Работа с научными и другими источниками
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Краткая характеристика этапов выполнения Курсовой работы Основными этапами выполнения курсовой работы являются: 1) выбор темы; 2) консультации научного руководителя; 3) сбор материала; 4) работа с научными и другими источниками; 5) изложение текста курсовой работы и ее оформление; 6) проверка работы научным руководителем; 7) защита курсовой работы.
Выбор темы Работа начинается с выбора темы. Примерная тематика курсовых работ предлагается преподавателями из перечня тем, изложенного в учебно-методическом пособии соответствующей учебной дисциплины. Однако, по согласованию с преподавателем, студент может избрать проблему, выходящую за перечень предлагаемой тематики. Консультации научного руководителя Научный руководитель осуществляет консультации на всех этапах выполнения курсовой работы, оказывает студенту помощь в выборе темы, составлении плана по написанию работы, рекомендует литературу, справочники, нормативные акты, другие источники по теме, систематически проводит в установленные расписанием дни недели консультации, контролирует ход выполнения работы.
Сбор материала На данном этапе работы студент подбирает основную и вспомогательную литературу, нормативные акты и другие источники. Для этого он должен овладеть определенным минимумом знаний о библиографии. В поиске источников и в составлении библиографического списка по теме большую помощь студенту окажут имеющиеся в библиотеках систематические (предметные) и алфавитные каталоги как в виде специальных карточек, так и в банке данных электронных носителей. В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах каждой отрасли – по отдельным темам. Алфавитный каталог содержит описание всего книжного фонда библиотеки, составленное по алфавиту. Искать по данному каталогу следует по фамилии автора или названию работы, если фамилия автора не указана на титульном листе. Если работа написана коллективом авторов и фамилия ни одного из них не обозначена на титуле, то искать в алфавитном каталоге необходимо по первой букве, с которой начинается заглавие книги.
Подбирать целесообразно в первую очередь новые научные источники, поскольку в них отражены последние научные достижения по данной проблеме, современные законодательство и правоприменительная практика. Использование научных источников прежних лет должно быть скорректировано применительно к современному законодательству и более поздним взглядам ученых и практических работников. Ссылки на источники по исследуемой теме можно найти в уже изданных печатных работах (в сносках, списках использованной литературы и т.д.). Большую помощь при подборе литературы могут оказать такие периодические издания, как журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Российская юстиция», «Законность», «Журнал российского права», «Вестник Московского университета. Серия 11, Право», «Бюллетень Верховного суда РФ» и др. В последнем (либо первом) номере соответствующего журнала текущего года, как правило, помещается указатель работ, опубликованных в нем за истекший год. Особо следует обратить внимание на использование электронных источников, правовых систем «ГАРАНТ», «Консультант Плюс» и др.
Работа с научными и другими источниками Важным этапом подготовки курсового исследования является работа с книгой, документами, законодательством и материалами юридической практики. Знакомиться с проблемой первоначально необходимо, прибегая к учебникам и учебным пособиям, после чего целесообразно переходить к изучению специальной литературы, законодательства, правоприменительной практики и других документов и источников.
Работа с первоисточником начинается с ознакомления по следующим позициям: год издания, оглавление, введение. Время издания позволяет соотнести информацию, содержащуюся в источнике, с существующими знаниями по данной проблеме. В оглавлении работы раскрываются узловые моменты ее содержания, план и последовательность изложения материала. Во введении формулируется актуальность темы, кратко излагается содержание книги, показываются ее источники и способы исследования, степень разработанности проблемы. Работая с первоисточником, целесообразно осуществлять его конспектирование. При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысливать материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы. В конспекте полезно отмечать, в какой части использован тот или иной материал или положение, развиваемое в прочитанном источнике. При работе с научной литературой рекомендуется обращаться к словарям, энциклопедиям и справочникам в целях уяснения смысла специальных понятий и терминов. Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и заметки. Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата подкрепляет мысли автора курсовой работы, придает им большую убедительность; она должна быть по возможности краткой и точной. Второй способ конспектирования – заметки или свободное цитирование. Данный вид работы предполагает изложение мысли автора работы и отношения к ним со стороны студента. Уже с первого курса следует учиться анализировать и обобщать научную литературу и законодательство, материалы правоприменительной практики. Характер и объем изучения законодательства и обобщения материалов юридической практики определяются темой и направленностью курсовой работы, ее структурой и планом. Все это должно быть согласовано в ходе работы с научным руководителем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|