Основания прекращения гражданства Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 18) гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода лица из российского гражданства и по иным основаниям, которые предусмотрены настоящим Законом или международным договором Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации лица, которое проживает на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица и в общем, определенном Законом порядке. Такой выход не допускается в случаях, если гражданин Российской Федерации: а) имеет перед Российской Федерацией невыполненные обязательства, установленные федеральным законом; б) привлечен полномочными органами России в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежа- щий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства, кроме российского, и не имеет гарантий его приобретения. Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется также на основании добровольного волеизъявления такого лица, но в упрощенном порядке. Такой выход не допускается по тем же причинам, что и в отношении лица, проживающего на территории Российского государства. Выход из гражданства Российской Федерации, согласно Закону, ребенка, один из родителей которого имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации Любое решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что это решение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, представленных заявителем. Факт представления подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается судом. Отмена решений по вопросам российского гражданства осуществляется Президентом Российской Федерации или иными полномочными государственными органами, ведающими делами гражданства Российской Федерации и принявшими такое решение. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации И их полномочия В соответствии с Законом полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Что понимается под местным самоуправлением? Под местным самоуправлением понимается признаваемое и гарантируемое в законодательном порядке право, реальная возможность и способность населения непосредственно или через создаваемые им органы, под свою ответственность и в интересах местного населения, с учетом его исторических и иных традиций решать основные вопросы местного значения. Подобное определение местного самоуправления содержится в европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой в 1990 г. (ст. 3), и в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2).
В Конституции РФ декларируется, что в Российской Федерации «признается и гарантируется местное самоуправление», что оно самостоятельно в пределах своих полномочий и что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12). Согласно установившейся терминологии территории (места), на которых осуществляется местное самоуправление, называются муниципальными образованиями, а юридическая дисциплина, которая занимается изучением системы правовых норм, действующих на территории муниципальных образований, называется муниципальным правом. Муниципальные образования могут быть самых различных видов, в том числе городские, районные, поселковые, сельские, волостные, станичные. В соответствии с действующим законодательством муниципальные образования могут создавать свои объединения — ассоциации и союзы муниципальных образований. Они создаются и действуют на добровольной основе. Правительство РФ ведет учет (реестр) муниципальных образований, действующих на всей территории страны. Всего в России в настоящее время существует около 14 тысяч муниципальных образований. При Президенте России образован Совет по местному самоуправлению, действующий на совещательных началах. Каждое муниципальное образование имеет свою собственность, бюджет, органы местного самоуправления, устав, свои собственные, отличающие его от других муниципальных образований формальные атрибуты в виде гербовых эмблем, флагов, иногда гимнов. Правовую основу местного самоуправления составляет система правовых норм, на базе которых оно образуется и осуществляется. Такие нормы содержатся в Конституции РФ, особенно в гл. 8 под названием «Местное самоуправление»; в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; в специальных федеральных законах, касающихся различных сторон местного самоуправления, таких как об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, о финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации и др.
Ряд правовых норм, касающихся местного самоуправления, содержится также в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Детальное регулирование отношений, возникающих в процессе становления и осуществления местного самоуправления, осуществляется в уставах муниципальных образований и в актах, принимаемых органами местного самоуправления. Каковы основные принципы и полномочия органов местного Самоуправления? Местное самоуправление в Российской Федерации создается и реализуется на основе ряда фундаментальных принципов. Среди них следует назвать, во-первых, такие, которые непосредственно связаны с его автономным, относительно самостоятельным характером. В Конституции России в связи с этим особо указывается на то, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130). Во-вторых, принцип использования многообразных форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. В их числе: выборный представительный орган (дума), занимающийся нормотворческой деятельностью в объеме полномочий муниципального образования, а также вопросами, касающимися местного бюджета, охраны общественного порядка, налогов, сборов и др.; исполнительный орган (администрация), занимающийся исполнительно-распорядительной деятельностью в пределах муниципального образования; выборные должностные лица — главы муниципальных образований, председатели представительных органов и др. В-третьих, принцип строгого учета мнения населения в процессе реализации местного самоуправления, а также «исторических и иных местных традиций» (п. 1 ст. 131).
Согласно законодательству мнение населения является обязательным при решении всех вопросов местного значения, включая определение структуры и порядка деятельности органов местного самоуправления, изменения границ территорий, в рамках которых осуществляется местное самоуправление, и других вопросов. В-четвертых, принцип невмешательства и недопустимости подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Данный принцип распространяется также на процесс формирования органов местного самоуправления и назначения соответствующих должностных лиц. Реализация данного принципа вовсе не исключает подконтрольности некоторых аспектов деятельности органов местного самоуправления государственным органам. Это касается тех направлений деятельности органов местного самоуправления, которые непосредственно связаны с реализацией передаваемых им в соответствии с законом отдельных государственных полномочий. Передача этих полномочий сопровождается одновременной передачей органам местного самоуправления от государства материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления. В-пятых, принцип материальной, правовой и иной гарантированно-сти местного самоуправления. Этот принцип декларируется и закрепляется не только в обычных нормативно-правовых актах, касающихся местного самоуправления, но и в Конституции РФ. В частности, в ст. 133, которая гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации «гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления», которые были установлены Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме названных принципов в сфере местного самоуправления действуют и другие. Это, в частности, принцип законности, гласности и коллегиальности в деятельности органов местного самоуправления; принцип ответственности этих органов перед населением, государством (в части выполнения ими делегированных государственных полномочий), перед гражданами и создаваемыми ими юридическими лицами; принцип выборности представительных органов местного самоуправления и др. Местное самоуправление, осуществляемое в пределах определенной, законодательно закрепленной территории, наделяется в лице граждан, проживающих в этих местах, и создаваемых ими органов местного самоуправления значительными полномочиями. По своей природе и характеру они подразделяются на две группы.
К первой относятся полномочия местного уровня и значения. Это собственные полномочия муниципальных органов и граждан — субъектов муниципального права, установленные соответствующими законами и местными уставами. Они касаются практически всех сфер жизни местного сообщества, включая проблемы содержания и рационального использования муниципального жилищного фонда, теплоснабжения, строительства местных дорог, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др. Ко второй группе полномочий относятся те из них, которые переданы муниципальным образованиям от государственных органов. Это могут быть самые разнообразные полномочия, касающиеся, в частности, некоторых вопросов организации на местах здравоохранения, образования, социального обеспечения и др. По всем рассматриваемым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления, принимаются соответствующие решения. Виды их и наименования, порядок принятия и вступления в силу, равно как и другие аспекты нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований. Все они действуют лишь в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|