Структура личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
В зависимости от понятия и определения термина «личностная готовность к профессиональной деятельности» различные авторы по-разному определяют ее структуру. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие компоненты: - мотивационный (отношение, интерес к предмету, а также другие устойчивые мотивы); - ориентационный (знания и представления об особенностях будущей специальности); - операционный (знания, умения, навыки, владение процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения); - волевой (самоконтроль, умение управлять собственными действиями); - оценочный (самооценка своей подготовленности). На основе работ Л. И. Божович, А. Л. Венгера, Г. А. Цукермана, Д. Б. Эльконина, а также опираясь на работы А. И. Донцова, 1) Мотивационный компонент — развитие у студентов мотивации профессионального учения, который определяется, в первую очередь, мотивами развития себя как будущих профессионалов. В центре внимания учащихся оказываются не психологические знания сами по себе, а содержание и способы работы психолога. 2) Когнитивный компонент, наряду со становлением системы психологического знания — развитие представлений студентов о предстоящей профессиональной деятельности (образ профессии). 3) Личностно-смысловой компонент — прежде всего, раскрытие студентами личностного смысла избранной профессии, развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности (образ «Я — психолог»), а также становление ценностно-нравственной основы субъектного осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, мы можем говорить о двух составляющих развития студентов в период обучения в вузе: профессиональной (операционально-технической) и личностной. Это требует создания специальных условий, в первую очередь изменения форм работы учащихся. Только освоение студентами новой позиции, проявление ими собственной активности в постановке и решении учебных и профессиональных задач будет способствовать тому, чтобы у них возникала психологическая готовность к предстоящей профессиональной деятельности, формировались представления о себе как начинающих психологах-исследователях, психологах-практиках. (А.Ю. Попова, «Становление психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности», г.Балашов, Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде. Сборник научных трудов факультета психологии БФСГУ, под ред. Э.Ю. Чикиревой) А.А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет её как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты. Т.И. Шалавина определила многокомпонентную структуру, отражающую готовность разносторонне, включающую следующие компоненты: - мотивационно-потребностный; - содержательно-технологический; - интроспективно-рефлексивный; - оценочный; - креативный. Такие авторы, как А.Ф. Бондаренко, В.В. Колпачников, Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь, Р. Кочюнас основным считают личностный компонент, включающий три основных качества: аутентичность, принятие и эмпатию. Аутентичность (конгруэнтность) К. Роджерс определяет как «…точное соответствие нашего опыта и его осознания…», Ф. Перлз — «проживание здесь-и-сейчас». Аутентичность — полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор. Аутентичный человек знает о своих достоинствах и недостатках, осознает и принимает себя в данный момент времени. Открытость собственному опыту — означает, что любой (внешний или внутренний) стимул не искажается защитными механизмами (Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта / Д. Бьюдженталь. — СПб.: «Питер», 2001).
Говоря о сущности «феномена принятия», следует обратить внимание на две неразрывно связанные составляющие: принятие себя и принятие других. Эффективность работы консультанта во многом зависит от степени решенности собственных психологических проблем. Одной из таких проблем является проблема принятия себя, т. е. безусловного позитивного отношения к себе. Эмпатия — ощущение чувств и личностных смыслов клиента в каждый момент времени, восприятие их как бы изнутри, так, как их переживает клиент.Эмпатия — свойство, которое можно развивать, глубоко познавая в первую очередь себя. Е. А. Климов включает способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться) в перечень профессионально важных качеств специалистов, работающих в сфере «человек — человек». Отечественные исследователи А. Б. Орлов, Л. Суркова, О. И. Цветкова также указывают, что эмпатия это профессионально важное качество психолога. Она выступает условием развивающего взаимодействия, способом установления доверительного контакта, средством и мотивом межличностных отношений. Однако, несмотря на всеобщее признание значения эмпатийности в профессиональной деятельности психолога, ее развитию в процессе обучения внимание практически не уделяется. ( А. В. Капцов, Н. В. Аргунова, г. Самара, «Исследование личностных проблем и профессионально важных качеств будущих психологов », Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде. Сборник научных трудов факультета психологии БФСГУ, под ред. Э.Ю. Чикиревой)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|