Катализатор пресвитерианства
Не знаю, приходилось ли мне когда-нибудь слышать о человеке, который бы настолько же страстно и твердо держался за Бога, как это делал Джон Нокс. Битва за битвой, удар за ударом, победа за победой, он оставался одним и тем же. Затмевая собой все слабости и недостатки характера, бескомпромиссная позиция Нокса является величайшим вкладом в Божье дело. Мне кажется печальным, что жизнь и яркое служение Джона Нокса оказались настолько непонятыми. Шотландия (да и весь мир) много чем обязана этому великому лидеру, но, несмотря на это, на месте его могилы теперь находится мощеная автостоянка. Только в двадцатом веке в память Нокса был поставлен памятник; до этого же его работа в Шотландии не была абсолютно ничем увековечена.105
Для того чтобы начать Божью работу требуется несколько великих лидеров, Нокс же был одним из главнейших лидеров Реформации. Несмотря на то, что Нокс заложил фундамент современной пресвитерианской веры, я считаю, что он был лишь ее катализатором, а не отцом. На мой взгляд, отцом пресвитерианства стал его наследник, Эндрю Мелвилл (1545- 1622). Подобно Ноксу, он также вызвал серьезные волнения в Англии и Шотландии - и даже в чем-то пошел дальше своего предшествен ни ка. Реформация, пламя которой в Шотландии зажег Джон Нокс, распространила пресвитерианство по всему миру. Ранняя борьба пресвитерианцев оказала влияние на различные части нашего мира, включая Америку. Некоторые историки даже называют Американскую революцию Пресвитерианской революцией. Многие военные и политические лидеры, принимавшие участие в той войне, являлись пресвитерианцами, которые ощущали общую опасность несправедливой диктатуры, впитали в себя эту яростную шотландскую жажду независимости и, несмотря ни на что, сражались за свободу американских колоний.106 Я уверен, что Нокс был бы горд за них.
Тем не менее в истории Нокс остался величайшим борцом за человеческую свободу. Он учил людей сражаться за истину, независимо от национальной принадлежности и позиции правительства. История показала, что "современная демократия основана на том принципе, который Нокс извлек из Исхода и Книги Царств".107
Когда дело касалось Божьего призыва, Нокс становился человеком, горячо и полностью преданным любимой им церкви, молящимся за успешное продолжение работы Величайший реформатор Важно отметить, что Нокс преуспел там, где другие реформаторы терпели неудачу. Он полностью отверг власть Папы Римского, выведя членов церкви из-под власти монархии. Такое произошло лишь в Шотландии. Нокс отказался признать такие праздники, как Рождество, Пасха и дни рождения, но сделал это лишь потому, что не нашел упоминания о них в Библии. В его жизни Слово Божье являлось непререкаемым авторитетом. Я слышал, как многие люди критиковали некоторые решения и взгляды Нокса; однако именно эти непоколебимые убеждения, сопровождаемые горячими проповедями, и разрушали вековые твердыни и устои. Некоторым людям не суждено быть популярными на этой земле, но благодаря своему служению они обретут огромную популярность на Небесах, рядом с которой померкнет любая земная слава. Мне кажется, что Нокс ужаснулся бы, увидев, что происходит в современных церквах. Я не сравниваю Нокса с Жаном Кальвином. Хотя Кальвин и являлся наставником шотландского реформатора и оба разделяли общие теологические взгляды, но Нокс был смелее своего учителя, страстно проповедуя, что христиане должны сопротивляться несправедливой власти своих правителей. Кальвин не любил споры и гонения; Нокс же был им рад. Кальвин трудился преимущественно в одном городе; Нокс же охватывал сразу всю страну, что делало его работу значительно шире.
