Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление, оценка и учет поступления материалов




 

Материалы поступают в организацию от разных поставщиков, своих подсобных и вспомогательных производств, от списания основных средств (металлолом, запасные части и др.), из основного производства в виде возвратных отходов (обрубки, обрезки, стружка и др.), а также приобретаются наличный расчет через подотчетных лиц.

Отгрузив материальные ценности покупателям, организации-поставщики одновременно высылают им расчетно-платежные документы вместе с погрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.). Полученные от поставщиков документы направляются в отдел материально-технического снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки и ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. Затем делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках или копиях договоров. После этого производятся записи в журнале учета поступающих грузов (ф. М-1) который ведется отделом материально-технического снабжения. Одновременно здесь же решается вопрос об оплате платежных документов за приобретаемые ценности.

При предварительной оплате за приобретаемые материалы покупатель сначала производит их оплату путем перечисления денежных средств платежными поручениями либо платежными требованиями-поручениями, а тем поставщик отгружает ценности в адрес получателя.

В дальнейшем документы передаются в финансовый отдел или бухгалтерию для оплаты. Для приемки и приходования грузов приложения к расчетно-платежным документам передаются на склад.

Со станции железной дороги, пристани или аэропорта, а также от местных поставщиков ценности получает экспедитор организации. Для этого ему бухгалтерия организации оформляет и выдает под расписку доверенность (см. приложение 3), транспортные или иные документы.

Если при приемке грузов от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе потребовать проверки груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который может служить основанием для материальной ответственности транспортных организаций или грузоотправителей. Претензии о возмещении недостачи (порчи) или утраты грузов, подтвержденные коммерческим актом, предъявляются виновнику- железной дороге или поставщику.

При получении материалов со складов местных поставщиков экспедитор также должен иметь доверенность (ф. М-2 или М-2а) (см. приложение 3). Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы, испытания и другие проверки. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» необходимости в проведении анализов и испытаний обычно не возникает.

При отсутствии расхождений поступившие материальные ценности приходуются на склад путем составления приходного ордера формы М-4.

При отсутствии каких-либо расхождений между документами и доставленными ценностями приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход проставлением штампа на сопроводительных документах поставщика (грузоотправителя), в оттиске которого содержатся основные данные приводного ордера. Здесь же материально ответственное лицо учиняет подпись об оприходовании груза (см. приложение 4).

Когда поступают однородные грузы от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за день. Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей квитанцией. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз», в силу специфики деятельности, таких поступлений не бывает.

Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учете как принятые на склад и переданные в цех.

Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по Акту о приемке материалов формы М-7. Он также составляется при приемке материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации, например представителя торговой палаты, (по согласованию с поставщиком). Он утверждается руководителем организации или лицом, на то уполномоченным. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, а второй - отделу материально-технического снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику (виновнику). Такие ситуации в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» возникают крайне редко. За последние три года не было ни одного подобного случая.

Акт о приемке материалов (форма М-7) является первичным документом при приходовании ценностей, и приходный ордер не оформляется.

При централизованной доставке материалов автомобильным транспортом, поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 (см. приложение 5) в четырех экземплярах, один из которых служит основанием для оприходования материальных ценностей у грузополучателя.

На склады могут поступать также материалы из цехов своей организации (неиспользованные материалы; отходы, полученные при ликвидации основных средств, от брака и т.п.). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-1. Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один экземпляр остается у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) - у получателя (цеха, складов). Накладные-требования (форма М-11) на возврат неиспользованных материалов выписываются в том случае, если ценности по ним отпускались, а не по лимитно-заборным картам, ибо в последних предусматривается учет возврата материалов, ранее отпущенных в производство.

Прибывшие ценности приходуются в соответствующих единицах измерения - весовых, объемных, линейных и др. Если они поступают в одной единице измерения, например в квадратных метрах (рубероид), а отпускаются в другой (в рулонах); то их целесообразно учитывать одновременно в двух единицах измерения.

Важнейшей предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет немаловажное значение и в деле машинной обработки данных этого учета. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», и Инструкцией о порядке бухгалтерского учета материалов, материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью приобретенных материалов признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в качестве вклада в уставный фонд организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством.

