Народное хозяйство и мировая экономика
Центральной задачей экономической политики остается сокращение безработицы. Ключ к увеличению занятости в росте инвестиций. Чтобы добиться соответствующей рентабельности инвестиций. Германия стремится укрепить рыночные силы, главным образом стимулируя индивидуальную производительность. Ограничивается влияние государства на экономику, устраняется противорыночная регламентация. Это обеспечивает свободную конкуренцию и облегчает адаптацию к новым условиям. Важные импульсы в этом направлении дала крупная реформа налоговой системы, последняя ступень которой была реализована в 1990 г. Германия за свободную мировую торговлю и против любого проявления протекционизма. Так как она экспортирует около одной трети валового социального продукта, ей не обойтись без открытых рынков. Для немецкой экономики жизненно важно расширить Европейский внутренний рынок, а также сохранить старые и освоить новые рынки вне Европейского сообщества. Курсу рыночной экономики внутри страны соответствует во внешней политике энергичное отстаивание открытых рынков и свободной мировой торговли. Валюта Единицей денежного обращения в Федеративной Республике Германия является немецкая марка. Она сменила в 1949 году в западной части страны „рейхсмарку", а в 1990 году в новых землях „марку ГДР". Имеют хождение монеты достоинством в один, два,пять, десять и пятьдесят пфеннигов. За ними следуют монеты достоинством в одну, две и пять немецких марок. Монеты достоинством более пяти марок — спецвыпуски. Имеются банкноты достоинством в пять, десять, 20, 50, 100, 200 (новые), 500 и 1000 немецких марок. В настоящее время банкноты старых образцов сменяет новая серия. Немецкая марка полностью конвертируема, может обмениваться на любую валюту и без ограничений ввозиться и вывозиться.
Германский федеральный банк. Германский федеральный банк следит за стабильностью немецкой валюты. Он расположен во Франкфурте-на-Майне. Как в сфере общей политики, так и в денежной политике оправдало себя своеобразное разделение власти. Это означает, что эмиссионный банк не зависит от указаний государственной администрации. Во многих государствах, в которых нет соответствующих законодательных предписаний, правительство может дать указание центральному банку напечатать при потребности больше денег, например, для выравнивания государственного дефицита, что в большинстве случаев означает инфляцию. В Германии это невозможно. Здесь действует „Закон о Германском федеральном банке" от 1957 года. В нем записано, что Германский федеральный банк независим от указаний федерального правительства. С другой стороны, банк обязан поддерживать экономическую политику федерального правительства. В банковский закон внесены и задачи Германского федерального банка. Он должен „посредством валютно-политических компетенции, данных законом, регулировать денежное обращение и кредитообеспечение экономики". В качестве валютного банка он должен гарантировать ее силу. Будучи эмиссионным банком ему предоставлено исключительное право издания банкнот. В качестве банка государства он содержит кассы федерации и земель, проводит их платежи. Будучи к тому же еще и „банком банков", федеральный банк является финансирующей инстанцией для коммерческих кредитных учреждений, так как те могут брать у Германского федерального банка взаймы деньги, которые предоставляют своим клиентам. Сельское хозяйство
Германия — не только высокоиндустриализованная страна, а еще и мощный производитель сельскохозяйственной продукции- Более двух третей потребностей немецкого-населения в продовольствии удовлетворяются местными изготовителями. Характерным является крестьянское семейное хозяйство. Собственность на землю — в частных руках. Большинство сельских хозяев обрабатывают собственные угодья. Средняя величина хозяйства составляет 19 га. Важнейшие аграрные продукты: зерновые, картофель, сахарная свекла, овощи, фрукты, виноград, молочная продукция, говяжье и свиное мясо, птица. После войны сельское хозяйство Германии претерпело значительные изменения. В то время как 40 лет назад из 100 работоспособных 20 трудились в сельхозсекторе, то сегодня это всего лишь 5 человек. Число крестьянских хозяйств с более чем одним га земли сократилось с 1,6 миллиона до 630 тысяч. За этот же период благодаря применению удобрений и средств защиты растений, выведением высокоурожайных сортов, племенных животных и все большей механизации труда чрезвычайно повысился уровень производительности германского сельского хозяйства(см. диаграмму №6). Так, например, урожайность пшеницы с одного га возросла с 2 до 5,4 тонны, а годовые надои молока на корову увеличились за 20 лет почти на 20 процентов, составив 4.607 литров. Будучи членом ЕС, а тем самым и общей аграрного рынка, Федеративная Республик. Германия передала важные права в области аграрной политики европейским учреждениям. В особой мере это касается цен, рыночной устройства и структурной политики, где решения принимаются не в Бонне, а Брюсселе. Целями совместной европейской сельхозполитики являются, среди прочего, увеличение производительности и повышение крестьянски: заработков. В этой связи европейским сель ским хозяевам гарантирована закупка определенных количеств продукции по твердым ценам. Одновременно более дешевые продукта из стрна, не входящих в ЕС, облагаются защитными таможенными пошлинами, чтобы ограничить конкуренцию. Такая поддержка сельского хозяйства привела во многих отраслях к перепроизводству, например, масла, мяса, вина. Главная задача аграрной политики — найти решение, идущее на пользу как сельским хозяевам, так и потребителям.
