Федеральное устройство страны
Федеративная Республика Германия является государством, строенным по федеральному принципу. 16 земель федерации обладают поэтому собственной государственностью со всеми суверенными правами и компетенциями. Это означает: все, что надлежит устроить и отрегулировать в общих интересах, относится к компетенции федерации. За все остальные вопросы несут ответственность земли. Следствием федеративного устройства является то, что гражданин не противостоит единой, неделимой, а значит и всесильной, центральной государственной власти. Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях тоже больше, так как существует множество политических органов на ограниченной территории. Федеративное государственное устройство содержит и особые шансы для оппозиции в федерации. Если оппозиция ставит несколько или даже большинство земельных правительств, а так это было почти всегда, начиная с 1949 года, то у нее (оппозиции) имелась возможность претворения своих идей и ответственного выполнения государственных функций как в рамках определенных земель, так и в рамках всего государства Федеративная Республика Германия, оказывая влияние через Бундесрат (палату земель) на законодательство и управление.
В компетенцию 16 земель входят законодательство и управление в области культуры и образования. В их руках полиция, коммунальное право, право земельного планирования, регулирования и строительства, дорожное и водное право. Законодательные права земель вытекают из Основного закона, где записано, что земли обладают правом на законодательство в случаях, где оно не попадает в законодательную компетенцию федерации.
Дальнейшей основой являются статьи 70-91 Основного закона, в которых описано разграничение законодательных компетенции между федерацией и землями. Землям предоставляются законодательные компетенции в областях, которые вообще не упомянуты в Конституции, а также там, где федерация не пользуется своими полномочиями. Во всех землях имеются парламенты, избираемые сроком от четырех до пяти лет. В парламентах 16 земель представлено различное количество депутатов. У парламентов различные наименования — ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов. Большинство парламентов могут самораспускаться на основе решения большинством голосов. Организационно земельные парламенты схожи с устройством Германского Бундестага: президиум, фракции, комиссии и т.п. Нередко в землях имеется потребность отрегулировать по одинаковым принципам вопросы, которые входят в их компетенцию. В этих случаях парламенты земель вырабатывают в Бундесрате (палате земель) образцы законопроектов. Парламенты избирают премьер-министра земли, а в городах-республиках Берлине, Гамбурге и Бремене правящего или первого бургомистра. Правительства состоят — и тут схожесть с федеральным правительством — из главы правительства и министров, отвечающих за определенный круг обязанностей. В городах-республиках министров называют сенаторами. Задача этих правительств заключается в первую очередь в выработка земельных законопроектов и выполнении законов после их утверждения земельными парламентами. Однако правительства земель ответственны и за проведение в жизнь федеральных законов, как, например, в области налогообложения. Вторым законодательным органом наряду с Германским Бундестагом является Бундесрат (палата земель). Посредством Бундесрата 16 земель участвуют в выработке законопроектов и в управлении федерацией. В соответствии с величиной земли правительства делегируют в настоящее время в Бундесрат от трех до шести представителей. Если оппозиция составляет в Бундесрате большинство, то она, разумеется, может в большей степени оказывать влияние на законодательство федерации. Председательство в Бундесрате, принимаемое на себя главой правительства земли, сменяется в годовом ритме, так что все премьер-министры появляются на этом посту.
Коммуны выполняют большую часть задач федерального и земельных правительств. Коммунальные народные представительства на уровне общин и районов наделены в какой-то мере даже законодательными функциями, так как они, во-первых, вырабатывают уставы, на которых строится работа коммунальной администрации, а во-вторых, депутаты парламентов коммун избираются демократическим путем. В задачи коммун входит принятие решений о застройке и использовании площадей, строительстве и содержании коммунальных дорог, саночистке, канализации, общественном транспорте и снабжении, строительстве и содержании социальных и спортивных учреждений театров, музеев, библиотек, а также других культурных и просветительных центров, состоящих на их бюджете. Не в последнюю очередь сюда относятся решения по величине тарифов, взносов и налогов.
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ Площадь — 356.957 кв. км Население — 79,7 млн. чел. Столица — Берлин Местонахождение правительства — пока Бонн, позже Берлин Правящие партии — ХДС/ХСС и СвДП Плотность населения — 222 чел/км8 Иностранные граждане — 5,04 млн. чел. Доля иностранных граждан среди населения федерации — 6,4% ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ Федеративная Республика Германии состоит из 16 федеральных земель. Одиннадцать земель старой Федеративной Республики Германии были воссозданы или созданы заново после 1945 г. После мирной революции в ГДР с 3 октября 1990 г. там созданы новые федеральные земли. С тех пор они входят в состав республики. Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель (в скобках столицы): Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Потсдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Саар (Саарбрюккен), Саксония (Дрезден), Саксония-Ангальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль) и Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург - города-государства.
