Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисунок 3.5 – Неметаллические вклю­чения в стали и чугуне




азотной кислоты (HNO3) в этиловом спирте. По­лированную поверхность шлифа погружают в реактив на 3... 15 с или протирают ватой, смоченной в реакти­ве, до появления ровного матового оттенка без наличия каких-либо пятен. Затем шлиф промывают спиртом или водой и просушивают фильтровальной бумагой.

Любой металл или сплав является поликристалли­ческим телом, то есть состоит из большого числа раз­лично ориентированных кристаллитов или зерен. На границах зерен (даже чистейших металлов) обычно располагаются различные примеси. Эти примеси и структурные составляющие двухфазного строения (ме­ханические смеси) под действием реактива образуют микроскопические гальванические пары, что способст­вует более быстрому их растворению. Однофазные структуры (чистые металлы, твердые растворы, хими­ческие соединения) травятся медленнее. В результате неодинаковой степени травимости структурных состав­ляющих на поверхности шлифа создается микрорельеф            (рис. 3. 5).

Изучение протравленной поверхности шлифа под оптическим микроскопом позволяет увидеть микрострук­туру металлической основы. Она обычно состоит из светлых и темных участков. Это объясняется неодина­ковой степенью отражения света от структурных со­ставляющих. Структура, растворившаяся на большую глубину, под микроскопом имеет темный цвет (см. рис. 3. 6, а), так как дает больше рассеивающих лучей; струк­тура же, растворившаяся меньше, за счет прямого от­ражения света имеет светлый цвет (см. рис. 3. 6, б).

    а–зерна во впадинах – темного цвета, выступающие светлого;  

  б – границы зерен металлов и твердых растворов

                                                                    

Рисунок 3. 6 – Схемы, поясняющие видимость под микро­скопом

 

Границы зерен будут видны в виде тонкой темной сетки (см. рис. 3. 5, б). Часто зерна металла одного и того же фазового состава под микроскопом могут иметь различ­ные оттенки. Это объясняется тем, что каждое зерно в плоскости шлифа имеет свое сечение кристаллической решетки с различным количеством в нем атомов, а, сле­довательно, и свойства зерен отличаются одно от дру­гого способностью протравливаться, прочностью и др. Такое явление называется анизотропией.

Строение металла, наблюдаемое в металлографиче­ском микроскопе, называется микроструктурой, кото­рая представляет собой изображение весьма малого участка поверхности, составленное из отраженных от него световых лучей.

Принципиальная оптическая схема металлографи­ческого микроскопа          МИМ- 7 показана на рисунке 3. 7. Увеличение микроскопа определяется произведением увеличения окуляра на увеличение объектива. Объ­ектив дает обратное увеличенное действительное изо­бражение. Окуляр как обычная лупа укрупняет изо­бражение, полученное объективом.

В результате изучения микроструктуры можно уста­новить: количество структурных составляющих сплава и характер их расположения; величину зерен (путем их сопоставления со специально установленной шкалой или непосредственным измерением, зная величину уве­личения); вид термической обработки и правильность выбора ее режима (температуры нагрева, скорости ох­лаждения); приближенное содержание некоторых эле­ментов, например углерода, в отожженных сталях.

Между структурой и свойствами металлов и спла­вов существует прямая зависимость. Поэтому в практи­ке металловедения микроанализ является одним из основных методов, позволяющих изучить строение ме­таллов и сплавов, получить сведения об их свойствах.

 

 

1 – осветитель (лампа); 2 – коллектор; 3 – зеркало; 4, в, 8 – линза; 5 – апертурная диафрагма; 7 – призма; 9 – отражательная пластинка; 10 – объектив; 11 – объект;  12 – ахроматическая линза; 13 – окуляр; 14, 16 – зеркало; 15 – фотоокуляр; 17 – фотопластинка; 18 – полевая диафрагма; 19 – затвор; 20 – линза для работы в темном поле; 21 – кольцевое зеркало; 22 – параболическое зеркало; 23 – заслонка (включается при работе в тем­ном поле); 24 – поляризатор;  25 – анализатор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...