Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания прекращения гражданства Российской Федерации




В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 18) гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода лица из российского гражданства и по иным основа­ниям, которые предусмотрены настоящим Законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, которое прожи­вает на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица и в общем, определенном Законом порядке.

Такой выход не допускается в случаях, если гражданин Российской Федерации: а) имеет перед Российской Федерацией невыполненные обя­зательства, установленные федеральным законом; б) привлечен полно­мочными органами России в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежа-


щий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного граж­данства, кроме российского, и не имеет гарантий его приобретения.

Выход из российского гражданства лица, проживающего на террито­рии иностранного государства, осуществляется также на основании доб­ровольного волеизъявления такого лица, но в упрощенном порядке.

Такой выход не допускается по тем же причинам, что и в отношении лица, проживающего на территории Российского государства.

Выход из гражданства Российской Федерации, согласно Закону, ре­бенка, один из родителей которого имеет российское гражданство, а дру­гой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявле­нию единственного родителя.

Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Любое решение о приобретении или прекращении гражданства Рос­сийской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что это ре­шение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, представленных заявителем. Факт представления под­ложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанав­ливается судом.

Отмена решений по вопросам российского гражданства осуществля­ется Президентом Российской Федерации или иными полномочными го­сударственными органами, ведающими делами гражданства Российской Федерации и принявшими такое решение.

Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

И их полномочия

В соответствии с Законом полномочными органами, ведающими де­лами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осу­ществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Россий­ской Федерации.

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются Федеральным законом «О гражданстве Россий­ской Федерации».

Что понимается под местным самоуправлением?

Под местным самоуправлением понимается признаваемое и гаранти­руемое в законодательном порядке право, реальная возможность и спо­собность населения непосредственно или через создаваемые им органы,


под свою ответственность и в интересах местного населения, с учетом его исторических и иных традиций решать основные вопросы местного значения.

Подобное определение местного самоуправления содержится в евро­пейской Хартии о местном самоуправлении, принятой в 1990 г. (ст. 3), и в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2).

В Конституции РФ декларируется, что в Российской Федерации «признается и гарантируется местное самоуправление», что оно самостоя­тельно в пределах своих полномочий и что «органы местного самоуправ­ления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12).

Согласно установившейся терминологии территории (места), на ко­торых осуществляется местное самоуправление, называются муниципаль­ными образованиями, а юридическая дисциплина, которая занимается изучением системы правовых норм, действующих на территории муници­пальных образований, называется муниципальным правом.

Муниципальные образования могут быть самых различных видов, в том числе городские, районные, поселковые, сельские, волостные, ста­ничные. В соответствии с действующим законодательством муниципаль­ные образования могут создавать свои объединения — ассоциации и сою­зы муниципальных образований. Они создаются и действуют на добро­вольной основе.

Правительство РФ ведет учет (реестр) муниципальных образований, действующих на всей территории страны. Всего в России в настоящее время существует около 14 тысяч муниципальных образований. При Пре­зиденте России образован Совет по местному самоуправлению, действую­щий на совещательных началах.

Каждое муниципальное образование имеет свою собственность, бюд­жет, органы местного самоуправления, устав, свои собственные, отличаю­щие его от других муниципальных образований формальные атрибуты в виде гербовых эмблем, флагов, иногда гимнов.

Правовую основу местного самоуправления составляет система право­вых норм, на базе которых оно образуется и осуществляется.

Такие нормы содержатся в Конституции РФ, особенно в гл. 8 под на­званием «Местное самоуправление»; в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции; в специальных федеральных законах, касающихся различных сторон местного самоуправления, таких как об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в ор­ганы местного самоуправления, о финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации и др.

Ряд правовых норм, касающихся местного самоуправления, содер­жится также в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Пра­вительства РФ. Детальное регулирование отношений, возникающих в процессе становления и осуществления местного самоуправления, осу­ществляется в уставах муниципальных образований и в актах, принимае­мых органами местного самоуправления.


Каковы основные принципы и полномочия органов местного

Самоуправления?

