Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи обучения керамике в системе дополнительного образования




педагог творчество керамика обучение

Область дополнительного художественно-эстетического образования является важным звеном общей системы обучения детей искусству. Поэтому основными, также как и для базового образования, являются позиции целостности, системности и непрерывности. Эти позиции в полной мере можно отнести как к ученику, так и к самому учителю. Дополнительное образование. в отличие от базового, это – углубление в определенную область искусства, работа с детьми, увлеченными конкретным видом деятельности, а также возможность развитие и самореализации творческой инициативы и индивидуальности учеников.

Основными целями дополнительного образования являются:

- повышение уровня социальной значимости культуры и искусства, - сближение общекультурного наследия и массовой школы,

- совершенствование подходов к теории и практике художественного образования детей.

Основные задачи состоят в следующем:

- формирование отношения к культурекак к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности,

- поиск методов и форм, обеспечивающих целостность, преемственность и системность базового и дополнительного образования,

- создание условий,интегрирующих в себе художественное воспитание и образование с явлениями социальной жизни,

- овладение языком изобразительного искусства и самостоятельной изобразительной деятельности как постоянным источником саморазвития и творческого отношения к действительности,

- формирование личностной ориентации в мире общечеловеческой культуры.

Для сохранения и роста привлекательности для детей художественной деятельности педагог дополнительного образования может использовать эффект новизны, открывая ученикам взгляд с другой стороны на окружающий мир и давно знакомые предметы, увидеть необычное в обычном. На занятиях керамикой это может быть смена творческих задач, использование разных техник и драматургии занятия, то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий.

Современная практика дополнительного образования предполагает получение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочной системе за счет большего времени и меньшего количества учеников.

Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег», также как и программа базового образования, построена на освоении трех видов художественной деятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Отмечая особенности каждого вида художественной деятельности, делается акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но один является ведущим. Этим определяется преемственность и системность между областями общего и дополнительного образования. Таким образом, каждый ребенок может найти то, что ему ближе и интереснее, развить присущие ему способности раскрыть свою индивидуальность в художественной форме.

Необходимо также отметить воспитательные аспекты дополнительного образования. Прежде всего воспитывает само общение с произведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художника на происходящие события и людей, участвующих в них. Кроме того, задачи воспитания художественного вкуса, общения детей в процессе работы, их взаимопомощь, радость по поводу успеха товарищей нашли свое решение в коллективных формах работы. В условиях дополнительного образования такая деятельность наиболее привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие и высокое качество работы, достигаемое за счет индивидуального подхода к каждому ученику и большего, чем в классно-урочной системе, времени позволяют учителю ставить и успешно решать самые сложные задачи.

Именно в общей работе легче увидеть гармонию цвета, формы и композиции. Дети сами учатся исключать из нее те элементы, которые противоречат общему колориту или композиционному решению. В дальнейшем дети привыкают мыслить с позиций художественного образа. В коллективной работе могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач. Так, на основе инициативы, рождается внутренний стимул и мотивация к художественно-творческой деятельности.

И.Н. Турро выделил три основные формы коллективной изобразительной деятельности:

- фронтальную - соединение индивидуальных работ учеников, выполненных в русле единого задания педагога,

- комплексную - каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свою работу с работой других учащихся,

- коллективно- производственную - каждый ученик делает только одну определенную операцию общей работы.

Фронтальная форма является одной из самых простых и наиболее часто употребляемых форм организации коллективной работы на занятиях изобразительным искусством. Она не требует особых условий организации, особой подготовки детей и может использоваться на занятиях в разновозрастных группах. Педагог является организатором и сотрудником детей в решении творческой задачи. В конце занятия результаты индивидуальной работы детей собираются вместе в единое коллективное произведение. В такой форме можно выполнять множество заданий программы «Керамика народов мира», например, по темам «Подводный мир», «Изразцы», «Встречаем Новый год и Рождество» и др. (см. Приложения).

Необходимо отметить воспитательную ценность коллективной деятельности. На занятиях необходимо создавать доброжелательную, радостную атмосферу сотворчества и взаимодействия. Сам продукт - коллективную работу учитель использует в качестве наглядного ряда, декорации для спектакля или праздника, оформления школьных помещений и самой мастерской. Такие работы неизменно вызывают большой интерес у родителей и гостей школы.