В сельском хозяйстве Германии используется около 50% территории. Однако вклад этой отрасли в ВВП страны составляет только около 1% (по стоимости продукции). Более 60% всей продукции дает животноводство, где выделяется разведение крупного рогатого скота и свиноводство.
Посевные площади в Германии составляют 35% территории. Площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормов еще импортируется. Зерновые культуры занимают в западных землях более 3/5 пашни, в восточных – 1/2. Основная продовольственная культура – пшеница, но выделяется Германия в Европе производством ржи, овса, ячменя. Некоторые сорта ячменя выращиваются специально для производства пива. Продовольственным зерном Германия обеспечивает себя полностью. В Баварии находятся крупнейшие районы выращивания хмеля. Важное значение имеют картофелеводство и выращивание сахарной свеклы. По долинам Рейна и его притоков (на западе страны) распространено виноградарство, садоводство. Как и во многих других странах, сельское хозяйство из социальных соображений нельзя полностью отдавать на произвол рыночной конкуренции. Цель правительства Германии перевести постепенно в частную собственность инвестиции в государственных предприятиях или целые предприятия, как, например, федеральную железную дорогу (Дойче Бундесбан), государственную железную дорогу (Дойче Рейхсбан) бывшей ГДР или Германскую федеральную почту с тем, чтобы добиться и в этих сферах больше конкуренции, освободить от финансовой нагрузки государственные бюджеты и повысить эффективность обслуживаний населения. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Энергия Энергетика ФРГ более 1/2 своих потребностей обеспечивает за счет импорта (нефти, газа, угля). Основную роль в топливной базе играют нефть и газ, а доля угля соствляет около 30%. Структура выработки электроэнергии: 64% - на ТЭС, 4% - на ГЭС, 32% - АЭС. ТЭС на угле работают в Рурском и Саарском бассейнах, в портовых городах, на природном газе – на севере Германии, на мазуте – в центрах нефтепереработки, другие ТЭС – на смешанном топливе. АЭС построены за пределами уголных бассейнов. ГЭС работают в основном на юге страны (на горных реках).