Федеральные земли - не провинции, а государства со своей государственной властью. У них свои конституции, но эти конституции должны отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона. Во всем остальном земли свободны в формировании своих собственных конституций. Принцип федерального государства относится к незыблемым принципам конституции. Однако состав сегодняшних земель не неизменный. Для нового административного деления территории федерации в Основном законе предусмотрены соответствующие правила. Федеративный строй имеет большую конституционную традицию, которая была прервана только унитарным государством национал-социалистов в 1933-1945 гг. Германия считается классической страной федералистской государственности. Федерализм себя оправдал: при нем особенности и проблемы регионов учитываются гораздо лучше, чем при централизованной власти правительства. Преимущества федерализма Немецкий федерализм связывает между собой внешнее единство и внутреннее многообразие, аналогично тому, как, например, это имеет место в США или Швейцарии. Сохранение регионального многообразия - традиционная задача федерализма. Эта функция приобретает сегодня новую суть в связи с такими региональными требованиями, как охрана памятников, сохранение градостроительных традиций и развитие культуры регионов. Прежде всего федеративное государство должно обеспечивать свободу. Распределение задач между федерацией и землями существенный элемент в системе разделения и уравновешивания властей, предусмотренных в Основном законе. Сюда входит и участие земель в формировании политического волеизъявления на уровне федерации, а именно через бундесрат.
Федеративное государство укрепляет и демократический принцип. Он обеспечивает политическую активность граждан на местах. Демократия становится деятельнее, если именно в своей, знакомой им сфере федеральной земли граждане воздействуют на политический процесс, участвуя в выборах и голосовании. Федеративная система имеет и другие преимущества, так, например, возможность экспериментирования в узкой сфере и состязания земель. Так, отдельная земля может пробовать новое и создавать модели для проведения реформ во всей федерации, например, в области образования. Кроме того, федеративная структура лучше учитывает различные мажоритарные соотношения в регионах. Оппозиционные партии на уровне федерации могут иметь большинство в землях и тем самым брать на себя ответственность как правительство. Компетентность земель В Основном законе компетентность федерации определяется в зависимости от того, должны ли быть урегулирования едиными для всех земель или желательно оставить землям их собственную конститутивную сферу. Это наглядно видно на разделения компетентности федерации на исключительное, конкурирующее и рамочное законодательство. В законодательство, относящееся исключительно к компетенции федерации, входят, например, отношения с иностранными государствами, вопросы обороны, валютная, денежная и монетная системы, железная дорога, воздушное сообщение и часть налогового законодательства. В области конкурирующего законодательства земли имеют законодательное право только в том случае, если федерация те же самые предметы не урегулировала законом. Такое разрешается делать федерации только тогда, когда существует особая необходимость в едином для федерации урегулировании. К сферам конкурирующего законодательства относятся, в частности, гражданское и уголовное право, хозяйственное и атомное законодательство, трудовое и земельное право. Затем законодательство в вопросах иностранных граждан, жилищное хозяйство, судоходство и уличное движение, удаление отходов, надзор за чистотой воздуха и борьба с шумом. Конституционная практика показала, что по этим темам нужно иметь единые правила. Практически это уже не в законодательной власти земель. В пределах рамочных предписаний федерации отдельные законодательные сферы - в ведении земель. Сюда входят, например, высшее образование, охрана природы и ландшафтов, планировка местности и водный баланс. Ряд других межрегиональных, ориентированных на будущее, задач, которые не перечислены в Основном законе, сегодня тоже планируются, узакониваются и финансируются федерацией и землями совместно. В 1969 г. они включены в Основной закон как "Общие задачи" и касаются расширения существующих и строительства новых вузов, улучшения региональной хозяйственной структуры, а также аграрной структуры и охраны побережья.
