Задачи и информационное обеспечение анализа
Основное назначение предприятия состоит в выпуске продукции (работ, услуг), удовлетворяющей определенные общественные потребности. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Для этого тщательно должны быть изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства, определении производственной мощности определяет, какую продукцию и в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость. Цель анализа – выявление наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. Основные задачи анализа: · оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; · проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности; · определение степени количественного влияния факторов на изменение величины этих показателей; · выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Объектами данного направления анализа являются: объем производства и реализации продукции, ассортимент, структура, качество, ритмичность продукции. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.
2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.) используют при анализе по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Нормативные трудозатраты, как обобщенная оценка объемов выпуска продукции, используются в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий объем в натуральных или условно-натуральных измерителях. Товарная продукция характеризует объем производства полностью законченным и подлежащим к реализации продукции, работам и услугам. В ее состав входят: - стоимость готовых изделий (готовая продукция);
- полуфабрикаты; - стоимость переработки сырья и материалов заказчика; - стоимость инструмента, штампов, моделей (продукции вспомогательных цехов); - стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону. Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим к реализации, так и по незаконченным изделиям. В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом. Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции, которые сводятся в аналитическую таблицу:
Динамика и выполнение плана по объему производства продукции
Объем, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме, т.к. здесь оказывает влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья и не отражает реальных трудовых затрат. В таких случаях объем производства рассчитывают в нормо-часах или нормативной зарплате. Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции по плану, отчету и за предыдущий год умножить на изготовленные единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана. Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, т.к. отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат. Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объем производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу и делаем вывод:
Расчет объема производства в нормативной заработной плате
Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день с нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана:
Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс.руб.
Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства. В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованности продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Риск невостребованности продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот. Риск невостребованности продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и после производственной стадиях. В зависимости от стадии обнаружения управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на после производственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку. Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д. Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованности продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|