Для учителя это также очень важно, так как способствует его личному творческому росту, повышает качество художественно-творческой деятельности, позволяет выйти на уровень исследования, эксперимента и разработки инновационных технологий.

Общее школьное базовое образование часто игнорирует сферу чувстврастущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. В общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образованиесохраняет целостность личностного развития ребенка.

Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества (или сотворчества). В этой области нельзя «знать, не умея», причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу.

Исследования показывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время они начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.

Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

Художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для средней школы уделяется большое внимание работе с пластическими материалами. В начальной и средней школе уроки лепки из глины могут рассматриваться как важная составная часть гармоничного развития и обучения детей. Занятия керамикой в системе дополнительного образования углубляют знания и умения, полученные детьми в школе, служат оптимизации когнитивного и эмоционально-личностного развития детей, активизации процесса познания себя и окружающего мира посредством работы с глиной.

Задачи, решаемые на занятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, знакомство с окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особым материалом-глиной и овладение умением работать с ним. Вторая, более широкая задача- эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства. На занятиях керамикой используется активно разрабатываемый в современной психологии и педагогике принцип деятельностного подхода. Только в индивидуальной и совместной деятельности детей школьного возраста происходит усвоение всего богатства социального опыта предшествующих поколений. Эстетическое воспитание на образцах народного искусства способно воздействовать на эстетическое и духовное развитие человека. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса как к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов - простых гончарных изделий, мелкой пластики, майолики, фаянса. Учащиеся в процессе занятий работают над художественными изделиями разными способами - лепкой (из комка, жгута, пласта), формованием на гончарном круге, а также знакомятся с разными видами декорирования изделий и обжигом.

Основной целью занятий керамикой является развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и раскрытие творческих способностей детей.

Содержание занятий включает в себя изучение как общих закономерностей развития искусства керамики, так и самобытных национальных проявлений художественного творчества в различные исторические эпохи.

Одним из наиболее важных аспектов является формирование у детей образного, композиционно-пространственного, фактурного и колористического мышления, а также овладение приемами изготовления различных видов художественной керамики.

Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия керамикой также служат оспитанию чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.

Основными задачами учителя на занятиях керамикой являются:

- развитие художественно- творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, инициативы, творческой активности;

- приобретение учащимися навыков практически значимых способов деятельности, умений, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе;

- приобщение учащихся к мировой художественной культуре;

- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, формирование восприятия керамических и скульптурных объектов как деталей интерьера, элементов оформления фасадов зданий, деталей костюма, как неотъемлемой части материальной среды обитания людей;

- воспитание гуманного отношения к людям, уважения к их труду, творчеству художника;

- расширение художественного кругозора, развитие художественного вкуса;

- воспитание чувства национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, окружающей среде;

- знакомство с керамикой древних цивилизаций;

- изучение русских традиционных гончарных и игрушечных промыслов;

- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;

- овладение основными приемами работы с глиной (лепка из комка, пласта, жгута, отминка в форму, формование на гончарном круге);

- освоение различных способов декорирования керамических изделий.

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменским был выделен принцип единства восприятия и созидания произведений искусства. Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства.

В целом ряде исследований раскрыты возможности детей эстетически воспринимать произведения разных видов искусств. Так, Г.М. Вишнева отмечает, что дети младшего школьного возраста, побывав в музее, стали больше интересоваться скульптурой малых форм. В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу автора. Такие проявления можно отнести к зарождающемуся у детей чувству «наслаждения красотой» созданного автором образа. Эстетическую оценку произведений дети связывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать работу, понимают пластику движения, выразительность окраски.