Выборы во все народные представительства являются общими, прямыми, свободными, равными и тайными. Право избирать имеет каждый немец, которому исполнилось 16 лет. Предварительных выборов нет, кандидаты для избрания выдвигаются партиями. Избирательная система Избирательная система в Германский бундестаг представляет собой "систему пропорциональных выборов с ориентацией на отдельных деятелей". У каждого избирателя два голоса. Первый голос он отдает кандидату своего избирательного округа, а именно по относительной мажоритарной системе выборов: избирается тот, у кого больше голосов (первые голоса). Вторым голосом он влияет на прохождение депутатов в бундестаг по так называемым земельным спискам партий (вторые голоса). Состав бундестага в результате подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти соответствует соотношению долей голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, она сохраняет за собой эти "сверхмандаты". В таких случаях в бундестаге более 656 членов, что предусмотрено законом. Цель выборов по поземельным спискам заключается в том, чтобы представить в парламенте все партии согласно их доле голосов. С другой стороны, прямые выборы в избирательном округе предоставляют гражданам возможность отдать свой голос определенному политическому деятелю. Как правило, население встречает выборы с большим интересом. В выборах в бундестаг в 1990г. принимало участие 77,8% избирателей. На выборах в ландтаги и муниципалитеты количество избирателей колеблется, но большей частью составляет около 70%. Партии В современной демократии конституционную значимость имеют конкурирующие между собой партии. Избранные на определенный срок, они выполняют задачи политического руководства и контрольные функции. Партии играют весомую роль в формировании политики. Это учтено в Основном законе, который посвящает партиям отдельную статью (статья 21). В ней устанавливается: "Партии участвуют в формировании политического волеизъявления народа. Они основываются свободно, их внутренняя структура должна отвечать демократическим принципам. Об источниках своих средств они отчитываются перед общественностью. " Партии в бундестаге После первых общегерманских выборов в 1990 г. в Германский бундестаг вошло шесть партий: Христианско-демократический Союз Германии (ХДС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия (СвДП), Христианско-социальный Союз (ХСС), Партия демократического социализма (ПДС) и группировка "Союз 90/Зеленые", объединенная одним списком. У ХДС нет земельного союза в Баварии, в то время как ХСС действует только в Баварии, но в бундестаге ХДС и ХСС объединены в одну фракцию. Создание СДПГ, ХДС, ХСС и СвДП в западных землях Германии приходится на 1945-1947 гг. Основание СДПГ - повторное основание одноименной партии, ранее избираемой в основном работополучателями, которая была запрещена гитлеровским режимом в 1933 г. Остальные партии - новые. Христианские партии ХДС и ХСС - в отличие от старой католической партии центра Веймарской республики - старались завоевать избирателей обоих христианских вероисповеданий. Своей программатикой СвДП продолжила традиции немецкого либерализма. Эти четыре партии претерпели значительные изменения в течение более четырех десятилетий со дня своего основания. На уровне федерации все они в течение этого времени вступали друг с другом в коалицию или были в оппозиции. Сегодня они считают себя народными партиями, представляющими все слои населения. У них имеются ярко выраженные правые и левые крылья, отражающие многообразные позиции народной партии. С 1983 по 1990 гг. в бундестаг входила и партия "Зеленых". На федеральном уровне эта партия была основана в 1979 г. С тех пор ей удавалось занимать места в нескольких земельных парламентах. Партия, объединяющая противников атомной энергии и группы пацифистов, своим происхождением обязана радикальному экологическому движению. На выборах в бундестаг в 1990 г. "Зеленые" не набрали проходных пяти процентов. Зато в бундестаг попали объединенные с ними одним списком представители Союза 90. Эта группировка вышла из движения правозащитников, которое в 1989-1990 гг. содействовало мирному перевороту в бывшей ГДР. Партии "Союз 90" и "Зеленые" 14 мая 1993 г. объединились в одну партию под названием "Союз 90/Зеленые". ПДС - правопреемница бывшей правительственной партии ГДР, Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В объединенной Германии она не сумела сформироваться в крупную политическую силу. ПДС - как и объединенный список "Союз 90/Зеленые" - вошла в бундестаг только в связи с особым положением для партий в новых федеральных землях: оговорка о пяти процентах применяется раздельно в новых и старых землях.
