. Им нравится работать наравне со взрослыми, они привыкают к ответственному отношению к работе, что, несомненно, помогает им в освоении предметов школьной программы.
Опираясь на предложенные в программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» формы проведения уроков, педагог использует разные формы занятий - путешествие, игра, восхождение, праздник и др. В частности, в игровой форме занятия учащиеся заменяют педагога на некоторое время. Выполняя функции педагога, ребенок демонстрирует ранее полученные знания, раскрывая свои способности организатора. Чрезвычайно важным в процессе обучения детей в мастерской керамики является условие фиксации успеха. Собственная когнитивная деятельность ребенка и ее результаты должны быть связаны только с положительными эмоциями. Педагог отмечает любой, даже самый малый успех ребенка, таким образом стимулируя его к дальнейшей продуктивной работе. На занятиях отмечается работа каждого ученика, выявляются достоинства каждой работы, а также поощряются старание и упорство, проявленные ребятами.
Необходимо отметить важность и даже необходимость занятий керамикой как для здоровых детей, так и для детей с проблемами физического и психического здоровья. Школа «Ковчег» в течение ряда лет является экспериментальной площадкой Управления образования г. Москвы, где совместно обучаются и здоровые дети, и ребята с особыми образовательными потребностями. Таких детей становится все больше в современных школах, и занятия керамикой в системе дополнительного образования становятся важной частью коррекционной работы. Это требует от педагога проявлять большую гибкость в общении с детьми, психологическую и эмоциональную устойчивость. В этой связи можно выделить еще один аспект личного творчества педагога - постоянное повышение его профессионального уровня в области психологии и терапии искусствами. Работа с глиной в группе направлена на развитие и совершенствование личностных качеств учащихся: эмоциональной сферы и саморегуляции собственных эмоциональных реакций, развитие навыков межличностного общения со сверстниками и со взрослыми- педагогами. Очень важной задачей в этой работе является знакомство особых детей с профессиональными навыками работы с глиной, которые могут пригодиться им в зрелом возрасте как в рамках профессиональной деятельности, так и в качестве хобби. С помощью занятий керамикой дети с проблемами могут преодолеть такие трудности моторной сферы как нарушения мелкой моторики рук, дискоординацию обеих рук, трудности переключения с одного движения на другое, повышенная утомляемость рук, трудности удержания позы тела и др. У них повышается уровень внимания, снижается утомляемость, они становятся более способными самостоятельно организовать свою деятельность. Развитие моторики рук у таких детей в процессе занятий керамикой происходит в результате накопления ими индивидуального двигательного опыта. Вторая важная проблема для этих детей- это нарушение межличностного общения. Их эмоциональное состояние и реакции являются специфическими, часто неадекватными ситуации. Кроме того, на поведенческом уровне у большинства таких детей отмечается повышенная утомляемость. В этом случае работа с глиной позволяет снять эмоциональное напряжение. Поэтому важной, и, может быть, основной задачей занятий керамикой для детей о особыми образовательными потребностями, является создание позитивной психотерапевтической среды, содействующей развитию и росту личности ребенка. Для легковозбудимых и гиперактивных детей работа с глиной становится спасением, так как она позволяет сосредоточиться на главном – создании образа, переключиться на более спокойный вид деятельности. Работа на занятиях керамикой позволяет обеспечить определенную, индивидуальную степень активности каждого ребенка в силу его потенциальных возможностей, но возможна и более пассивная форма усвоения учебного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|