Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 15: Наука как вид духовного производства. Методология научного познания




Цель занятия:

осмысление роли науки в общественном развитии, ее основных закономерностей и общих методологических принципов.

План

1. Наука как феномен культуры. Нормы и критерии научного познания.

2. Системность научного познания и рост научного знания.

3. Специфика социального познания.

4. Методология научного познания.

Темы докладов

Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Философия науки К. Поппера

Философия науки Т. Куна.

Проблема классификации наук.

Социальное предвидение и прогнозирование.

Соотношение социального и естественнонаучного познания.

Объяснение и понимание в гуманитарном познании

Методические рекомендации

По первому вопросу. Уясните, что наука представляет собой исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, которая направлена на познание и преобразование объективной действительности. Она проявляется и как определенный результат деятельности – в виде системы знаний, и как их духовное производство – процесс научного познания. Выявите основные формы бытия науки: производство нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Обратите внимание на тот факт, что идеалы, нормы и критерии научного познания меняются в процессе развития человеческой культуры. Проиллюстрируйте эти изменения на конкретных примерах. Какова роль науки в развитии общества? Что вы можете сказать о роли и значении научного познания в традиционном и современном обществе? Обратите внимание на то, что идеалы науки существенно зависят от формы культуры. Чем различаются наука классическая, неклассическая и постнеклассическая? Выясните, как соотносится свобода научного поиска с социальной ответственностью ученого. Покажите роль науки в решении глобальных проблем современности. Какова роль научного предвидения в развитии общества?

По второму вопросу. Объясните, почему системность является фундаментальным принципом научного познания. Рассмотрите различные модели системности научного знания, определите понятия «парадигма» (Т. Кун), «исследовательская программа» (И. Лакатос), «картина мира», «научная революция». Укажите общенаучные проблемы и выявите их динамику в ходе исторического процесса развития познания. Кроме общенаучных проблем развития знания, существуют и философские проблемы науки. Охарактеризуйте логико-гносеологические (периодизация, теоретизация, компьютеризация, критерии научности) и онтологические (организация, редукционизм, детерминизм, глобальный эволюционизм, единая картина мира) проблемы современной науки.

По третьему вопросу. Чтобы выяснить специфику методологии социально-гуманитарного познания, рассмотрите проблему закономерности и случайности в социальной жизни. Обратите внимание на метафорический и аксиологический характер понятий социального познания. выясните специфику гипотез и идеализаций в социальном познании. Дайте характеристику основных типов социального прогнозирования (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методов социального познания (экстраполяция, историческая аналогия, сценарии будущего и т.д.).

По четвертому вопросу. Целенаправленная деятельность по формированию и развитию научного познания реализуется с помощью исторически выработанных средств, способов, методов. Роль методов в научном познании очень важна. Все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкой сфере они применяются, можно разделить на три основные группы: универсальные, общенаучные и частнонаучные методы. Обратите внимание на то, что в структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они отличаются глубиной, полнотой, всесторонностью исследуемого объекта; целями, методами исследования и способами выражения знания; степенью значимости в них чувственного и рационального моментов. Охарактеризуйте основные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент) и методы построения теории (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, идеализация, формализация, аксиоматизация и т.д.). Объясните, что такое научный факт, проблема, гипотеза, теория. Дайте общую характеристику методологии практической деятельности сотрудника ОВД.

Тема 16. Философские проблемы права и правоохранительной деятельности

Семинар 16.1. Философия о сущности права

Цель занятия:

осмысление философских основ права, правового знания и правоохранительной деятельности, формирование навыков привлечения философского инструментария к анализу проблем профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

План

1. Право как предмет философского анализа. Основные этапы развития философии права.

2. Методологические принципы и функции философии права.

3. Философия о сущности права. Основные типы правопонимания.

4. Право как феномен культуры.

Темы докладов

Право и справедливость.

Философское обоснование права.

Философия права и юридическая наука.

Функции философии права.

Методы философии права.

Исторические корни права.