Германия располагает только одним резервом в достаточных количествах — углем. На востоке страны, в Лаузице и вокруг Лейпцига находятся огромные месторождения бурого угля, из которых бывшая ГДР на 70 процентов покрывала свою потребность в первичной энергии. Так как разработки велись в открытых карьерах, то были опустошены большие пространства: сносились села, экскаваторы оставляли после себя „лунный", ландшафт, рекультивация производилась редко и поверхностно. В итоге — гигантская экологическая нагрузка. Ныне в новых землях придется постепенно отходить от бурого угля, довести положение с рекультивацией до уровня старых земель(см. диаграмму №7). Черная металлургия – одна из важнейших отраслей специализации Германии, но в настоящее время находится в кризисе. Основные заводы сосредоточены в Руре и Нижнем Рейне; есть также в Сааре и в восточных землях Германии. Передельные и прокатные предприятия – по всей стране. Рейско–Вестфальский район – промышленное сердце страны, ее крупнейшая агломерация. Земля расположена на северо-западе ФРГ по Рейну его притокам. Один из них – р. Рур – дал название ядру этого района – Рурскому бассейну. Район отличается наибольшей концентрацией городов и индустрии, чрезвычайной плотностью застройки и огромным загрязнением окружающей среды. Здесь, на 13% территории страны ФРГ, сосредоточена почти 1/3 промышленного потенциала. Плотность населения в среднем достигает 500 чел. На 1 кв. км, причем 95% его живут в городах. Сельскохозяйственных земель мало. Буроугольные разрезы Кёльнского бассейна после выработки угля напоминают лунный ландшафт. И все это, несмотря на уже принятые серьезные меры по охране среды. Хотя здесь создана самая современная система многократного использования речной воды (целая цепочка водохранилищ в Руре), однако уже половина потребляемой воды добывается из-под земли. Принятые жесткие меры против загрязнения воздушного бассейна, ведется рекультивация и озеленение земель после добычи угля, однако загрязнение окружающей среды продолжает достигать высокой степени. Преобладает техногенный ландшафт. Выдающаяся экономическая роль района объясняется богатством ее недр и положением “ на воде ”. Уголь Рурского бассейна стал основой всего промышленного комплекса (уголь – металлургия – тяжелая промышленность), сложившегося здесь в конце прошлого века. А главная водная магистраль - Рейн с системой каналов – стала его “ кровиностой ” системой. Более 4/5 всех грузов, доставляются сюда водным транспортом, поступает непосредственно по воде к домнам, фабрикам, цехам, что удешевляет перевозку. В отличии от Севера Рейнсо-Вестфальский район сравнительно молодой, индустриальный. Он был крупнейшей военно-промышленной базой кайзеровской и гитлеровской Германии. Его монополия господствовала в стране, подавляя развитие других районов. Они наживались на гонке вооружений, создавали гигантские концерны, охватывающие десятки видов отраслей, - от добычи угля до производства машин химикатов.
Города Рурской цепочки довольно однообразны. Сплошная цепь домен, коксовых батарей, заводов тянется вдоль берега Рейна вблизи Дуйсбурга. Подобно “ металлургического ландшафта ” нет больше нигде в ФРГ. Около города выплавляется 1/3 западногерманского чугуна, 1/5 стали. Здесь самые крупные домны, электропечи, широкополосные прокатные станы, самые модернизированные заводы. Дуйсбург – “ ворота Рура ” на западе, причем главные его ворота. Дуйсбург- крупнейший речной порт ФРГ и всей Зарубежной Европы, как бы Гамбург внутренних водных дорог со сложным лабиринтом причалов, складов и подъездных путей; его грузооборот 38 млн. тонн. Это крупный, имеющий около полумиллиона жителей типично рурский город. Типично рурский потому, что цепь его металлургических заводов тянется на 15 км, а над городом постоянно висят облака дыма. Он тпичен и потому, что в нем преобладает “ рурский комплекс”: уголь - металлургия – тяжелая машиностроение. Здесь возник концерн Тиссена – крупнейший производитель металла. В Рурской области (земля Северный Рейн—Вестфалия) по оценочным данным все еще имеется запас „черного золота" в 20 миллиардов тонн. Однако уголь перестал играть былую роль: нефть, природный газ и атомная энергия за последние десятилетия вытеснили его на задний план. Хотя на угольных шахтах все еще занято 140 тыс. человек (с зависящими от них предприятиями и членами семей — 800 тыс. человек), на Руре появилось много других отраслей. Значение каменного угля будет и дальше уменьшаться, так как пласты залегают всё глубже, а добыча становится сложнее, т.