Особенности населения В Германии проживает свыше 80 миллионов человек (в том числе 6,5 млн. иностранцев), а по плотности населения - 224 человека на квадратный километр - Германия относится к наиболее заселенным странам Европы. Выше плотность населения только в Бельгии и Голландии. Население расселено на территории Германии весьма неравномерно. В Берлине, районе большой концентрации, после объединения численность населения растет быстро - сейчас в Берлине насчитывается 3,4 млн. жителей-, а к концу тысячелетия она достигнет предположительно восьми миллионов человек. В промышленных областях на Рейне и Руре, где один город незаметно переходит в другой, проживает свыше четырех миллионов человек - примерно 5500 человек на квадратный километр. Другими районами промышленно-городской агломерации являются Рейнско-Майнская область с городами Франкфурт, Висбаден и Майнц, промышленный регион Рейн-Неккар с городами Мангейм и Людвигсхафен, экономический регион вокруг Штутгарта, а также экономические районы Бремена, Дрездена, Гамбурга, Кёльна, Лейпцига, Мюнхена и Нюрнберга/Фюрта. Этим густонаселенным регионам противостоят весьма малонаселенные области, территории пустошей и торфяных болот на Северо-Германской низменности, в области Эйфеля, Баварского Леса, Верхнего Пфальца, земля Бранденбург и обширные пространства Мекленбурга-Передней Померании. Плотность населения на западе Германии значительно выше, чем в пяти новых федеральных землях на востоке. Почти на 30% площади там проживает лишь пятая часть (16 млн.) населения страны. В восточной части Германии имеется четыре из 20 городов с численностью населения свыше 300.000 человек.Почти каждый третий житель республики проживает в одном из 85 крупных городов (свыше 100.000 жителей). Это около 26 млн. человек. Преобладающее большинство населяет, напротив, села и небольшие города: свыше семи миллионов проживают в местечках с численностью населения до 2.000 человек, 46 млн. - в общинах с численностью населения в пределах 2.000-100.000 человек (см. диаграмму №2). Численность населения в старых и новых землях с начала семидесятых годов уменьшалась вследствие сокращения рождаемости. Но с 1990 г. в старых землях вновь наблюдается ее незначительный прирост(см. диаграмму №3). Тем не менее по коэффициенту рождаемости - одиннадцать на 1.000 жителей в год (старые земли) - Германия относится к странам с самой низкой рождаемостью. Прирост численности населения после Второй мировой войны был обусловлен главным образом эмигрантами. На территорию сегодняшней Германии прибыло около 13 млн. немцев, изгнанных и беженцев из бывших восточно-германских провинций и Восточной Европы. Большой поток беженцев из Восточной Германии в Западную наблюдался до возведения Берлинской стены в 1961 г. и полной изоляции бывшей ГДР. С начала шестидесятых годов иностранные работополучатели в большом количестве приезжали в старые земли республики, которые переживали экономическую экспансию и где остро ощущалась нехватка рабочей силы. Региональные различия В течение последней тысячи лет германский народ сформировался в основном из различных германских племен: франки, саксонцы, швабы и баварцы. Теперь этих древних племен в их первоначальном облике давно уже нет, но их традиции и диалекты все еще можно встретить в исторически сложившихся региональных группах. Во всяком случае древние племена едва ли можно отождествлять с населением отдельных федеральных земель. Земли в том виде, в каком они представлены сегодня, созданы большей частью после Второй мировой войны с участием оккупационных властей, причем при прокладке границ традиции не очень-то и учитывались. К тому же потоки беженцев и крупные миграции послевоенного периода, а также мобильность современного индустриального общества более или менее размыли границы между различными группами населения. Остаются отличительные особенности, которыми наделяются отдельные группы населения. Так мекленбуржцы считаются замкнутыми, швабы - скупыми, жители Прирейнских земель - жизнерадостными, а саксонцы - трудолюбивыми и находчивыми. Это перечисление можно было бы продолжить. Поэтому в конечном счете характерными являются лишь общие признаки поведения, присущие той или иной группе.
Немецкий язык Немецкий язык принадлежит к большой группе индогерманских языков, а в ее рамках к германским языкам, и является родственным с датским, норвежским и шведским языками, с голландским и фламандским, равно как и с английским языком. Формирование общего литературного языка приходится на период перевода библии Мартином Лютером. Германия богата диалектами. У большинства немцев можно установить по диалекту и выговору, из какой они местности. Если бы, например, фриз, мекленбуржец и баварец беседовали между собой, каждый на своем диалекте, они бы лишь с трудом понимали друг друга. Кроме того, в период раскола Германии в обоих немецких государствах, выработался различный запас политических понятий, появились также и новые слова, которые нуждались в пояснениях соответственно в каждом из государств. Но основной запас слов и грамматика остались одинаковыми на Западе и Востоке. Общность языка и была одной из связей, соединявших разделенную нацию. За пределами Германии немецкий язык родной и на территории вдоль ее границы: в Австрии, в Лихтенштейне, на большей части территории Швейцарии, в Южном Тироле (Северная Италия) и в небольших регионах в Бельгии, Франции (Эльзас) и Люксембурге. Да и немецкие меньшинства в Польше, Румынии и в странах бывшего Советского Союза отчасти сохранили немецкий язык. Немецкий - родной язык для более чем 100 млн. человек. Почти каждая десятая книга, выпускаемая в мире, написана на немецком языке. Среди языков, с которых делаются переводы, немецкий язык занимает 3-е место после английского и французского, и немецкий - тот язык, на который больше всего переводится.