Местное самоуправление в Российской Федерации создается и реали­зуется на основе ряда фундаментальных принципов. Среди них следует на­звать, во-первых, такие, которые непосредственно связаны с его автоном­ным, относительно самостоятельным характером. В Конституции России в связи с этим особо указывается на то, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», а также владение, пользование и распоряжение муниципаль­ной собственностью (п. 1 ст. 130).

Во-вторых, принцип использования многообразных форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции РФ мест­ное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. В их числе: выборный предста­вительный орган (дума), занимающийся нормотворческой деятельностью в объеме полномочий муниципального образования, а также вопросами, касающимися местного бюджета, охраны общественного порядка, нало­гов, сборов и др.; исполнительный орган (администрация), занимающийся исполнительно-распорядительной деятельностью в пределах муниципаль­ного образования; выборные должностные лица — главы муниципальных образований, председатели представительных органов и др.

В-третьих, принцип строгого учета мнения населения в процессе реа­лизации местного самоуправления, а также «исторических и иных мест­ных традиций» (п. 1 ст. 131).

Согласно законодательству мнение населения является обязательным при решении всех вопросов местного значения, включая определение структуры и порядка деятельности органов местного самоуправления, из­менения границ территорий, в рамках которых осуществляется местное самоуправление, и других вопросов.

В-четвертых, принцип невмешательства и недопустимости подмены деятельности органов местного самоуправления органами государствен­ной власти и государственными должностными лицами. Данный прин­цип распространяется также на процесс формирования органов местно­го самоуправления и назначения соответствующих должностных лиц.

Реализация данного принципа вовсе не исключает подконтрольности некоторых аспектов деятельности органов местного самоуправления го­сударственным органам. Это касается тех направлений деятельности ор­ганов местного самоуправления, которые непосредственно связаны с реа­лизацией передаваемых им в соответствии с законом отдельных государ­ственных полномочий. Передача этих полномочий сопровождается одно­временной передачей органам местного самоуправления от государства материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществле­ния.

В-пятых, принцип материальной, правовой и иной гарантированно-сти местного самоуправления.


Этот принцип декларируется и закрепляется не только в обычных нормативно-правовых актах, касающихся местного самоуправления, но и в Конституции РФ. В частности, в ст. 133, которая гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации «гарантируется правом на су­дебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, за­претом на ограничение прав местного самоуправления», которые были установлены Конституцией РФ и федеральными законами.

Кроме названных принципов в сфере местного самоуправления дей­ствуют и другие. Это, в частности, принцип законности, гласности и кол­легиальности в деятельности органов местного самоуправления; принцип ответственности этих органов перед населением, государством (в части выполнения ими делегированных государственных полномочий), перед гражданами и создаваемыми ими юридическими лицами; принцип вы­борности представительных органов местного самоуправления и др.

Местное самоуправление, осуществляемое в пределах определенной, законодательно закрепленной территории, наделяется в лице граждан, проживающих в этих местах, и создаваемых ими органов местного само­управления значительными полномочиями. По своей природе и характеру они подразделяются на две группы.

К первой относятся полномочия местного уровня и значения. Это собственные полномочия муниципальных органов и граждан — субъектов муниципального права, установленные соответствующими законами и местными уставами. Они касаются практически всех сфер жизни мест­ного сообщества, включая проблемы содержания и рационального ис­пользования муниципального жилищного фонда, теплоснабжения, строительства местных дорог, владения, пользования и распоряжения му­ниципальной собственностью и др.

Ко второй группе полномочий относятся те из них, которые переда­ны муниципальным образованиям от государственных органов. Это мо­гут быть самые разнообразные полномочия, касающиеся, в частности, не­которых вопросов организации на местах здравоохранения, образования, социального обеспечения и др.

По всем рассматриваемым вопросам, относящимся к ведению орга­нов местного самоуправления, принимаются соответствующие решения. Виды их и наименования, порядок принятия и вступления в силу, равно как и другие аспекты нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований. Все они действуют лишь в пределах территории соответствующего муни­ципального образования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...