Несмотря на то, что Нокс считался, да и сейчас считается, грубым и норовистым, таковым он был только по отношению к Божьим врагам. Когда дело касалось Божьего призыва, Нокс становился человеком, горячо и полностью преданным любимой им церкви и даже на смертном одре молящимся за успешное продолжение работы. Умирая, Нокс молился: "Будь милостив, Господи, к Твоей церкви, которую Ты искупил. Даруй мир этим угнетенным людям. Воспитай верных пасторов, которые позаботятся о Твоей церкви. Господь, даруй Твоей церкви верных пасторов, дабы Твое учение сохранялось в чистоте".108
"Господь, даруй верных пасторов" Молитва Нокса, произнесенная им на смертном одре, эхом отражается в моем сердце. Наше поколение нуждается в верных пасторах, пророках, апостолах, проповедниках, а также в верных учителях. Мы нуждаемся в мужчинах и женщинах, которые были бы подобны детям Иссахара, - в людях, обладающих духовным познанием, они, будучи ведомыми Святым Духом, знали бы, что должна делать церковь (см.: Паралипоменон 12:32). Меня несколько беспокоит популярная христианская теория реставрации, поскольку, как мне кажется, она стала применяться не к месту и, более того, люди стали злоупотреблять ею. Некоторые из них даже приходили ко мне, говоря, что сегодня более правильным словом является реставрация, а не реформация. Как я уже говорил ранее в этой же главе, оба слова похожи, но имеют различные значение и сферу применения. Не путайте их.
Словарь Уэбстера определяет слово реставрировать (англ. restore), как "возвращать назад что-либо взятое или утерянное; возвращать в изначальную форму или положение, должность; возвращать здоровье, силы". Я ничего не имею против реставрации, о которой говорят Небеса; я в нее верю, к ней взываю и, когда меня ведет Святой Дух, способствую ей во время своего служения. Я уверен, что Бог показал нам то, что должно наступить. Но услышав с Небес какое-либо новое слово, мы склонны незамедлительно воплощать его в жизнь, часто при этом злоупотребляя и бросаясь в крайности.
Я считаю, что многие из нас в своей погоне за реставрацией "толкают повозку впереди лошади". Ее истинное применение оказалось искажено нашим эгоистичным и себялюбивым поколением. Мы существенно ограничили истинную силу реставрации, посчитав, что она является лишь средством, позволяющим нам быстро избавить свою жизнь от грусти и страданий. Очень часто воззвать к реставрации оказывается гораздо легче, чем уничтожить корень того, что реально создает проблемы в нашей жизни. Словарь Уэбстера определяет слово реформировать, как "делать лучше, прекращая злоупотребления". Человеческая природа будет в первую очередь концентрировать свое внимание на посланиях реставрации, которые одобряюще хлопают нас по спине. Однако эти сладкие слова, зачастую произносимые из страха перед человеком, проповедуются людям, которые дружно могут отправиться в ад, если кто- либо подобный Ноксу не опровергнет окружающую их ложь, твердо заявив, что сама по себе религия не может спасти, облегчить или изменить их жизнь. Гуманизм новой эры вынудил нас проповедовать совершенно иное послание. Если бы Нокс вдруг вернулся на землю, я думаю, что ему трудно было бы понять, чем являются места нашего поклонения — церквами или социальными клубами. Иисус был нашим первым Учителем реформации. Через Свое служение Он учил нас, как мы должны себя вести, влиять на окружающий нас мир и мыслить. Он посеял в наших сердцах семена реставрации. Однако прежде чем то, чему учил Иисус, могло дать свои всходы в наших сердцах, Он должен был стать реформатором, умереть на кресте, вырвав ключи от ада и смерти из рук сатаны, прекратив подобным образом злоупотребления, и воскреснуть из мертвых, чтобы мы вновь обрели право Божественного наследия. Иисус выиграл войну, благодаря чему окончательная победа осталась за нами; однако мы также должны не забывать и о том, что атаки на нас будут продолжаться, имея своей целью помешать распространению Евангельской Вести и замедлить наше возрастание в Господе. Это означает, что каждое новое поколение должно пройти через определенную реформацию. Мы можем оказаться последним поколением - никто не знает того времени, когда вернется наш Господь. Так давайте же возвещать Слово Божье, чтобы ни один человек не смог сказать: "А мне никто не говорил".
