Документальное оформление, оценка и учет материалов при их использовании в хозяйственной деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 материал учет операция хозяйственный Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение. Стоимость материалов, отпускаемых со складов (кладовых) организации в подразделения и из подразделений на участки, в бригады, на рабочие места, в аналитическом учете определяется по учетным ценам (без учета ТЗР). Материалы отпускаются с центральных (головных) складов организации в зависимости от структуры организации на склады подразделений или непосредственно в подразделения организации (при отсутствии у них складов) и из цеховых складов (кладовых) в производство (участкам, бригадам, непосредственно на рабочие места) в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы (заданиями). Отпуск сверх норм производится в порядке, установленном организацией. При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерений (весовых, объемных, линейных, поштучно). По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство. Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов. Стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. На этот счет стоимость отпущенных материалов может относиться также при необходимости распределения затрат на ряд отчетных периодов.
Стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг), зачисляется на счета учета расходов на продажу. К израсходованным в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг) материалам относятся тара и упаковка, использованная на затаривание готовой продукции, не оплаченная покупателем отдельно (сверх отпускной цены на продукцию); материалы, использованные на крепление изделий на железнодорожные платформы, вагоны и на другие транспортные средства; стоимость материалов, израсходованных при организации рекламных мероприятий, участии в ярмарках и выставках и т.д. Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть доведены лицам, осуществляющим отпуск материалов со складов (кладовых). Отпуск материалов со складов организации осуществляется только выделенным для их получения работникам подразделения организации. В необходимых случаях составляется также список лиц, которым предоставлено право выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материалов. Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) цеха, подразделения организации участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения организации по согласованию с главным бухгалтером организации. В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов (кладовых) организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат.
Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения. На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ. На основании акта расхода производится списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы). Порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливается организацией. Отпуск материалов со складов (кладовых) организации на производство (участкам, бригадам, на рабочие места) осуществляется на основе установленных лимитов. Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями (должностными лицами) по решению руководителя организации. Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода. Внесение изменений в лимиты (в связи с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита, и т.д.) производится с разрешения лиц, уполномоченных на их утверждение.
Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (типовая форма М-8), требование-накладная (типовая форма М-11), накладная (типовая форма М-15). Исходя из конкретных условий деятельности, организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материалов. Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов. Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организации, выполняющими снабженческие или плановые функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта. Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению организации - получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции для контроля. Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика). В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись): «Сверх лимита». Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или уполномоченных лиц. На первичных учетных документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.
При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен бракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена бракованная продукция. При замене материала, предусмотренного установленной для данного изделия (продукции) технологией, другим материалом оформляется требование на замену. Организация может устанавливать особый порядок учета отдельных видов материалов. Если в организации организована централизованная доставка материалов со складов организации на склады (кладовые) подразделений организации, на участки и на рабочие места, то подразделением, выполняющим снабженческие или плановые функции, составляется документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются утвержденные лимиты и календарные сроки подачи (доставки) материалов. На основании плана-карты работником склада выписывается накладная на отпуск материалов в пределах месячного лимита и производится доставка материалов по назначению. Порядок отпуска, график доставки, формы оперативных документов определяются организацией. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» утвержден график документооборота, в котором указано, в какие сроки все структурные подразделения должны сдавать документы в бухгалтерию, сроки, отведенные для обработки этих документов в бухгалтерии и формирования соответствующих учетных регистров и отчетности. Отпуск материалов со складов (кладовых) ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» на производство может оформляться путем записи в карточках складского учета (см. приложение 4). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Лимит отпуска указывается в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов в карточке складского учета. В карточке складского учета указывается шифр или наименование заказа (затрат). При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и первичным учетным документом. Отходы, образующиеся в подразделении организации, собираются и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из цен возможного приобретения или продажи. Стоимость учтенных отходов относится на уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований (требований-накладных).
Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. В случае списания таких материалов в производство их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат. Передача материалов с одного склада организации на другой склад организации, а также со склада (кладовой) одного подразделения организации на склад (кладовую) другого подразделения организации оформляется накладными на внутреннее перемещение. Лесничества, входящие в состав ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материалов (см. приложение 8), которые с документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерскую службу организации согласно утвержденному в организации порядку документооборота. Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты (включая ТЗР) приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри их - по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» отпуск материалов осуществляется по товарным накладным (формы ТН-2) (см. приложение 9). Лимитно-заборные карты и накладные на внутреннее перемещение не применяются. При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов). Применение одного из перечисленных способов по группе (виду) материалов производится в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации исходя из допущения последовательности применения учетной политики. При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два способа исчисления себестоимости единицы материалов: включая все расходы, связанные с приобретением материалов; включая только стоимость материала (упрощенный вариант). Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения ТЗР и других расходов, связанных с приобретением материалов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов). В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в покупных ценах. Данный метод и применяется в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз». Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса должна применяться организацией в случае, если используемые материалы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету. При списании (отпуске) материалов, оцениваемых организацией по средней себестоимости, последняя определяется по каждой группе (виду) материалов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) материалов на их количество, складывающихся, соответственно, из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим материалам в этом месяце. Списание (отпуск) материалов по способу ЛИФО производится в оценке, рассчитанной исходя из допущения, что материалы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения материалов, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения. Применение способов средних оценок фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, может осуществляться следующими вариантами: исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период); путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска. Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники. Вариант исчисления средних оценок фактической себестоимости материалов должен раскрываться в учетной политике организации. В случае значительной трудоемкости учетных работ при оценке материалов по способу средней себестоимости и способу ЛИФО допускается принимать для расчета только покупную цену материалов. По итогам работы за месяц составляется Оборотно-сальдовая ведомость по материалам и МБП (см. приложение 12). В зависимости от направления расхода материальных ценностей в учете составляются проводки (таблица 2.3): Таблица 2.3 - Учет отпуска материалов
Таким образом, при отпуске производственных запасов в производство и ином выбытии в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» их оценка производится по себестоимости каждой единицы. При передаче бюджетной лесопродукции, промышленной деятельности для дальнейшей переработки в цеху для получения продукции лесопиления, лесопродукция отражается на счете 10.1 статья «Сырье» с применением счета 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей». Возможные к применению способы и методы оценки производственных запасов при их отпуске в производство и ином выбытии определены инструкцией №114, основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденными Постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 №210/161/151 и прочими нормативно-правовыми документами. 2.3 Документальное оформление и учет движения отдельных предметов в составе оборотных средств организации
Организации устанавливают лимит стоимости актива в пределах 30 базовых величин за единицу, при соблюдении которого данный актив может учитываться в бухгалтерском учете в составе средств в обороте. При этом для сравнения с лимитом стоимости актива используется стоимость актива на момент принятия к учету без налога на добавленную стоимость. Стоимость активов, учтенных в составе средств в обороте, отражается на соответствующих субсчетах счета 10 «Материалы» и переносится на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в следующем порядке: по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы) - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет; стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа; по приспособлениям целевого назначения (сосуды для выплавки стекла, катализаторные сетки твердого агрегатного состояния и др.), изготовленным из сплавов драгоценных металлов, - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из части стоимости приспособлений, приходящихся на экономически обоснованные технологические потери драгоценных металлов, в течение нормативного срока их службы. При выбытии данных приспособлений в результате непригодности оставшаяся часть их стоимости переносится в состав операционных расходов. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, принимаются к учету в порядке, установленном законодательством; по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь, санитарная одежда и др.), - погашается ежемесячно исходя из сроков их службы; по временным (нетитульным) сооружениям и приспособлениям - ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки; по остальным предметам - в соответствии с учетной политикой организации: в размере 50 процентов стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 процентов стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью; или в размере 100 процентов - при передаче их со склада в эксплуатацию; или в размере 100 процентов (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью; по предметам до двух базовых величин списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанных предметов осуществляется в количественном выражении. Конкретный порядок перенесения на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходов на реализацию товаров определяется учетной политикой организации. В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» 50 процентов стоимости списывается при передаче их в эксплуатацию и 50 процентов (за минусом стоимости по цене возможного использования) - при выбытии из эксплуатации. В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета. предметы учитываются на счете 10 "Материалы" в разрезе следующих субсчетов: 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"; 10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"; 