Религиозные корни права.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Сопоставьте юридический и философский подходы к пониманию сути права и природы правосознания. Охарактеризуйте право как форму духовной жизни общества и духовности человека. Все многообразие дискурсивных практик, направленных на изучение права, можно объединить общим названием «правоведение», которое состоит из трех относительно самостоятельных разделов: юриспруденции, фундаментом которой является теория права; философии права; социально-гуманитарных наук, изучающих социальные и гуманитарные аспекты бытия права. Сюда входят: социология права, психология права, антропология права, политология права. Каждый из разделов имеет свою специфику в изучении права, а в своем единстве они образуют «правоведение», обеспечивающее цельное знание о праве. В соответствии со своим предназначением философия права должна ответить на вопрос: «Насколько существующее право является легитимным с точки зрения принципов, идей и ценностей, составляющих онтологию человеческого бытия?» Ответ на этот вопрос и означает философское обоснование права. Таким образом, основная функция философии права – легитимирующая. Она проявляется в способности философии оценивать существующие политико-правовые институты как «пригодные» для достойного человеческого существования, или как «непригодные», соотнося их с принципами, идеями и ценностями человеческого существования. Существуют различные способы философского обоснования права, но их разнообразие можно свести к трем основополагающим типам: классическому рационально-метафизическому, эмпирико-позитивистскому и постмодернистскому (мультикультуралистскому). Охарактеризуйте каждый из указанных видов обоснования права.

По второму вопросу. Охарактеризуйте место философии права в системе философских и юридических наук, специфику философских методов познания природы права. Главным из них является метод критической рефлексии, отличающий философское мышление и познание. Суть его состоит в неразрывности акта познания от акта размышления о самом познании. Размышление о праве идет параллельно с созданием и корректировкой форм и способов осмысления. Именно поэтому философское знание представляет единство онтологического и гносеологического аспектов. Большое значение имеет мировоззренческая функция, присущая философии права. Она проявляется в том, что философия права способствует формированию правового сознания и правовой культуры, без которых невозможно создание правового социального пространства. Методологическая роль философии права вытекает из той роли, которую философское знание играет в отношении большинства конкретных наук. Знания о смысле и предназначении права, которые вырабатывает философия права, задают направления в изучении конкретных правовых форм и служат основой общей теории права. Познавательная функция свойственна философии права не в меньшей степени, чем науке, несмотря на то, что философия использует уже имеющиеся формы знания и опыта для того, чтобы критически их переосмыслить. Поэтому философское знание качественно иное, чем любое другое.

По третьему вопросу. Охарактеризуйте идеальную сущность права как формы духовной жизни общества и духовности человека, как нормативной формы выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Обратите внимание на то, что для науки право – это в первую очередь жесткая нормативная система, воплощенная в законе, право представляется универсальным механизмом, обеспечивающим реализацию установленного государством нормативного порядка. Главное достоинство права наука видит в его объективности. Для философии сущность права заключается в его значении для свободного существования и развития человека. При определении сущности права философия исходит из того, что право как реальный жизненный феномен уже получило определенное теоретическое осмысление. Задача философии состоит в том, чтобы осуществить легитимацию права в перспективе бытия человека и переформулировать имеющееся понятие права в философское. Выясните, что можно отнести к общим характеристикам права «как такового» и что – к особенностям отдельных правовых систем. В связи с этим возникает необходимость выразить проблему в категориях абстрактного и конкретного, внутренней формы и содержания. На этой основе становится ясным принципиальное различие философского и юридического взгляда на феномен права, а также приоритет первого перед вторым в подходе к познанию правовой реальности.

По четвертому вопросу. Обозначьте различия юридического и философского понимания роли социально-экономических отношений в функционировании права. Что в материальных общественных отношениях является преимущественным интересом права? Центральным пунктом является анализ понятия собственности в его юридической, политэкономической и философской интерпретации. Каковы условия образования отношений собственности и неизбежные следствия их существования? Исходя из понимания социально-экономических отношений как объективных, складывающихся независимо от воли и сознания людей, выясните, каким образом возможно регулировать эти отношения с правовой точки зрения. Почему именно эти материальные отношения лучше всего поддаются правовому воздействию? Может ли право ограничиться сферой материальных отношений? Необходимо найти ответы на вопросы: каков общий источник морали и права; можно ли охарактеризовать связь морали и права как связь формы и содержания; в чем мораль и право принципиально противоположны; каковы факторы, сообщающие морали и праву в отдельных историко-культурных контекстах внутреннее единство или усугубляющие различие между ними; какие стороны общественной нравственности являются условиями развертывания содержания правовой жизни; можно ли указать примеры осуществления этой идейной установки; почему вне нравственной ориентировки право теряет свою эффективность; где границы целесообразности такой ориентировки; в чем различие западной и российской модели связи морали и права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...