Дух реформации является духом истины. Он обладает силой, способной прекратить злоупотребления, происходящие в нашей личной жизни, в наших церквах, а также в жизни нашего народа. Реформация должна наступить прежде, чем мы сможем увидеть силу истинной реставрации. Небеса показали нам то, что должно наступить, однако мы сами должны предпринять шаги, которые приблизят и сделают возможными эти перемены. Мы должны призвать дух истины, чтобы тот поселился в наших домах, церквах, в наших жизнях и в наших народах. Мы должны попросить Бога дать нам дух реформации, рожденный Святым Духом, и тут же схватить его. После этого он должен быть перенесен в каждую сферу жизни нашего общества, чтобы таким образом была подготовлена почва для небесной реставрации. Среди нас должны быть Божьи мужчины и женщины, которые могли бы правильно понимать то, что говорит им Бог. В свою очередь мы должны исследовать по Слову Божьему, что они говорят (а не только в одной или двух его книгах), а после нести Божью волю окружающим нас людям. Молитесь за них, будьте для людей примером Божьей любви. Мне хотелось бы закончить эту главу, посвященную Джону Ноксу, одной из его последних молитв, поскольку я верю, что сила его искренних слов по-прежнему разносится по всей земле. Пусть же те, кто имеет уши, услышат: "Господь, даруй верных пасторов, людей, которые будут проповедовать и наставлять, в удобный и в неудобный момент. Господь, даруй нам людей, которые с радостью выступят с проповедью, даже зная, что за нее они пойдут на костер. Господь, даруй нам людей, которые возненавидят вероломство и ложь в церкви, а также за ее пределами. Господь, даруй Твоей борющейся церкви людей, которые прежде всего будут бояться Тебя".109
Примечания 1. Douglas Wilson, For Kirk and Covenant: The Stalwart Courage of John Knox (Nashville, Tenn.: Highland Books, Cumberland House Publishing, Inc., 2000): 3. 2. Ibid., Introduction, X. 3. Jasper Ridley, John Knox (Oxford, England: Oxford University Press, 1968): 1-2. 4. Thomas M'Crie, The Life of John Knox (Edinburgh, Scotland: Wm. Blackwood and Sons, 1865): 304. 5. Ibid. 6. Wilson, 11. 7. John Knox, The History of the Reformation in Scotland (Edinburgh, Scotland and Carlisle, Pa.: The Banner of Truth Trust, 2000): 6. 8. Wilson, 13. 9. "John Knox, The Thundering Scot", Christian History Magazine 14, no. 2, issue 46 (Carol Stream, 111.: Christianity Today, 1995): 2.
10. Ibid., 58. 11. Ibid., 64-65. 12. Ridley, 46. 13. Knox, 66. 14. Ibid., 68-69. 15. Stewart Lamont, The Swordbearer — John Knox and the European Reformation (Kent, England: Hodder and Stoughton Ltd., 1991): 32, 35. 16. Ibid., 36. 17. Ridley, 56. 18. Ibid., 57. 19. M'Crie, 32. 20. Christian History Magazine, 12. 21. Lamont, 44. 22. Ibid., 45. 23. Ibid., 50. 24. Wilson, 39. 25. Ibid., 40. 26. Ibid., 44. 27. Ibid., quoted from Thomas M'Crie, 69. 28. "Mary I", The World Book Encyclopedia 13, (Chicago, 111. World Book, Inc., 2003): 239. 29. Wilson, 44, quoted from John Knox by Henry Cowan, 135• 136. 30. Lamont, 76. 31. Ridley, 215. 32. Wilson, 47, quoted from John Knox by Henry Cowan, 131. 33. Ridley, 215. 34. Edwin Muir, John Knox: Portrait of a Calvinist (Freeport N.Y.: Books for Libraries Press, 1971): 88-89. 35. Lamont, 59. 36. Christian History Magazine, 3. 37. Ibid. 38. Muir, 94. 39. Christian History Magazine, 38. 40. Muir, 119-120. 41. Ibid., 120. 42. Ibid., 120-121, 157; Ridley, 248. 43. Lamont, 89; Ridley, 248. 44. Muir, 120. 45. Ridley, 247. 46. Wilson, 55. 47. Christian History Magazine, 36. 