В случае если расходы по доставке ТЗР оплачивает принимающая сторона, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов.

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Фактическая себестоимость приобретенных материалов включает: стоимость материалов по ценам приобретения; ТЗР; расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Стоимость материалов по покупным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.

К ТЗР относятся затраты организации, непосредственно связанные с процессом приобретения и доставки материалов в организацию. В их состав включаются:

расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию;

расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;

плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;

расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

другие расходы.

Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях, включают в себя затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретаемых материалов, не связанные с производственным процессом. При этом работы могут выполняться как собственными силами организации-покупателя, так и сторонними организациями. При выполнении таких работ сторонними организациями в расходы по доведению включаются стоимость выполненных работ и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненные сторонними организациями, [4].

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей и других ценностей предназначен активный синтетический счет 10 "Материалы", который имеет 11 субсчетов.

Причем указанные ценности на этом счете могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), которая складывается из стоимости по покупным ценам и расходов по их заготовке и доставке в организацию, либо по учетным ценам. Кроме того, организации, которые учитывают ценности на счете 10 "Материалы" по учетным ценам, могут использовать активный синтетический счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" совместно с активным синтетическим счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" либо без него.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на активно-пассивном счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При ведении учета по полной журнально-ордерной форме расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6, который ведется по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с дебетом счетов: 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 20 "Основное производство'', 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы», 76 (субсчет 3 «Расчеты по претензиям») и др. В журнале-ордере № 6 одновременно ведется синтетический и аналитический учет.

Журнал-ордер №6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу. Он открывается ежемесячно. При открытии в него переносятся остатки на начало месяца по неоплаченным и неотфактурованным поставкам, а также по оплаченным счетам, но не поступившим в организацию материалам. К неотфактурованным относятся поставки, по которым счета-фактуры поставщиков не предъявлены к оплате.

После этого на основании предъявленных поставщиками и подрядчиками и принятых к оплате счетов-фактур, а по неотфактурованным поставкам согласно актам приемки или сопроводительным документам в течение месяца последовательно производятся записи в журнал-ордер №6 в части покупной стоимости материальных ценностей и сумм, причитающихся поставщикам.

Стоимость поступивших материалов, по которым расчетные документы поставщиком не предъявлены к оплате, записывают в журнал-ордер №6 основании акта приемки в общем порядке по каждой поставке отдельно. Ценности приходуются по учетной стоимости, временно принимаемой за фактическую. При этом вместо номера счета поставщика проставляется буква Н, что означает неотфактурованную поставку. Записи о неотфактурованных поставках в журнал-ордер №6 следует делать в конце месяца, так как в течение месяца поставщик может предъявить платежные документы.

По мере поступления расчетно-платежных документов ранее записанную сумму по условным ценам сторнируют по той же группе ценностей и в графе 15 в соответствии с поступившими документами вновь производят записи.

Если платежные документы поставщиков оплачены, а материалы еще не поступили, записи в журнале-ордере №6 делают отдельно по каждому расчетному документу только в графе 15 (оплаты и акцепта счета). При поступлении материалов в течение текущего месяца их приходуют по тем же строкам, по которым сделана отметка об оплате. Если материалы не поступят до конца месяца, то их стоимость следует отразить в графе 14 «За неприбывший груз».

После всех записей в журнале-ордере №6 подсчитывают итоги по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с дебетуемыми счетами. При этом выводят остаток по незаконченным расчетам на конец месяца. Выведенное сальдо по счету 60 должно равняться остатку по этому счету в Главной книге, а в аналитическом учете - суммам по платежным документам, против которых отсутствуют отметки об оплате или списании, записанным в журнал-ордер №6 [7, с. 253].

В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» записи в журнал-ордер №6 (см. приложение 6) делаются автоматически. Вся информация о поступлении и оплате материалов по каждой поставке заносится в компьютер на основании первичных документов, а в конце месяца формируется журнал-ордер №6, который при необходимости может быть распечатан. Информация из него по сети передается на компьютер главного бухгалтера для отражения данных в Главной книге.

