Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Философская антропология




Семинар 9.1: Сущность и эволюция человека

Цель занятия:

осмысление специфики и проблемного поля философской антропологии.

План

1. Круг проблем философской антропологии.

2. Проблема сущности человека.

3. Психический мир человека: сознание и бессознательное.

4. Проблема антропогенеза и перспектив эволюции человека.

Темы докладов

Философская антропология буддизма.

Сущность человека в учениях древних греческих мыслителей.

Структура сознания.

Модель психического мира человека З. Фрейда.

Резервные возможности сознания человека.

Учения русских космистов о перспективах человека.

Проблема создания искусственного интеллекта.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Опишите предметную область философской антропологии. Укажите ее наиболее важные проблемы. Проведите обзор представлений о человеке в различные периоды развития философской мысли. Почему проблема человека всегда была одной из самых важных в философии? Обратите внимание, что в Древнем мире человек воспринимался как «микрокосмос» (Китай, Индия, Греция). Проанализируйте представления о человеке китайских, индийских и греческих мыслителей (Лао-цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель). Примите во внимание изменение отношения к человеку в Средние века (человек как «образ и подобие Бога»). Новое понимание человека зарождается в эпоху Возрождения, когда философия обращается к земным проблемам – происходит формирование гуманизма и антропоцентризма с безграничной верой в мощь человека, его силу и духовное предназначение. Переходя к философской антропологии Нового времени, подчеркните, что она идейно формируется под влиянием нарождающегося материализма и капитализма. Оцените специфику философской антропологии в России.

По второму вопросу. Поясните философский смысл понятия «сущность человека». Проанализируйте альтернативные представления (человек как: микрокосм, общественное животное, подобие Бога, машина, биологическое тело, сознание). Объясните, почему биологизаторские и социологизаторские концепции сущности человека в современной философии считаются односторонними и ошибочными. Сравните, как решается проблема сущности человека в религиозной философии и науке.

По третьему вопросу. Охарактеризуйте структуру психического мира человека. Примите во внимание, что при самом общем анализе в ней выделяют два основных уровня – сознательный и бессознательный. Сделайте обзор важнейших теорий сознания. Объясните, как в этих теориях решаются проблемы: соотношения сознания и тела, формирования сознания, сущности сознания, измененных состояний сознания, существования сознания после физической смерти человека. Рассмотрите структуру психического мира человека на основе классической модели З. Фрейда. Проанализируйте специфику низшего бессознательного, сознания и высшего бессознательного. Какие психические силы, по мнению Фрейда, являются причинами неврозов и психических аффектов? Предположите, какие силы или мотивы, с точки зрения теории психоанализа, доминируют в психической сфере серийного убийцы. Следует ли воспринимать подобные преступления (серийное насилие) как рациональные или иррациональные? Оцените значение и возможности прикладного психоанализа в профессиональной деятельности сотрудника полиции.

По четвертому вопросу. Определите понятие «антропогенез». Объясните философскую специфику его альтернативных концепций (религиозный креационизм, научный креационизм П. Тейяра де Шардена, биологический эволюционизм Ч. Дарвина, теория номогенеза Л. Берга, теософская концепция антропогенеза Е. Блаватской и др.). Обратите внимание на роль социокультурных факторов в процессе антропогенеза. Как повлияли на формирование и развитие разумного человека трудовая деятельность (Ф. Энгельс), социально-религиозные табу (З. Фрейд), появление языка? Проанализируйте феномен «детей-маугли». Что иллюстрирует этот феномен: биологическую детерминацию антропогенеза или существенную роль социально-культурной среды в формировании сознания разумного человека? Можно ли считать Homo Sapiens окончательно сформированным биологическим видом? Возможны ли какие-либо эволюционные изменения этого вида? Проведите анализ философских концепций трансформации человека в будущем. Объясните, каково будущее человека с точки зрения религиозной философии. Охарактеризуйте варианты развития человека в учениях космистов и современного трансгуманизма. Рассмотрите футуристические концепции, предполагающие слияние человека и машины и появление в результате этого процесса «кибернетического человека» или «компьютерного разума». Можно ли такой сценарий рассматривать как эволюцию человека или это есть новая ступень развития техники? Оцените, какие новые возможности и опасности несет в себе технотронный сценарий развития человека. Приведите философские аргументы современных противников (антисциентистов и антитехницистов) такого пути развития.