48. Ridley, 264. 49. Ibid., 268. 50. Muir, 132. 51. Ridley, 270-271. 52. Muir, 132. 53. Ridley, 273. 54. Ibid., 276. 55. Ibid., 277. 56. Muir, 158. 57. Ridley, 290-291. 58. Muir, 170; Wilson, 60, quoted from Thomas McCrie, 49. 59. Muir, 171. 60. Ibid., 172-173. 61. Ibid., 173. 62. Ibid., 173-174. 63. Ibid., 176. 64. Ibid. 65. Ibid., 177. 66. Ibid., 178. 67. Ibid., 179. 68. Ridley, 364. 69. Muir, 207-208. 70. Ibid., 213-214. 71. Ridley, 383. 72. Ibid., 384. 73. Ibid. 74. Knox, 267. 75. Ridley, 390. 76. Wilson, 65. 77. Knox, 269-270. 78. Ibid., 270. 79. Muir, 237. 80. Ridley, 393. 81. Muir, 238. 82. Ibid., 240. 83. Ibid., 241-242. 84. Ibid., 247. 85. Ibid., 247-250. 86. Ridley, 422. 87. Ibid., 425. 88. Ibid., 426. 89. Ibid., 428. 90. Muir, 264-265. 91. Ibid., 268. 92. Ibid., 275. 93. Ridley, 453-454. 94. Ibid., 465. 95. "Mary, Queen of Scots", The World Book Encyclopedia 13, 239. 96. Muir, 281. 97. Ibid., 284. 98. Ibid., 292-293. 99. Ibid., 293. 100. Ridley, 511. 101. Muir, 294. 102. Ibid., 297. 103. Ibid., 298. 104. Ibid., 299. 105. Christian History Magazine, 3. 106. Ibid., 42. 107. Ridley, 530. 108. Wilson, 223. 109. Ibid., 226.
ГЛАВА ШЕСТАЯ Джордж Фокс
1624 - 1691 Избавитель Духа "Я был избавлен от океанов тьмы и смерти, а также от власти сатаны вечной и великолепной силой Христа... той тьмы... которая покрыла собой весь мир, спрятав все под своим покровом и отдав его в руки смерти. Та же вечная сила Бога, которая избавила меня от этих вещей, сотрясла впоследствии народы, священников, профессоров и простых людей".1 Я долго думал о том, знает ли наше поколение, осознает ли, что многие из свобод, которыми мы сегодня наслаждаемся, стали результатом яркого служения одного из величайших пророков, живших когда-либо на этой земле, - Джорджа Фокса. При упоминании его имени многие из нас правильно замечают, что Фокс был основателем движения квакеров, или "Общества друзей". Некоторые считают эту религиозную конфессию малочисленной и изолированной группой тихих и кротких верующих, которые носят шляпы, живут на фермах в сельской местности и обладают репутацией честных и справедливых людей. Однако Джордж Фокс полностью посвятил свою жизнь не тому, чтобы создать лишь общий для верующих стиль одежды и их сельскохозяйственный образ жизни. В действительности он был настолько энергичен в своем стремлении нести людям Евангелие, что спустя более двухсот лет была создана Армия Спасения (основатель — Уильям Бут), на которую сильнейшим образом повлияло его служение. Один из ранних представителей этой организации заявил, что, если бы "квакеры сохранили верность своим первоначальным принципам и основанному на Евангелии отношению к работе, потребности в Армии Спасения не возникло бы!"2 Фокс стал одним из лидеров "Радикальной Реформации".3 На мой взгляд, это означает то, что он поднял Реформацию на следующую ступень - Фокс объединил Дух и Слово. Джордж Фокс делал то же самое, что и первые апостолы, а позже этим же занимались и "возрожденцы". Фокс восстановил первоначальное сочетание Духа и Слова и тем самым скрестил кальвинистский и религиозный типы мышления, сделав христианский образ жизни достижимым и доступным для каждого верующего. Квакеры сделали возможным возвращение Святого Духа в повседневную жизнь каждого верующего, что, как я считаю, заложило фундамент для великих служений восемнадцатого и девятнадцатого веков. Святой Дух стал личным Другом каждого, кто последовал за Фоксом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|