У детей возникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажется доброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помог детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски. Они стали внимательнее рассматривать произведения с разных сторон. Воспринимая форму, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнка направляется на отдельные части, детали. Восприятие скульптуры не только осмотр ее объемов и граней. Керамическая фигура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько автор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры. Порой, когда человек, делающий скульптуру, не чувствует связи, скульптура может просто восприниматься как обычный муляж. Итак, обучение детей способам эстетического восприятия керамики представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о керамике дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о керамике дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

Рассмотрим практическое применение принципов единства восприятия и созидания и триединства художественной деятельности на примере создания формы чашки с антропоморфным декором. В качестве визуального ряда детям 7-9 лет предлагаются фотографии и изображения скульптурных портретов разных людей (работы В. Голубкиной, С. Коненкова), а также произведения литовских народных мастеров деревянной скульптуры. У каждого персонажа – свой характер, они выражают разные эмоции. Учитель знакомит детей с работами народных мастеров, ребята сравнивают их с работами скульпторов, находят сходства и отличия. Народная скульптура отличается от профессиональной условностью, обобщенностью формы, вольной трактовкой пропорций. В данной работе учащимся предстоит соединить в одном произведении постройку формы чашки с ее скульптурным оформлением. Педагог обращает внимание детей на разнообразие форм и росписи чашек и на то, какие эмоции они вызывают. При оформлении чашки детям предлагается использовать пластический язык народных мастеров. Дети выбирают понравившуюся форму чашки, и педагог обращает их внимание на соответствие формы чашки ее украшению. Какая форма может быть украшена лицом героя, рыцаря, а какая - лицом прекрасной феи.

Ученики определяют высоту своей будущей чашки, ее общую форму, обращая внимание на пропорции, соотношение высоты и размера донышка, а также форму донышка (круг, квадрат, овал и др.). Это соотношение, как и пропорции человеческого тела в скульптуре, придает форме истинную гармонию. Затем начинается работа в материале. Педагог работает вместе с детьми над образом своей авторской чашки. Ученики раскатывают глиняный пласт на ткани и вырезают специальными стеками форму донышка. Потом они раскатывают длинный пласт, из него вырезаем длинную ровную полосу, похожую на дорогу. Ширина полосы - это высота стенок чашки. Затем ученики отрезают полосу нужной длины для соединения с донышком, промазывают донышко шликером и соединяют его со стенкой. При этом важно тщательно соединить шов изнутри и снаружи, проверить, чтобы не было дырок. Теперь можно прилепить ножки, невысокие, подходящие к форме чашки.

Теперь самое важное - украшение! Высота чашки - это высота лица персонажа. Педагог дает детям начальные сведения о строении лица человека, и они определяют место глаз, носа, губ. Далее ребята лепят черты лица, выражая с их помощью характер героя, проявляя свою фантазию. Можно прилепить волосы, а можно и просто нанести глубокие линии стеками - фактуру, и таким образом показать волосы. В конце работы дети прилепляют уши, подходящие по размеру и форме. В конце занятия педагог предлагает детям познакомиться с работами друг друга и своей, найти в каждой работе достоинства, индивидуальные черты, неповторимость.

Ребята постепенно, под влиянием педагога, приучаются к несвойственной оценке своих работ, то есть каждая работа принимается ими как целостная, законченная. Отход от привычных в школе оценок плохо-хорошо, удачно-неудачно служит укреплению в детях уверенности в своих силах, своей уникальности, раскрепощает их в желании самовыражения.

В возрасте 9- 13 лет дети могут принимать самое активное участие почти во всех технологических операциях по изготовлению керамических изделий.

Под руководством педагога они уже способны заниматься приготовлением глиняной массы, работать над формованием сосудов на гончарном круге.

Особенно старательны ребята при выполнении интересных практических заданий и проектов. Здесь проявляются широта интересов, смекалка, знания и умения, нередко выходящие за рамки программы. Изготовление красивых и полезных керамических изделий для них далеко уже не забава, а средство самовыражения, самоутверждения, а также предмет изучения одновременно.

В этом возрасте у детей активно развивается образно-пластическое мышление, которое неразрывно связано с умением мыслить. Одними из принципов, сформулированных Б.М. Неменским в преподавании изобразительного искусства, являются развитие художественно-образного мышления и проживание как форма обучения и освоения художественного опыта. Важную роль в развитии художественно-образного мышления детей играют представления- обобщенный образ предмета, сохранившийся в памяти, воздействующий на органы чувств. Художественный образ можно рассматривать и как специфическую форму познания. Единство воображения, эмоций и деятельности определяет качественное своеобразие художественного познания.

