Глава II. Изучение учебной деятеьности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2.1. Процедуры диагностики Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики: - тест по средствам рисунка; - цветовой тест Люшера; - шкала тревожности Бэка; - опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); - тест школьной тревожности Филипса и многие другие. Цветовой тест Люшера - психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых. Шкала тревожности Бэка. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение). ест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Практические методы коррекции. Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их. Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры. Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка. Гармонизации эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья способствует внеурочная деятельность самого ребенка, а участие в различных видах внеурочной деятельности самих детей способствует положительному развитию личности ребенка. Наиболее успешными в реализации внеурочных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья являются групповые мероприятия. Полноценно реализуемая внеурочная деятельность содействует введению детей с ограниченными возможностями здоровья в мир культуры, развивает творческое мышление, приобретается опыт самореализации в совместной со сверстниками деятельности.
Для гармонизации эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности используются игровые методы, упражнения с проигрыванием различных ситуаций, театрализация и другие. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В процессе игровой деятельности осуществляется: - умственное воспитание детей (происходит развитие восприятия, представлений, обучение анализу, синтезу, сравнению предметов, их классификации по определенным признакам); - физическое развитие (улучшается координация движений, ловкость, подвижность); - нравственное воспитание (формируются навыки коллективного поведения, усвоение этических норм и правил поведения в обществе); - развитие речи детей (происходит расширение и обогащение словаря, развитие коммуникативной, познавательной функции речи); - трудовое воспитание (формируются представления о труде взрослых, моделируются отдельные виды труда). Игра помогает преодолевать конфликты и неурядицы. А начиналось все с рисования: ребёнок рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы - назвать ее. Пока учащийся не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем эмоционального настроения и одним из занятий. В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приведены примеры основных игр для детей с нарушением эмоционально - волевой сферы. Использование игровой деятельности для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья выдвигает особые требования к взрослому — организатору игры, педагогу. Прежде всего, он должен осознавать значимость игровой деятельности, владеть различными формами и приемами, составляющими основу педагогической игры, а самое главное - обладать умением играть. Для организации игры необходимы предварительная тщательная подготовка в виде продумывания всех этапов, ее содержания, игрового материала. Роль взрослого в игре сложна: он является инициатором, ведущим и одновременно ведомым. Ему отводится роль инициатора в игре, при необходимости активного участника главных и второстепенных ролей; прибегающему к прямым способам развития детей при необходимости - показам, объяснениям. Очень важно при развитии психического процесса - памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.
Таким образом, существуют две группы методов, направленные на устранение нарушения эмоционально – волевой сферы ребенка - это основные и специальные. Это два взаимосвязанных, взаимодополняющих способа устранения этой серьезной проблемы. Целью данных методов выступает коррекция психологических расстройств. К первой группе относятся игровые методы, различные виды психоанализа, метод рисования и другие. Специальные методы должны быть подобраны строго индивидуально.
2.2. Описание работы на основе диагностики
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста более целесообразно применение моделирования определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики, потому что они более доступны и понятны детям. Рассмотрим следующие методики: «Автопортрет» - проективная методика исследования личности. Дается инструкция - «На чистом листе бумаги нарисуйте самого себя, занятого какой-нибудь работой. Вы можете нарисовать себя одного, или с членами вашей семье, или с друзьями. Старайтесь изображать людей полностью - не рисуйте карикатуры или плоский контур».
