Влияние синергетики. Интуиция
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Механистически-технократическому рационализму сегодня противостоит быстро развивающаяся синергетика (теория саморазвития), представленная такими именами, как И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, Е.Н. Князева и др. Суть ее в попытке преодолеть представления о жестоко детерминированном, линейном развитии сложно организованных систем. Главное – не навязывать им пути развития, а способствовать их собственным тенденциям организации. Синергетика может пролить свет на многие существенные вопросы, касающиеся творческого взаимодействия общества и человека. Это взаимодействие состоит из двух составляющих – детерминированная, обусловленная заранее известными обстоятельствами регуляции, управление; вторая – саморегуляция, саморазвитие, зависящее от вероятностных законов, делающих возможным альтернативу выбор, порождающих неожиданные решения. Согласно синергетике, существует возможность строить формы социальной организации не методом слепого оборота, многократных проб и ошибок, не уповать на постепенное развитие общества, а резонансно возбуждать надлежащие формы социальной организации. Как живая природа научилась многократно сокращать время выхода на нужные структуры посредством матричного дублирования – ДНК, так необходимо свернуть в десятки, в сотни раз длительный и многотрудный путь эволюции в обществе. Условием перестройки социальной среды является изменению социально-психологического климата общества. Смысл в мир вносит не только человек, человеческая культура, но и сама природа. От научной рациональности, понятой как техника овладения природой, подчинения природных сил важно перейти к сотворчеству. Возвышение человека возможно лишь в рамках возвышения природы, детищем которой и является человек, обладающий способностью понимания. А это Разум, чувство, душа, открытость человека всему новому. В развитии такого творческого мышления огромную роль играет интуиция. Синергетика рассматривает интуицию как «самодостраивание», как «резонансное возбуждение творчества». Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов пишут: «… самодостраивание дано нам как великий подарок природы, многократно сокращающий тщетные попытки, многочисленные инферны, зло, неудачные усилия и пробы. Как только в ходе блужданий по полю неоднозначных путей эволюции произошло событие выпадения на определенную структуру – аттрактор, то все само достроится, организуется, проявится, напишется и т.д.». Озарение, вдохновения, интуиция представляются как пульсация сверхсознания над сознанием.
Смысл механизма воздействия на сознание в инициировании его активности посредством кажущихся случайными явлениями (падением яблока «помогает» Ньютону сделать открытие). Говоря об интуитивном решении задач, которое представляется как сверхсознание, являющееся высшей концентрацией духовных сил личности при порождении продукта творчества. Интуиция – такое появление творческого мышления, которое фиксирует в себе органическое единство всех достижений людей, как бы концентрирующихся в так называемом сверхсознании и внутреннем стремлении человека. Найти ответ на мучающий его вопрос. Это сосредоточение психических, душевных сил, значит и чувств, прошлого и сегодняшнего опыта, сознания и подсознания для решения проблемы. В интуиции в наибольшей степени, хотя и не в явной форме, проявляется единство общества и личности, человека и природы, индивидуального и коллективного Разума. Заключение
Изучая эту тему, я поняла, что сущностная сила человека неисчерпаема. Мысль человечества накопила немало интересных и верных находок в этой области, так как проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, творчество и общение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
Рассмотрев тему «Творчество – сущностная сила человека и корень культуры», выяснилось, что задача культуры как раз и состоит в том, чтобы обеспечить единство, адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможность обрести свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве. Культура – не отдельная, замкнутая сфера жизнедеятельности, а качественная характеристика общества и, прежде всего самого человека – субъекта исторического творчества. Смысл культуры заключается в развитии сущностных сил человека. Также выяснилось, что живая личность для Бердяева есть нечто более глубокое и ценное, чем всякая мораль. Ценность человека – не в степени его подчиненности моральным требованиям, а в силе и остроте его внутреннего влечения к добру, способности творить. А творить себя нужно каждый день каждый час, потому что каждый день и каждый час нас пытается одолеть дьявол (лень, эгоизм, нежелание рисковать, бездумное животное существование, полусонная жизнь). Но человек с самого детства должен сам себя творить, постоянно будить себя, постоянно принимать собственные решения; а для этого – думать самому, заставлять себя быть терпимым, спокойным, подавлять в себе животную злобу и воспитывать любовь к людям. Никакой закон не воспитает человека, если он сам себя не воспитает, не сотворит. Поэтому этика творчества для Бердяева выше этики закона. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносит какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны и образуют корень культуры.
Список литературы 1. Баллер Э.А. Культура. Творчество. Человек. // Молодая гвардия.- 1970.-С.148 2. Бескова И.А. Проблема творчества и буддийской традиции. // Вопросы философии.- 1999.-№7-С.158-173. 3. Гудков Л. Общество-культура-человек. // Свободная мысль.-1991.-№17-С.54. 4. Дорфман Л. Творчество в искусстве – искусства творчества. // Наука.- 2000.-549с. 5. Ильин И. О творческом человеке. // ВВШ.-1990.-№6-С.90-92. 6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Резонансное возбуждение творчества. // Вопросы философии.-1994.-№2-С.112. 7. Немировский В.Г. Современная социология и культурные традиции. // Социологические исследования.-1994.-№3.-С.-25. 8. Спасибенко С. Творчество в процессе взаимоотношения общества и личности. // Социально-политический журнал.-1996.-№3-С.50-66.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|