Яркой особенностью мышления художника, обусловленной активным участием в творческом процессе зрительных образов памяти и воображения, является его ассоциативность. Ассоциации по контрасту и по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника. Чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе. Создавая художественный образ, автор тем самым воспроизводит связь между единичным и общим, отражает ее наглядно. Одной из отличительных средств художественного образа является неразрывная связь изобразительного и выразительного моментов в едином целом. Это и определяет целостность художественного образа.

Практическим заданием по созданию художественного образа является работа над этюдами фигур животных. Этой работе предшествует наблюдение особенностей строения, повадок животного, изучение фотографий и видеосюжетов. Лучше всего – посещение зоопарка и наблюдение за поведением, движением животных, рисование набросков. Целью этого задания является построение живой подвижной натуры.

Этюд- это художественное изображение изучаемой натуры, основной способ изучения и понимания образа животного. Поэтому задача, которую ставит работа над этюдом, значительно сложнее и глубже, чем задачи наброска. Для этюда выбирается пластилин, он более мягок и пластичен, чем глина.

Педагог объясняет детям задачи работы, и сам тоже начинает создание этюда. Это задание нужно начинать с изготовления каркаса, используя проволоку и кусочки дерева, веточки. Каркас можно не прикреплять к дощечке, достаточно прилепить к ней немного пластилина и вставить в него каркас.

Лепку необходимо сверять с наброском. Когда общая форма найдена, учитель обращает внимание детей на детали, подробности передаваемой натуры. Этот этюд может служить основой для дальнейшей работы в материале, вносятся изменения в связи с требованиями композиции и свойствами материала. Создание композиции - самое трудное задание. При изображении животных, может быть, менее уместны теоретические или предвзятые формы композиции, особенно у детей. У них получаются живые, образные композиции. Цель, к которой необходимо стремиться, создание цельной работы, чтобы связь композиции с материалом была тесной и органичной. Учитель показывает наглядно эту связь на примере своей работы. Так как работа будет обжигаться в печи, то лепятся композиции, не требующие каркаса. Необходимо следить, чтобы при лепке слои глины были уплотнены, без пустот, так как воздух, оставшийся в них, при обжиге может разрушить скульптуру. Фигуры должны быть с более или менее тонкими стенками, для этого учитель показывает детям технические приемы лепки, используемые керамистами.

Для передачи шерсти животных или перышек птиц можно использовать гравировку, а в некоторых местах – лощение по кожетвердой глине.

После сушки и обжига изделие можно покрыть глазурью и еще раз обжечь, это уже будет майолика. Изображения животных в майолике очень привлекательны. Условные, декоративные образы не боятся блеска и цветности глазури. Но образы реалистические требуют некоторых ограничений в применении глазурей. В этом случае лучше всего использовать матовые глазури или цветные глины- ангобы. Для украшения интерьера школы можно сделать панно с анималистическим содержанием.

 Одним из заданий, предлагаемых детям средней школы, является создание настенного декоративного панно в технике прорезного рельефа. Выполнение этого задания имеет своей целью приобщение детей к процессу художественного познания, объединив воображение, эмоции и практическую работу в материале. Развивающими задачами этого занятия являются расширение границ восприятия современного декоративно-прикладного искусства, развитие навыков лепки прорезного керамического рельефа, развитие представлений о широких возможностях использования глины в декоративном творчестве. Методическими задачами являются отражение взаимосвязи фигур в композиции, соотношения смысловой нагрузки масс и объемов, игры света и тени, выразительности силуэта, передачи в объеме движения животного. В этой работе дети активно соприкасаются с созданием художественного образа. Эту творческую задачу педагог также решает вместе с ребятами - он работает рядом с ними над своим произведением.

На предыдущих занятиях дети сделали зарисовки фигур животных, птиц для декоративной работы. В работе отметим две основные задачи: первая - увидеть строение сложной природной формы животных и птиц, и вторая - составить гармоничную композицию из обобщенных природных форм и окружающего их пространства. В качестве зрительного ряда педагог предлагает детям фотографии животных, зарисовки и фотографии декоративных панно. Авторы передают характерные черты натуры, не копируя ее, условно, решают композицию своих работ - части рельефа остаются незаполненными глиной, прорезанными. Этот прием придает работам легкость, но не в смысле веса, а в смысле восприятия зрителем.