е. дороже. Чтобы избежать дальнейшего резкого сокращения числа рабочих мест в угольной промышленности — для Рура все еще тяжелый удар в области занятости — и сохранить значение каменного угля в качестве национального энергоносителя, в течение многих лет выплачиваются большие субсидии угледобытчикам на Руре и Сааре. Цветная металлургия – работает в основном на импортном и вторичном сырье. По выплавке алюминия ФРГ в зарубежной Европе уступает только Норвегии. Основные заводы – в земле Северный Рейн-Вестфалия, в Гамбурге и Баварии. Машиностроение и металлообработка – отрасль специализации ФРГ в МГРТ, на нее приходится до 1/2 промышленной продукции и экспорта. Крупнейшие центры: Мюнхен, Нюрнберг, Мангейм, Берлин, Лейпциг, Гамбург. В электротехнической отрасли лидирует Бавария. Высоко развиты автомобилестроение, морское судостроение, оптико-механическая, аэрокосмическая промышленность. Главный район химической промышленности Германии – земля Северный Рейн-Вестфалия (2/5 всей продукции). Крупнейшими центрами являются Леверкузен (концерн Bayer), Кельн, Дормаген, Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst), Людвигсхафен (концерн BASF). В восточных землях (после объединения Германии) химическая промышленность оказалась в состоянии глубокого кризиса. Нефть и газ. Важнейшим энергоносителем является нефть. Только небольшая доля ее добывается в стране, главным образом в Нижней Саксонии. Сильная энергетическая зависимость от зарубежных поставок, ставшая очевидной во время двух больших международных нефтяных кризисов, все еще существует. Главными поставщиками нефти являются Россия, Великобритания, Ливия и Норвегия. В последнее время увеличилось значение (почти равное каменному углю) природного газа, поступающего главным образом из России. Газ ценят как надежный и экологически чистый энергоисточник, часто применяемый для отопления квартир. Спорный энергоноситель. Катастрофа атомного реактора в Чернобыле еще отчетливее указала на опасности ядерной энергии. Несмотря на высокий уровень технической безопасности в Германии в ближайшие годы больше не будут строить атомных электростанций, а имеющиеся будут работать под еще более жестким контролем. И все же невозможно отказаться от атомной энергии. Отключены атомные электростанции на востоке страны, не соответствовавшие требованиям безопасности, многие реакторы на западе страны не эксплуатируются,а один из них (Нидерайхах/Бавария) демонтируется. Энергия будущего. Все большее внимание уделяют регенерирующимся источникам энергии — солнечной,ветровой, водяной. Гидроэлектростанции давно уже работают в Альпах и Средневысотных горах, а вот энергопроизводящие „ветряки" на севере Германии смонтированы всего несколько лет назад. Солнечные коллекторы во все большей мере применяют при строительстве жилья. Существует значительная потребность в исследованиях и изысканиях, направленных на совершенствование этой техники и возможностей использования в регионах с малым количеством солнечного излучения. 4) ТРАНСПОРТ
По густоте транспортных путей Германия занимает одно из первых мест в мире. В связи с большой интенсивностью экономических отношений с партнерами по ЕС и центральным положением в Европе в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок (43%, 1993 г.). Основу транспортной сети составляют железные дороги (около 44 тыс. км), 2/5 из которых электрифицированы. В суммарном грузообороте основная роль принадлежит автомобильному транспорту (около 60%), затем железнодорожному (20%), внутреннему водному (15%) и трубопроводному(см. диаграмму №9). В пассажирообороте доля автомобильного транспорта еще выше (около 90%). Общая протяженность автодорог высшего класса превысила 11 тыс. км. Протяженность внутренних водных путей – около 7 тыс. км. Главная водная магистраль – международная река Рейн, на которой находятся многие крупные порты, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной порт с грузооборотом 50 млн. т в год. По тоннажу контейнеровозных судов страна занимает 4-е место в мире после США, Панамы и Тайваня. Морские порты Германии уступают крупнейшим портам европейских стран по грузообороту. Самыми крупными из них являются Гамбург, нефтяной порт Вильгельмсхафен, а также Бремен, Эмден, Росток. Авиационный транспорт, как и морской, играет важную роль во внешних связях страны. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают аэропортами. Всего в Германии 16 международных аэропортов, причем Франкфуртский аэропорт по грузообороту занимает первое место в Европе, а по пассажирскому – третье. Автомобиль Кто бы мог подумать в 1885 году, когда немецкие инженеры Карл Фридрих Бенц и Готлиб Даймлер выпустили на дорогу первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, что их изобретение приобретет такое огромное значение для человечества? Машина означает для человека всё то, от чего добровольно не отказываются — свободу, гибкость, мобильность. По прогнозам, число зарегистрированных автомашин в объединенной Германии к 2010 году возрастет с нынешних 35 миллионов (т.