Общепринятой системы оценивания нет, проводится качественная обработка результатов. Тест «В тридевятом царстве» - проективная методика исследования личности. Предназначена для оценки у детей способности испытывать эмоции тревоги и удовольствия. Предложена Т.Фагула в 1994 г. Испытуемому предъявляют 9 рисунков - сцен из мультфильмов и просит упорядочить их и составить рассказ. результаты оцениваются в соответствии с реакцией испытуемого на тестовые ситуации, изменчивостью выбора картинок, частотой выбранных сцен, что выражает чувства тревоги или удовольствия, а также последовательность размещения сцен. Сообщаются данные о валидности теста на выборке из 5-10-летних детей. Данные, полученные по тесту, используются для дифференциации нормальных или агрессивных, тревожных или изолированных детей. Сообщается о достаточно высокой валидности и надежности методики. Дюсса (Десперт) сказки - проективная методика исследования личности. Предложена Л.Дюссом в 1940 г. Методика используется для обследования детей в возрасте от 6-100 лет. Детям предлагается прослушать 10 коротких повествований и ответить на вопросы. Каждый из сюжетов затрагивает те или иные области их эмоциональных конфликтов. Например «Птицы-родители и маленький птенец спят в гнезде, находящемся на ветке дерева. Внезапный порыв ветра сбрасывает гнездо на землю. Проснувшиеся птицы-родители взлетают и садятся на разные деревья. Что будет делать маленький птенец, который уже научился немного летать» (тема страха перед возможной разлукой с родителями). Интерпретация полученных данных осуществляется с психоаналитических позиций и направлена на поиск комплексов («отлучение от груди», «страха перед кастрацией» и т.д.). Данные о валидности и надежности спорны. Тест-фильм Р.Жили - проективная методика исследования личности. Опубликована Р.Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей. Стимульный материал состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Завершается обследование опросом, в процессе которой уточняются интересующие психолога данные. Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающихся из 2-х групп переменных:
1) Показатели, характеризующие конкретно личностные отношения ребенка с другими людьми: а) матерью; б) отцом; в) обоими родителями; г) братьями и сестрами; д) бабушками и дедушками; е) другом, подругой; ж) учителем, воспитателем. 2) Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: а) любознательность; б) стремление к доминированию в группе; в) стремление к общению с другими детьми в больших группах г) отгороженность от других, стремление к уединению. Помимо качественной оценки результатов, все показатели получают свое количественное выражение. Методика «Завершение истории» - группа проективных методик исследования личности. Обследуемому предлагается закончить небольшие по объему истории - рассказы. Начиная с 30-х годов, эта методика широко используется для осуществления психотерапевтической работы с детьми. С помощью методики исследуются эмоциональные отношения между родителями и детьми, области наиболее значимых конфликтов, особенности адаптации детей к условиям обучения в школе, установки к родителям и проч. Интерпретация результатов теста обычно качественная. Сведения о валидности и надежности этих методик отсутствуют. Методика «Истории рассказывания» - группа проективных методик исследования личности. В течение длительного времени (начиная с 30-х гг.) используется в психодиагностических исследованиях, прежде всего для изучения личности ребенка. Истории, которые предлагают сочинить детям, различаются по степени структурированности от строго структурированных заданий (например, история «Большой злой волк», которая использовалась в исследованиях Л.Деспет и Г.Поттера) до просьбы придумать любую историю. Теоретическое обоснование методики основана на том положении, что при заданной, относительно неструктурированной теме, рассказанная обследуемым история позволяет получить данные о личности, недоступные при прямом опросе. В этих историях отражаются сведения о стремлениях, потребностях, конфликтах ребенка. Считается, что «свободный рассказ» наиболее полно раскрывает проблемы и переживания ребенка. Согласно Л.Десперт и Г.Поттеру (1936) повторяющиеся темы обычно указывают на основную проблему или конфликт. Тревожность, чувство вины, реализация желаний и агрессивность - основные тенденции, проявляющиеся в рассказах детей. При оценке результатов проводится только качественный анализ. Отсутствуют сведения о надежности и валидности этих методик, хотя достаточно часто указывают на удовлетворительное соответствие полученных данных результатам других тестов. Колумбиус - проективная методика исследования личности. Предназначена для работы с обследуемым в возрасте от 7 до 20 лет. Разработана М.Ланживельд в 1976 г. в качестве альтернативы тесту детской апперцепции. Материал теста представляет собой 24 картины, из них 3 цветные и 21 черно-белая; только 2 из них (№17, 19) предназначены специально для тестирования лиц женского пола, остальные можно использовать для всех обследуемых. Нумерация картин не определяет последовательность их предъявления. Количество и конкретный набор варьируются в зависимости от возраста и целей исследования. Задача испытуемого - составить рассказ по картинке. Анализируются следующие аспекты: I. Общие категории: 1) аффективность - эмоциональность; 2) особенности материала; 3) структура, форма изложения (а) логическая, историческая, анекдотическая, сентиментальная и др. (б) недостаточная упорядоченность материала; 4) качество изложения (ясное / смутное, изощренное / простое). II. Личностные проблемы: 1) отношение к настоящему; 2) отношение к себе, к другим, к миру объектов; 3) отношение к будущему. Подчеркивается прогностическая направленность методики. С ее помощью предлагается изучать отношения ребенка в семье и с ровесниками, особенности его развития и взросления. Тест Кукол - проективная методика исследования личности, разрабатывалась А.Вольтманом (1951), М.Гауорт (1957) и другими психологами. Ранее процедуры, близкие тесту кукол, использовались психоаналитически ориентированными исследователями как терапевтическая техника для детей в возрасте до 10 лет (М.