Каждый живой объект можно представить в виде конструкции из простых геометрических форм, передать его выражение, позу. Педагог работает на занятии и как художник и как наставник, объясняя и показывая детям последовательно все этапы работы. Кто-то из детей может не справиться с каким-то этапом работы, тогда педагог оказывает помощь. Работа начинается с лепки плинтуса- рамки из толстых жгутов глины., Формируем плинтус, он может быть прямоугольным, квадратным или круглым, по предварительным эскизам. Затем ребята раскатывают на кусочках ткани глиняный пласт. А из него вырезают фигурки животных, деревья и другие элементы из которых составляют сложную композицию. Края рельефа (ноги, голова или хвост животного) должны скрепляться с рамкой, держаться в ней.

Фактуру поверхности элементов композиции можно сделать несколькими способами: прорисовать или вдавить линии стеками, создать фактуру налепом, тоненькими жгутами или заранее раскатать глиняный пласт на фактурной ткани. Это придаст всей работе большую выразительность.

После сушки керамические панно подвергались утельному обжигу, были расписаны цветными глазурями и обжигались второй раз. Готовые керамические панно украсили стены мастерской и школы.

Народное искусство является ценной сокровищницей художественного опыта, его традиций, созданных поколениями мастеров, проверенных вкусом народа. Народное искусство, являющееся основой любой национальной культуры, является важным звеном в педагогической деятельности, направленной на формирование творческой личности.

Освоение ценнейшего опыта традиционного народного искусства на занятиях керамикой происходит путем систематического изучения его истории, образного содержания и технологии. Народная традиция отражает художественно-практический опыт, определяет методы обучения ремеслу и играет немаловажную роль в формировании эстетических представлений учащихся.

Одним из заданий, предлагаемых педагогом детям, является создание пряничных форм. Резьба пряничных форм на Руси получила свое развитие в XVII веке, когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII-XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. Сложность изготовления форм и для фигурных пряников, напоминавших по форме глиняную игрушку, и для больших почетных, или подносных, пряников весом 2-5 кг, и для маленьких грошевиков, для которых на доске было от 4 до 120 гнезд, заключалась в создании обратного рельефа. Сами пряники были не только излюбленным лакомством русского крестьянина или горожанина. Они широко использовались в обрядовой и праздничной жизни людей. Их дарили в день именин, подавали на стол во время праздничных трапез. По народным поверьям, пряник обладал магической целительной и привораживающей силой: его использовали при тяжелых болезнях и в случаях, когда хотели привлечь внимание предмета своей любви. Разгонные пряники раздавали пирующим в конце свадебного застолья; появление их на столе служило знаком того, что пора откланиваться и уходить. После свадьбы молодые навещали с пряниками родителей невесты; на пряники молодым дарили деньги. Линии пряничных форм простые, ясные. Вся композиция пряника состоит из основного мотива и оформления. Оформление может быть в виде орнамента или нескольких декоративных элементов.

Педагог рисует на доске варианты композиции пряничных форм.

Дети начинают работу с эскиза, определения общей формы пряника- квадрат или прямоугольник, или какой-то другой. Затем они выбирают сюжет пряника, рисуя его контур. Сюжет пряника может быть зооморфным или растительным, по выбору. А затем прорабатывают форму внутренним орнаментом, причем интереснее будет заполнить каждую часть формы разным орнаментом. Размер элементов орнамента зависит от общего размера заполняемой формы. Когда эскизы готовы, ребята начинают работу в материале, раскатывают глиняный пласт средней толщины на ткани. Контур пряничной формы дети вырезали из пласта, затем тонким стеком наносили рисунок. Работа выполнялась в технике горельефа, дети выбирали глину из пласта специальными петлями. В конце работы дети знакомятся с работами друг друга и педагога. После сушки пряничные формы обжигаются в печи, глазурью они не покрываются.

