Структура экономики. Объём валового внутреннего продукта.
ВВП Западной Европы в1994 г. вырос на 2,5%, что перекрыло его падение в период экономического кризиса. После стагнации и некоторого снижения вновь стала расти численность занятых. Однако уровень безработицы также заметно возрос и превысил 10% от общей численности рабочей силы. Важным фактором экономического роста Западной Европы, начиная с 1994 г., является расширение ее внешней торговли. Темпы роста экспорта по-прежнему заметно опережали темпы роста ВВП. Тем не менее, как и в прошлые периоды экономического подъема, главным фактором экономического роста являлся внутренний спрос, прежде всего на товары народного потребления, доля которых в структуре ВНП превышает, как правило, 70%. Промышленность. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации. Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе. Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только для этого региона, но и для всего мира – ФРГ. Переориентация этой отрасли после второй мировой войны на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.
В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократилась Всё большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики – особенно во Франции, Бельгии, ФРГ и др. – оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась ещё до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом или (и) сырьём, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше и Чехии. Важнейшие отрасли цветной металлургии – алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии. Сельское хозяйство Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы – растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства, но поскольку речь идет в основном о западной Европе, то я назову только два из них: среднеевропейский и южноевропейский.
Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Транспортная система Региональная транспортная система региона по дальности перевозок намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автотранспорт. «Каркас» транспортной сети образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн. т грузов в год. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. Внешние экономические связи. Страны Западной Европы занимают в международных экономических отношениях лидирующие позиции: на их долю приходится от 2/3 до 3/4 всех видов этих связей. На Западную Европу также приходится около 50% оборота мировой торговли. В экспорте этих стран преобладают дорогостоящие готовые изделия. В то же время сильная зависимость от импорта топлива и сырья, да и готовых изделий привела к тому, что многие страны Западной Европы имеют пассивный торговый баланс. Одним из главных экспортёров валюты являются страны Западной Европы, где экспорт капитала давно уже превышает экспорт товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|