Покупатели товаров, работ услуг должны вести журнал учета поступающих от поставщиков первичных учетных, платежных и расчетных документов, в котором указаны первичные реквизиты по НДС, и книгу покупок (см. приложение 7).

Поступление материалов от поставщиков отражается бухгалтерскими записями (таблица 2.1):

 

Таблица 2.1 - Отражение поступления материалов

Дебет

Кредит

Содержание операции

∑, руб.

Поступление материалов при использовании счетов 15 и 16

60

15

60

На стоимость материальных ценностей без учета НДС

-

18/3

60

На сумму НДС, указанную в расчетно-платежных документах поставщика

-

15

20

Поступление материальных ценностей из основного производства

-

15

23

Поступление материальных ценностей из цехов вспомогательных производств

-

15

71

При приобретении материальных ценностей через подотчетных лиц

-

10

15

При оприходовании материалов, практически поступивших в организацию по учетным ценам

-

16

15

На списание положительной разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам по оприходованным ценностям

-

15

16

На списание отрицательной разницы между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам по оприходованным ценностям

-

По мере оплаты расчетно-платежных документов поставщиков

60

51

 

-

68

18/3

На сумму зачета оплаченного НДС

-

 После проведения указанной проводки указанный первичный документ регистрируется в Книге покупок. В случае частичной оплаты задолженности поставщику уплаченный залог определяется пропорционально оплаченной сумме задолженности. Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материальных ценностей в пути. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз», согласно Положения об учетной политике, используется второй метод отражения в учете поступления материальных ценностей (без использования счета 15). Используются счета 10 и 16. Приобретение материальных ценностей на условиях предоплаты осуществляется редко. По итогам работы за месяц составляется Оборотно-сальдовая ведомость по материалам и МБП (см. приложение 12). Таблица 2.2 - Отражение поступления материалов без использования счетов 15 и 16

Дебет

Кредит

Содержание операции

∑, руб.

Поступление материалов на склад без использования счетов 15 и 16 отражается по фактической стоимости следующими проводками:

10

60

На стоимость материальных ценностей без учета НДС (ТТН)

2 750 527

18/3

60

На сумму НДС, указанную в расчетно-платежных документах поставщика (ТТН)

550 105

10

71

При приобретении материальных ценностей через подотчетных лиц

61 375

10

20

Возвращение неиспользованных материальных ценностей цехами основного производства

1 204 131

10

23

Поступление материальных ценностей из цехов вспомогательных производств

10 581

10

28

На стоимость сдаваемых материалов от неисправимого брака

-

10

70

При начислении заработной платы за погрузку, разгрузку, доставку материальных ценностей

-

10

69

На сумму отчислений в фонд социальной защиты

-

10

75

На стоимость внесенных учредителями в счет вкладов в уставный фонд материальных ценностей

-

10

92/1

Оприходование излишков материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации

-

10

10

На внутренне перемещение материалов

834 763

Выявленные во время приемки недостачи товарно-материальных ценностей по вине поставщика либо транспортной организации по ранее принятому к оплате счету отражают:

94

60

На сумму недостачи в пределах ном естественной убыли

-

76/3

60

На стоимость недостающих ценностей сверх норм естественной убыли без учета НДС

-

76/3

18/3

На сумму НДС, относящуюся к недостающим ценностям сверх норм естественной убыли

-

Выявленные при приемке грузов излишки приходуются как обычное поступление материалов.

При предварительной оплате счетов за материальные ценности оплата и их поступление отражаются следующими записями:

60

51

На сумму предварительной оплаты с учетом НДС (ТТН)

3 300 632

10

60

На стоимость ценностей без учета НДС (ТТН)

2 750 527

18/3

60

На сумму НДС (ТТН)

550 105

68

18/3

На сумму зачета уплаченного НДС (ТТН)

550 105

             

 

Таким образом, согласно Положению об учетной политике производственные запасы в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» оцениваются по фактической себестоимости их приобретения с отражением по счету 10 «Материалы». Обоснованием выступает инструкция о порядке бухгалтерского материалов, утвержденная Постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 №114 и инструкцией № 89.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...