Детей очень увлекают условные образы народного искусства, выразительно недоговоренные или творчески изменяющие подлинную форму. Образы животных можно использовать при создании детской народной игрушки- свистульки. В соответствии с программой «Керамика народов мира» дети знакомятся с несколькими видами традиционной народной игрушки - каргопольской, филимоновской, абашевской, дымковской и др. Перед тем, как приступить к работе над свистулькой, педагог с детьми посещают музей Декоративно-прикладного искусства. Педагог проводит с детьми беседу об истории развития глиняной игрушки, ее утилитарном назначении, образности и символичности. Особое внимание уделяется тому, в виде каких животных народные умельцы лепили свистульки. Каждое животное привносило в образ свистульки свои качества, свой смысл. Также педагог обращает внимание детей на особенности пропорций и росписи игрушек разных промыслов. На занятиях в мастерской педагог широко использует иллюстрации, слайды, видеофильмы, и, конечно же, изделия народных мастеров и лучшие работы учащихся. После этого ученики приступают непосредственно к лепке, при этом педагог демонстрирует и объясняет подробно каждый этап работы. При создании дымковской игрушки лучше всего начинать с более простых заданий - лепки лошадки, а затем уже барышни и индюка. После сушки и обжига работы грунтуются водоэмульсионной краской. После высыхания грунта дети расписывают игрушки темперой или акрилом. В летний период в школе «Ковчег» мною были организованы и проведены четыре этнографические экспедиции к народным мастерам в с. Хлуднево Калужской области, с. Александрово Прасковьинка Владимирской области, в г. Киров (Вятка) на фабрику дымковской игрушки и по селам Кировской области, по гончарным промыслам Тамбовской области. В экспедициях принимали участие дети 2- 8 классов, от 10 до 15 человек в каждой экспедиции. В экспедициях ребята узнали много нового о каждом промысле, познакомились с народными мастерами. Они увидели и прошли сами весь процесс создания игрушки, начиная с добычи глины, ее подготовки, лепки и сушки, до обжига в земляной дровяной печи на улице и росписи. Все участники этих поездок – и дети, и педагоги приобрели неоценимый практический опыт. Но самым важным в этих поездках было знакомство с живыми людьми, носителями вековых традиций народа. Дети почувствовали себя тоже причастными к этим традициям, а народные мастера были рады передать им свои умения. Это радостное общение было очень важным для всех его участников. По результатам экспедиций дети составили творческий отчет с иллюстрациями, фотографиями и дневниковыми записями, который был представлен на школьный конкурс проектов.

В качестве подведения промежуточных итогов работы в мастерской организуются выставки детских работ и работ педагога. Тематические выставки проходят по окончании работы над каждой темой, например, открытие выставки посуды сопровождалось чаепитием из созданных детьми чашек с участием учителей школы и родителей детей. В конце года - оформляется самая большая итоговая выставка, которая объединяет лучшие работы детей за весь учебный год. Ребята ежегодно участвуют в конкурсах детского творчества «Радуга», «Надежда» - для детей с ограниченными возможностями здоровья, и их работы неизменно бывают отмечены грамотами и ценными подарками. В школе «Ковчег» мною ежегодно проводятся совместные выставки детских работ, сделанных за лето, и моей акварельной живописи по итогам летних творческих поездок (в Киргизию, Туву, по городам России). Открытие этих выставок сопровождается рассказами детей и педагога о своих летних путешествиях, чаепитием. Все учителя, родители и многочисленные гости школы с радостью знакомятся с экспозицией. Проведение таких выставок способствует поддержанию общей творческой атмосферы в школе, стимулирует художественную активность детей в течение учебного года, заряжает их творческой энергией.


Заключение

 

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

Керамика обладает безграничными пластическими, конструктивно-пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие учащихся. Личное художественное и педагогическое творчество учителя является непременным условием успешности и качественности педагогического процесса в целом.

Имеет место взаимное влияние творчества учеников и учителя. С одной стороны, ученики стимулируют педагога к поиску новых выразительных средств, форм, новых современных интересных тем в искусстве. С другой стороны, творческий педагог, постоянно сам работая в качестве художника, рад поделиться с учениками своими открытиями, находками. Такой учитель гармонично претворяет в жизнь все составляющие педагогического процесса - развивающую, воспитательную и образовательную, что в полной мере отвечает требованиям настоящего времени. Педагог, сам являющийся творческой личностью, с большим вниманием относится к творческому выражению учеников, что является необходимым в свете современной гуманизации образования, направленной на формирование свободной, творчески активной личности.

Результаты реализации программы дополнительного образования «Керамика народов мира» в ке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...