 

Семинар 9.2: Экзистенциальные проблемы антропологии

Цель занятия:

осмысление основных экзистенциальных проблем антропологии.

План

1. Проблема свободы воли и ответственности человека.

2. Проблема смысла жизни человека.

3. Жизнь, смерть и посмертное бытие как экзистенциальные феномены.

4. Проблема самосозидания и самосовершенствования человека.

Темы докладов

Концепция фатализма в религиозной философии.

Смысл жизни человека в индуизме и даосизме.

Смысл жизни человека в учениях русских философов.

Научные исследования проблемы жизни после смерти.

Теория реинкарнации в индийской и греческой философии.

Проблема самосовершенствования в христианской мысли.

Система йоги как практика духовного совершенствования.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Рассмотрите основные философские решения проблемы свободы воли человека: фатализм, волюнтаризм (индетерминизм), диалектические концепции свободы воли (буддизм, марксизм). Возможна ли моральная, социальная и правовая ответственность человека в рамках концепций фатализма и волюнтаризма? Приведите критические аргументы против них. Какие факторы и силы могут влиять на человеческий выбор и поступок? Дайте оценку философскому тезису И. Канта об абсолютной независимости морального выбора от эмпирической действительности. Почему в схожих обстоятельствах люди делают различный моральный выбор? Чем он определяется?

По второму вопросу. Охарактеризуйте философские решения проблемы смысла жизни человека. Примите во внимание, что эта проблема всегда волновала умы мыслителей, но не имела единого решения. Ответ на вопрос о смысле жизни определялся спецификой мировоззрения философа и его представлениями о месте человека в мироздании. Рассмотрите решения проблемы смысла жизни в религиозной философии, идеалистических и материалистических философских течениях. Объясните, чем отличается субъективное и объективное решение проблемы смысла жизни. Как влияет на мировоззрение и повседневное существование человека его понимание смысла жизни?

По третьему вопросу. Различные взгляды на смерть и посмертное бытие нашли отражение в мифологии, религиях и философских учениях всех эпох. Охарактеризуйте отношение к проблеме смерти в культурной истории человечества. Обратите внимание на специфику решения проблемы в религиозной философии, идеалистических и материалистических философских системах. Проанализируйте теорию реинкарнации (индийская классическая философия, Пифагор, Платон) и буддийскую теорию перерождения. Сравните их с христианской философией. Охарактеризуйте отношение к проблеме смерти и посмертному бытию человеческого духа представителей научного рационализма. Какое место занимает метафизика смерти в жизни современного цивилизованного человека? Как влияет решение «проблемы смерти» на духовное состояние человека и его социальное существование? Профессиональная деятельность сотрудника полиции нередко сопряжена с риском для жизни. Что может способствовать преодолению страха смерти и успешному выполнению своих служебных обязанностей в экстремальных условиях?

По четвертому вопросу. Охарактеризуйте практический аспект философии, выступающей не только орудием теоретического познания мира, но и духовным средством совершенствования человека. Особенно ярко эта функция проявлялась в учениях восточных (индийских, китайских, тибетских, арабских) философов, религиозной и этической философии. В этом контексте обратите внимание на прикладные аспекты философии Пифагора, Платона, Аристотеля, греческих и римских стоиков, последователей буддизма, даосизма и конфуцианства, представителей христианской патристики и русской религиозной философии. Сформулируйте, какие моральные принципы и качества сознания человека выделяли в качестве идеала представители этих философских течений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...