е. статистически одна машина на каждые 2,3 чел.) до 45,5 миллионов штук. Это составит одну десятую часть всего машинного парка мира(см. диаграмму №8). Понятно, что немецкие дороги больше не выдержат такой нагрузки от личного транспорта. Ведущие автомобилестроители Европы уже работают над программой, которая позволит контролировать ситуацию на дорогах и при помощи электронных средств управлять движением. Кроме того, они намерены до 1998 года представить решения, как сделать машину более экологичной и еще больше снизить загрязнение атмосферы двуокисью углерода. Местное сообщение Обычная для центра больших городов переполненность проезжей части улиц и изматывающие нервы поиски свободного места стоянки не мешают автомашине непоколебимо оставаться излюбленным видом транспорта. Проблему перегруженности дорог личным транспортом коммуны пытаются решить, расширяя сеть трамвайного сообщения, выделяя большие участки под автостоянки за пределами центра города, устраивая специальный ряд для автобусов. Центр во многих городах постепенно закрывался для автомобиля. В Мюнхене, например, в Старый город на машине могут въезжать только жители этого района. Количество стоянок здесь ограниченно. Однако новых не строят, надеясь побудить людей пересесть на автобус и метро, а если строят, то не в центре, а за его пределами — рядом с остановками городского траспорта, идущего в центр. Мюнхен намерен учредить общество специально для строительства таких мест стоянки. Железная дорога Между всеми большими городами Германии с часовым интервалом курсируют современные комфортабельные электропоезда 1С („интерсити"). Но на этом не остановились. „Вдвое быстрее автомашины и всего наполовину медленнее самолета!" — этим рекламным девизом Германская федеральная железная дорога („бундесбан") открыла новую страницу своей истории. Между Гамбургом и Мюнхеном в 1991 году начали курсировать первые высокоскоростные поезда IСЕ(„интерсити-экспресс"), развивая максимальную скорость до 250 км/ч. Продолжительность рейса на этих эскпресспоездах по сравнению с поездами 1С сокращается примерно на четверть. До 2000 года планируется сдать в эксплуатацию скоростную железнодорожную сеть длиной около 2000 км. По ней смогут ходить и грузовые составы. Этот план, среди прочих, должен придать бундесбану больше привлекательности. Ведь она - самое убыточное предприятие Германии. Этому есть ряд причин, и одна из главных - бендесбан в качестве единственного транспортного предприятия должен самостоятельно содержать транспортные пути, т.е. железнодорожное полотно и рельсы, а люди любят ездить на машине и даже грузы предпочитают перевозить на грузовиках, а не на поездах, что отнюдь не идет на пользу окружающей среде. Теперь стараются осуществлять большую часть грузовых перевозок снова по железной дороге. На автомобилестроительном концерне “Фольксваген” уже испытывают новую систему. Около половины всего товарооборота между отдельными заводами “Фольксвагена” перенесено на рельсы. Менее благоприятен для окружающей среды план бундесбана сделать экономичнее пассажирские перевозки в малонаселенных, сельских местностях. Движение на железнодорожных линиях здесь прекратят и заменят современной, управляемой компьютерами системой автобусного сообщения. Это хотя и обеспечивает жителям данных районов привязку к сети общественного транспорта, но одновременно увеличивает нагрузку на автомагистрали. Воздушное сообщение “В Мюнхене не взлететь, во Франкфурте не сесть,” - так описывает Роьф-Дитер Грасс, начальник отдела информации “Германской Люфтганзы”, положение на многих германских аэродромах. Конечно, это преувеличение, но все же нередки задержки и опоздания. На 12 международных аэродромах Германии царят толчея машин, ведь ни один вид транспорта не может похвалиться таким приростом, как воздушный: 60 миллионов человек в 1990 году достигли своей цели по воздуху, улетая из аэропортов Германии, а это на десять слишним процентов больше, чем в предыдущем году. Авиакомпаниям и их клиентам этот бем нередко дает себе знать в виде опозданий рейсов, поскольку вместимость взлетно-посадочных полос, воздушного пространства и кассовых залов не безгранична. Дополнительные трудности возникают и в связи с отсутствием общеевропейской, выходящей за рамки одного государства службы обеспечения безопасности полетов. Судоходство Судоходство по внутренним водам должно интенсивнее использоваться для перевозки грузов. Так решило Федеральное министерство транспорта. На этот экологический вид транспорта до сих пор приходилось в Западной Германии 18 процентов, а