11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации". Документальное оформление поступления и учет указанных предметов на складе ведутся аналогично учету материалов. Одинаково также организован учет их приобретения и расчетов с поставщиками (составляются аналогичные бухгалтерские записи). В целях усиления контроля за их сохранностью производится маркировка специальных одежды и обуви, инвентаря, постельных принадлежностей и др. Маркировку производят краской, клеймением, прикреплением жетонов. Она содержит наименование организации (цеха, отдела). Специальные одежду, обувь и средства индивидуальной защиты работники организации получают в соответствии с утвержденными нормами как бесплатно, так и за плату. Учет специальных одежды, обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам организации в индивидуальное пользование, ведется в личной карточке учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений формы МБ-6. Карточка открывается в одном экземпляре на каждого работника и хранится у кладовщика, выдавшего эти ценности. В случае утери взятых предметов в личной карточке в графах "Возвращено" делается запись: "Акт выбытия № и дата". В ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» на работников открываются Личные карточки учета средств индивидуальной защиты (см. приложения 10, 11), где и ведется учет выданных работникам спецодежды, спецобуви средств индивидуальной защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях для организаций огромное значение имеет такая организация хозяйствования, которая позволяет обеспечить хозрасчет. Кроме того, чтобы выдержать конкуренцию и остаться на плаву, необходимо стремиться к получению как можно большей прибыли. Поскольку удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции достаточно высок, а отдельные отрасли и вовсе относятся к материалоемким, необходимо организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы можно было четко проконтролировать весь путь движения материалов от поступления их в организацию до отпуска их на производственные и общехозяйственные нужды и обеспечить их сохранность и рациональное использование. Улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм учета, повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислитёльных работ, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др., ограничение числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие в организации достаточного количества складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и их расходованием, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. При изучении бухгалтерского учета операций с материальными ценностями был рассмотрен ряд вопросов: . Сущность материалов, их классификации и значение в хозяйственной деятельности организаций; . Нормативно-правовая база, регулирующая учет операций с материалами; . Задачи учета операций с материалами; . Порядок документального оформления, оценки и учета материалов при их использовании в хозяйственной деятельности. . Документальное оформление и учет движения отдельных предметов в составе оборотных средств организации. При выполнении курсовой работы была изучена законодательная база Республики Беларусь, а также специальная литература и локальные нормативные акты. В результате можно сделать вывод, что в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» бухгалтерский учет поступления материалов, их расхода организован в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами. Ведение первичной документации соответствует установленным требованиям, применяются типовые унифицированные формы учета. Согласно учетной политике, учет поступления материалов осуществляется с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материалов в организации автоматизирован и ведется с помощью программы «1-С Бухгалтерия». Данные из первичных документов на поступление и расход материалов, а также из материальных отчетов лесничеств заносятся в программу, которая и формирует учетные регистры. В необходимых случаях распечатываются соответствующие машинограммы. Таким образом, в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» учет материалов осуществляется так, что выполняются все требования, предъявляемые к организации учета материалов и стоящие перед ним задачи. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Республики Беларусь № 3321-XII от 18.10.1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 29.12.2007г. № 302-З)// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Мн., 2010. . Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89 (в редакции от 13.03.2009 г. № 33) «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2010. . Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности в ред. постановления Министерства финансов, Министерства экономики от 21.12.2007 №194/228. // КонсультатнПлюс . Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2007г. № 114 «Об утверждении инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов»//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2008. . Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 23 марта 2004 г. N 41: в ред. постановления Минфина от 16.03.2007 N 45//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2010г. . Об утверждении положения о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 15 мая 2002г. N 74: в ред. постановления Минфина от 30.11.2007 N 182//КонсультантПлюс: Беларусь[Электрон. ресурс] /ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2010. 7. Ладутько Н.И., Ладутько Е.Н. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций. Учебно-практическое пособие. - Мн. “ФУАинформ”, 2008. 8. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет. Учебно-методическое пособие. - Мн. Книжный дом, 2008. . Балдинова А.И.Калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) . Учеб.-методич. комплекс. - Мн.: Изд-во МИУ, 2008. − 246 с. ч. Авт. коллектив. Под общ.ред. А.И. Балдиновой. - Мн.: Изд-во МИУ, 2006. . Бухгалтерский учет / под общей ред. кандидата экономических наук, профессора, БГЭУ О.А. Левковича / Учебное пособие. Второе издание, переработанное. - Мн. “Амалфея”, 2008 . Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учебник/ А.П. Михалкевич, П.Я. Папковская, С.К. Маталыцкая и др.; Под общ.ред. А.П. Михалкевича. 3-е изд.перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 687 с. . Дробышевский Н. П. Бухгалтерский учет в строительстве. - Мн.: ООО ФУ Аинформ, 2008. . Кожарский В. В. Бухгалтерский учет в торговле.- Мн.: Экоперспектива, 2006 . Кравченко Л. И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. - Мн.: ФУ “Аинформ”, 2008. . Папковская П. Я. "Учет внешнеэкономической деятельности. - Мн.: ООО “Мисанта”, 2007. . Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: учеб. пособие/ А.П.Михалкевич; - Минск: «ФУ Аинформ», 2003. - 202 с. . Пономаренко П.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб. пособие/ П.Г.Пономаренко. - Минск: Высшая школа, 2007. - 527 с. . Сушкевич А.Н., Сушкевич В.Н. Бухгалтерский учет/ А.Н.Сушкевич, В.Н. Сушкевич. - Мн.: Ред. журн. Пром.-торговое право, 2006. - 308 с. . Бухгалтерский учет для неучетных специальностей: учебник / И.К.Татур. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2007. - 413с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|