Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

 

В зависимости от понятия и определения термина «личностная готовность к профессиональной деятельности» различные авторы по-разному определяют ее структуру.

По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие компоненты:

- мотивационный (отношение, интерес к предмету, а также другие устойчивые мотивы);

- ориентационный (знания и представления об особенностях будущей специальности);

- операционный (знания, умения, навыки, владение процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

- волевой (самоконтроль, умение управлять собственными действиями);

- оценочный (самооценка своей подготовленности).

На основе работ Л. И. Божович, А. Л. Венгера, Г. А. Цукермана, Д. Б. Эльконина, а также опираясь на работы А. И. Донцова,
Е. И. Исаева, Е. А. Климова, Г. М. Любимовой, Д. А. Леонтьева, А.Ю. Попова выделила три компонента психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности:

1)  Мотивационный компонент — развитие у студентов мотивации профессионального учения, который определяется, в первую очередь, мотивами развития себя как будущих профессионалов. В центре внимания учащихся оказываются не психологические знания сами по себе, а содержание и способы работы психолога.

2)  Когнитивный компонент, наряду со становлением системы психологического знания — развитие представлений студентов о предстоящей профессиональной деятельности (образ профессии).

3)  Личностно-смысловой компонент — прежде всего, раскрытие студентами личностного смысла избранной профессии, развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности (образ «Я — психолог»), а также становление ценностно-нравственной основы субъектного осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, мы можем говорить о двух составляющих развития студентов в период обучения в вузе: профессиональной (операционально-технической) и личностной. Это требует создания специальных условий, в первую очередь изменения форм работы учащихся. Только освоение студентами новой позиции, проявление ими собственной активности в постановке и решении учебных и профессиональных задач будет способствовать тому, чтобы у них возникала психологическая готовность к предстоящей профессиональной деятельности, формировались представления о себе как начинающих психологах-исследователях, психологах-практиках.

(А.Ю. Попова, «Становление психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности», г.Балашов, Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде. Сборник научных трудов факультета психологии БФСГУ, под ред. Э.Ю. Чикиревой)

А.А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет её как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты.

Т.И. Шалавина определила многокомпонентную структуру, отражающую готовность разносторонне, включающую следующие компоненты:

- мотивационно-потребностный;

- содержательно-технологический;

- интроспективно-рефлексивный;

- оценочный;

- креативный.

Такие авторы, как А.Ф. Бондаренко, В.В. Колпачников, Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь, Р. Кочюнас основным считают личностный компонент, включающий три основных качества: аутентичность, принятие и эмпатию.

Аутентичность (конгруэнтность) К. Роджерс определяет как «…точное соответствие нашего опыта и его осознания…», Ф. Перлз — «проживание здесь-и-сейчас». Аутентичность — полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор. Аутентичный человек знает о своих достоинствах и недостатках, осознает и принимает себя в данный момент времени. Открытость собственному опыту — означает, что любой (внешний или внутренний) стимул не искажается защитными механизмами (Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта / Д. Бьюдженталь. — СПб.: «Питер», 2001).

Говоря о сущности «феномена принятия», следует обратить внимание на две неразрывно связанные составляющие: принятие себя и принятие других. Эффективность работы консультанта во многом зависит от степени решенности собственных психологических проблем. Одной из таких проблем является проблема принятия себя, т. е. безусловного позитивного отношения к себе.

Эмпатия — ощущение чувств и личностных смыслов клиента в каждый момент времени, восприятие их как бы изнутри, так, как их переживает клиент.Эмпатия — свойство, которое можно развивать, глубоко познавая в первую очередь себя.

Е. А. Климов включает способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться) в перечень профессионально важных качеств специалистов, работающих в сфере «человек — человек».

Отечественные исследователи А. Б. Орлов, Л. Суркова, О. И. Цветкова также указывают, что эмпатия это профессионально важное качество психолога. Она выступает условием развивающего взаимодействия, способом установления доверительного контакта, средством и мотивом межличностных отношений. Однако, несмотря на всеобщее признание значения эмпатийности в профессиональной деятельности психолога, ее развитию в процессе обучения внимание практически не уделяется.

 ( А. В. Капцов, Н. В. Аргунова, г. Самара, «Исследование личностных проблем и профессионально важных качеств будущих психологов », Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде. Сборник научных трудов факультета психологии БФСГУ, под ред. Э.Ю. Чикиревой)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...