в Восточной Германии всего 4,5 процента грузовых перевозок. Транспортировались в основном массовые грузы - уголь, руда, камень, песок, нефть. Но мощности судоходства по внутренним водам далеко не исчерпаны. Чтобы вызвать к нему больше интереса, принято решение связать водными путями важнейшие североморские порты (Гамбург, Бремерхафен, Куксхафен, Вильхельмсхафен, Эмден) и экономические центры запада республики с районами Магдебурга и Берлина. Для этого потребуется санация и расширение Средне-Германского и Эльбско-Хафельского каналов. На западе, под Магдебургом, уже начались строительные работы, запланированы они и на других участках. Строительство канала Майн-Дунай окончено осенью 1992 года. Он соединяет Северное с Черным морем. В связи с постоянным увеличением объема транспортных перевозок, обусловленным дальнейшей либерализацией торговли между Восточной и Западной Европой, важную роль вполне может приобрести морское и каботажное судоходство. Если улучшить транспортную сеть на примыкаюших к побережью территориях, то большую часть товарооборота между Востоком и Западом вдоль побережья Балтийского моря удалось бы осуществлять морским путем. В новых землях Выбоины в покрытии дорог, мосты в аварийном состоянии, плохо размеченная проезжая часть... Дорожная сеть в бывшей ГДР по сравнению с западногерманским стандартом находится в плачевном состоянии. Она едва выдерживает резко возросшие транспортные нагрузки. Расширение дорожной сети входит в число самых настоятельных задач, оно является важной предпосылкой для экономического подъема. В сети автобанов следует заполнить многочисленные пробелы на направлении восток-запад. Так, например, нет связи между Гамбургом и промышленными районами Саксонии или ветки, которая соединяла бы балтийские портовые города между Любеком и польским Щецином. На участке автобанов длиной около 1000 км необходимо проложить третий ряд в обоих направлениях, иначе возникает опасность заторов. Чтобы разгрузить дороги внутри городов, не обойтись без обводных путей. Во избежание задержек транспорта на многочисленных железнодорожных переездах потребуется строительство мостов и тунелей. Сеть железных дорог должна пойти по пяти коридорам: от Берлина на Ганноввр с продолжвнием а Рурскую область и на Кёльн, от Берлина к германским североморским портам от Берлина на Штутгарт и Мюнхен, из Саксонш и Тюрингии в Рейнско-Рурскую, а также Рей нско-Майнскую области. Всё это поглотило огромные суммы денег. Осторожные подсчеты исходят из 140 миллиардов немецких марок на ближайшие десять лет.
Внешняя торговля Германия является классическим государством-экспортером(см. диаграмму №10). Обладая незначительными природными ресурсами, ее экономическая мощь концентрируется в области переработки и услуг. Германия одна из ведущих стран мира в сфере экспорта готовой продукции, промышленных установок,технологии и ноу-хау. В списке наиболее „популярных" товаров первые места занимают автомашины, станки, химическая продукция и электротехника. Важнейшие торговые партнеры Германии находятся на Западе. Особенно тесны экономические узы с Францией, импортировавшей в 1990 году немецких товаров на сумму 150,4 млрд. немецких марок. За ней следуют Италия (112,5 млрд. нем. марок) и Нидерланды (111,4 млрд. нем. марок). Сокращение торговли с Востоком. Товарные поставки в государства Центральной, Юго-восточной и Восточной Европы, имевшие едва ли не жизненно важное значение прежде всего для предприятий в новых землях, резко сократились после распада СЭВ. Но как бы то ни было, Советский Союз находился в 1990 году все еще среди десятки важных импортеров немецких товаров, закупив их на сумму 46,3 миллиарда немецких марок. В первую очередь в СССР были поставлены высококачественные промышленные установки. Чтобы обеспечить постоянство в германо-советских торговых отношениях, федеральное правительство предоставило СССР миллиардные кредиты, условия и гарантии покрытия экспортных заказов. Активное сальдо идет на нет. С другой стороны, экономическое восстановление новых земель привело к резкому увеличению немецкого импорта. Солидное превышение в балансе произведенных товаров и услуг, которое достигло своего апогея в 1989 году, составив 107,6 миллиарда немецких марок, значительно сократилось в 1990 году. Россия — важнейший поставщик нефти. Советские поставки нефти останутся важными для Германии и в будущем, так как бедной природными ресурсами стране требуется в первую очередь энергия. Поставки природного газа и нефти составляют более чем две трети немецкого экспорта из России. В первом полугодии 1991 года Россия превратилась в важнейшего поставщика нефти для Германии, в то время как в 1990 году он находился лишь на шестом месте.