Иностранные сограждане Германия - страна радушная по отношению к иностранцам. Эта оценка канцлера Г.Коля, которой он с полным правом придерживался и придерживается по сей день, подтверждается статистикой. Из более чем восьмидесяти миллионов жителей республики шесть с половиной миллионов иностранцев. Все они охотно приехали в Германию и остались здесь. Десятки лет совместное жительство не представляло проблем, хотя круг первых гастарбайтеров, которыми были итальянцы, пополнялся вначале испанцами и португальцами, а потом и югославами и турками. Обострения, случавшиеся иногда в быту, намного компенсировались коллегиальностью, добрососедством и дружбой. Сращивание ЕС и Запада, распад Восточного блока, а также миграция из азиатских и африканских стран обусловили значительный рост числа иностранцев различного цвета кожи в Германии, разумеется, на западе больше, чем на востоке, где ГДР и в этом отношении проводила рестриктивную политику. Турки уже давно составляют самую большую группу среди иностранцев, насчитывающую 1,855 млн. человек. За ней следуют люди из государств рухнувшей Югославии, численность которых дается лишь оценочно из-за многочисленных охотно принимаемых военных беженцев: около миллиона. Следующие за ними общины образуют 558.000 итальянцев, 346.000 греков, 286.000 поляков, 185.000 австрийцев, 167.000 румын и 134.000 испанцев. От 100.000 до 115.000 человек насчитывается иранцев, португальцев, англичан, американцев и голландцев. 61.000 человек из бывшего Советского Союза воспринимаются иностранцами скорее в восточных землях, чем в западных. Почти 60 процентов иностранцев проживают в Германии уже десять и больше лет. Более двух третей детей иностранцев родились здесь. Федеративная Республика Германия доказала свою открытость не только благодаря приему рабочей силы, их родственников, лиц, просящих убежища, и военных беженцев, она всегда выступала поборником права свободного передвижения и повсеместного проживания, свободы выбора профессии и места жительства в Европейском сообществе. Для лиц, преследуемых по политическим мотивам, Германия открыта, как ни одна страна в мире. Новая редакция статьи 16а Основного закона в той же мере, что и прежняя статья 16, гарантирует защиту от политического преследования в виде личного основного права. Так, в 1992 г. одна Германия приняла почти 80 процентов всех лиц, просящих убежища во всем Европейском сообществе. К примеру, еще в 1989 г. в Германии убежища просили 121.318 иностранцев, в 1991 г. - 256.112 человек, а в 1992 г. их число возросло до 438.191 человек. Одновременно ниже пяти процентов упала квота тех, кто действительно преследовался по политическим мотивам. Изменение конституции ("компромисс по предоставлению убежища"), принятое двумя третями парламента и действующее с 1 июля 1993 г., праву убежища - как принято и в других странах - вернуло теперь собственно его функцию, а именно защиту тех, кто в настоящее время преследуется по политическим мотивам и действительно нуждается в защите. Поэтому иностранцы, прибывающие из безопасного третьего государства уже не могут ссылаться на это основное право в Германии. Независимо от Венской конвенции о статусе беженцев Германия оставляет также за собой право определять государства, в которых по официальным признаниям нет политического преследования, и потому, как правило, нет оснований на ходатайство об убежище. Но каждому просящему убежища открыт правовой путь в Германии - вплоть до обращения в Федеральный конституционный суд. В Германии есть лишь два национальных меньшинства, которые уже веками живут в своих районах поселения. Сюда относятся примерно 100 тысяч лужицких сорбов. Они являются потомками славянской этнической группы и живут в Лаузице (Бранденбург и Саксония), В северной части Шлезвиг-Голыитейна проживает датское меньшинство. Оно насчитывает около 50 тысяч человек. Эти группы населения могут свободно развивать свой язык и культуру. „Немецкие датчане", кроме того, имеют собственное политическое представитель-ство — Южношлезвигский союз избирателей, который представлен в парламентах коммун и до сих пор всегда имел депутатское место в земельном парламенте Шлезвиг-Гольштейна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|