Рамберт, 1938). Стимульный материал методики представлен куклами, число которых у разных авторов не совпадает. Ребенка просят разыграть с куклами различные сцены, например, соперничество с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери и др. родственников. Иногда детям предлагают поставить кукольное представление. Такая организация исследования под руководством экспериментатора - режиссера сближает тест кукол с психодрамой. Процедура обследования не стандартизирована. Отсутствует система оценки полученных данных, не разработана схема интерпретации. Упор делается на интуицию исследователя. Данные о валидности и надежности теста отсутствуют. «Лица и эмоции» - проективная методика, предназначенная для диагностики самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика опубликована А.Джахез и Н.Маниш в 1990 г. Ребенку предлагается 4 задания: 1) Нарисовать 6 персонажей, наиболее важных для ребенка: мать, отца, учителя, друга, знакомого и семью в целом 2) Нарисовать 6 ситуаций, наиболее важных в жизни ребенка: дом, кола, каникулы, свободно время, урок математики, чтение 3) Заполнить 3 окружности изображениями 3-х лиц (одно лицо в одной окружности), выражающих радостные, грустные и нейтральные эмоции 4) Указать, какое из 3-х лиц с разными эмоциями больше всего соответствует каждому из 12 рисунков (задания 1-2) как наиболее полно отражающее - эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной ситуации, в присутствии того или иного человека. С помощью методики выявляются источники самоуважения у детей: значимые другие люди и значимые ситуации. Авторы подчеркивают, что методика «Лица и эмоции» обладает высокой степенью проективности. Рисунок ребенка является его собственной интерпретацией понятия конкретного значимого другого или конкретной значимой ситуации, в отличие от других методик, в которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нужно объяснять значение рисунков теста: он «присваивает» рисунок в процессе рисования. Для ребенка изображения матери на листе бумаги представляет его собственную мать. В отличие от других рисуночных методик, в которых предусматривается изображение человека в методике «Лица и эмоции» человеческие фигуры сами по себе не являются предметом анализа. Скорее они повышают содержательную валидность теста. Методика применима: в кросскультурных исследованиях при изучении особенностей самоуважения в различных возрастных группах; при обследовании детей, испытывающих затруднений в овладении навыками чтения и речи - в процессе обучения, а также в психопрофилактике, психотерапии и психокоррекции. Тест «Выбора цвета» Люшера - проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М.Люшером в 1948 г. Стимульный материал состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый. Упрощенная процедура обследования (для 8 мм цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся. приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение. Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета, опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных- со сферой бессознательного. В разработанной М.Люшером теории личности есть два основных психологических измерения: активность - пассивность, гетерономность - автономность. Данные о валидности и надежности неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое. Тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей. Шкала детской Я-концепции (Пирса - Харриса). Опросник личностный. Направлен на измерение самосознания. Предложен Е.Пирсом и Д.Харисом в 1964 г. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет. Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, с которыми требуется либо согласиться («да»), либо не согласиться («нет»). Имеются данные об удовлетворительной надежности и валидности. В качестве методов для измерения эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста были выбраны проективные рисуночные тесты «Автопортрет» и «Несуществующее животное». Наиболее интересными и показательными отмечены рисунки семилетних мальчиков - Волженинова Андрея и Гаевского Максима. При выполнении методики «Автопортрет» у Максима обнаружена демонстративность, интеллектуальные претензии, нестабильность, отсутствие опоры и отгороженность от других. У Андрея обнаружена повышенная агрессия, демонстративность, чувство неадекватности бунтарство и подозрительность. При выполнении методики «Несуществующее животное» у Максима были обнаружены признаки опасения, страхов, недоверия, агрессивности, защиты от окружающих. У Андрея проявляется открытая агрессия, эгоцентризм, заинтересованность в информации и тревожность. Таким образом, анализируя рисунки детей отчетливо видны эмоциональные отклонения, такие как тревожность, агрессия, демонстративность и наличие страхов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально - волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Разработаны ряд диагностик и методов коррекции данного нарушения. Все это было отражено в данной курсовой работе. Основными методами диагностики являются: цветовой тест Люшера, Тест «В тридевятом царстве», шкала тревожности Бэка и др. Основных методов коррекции нарушения эмоционально- волевой сферы ребенка невозможно выделить, так как каждая методика имеет свои преимущества и зависит от состояния самого ребенка. Самыми популярными является сказкотерапия, арттерапия, игровые методы, упражнения с проигрыванием различных ситуаций, театрализация и другие. Важным этапом работы с детьми с нарушение эмоционально- волевой сферы является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002. - 203с 2. Волков, Б. С. Детская психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2002. - 252 с. 3. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. 4. Карпова Г.З. Мир чувств и эмоций дошкольника:. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - №8, 123 с. 5. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция исправления недостатков характера у детей и подростков: пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304 с. 6. Марциновская, Т.Д. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марциновская. - М.: Академия, 2000. - 376 с. 7. Моржина Е.В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, - 2009 - 356 с. 8. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Т. Г. Никуленко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 381 с. 9. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с. 10. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 2001. - 125 с. 11. Ильин Е. П. Психология воли: [учеб. пособие] / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.]: Питер, 2009 [т.е. 2008]. - 364 с. 12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|