Окружающая среда Большое значение в Германии, особенно в старых землях, придается решению экологической проблемы. Разработаны совершенные технологии утилизации и уничтожения отходов производства. Например, уже несколько лет под Гамбургом функционирует самая современная установка по сжиганию бытовых отходов. Отработанные газы здесь очищаются и поглощаются таким образом, что в атмосферу попадает только теплый воздух. Сложнее экологическая ситуация в новых землях, главным образом из-за широкого применения бурового угля, которое не только загрязняет атмосферу, но и наносит огромный ущерб почве. Поэтому в ближайшее время придется израсходовать десятки миллиардов марок только на рекультивацию земель, особенно в районе Лейпцига, где добывается основная масса бурого угля. Все политические партии ныне с большей степенью внимания относятся к экологическим вопросам, общественность тоже придает этим проблемам первостепенное политическое значение. Увеличивается и готовность людей изменить свои жизненные и потребительские привычки, даже пойти на жертвы во имя сохранения окружающей среды. Реакция индустрии. Люди, которые при покупках оставляют лежать на полках магазинов товары с излишней упаковкой или содержащими вредные для среды компонентами, отдавая предпочтение экологически разумной продукции, оказывает влияние на изготовителей, ко- торые не могут не учесть желаний потребителей. Пока еще экологические продукты и това- ры отчасти дороже обычных. Однако развитие событий за последние годы показывает, что изменения возможны. Ныне в рекламе каждого стирального порошка есть указание на то, что он не содержит вредных для почвенных вод фосфатов, а цена его ничуть не выше, чем прежде- Так появился рынок для экологически чистых продуктов. Изготовители наперегонки утверждают, что их товары „биологически разлагаются", „естественны по составу" или „экологически ценные". Пусть иной раз эти „приманки" не совсем точны или преувеличены, но они показывают, что сознательное экологическое отношение потребителей не остается без внимания. Экотехнология на подходе. Растет не только рынок экопродуктов, но и относительно молодая отрасль экотехнологии. Металле- и пластмассоперерабатывающие фирмы химической и компьютерной промышленности расширили свою деятельность в экологическом секторе. Немецкая экотехнология экпортируется во все страны мира, за последние десять лет в старых землях республики возникло 430 тыс. новых рабочих мест. Подобное обстоятельство означает и шанс для промышленности в новых землях, где следует при помощи современной техники устранить нанесенный окружающей среде ущерб, предохранить ее от вредных нагрузок в будущем. Эксперты считают, что у регионов, все еще подвергающихся нагрузкам, именно в этом плане большое будущее. Законы, охраняющие среду. За последние годы политиками были выработаны многочисленные законы, направленные на защиту климатических условий, а также на уменьшение количеств отходов и их экологическое устранение. Разрушающие озоновый слой атмосферы фторовые соединения шаг за шагом запрещаются, а переработка отходов будет иметь приоритет перед сжиганием. С середины 1995 года за упаковочные отходы продукции будет отвечать промышленность. В настоящее время соответствующими изготовителями создается всеохватывающая система рециклирования. Неподалеку от жилых домов будут установлены сборники для упаковок, использованный материал которых подвергнется переработке и дальнейшему применению. Предписание по упаковочным отходам положило начало созданию новых структур устранения по всей Германии. В будущем запланирован возврат использованных продуктов их изготовителям: автомобилей, бытовых и электротехнических приборов. Целью является ныне не конечное устранение, а создание замкнутной циркуляции материалов в промышленном производстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|