Профессионально-личностное развитие студента – психолога в процессе учебно–профессиональной деятельности
В России не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Не смотря на то, что в настоящее время существует как очная форма обучения психологов, так и заочная, а в последнее время стала возникать и дистанционная, полноценное формирование профессионала–психолога, прежде всего, предполагает очное обучение. Это не означает невозможность попыток освоить психологию в иных формах, но студент должен отчетливо осознавать необходимость по ходу обучения и по окончании института «добирать» недостающее, прежде всего, практику, под руководством опытных профессионалов. Как бы ни был талантлив студент, как бы блестяще он не осваивал теоретические позиции, этого не достаточно, чтобы считаться психологом. В связи с этим необходимо уделять большое внимание профессиональному и личностному развитию студентов-психологов. Под развитием чаще всего понимают изменение, которому сопутствует возникновение новых свойств, новых качеств. В некоторых случаях можно говорить о приближении к некоторому условному идеалу, возможной высшей точке, то есть речь идет об обогащении, совершенствовании, становлении. Но развитие – это не линейный процесс, устремленный «снизу вверх». Возможны кризисы, временные отступления на уже пройденные уровни, остановки, но на этом пути возможно выделение некоторой обобщающей «траектории», что и позволяет говорить о развитии. В этом смысле развитие профессионала – это процесс обретения им новых возможностей профессиональной деятельности, но речь идет не только о «технических» возможностях – знаниях, умениях; профессионал – это личность, следовательно, принимается во внимание и развитие личности. (Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог»»: Учебное пособие, под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 464 с.)
По определению И.М. Кондакова, личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Уже в 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. (Кондаков, псих словарь) В современной отечественной и зарубежной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Е.А.Климов посвятили фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе. Личностный подход в профобразовании студентов предполагает представление об абсолютной ценности личности, создании условий для целостного развития и самореализации субъектов образовательного процесса. Протекание процесса жизненного самоопределения человека в психологической науке связывается с развитием его самопознания как психической активности, направленной им на самого себя, и с формированием внутренней позиции взрослого человека. Профессиональное самоопределение человека представляет собой формирование трудовой активности. Это значит, что профессиональное самоопределение связано с формированием зрелой внутренней (профессиональной) позиции.
Мотивация успешности обучения студентов зависит от их внутреннего психического состояния: чем в большей мере студент психически напряжен, тем в большей же мере он заинтересован в результатах своего обучения. Успешный первокурсник характеризуется большей склонностью к депрессивности, по сравнению с менее успешным, он более чувствителен, эмпатичен, интернален. Успешность обучения на втором курсе связана с его устойчивостью по отношению к трудностям и степенью консерватизма. При этом наблюдается понижение уровня самоконтроля и повышение степени собственной ответственности за жизненные достижения. Успешный третьекурсник отличается более высокими творческим потенциалом и интернальностью. Исследованием проблем профессионального становления личности занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, У. Мозер, Е. Бордин, Э. Роу утверждают, что ведущая роль в профессиональном становлении принадлежит различным формам потребностей. По мнению И.М. Кондакова профессиональное развитие - происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурно-исторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация).
В концепции Д. Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Я-концепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес в теориях, опирающихся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики. (Кондаков, псих словарь) Одним из источников профессионального развития является внешняя среда – преподносимые педагогами знания, задания. Но никакие усилия педагогов не приведут к профессиональному росту, если студент не хочет осваивать материал и не движется сам, то есть, не активен, не стремится стать «больше, чем он есть». Истинное развитие личности – это, прежде всего, саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. (Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог»»: Учебное пособие, под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 464 с.)
Д. Тидеман, О Хара, Д.Сьюпер изучают профессиональный выбор как систему ориентировок в различных профессиональных альтернативах и принятии решений. Исследователи Ш. Бюлер, Э. Гинцберг, Э. Шпрангер считают, что выполнение общих видов деятельности приводит к формированию у людей сходных черт личности, позволяющих вывести типологию людей по группам профессий и дать психологическую характеристику личности профессионала. Таким образом, зарубежные психологи исследуют результативную сторону становления профессионала, полагая, что каждый человек предназначен для определенного вида деятельности. (Самоукин А.И., Самоукина Н.Б., Шишов А.П. Психология бизнеса. М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»,: Изд-во Экмос.1997. 272 с.) Отечественные психологи Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Е.А. Климов, И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, А.М. Эткинд основное внимание обращают на процесс формирования личности в профессиональной деятельности, подчеркивая компенсаторные моменты психики человека, большие возможности развития его профессиональных способностей и самосовершенствования. По мнению В.А. Бодрова профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности». Следовательно, деятельность задает требования к личности, выступает как стимул ее развития и условием формирования ее черт и качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности. Таким образом, профессиональное становление студента-психолога - это одна из форм развития его личности. А.К. Маркова, говоря о профессиональном становлении, называет этот процесс профессионализацией, подчеркивая при этом, что «в целом профессионализация - это одна из сторон социализации». В.А. Бодров, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова подчеркивают, что профессиональное становление человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы). Несмотря на расхождение в их названиях, количестве, возрастных границах, все исследователи выделяют:
1) Стадию подготовки к выбору профессии 2) Стадию профессиональной подготовки 3) Стадию профессиональной деятельности Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от успешного прохождения всех его стадий и этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие своей личности средствами профессионального обучения. А.Б. Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде последовательного прохождения трех этапов - переходного (1-3 семестр), накопительного (4-7 семестр), определяющего (8-10 семестр). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом. (Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат.1990. 494 с) Следовательно, в период профессиональной подготовки необходимо учитывать гетерогенность и гетерохронность формирования и развития различных групп личностно - индивидных особенностей студента, так как главной целью обучения в вузе считается формирование и развитие профессиональных способностей и качеств личности будущего специалиста. Б.В. Блинов и В.П. Петров установили, что каждая стадия процесса профессионального развития студента характеризуется своим психологическим новообразованием; каждая группа профессионально важных качеств имеет свой период наиболее интенсивного развития; становление же их различных групп свойств происходит по динамическим схемам, аналогичным онтогенетическому развитию в целом. Н.М. Пейсахов показал, что фактором, обусловливающим успех деятельности, являются не отдельные психические процессы и свойства личности, а их структура; при этом деятельность более успешна тогда, когда ведущую роль играют волевые качества, а не эмоциональная реактивность; основой оригинального образного мышления является уровень развития памяти, интеллектуально-эмоциональной активности. (Якунин В.А Педагогическая психология.: Учеб. пособие - 2-е изд. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.-329 с) Так, первокурсники разных лет поступления характеризуются следующими личностными особенностями: высокая концентрация внимания, развитое воображение, эмоциональная устойчивость, высокий уровень скептицизма и самоконтроля, смелость в общении, склонность к самоутверждению и независимости, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с другими людьми при высоком уровне самокритичности, экстернальность в области семейных отношений. Студенты, обучающиеся на первом курсе, имеют преимущественно средне-слабый тип нервной системы. Указанные характеристики составляют обобщенный портрет типичного первокурсника. (К проблеме профессионального становления личности// Проблемы развития и формирования личности в современных условиях: Сборник статей и тезисов. - М.: Изд-во «Гуманитарный институт», -2005. - С.71-73.) В период обучения на младших курсах (1-3 курсы) факультета психологии у студентов отмечаются: усиление экстернальных тенденций в межличностных и производственных отношениях (т.е. в основных для психолога сферах отношений); понижение уровня общей и частной эмпатии; усиление консервативных тенденций в поведении в противовес радикализму. У них снижается желание изменить себя в соответствии с собственными идеальными представлениями. Факторная структура вариативных индивидуально-личностных особенностей студентов включает факторы «эмпатия» и «профессиональная интернальность». В период обучения студентов как на первом, так и на втором и третьем курсах в их представлениях о ПВК специалиста-психолога наиболее значимыми признаются следующие качества: профессиональные знания и навыки, компетентность, умение слушать и понимать других людей, любовь к людям, развитые коммуникативные и интеллектуальные способности. При этом, интеллектуальные качества личности оцениваются первокурсниками как профессионально значимые как для психолога-исследователя, так и для психолога-практика. Кроме того, для деятельности психолога-исследователя необходимы, по мнению студентов, развитые имажинитивные свойства личности и наблюдательность; для психолога-практика - эмоциональные и сенсорные качества. К третьему курсу обучения возрастает адекватность представлений студентов представлениям экспертов о ПВК специалиста. (Профессионально-личностные особенности студентов-психологов// Проблемы развития и формирования личности в современных условиях. Сборник статей и тезисов. - М.: Изд-во «Гуманитарный институт», -2004. - С.74-76.) В процессе обучения в вузе каждому студенту-психологу необходимо найти для себя «свой путь» личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников выделили в общем плане возможные варианты этих путей: 1) Формальные и неформальные. Формальные больше связаны с существующими в данном вузе правилами и традициями работы со студентами, начиная от «внимания» за успеваемостью и посещаемостью со стороны администрации и заканчивая «заботой» со стороны научных руководителей, которые даже формально несут за своих учеников определенную ответственность. Неформальные пути предполагают обращение студента за помощью к своим сокурсникам или даже к тем преподавателям, с которым у него сложились дружеские взаимоотношения. 2) Пути, связанные или не связанные с работой, и пути, связанные или не связанные только с обучением в вузе. Поскольку в современных условиях многие студенты подрабатывают, то основная помощь в профессиональном развитии может осуществляться не преподавателями вуза, а коллегами в других организациях. 3) Пути, связанные с узкой специализацией студента, и пути, предполагающие подготовку широко образованного специалиста. С одной стороны, специализация в ходе обучения неизбежна и даже по своему полезна. Но, с другой стороны, у такого студента несколько «сужается профессиональный кругозор» и он упускает возможность получить в вузе приобщиться к разнообразным знаниям, приобщиться к культуре во всей ее сложности, многоплановости и противоречивости. 4) Пути, выстраиваемые самостоятельно (собственно саморазвитие), и пути, специально организованные кем-то. Трудно обойтись совсем без посторонней помощи. Идея «друга» и «учителя» по-настоящему волнует многих студентов. Но в действительности непросто обрести друга и помощника, который не только бы хотел помочь, но и готов был это сделать. Поэтому важным условием дальнейшего профессионального и личностного развития является самостоятельный поиск таких путей. 5) Пути, выстраиваемые с желанием, с жизненным азартом, и пути, выстраиваемые без желания, как что-то «вынужденное». Естественно, лучше для полноценного личностного развития студента иметь такое жизненное желание. А для этого у студента должна быть значимая идея, цель, смысл и тогда даже многие «скучные занятия» в вузе воспринимаются совсем иначе, они становятся «облагорожены» этими смыслами и целями. Нередко, конкретные пути личностного и профессионального роста выстраиваются «сами собой», как только студент осознает, чего же он хочет сотворить в этой жизни. Путь – это всего лишь средство, способ, методика для решения каких-то более важных жизненных задач. (Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог»»: Учебное пособие, под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 464 с.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|