Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Уголовный розыск в годы Великой Отечественной войны





 

В годы Великой Отечественной войны вместе со всем народом сотрудники уголовного розыска встали на защиту Родины. Они выполняли свои боевые задачи не только на фронтах, где многие оперативники входили в состав истребительных отрядов, специализирующихся на уничтожении разведывательных групп противника и проведении диверсионных актов. В тылу было не меньше трудностей и серьезной работы: к функциям органов внутренних дел прибавились такие, как борьба с диверсиями, вредительством, трудовым дезертирством, мародерством, паникерами. Не раз милиционеры вступали в вооруженные схватки с фашистскими диверсантами, проникавшими в города..

Одной из особенностей криминальной обстановки в годы Великой Отечественной войны, влияющей на состояние преступности, была относительная доступность оружия в условиях прифронтовой полосы. Это вело к формированию вооруженных банд из преступного элемента.

Большое внимание подразделения уголовного розыска страны в годы войны уделяли профилактике преступлений.

В 1944 году общая раскрываемость преступлений составляла 87,8%, в 1945 году - 89,9%.

 

Уголовный розыск в послевоенное время

 

В послевоенные годы в стране остается весьма сложная криминогенная обстановка. В целях укрепления аппаратов угрозыска и усиления борьбы с преступностью в июле 1946 года Отдел Уголовного розыска ГУМ МВД СССР был преобразован в Управление уголовного розыска (УУР).

В 1949 году уголовный розыск из МВД был передан в Министерство Государственной безопасности (МГБ), в ведении которого находился до 1955 года, а затем вновь перешел в ведение МВД. Тогда были созданы подразделения по раскрытию преступлений прошлых лет, аналитические группы, активно использовались автоматизированные информационно-поисковые системы.

В 70-е годы прошлого столетия актуальными становятся проблемы совершенствования организации и тактики уголовного розыска. Повысилась роль Главного управления уголовного розыска МВД страны в руководстве подчиненными аппаратами и оказании им практической помощи. Становится более тесной связь науки с практикой уголовного розыска. Во ВНИИ МВД был создан специальный отдел по научной разработке проблем организации борьбы с преступностью по линии уголовного розыска.



-1980 годы явились годами укрепления уголовного розыска. В этот период в структуре аппарата УР были проведены существенные изменения. Созданы отделения по борьбе с наркоманией, отдел розыска преступников, отдел по особо важным делам, инспекция по делам несовершеннолетних. В 1989 году после создания самостоятельной профилактической службы, инспекция по делам несовершеннолетних была выведена из компетенции уголовного розыска.

 

Развитие службы

 

-е годы потребовали особой специализации в деятельности УгРо. В это время создаются подразделения по борьбе с бандитизмом и другими проявлениями организованной преступности, по организации розыскной работы преступников и без вести пропавших граждан, борьбы с разбоями, грабежами, раскрытию преступлений, связанных с автотранспортом, кражами государственной и личной собственности, по борьбе с преступлениями против личности и имущественными преступлениями.

Работа в уголовном розыске требует не только специализации и знания преступной географии, но и знания бесчисленных инструментов воровской профессии. Сотрудник уголовного розыска должен уметь судить о внутреннем мире профессионального преступника и изучить «для оперативных целей» такую богатую по содержанию тему, как язык преступного мира.

«Для оперативных целей…» За этой лаконичной фразой - невероятно напряженный и опасный труд сотрудников уголовного розыска.

 


Заключение

 

Подводя итоги реферата, в качестве резюме можно отметить следующее. Правовая база современной системы оперативно-розыскной деятельности была заложена в Древней Руси, где получили свое первое нормативное закрепление (Русская Правда) функция расследования уголовных правонарушений, а также категория лиц, осуществлявших расследование преступлений. В этот период розыск по уголовным преступлениям проводился без какого-либо участия государства; самим потерпевшим; лицами, на которых пало подозрение; членами общины.

По мере формирования централизованного Российского государства функции розыска по уголовным делам постепенно переходят к специально уполномоченным лицам; наместникам, волостелям, тиунам, доводчикам, приставам, совмещавшим функции розыска преступников с административными и судебными. В XVI - XVII вв. к ним добавляются «объезжие головы».

Розыскные начала службы уголовного розыска (сыска) обнаруживаются в Псковской Судной грамоте 1467 г., которая требовала обязательного участия представителя власти в расследовании дел о кражах. Более четкое отграничение состязательного суда от розыскного процесса было закреплено в Судебнике 1497 г.

Прообразом государственных органов уголовного розыска, осуществлявших функции борьбы с преступностью, стали Разбойный приказ (в последующем - Сыскной, Сыскных дел и др.) и подведомственные ему органы губного управления и аппаратов воевод.

Однако в связи с отсутствием четкой организации и контроля, единообразия в территориальном делении и организации управления, ведомственной пестроты, неопределенности функций и многими другими обстоятельствами Разбойный приказ, губные старосты и воеводы не справлялись в должной мере со своими обязанностями по борьбе со все возрастающей преступностью. В качестве положительного момента следует отметить, что за около 200-летнюю историю существования Разбойного приказа сложилась единая правовая основа, способствовавшая созданию системы органов борьбы с преступностью. Он действительно явился предшественником будущего МВД.

Первая попытка организации специальных органов уголовного сыска была предпринята в 1842 г., но разработанный проект нормативного акта по различным причинам принят не был. И только 31 декабря 1866 г. приказом МВД при полицейском правлении Петербурга впервые в России была учреждена сыскная полиция (отделение), на которую были возложены функции розыска и дознания по уголовным делам, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений с использованием специальных методов и средств, случаи использования которых уже отмечались, но законодательного закрепления до этого момента не получили.

Завершился процесс организационно-правового становления службы уголовного розыска (сыска) с принятием 6 июля 1908 г. закона «Об организации сыскной части». Законом было закреплено, что функцией сыскных отделений является «производство розыска по делам общеуголовного характера», т.е. производство оперативно-розыскных действий (ОРД).

Условно весь период генезиса органов уголовного розыска (сыска) прошел 7 исторических этапов, каждый из которых представляет собой новую веху в развитии как нормативно-правовой базы, регулирующей процесс организационно-правового становления службы уголовного розыска (сыска), так и организационных форм построения структуры органов борьбы с уголовной преступностью, а также форм и методов ведения негласной работы при расследовании преступлений на разных его стадиях.

Закон от 6 июля 1908 г. стал юридической базой функционирования органов уголовного сыска. Он имеет важнейшее значение в истории уголовного розыска России, хотя в нем определялись лишь общие принципы деятельности сыскных отделений. На первых порах уголовный сыск столкнулся с различными трудностями своего становления: организация и осуществление борьбы с преступностью не получали должного правового обеспечения; система органов сыска строилась по децентрализованному принципу, хотя управление ими сочетало как централизованные, так и децентрализованные элементы; помимо организационных, уголовный сыск испытывал финансовые трудности, кадрового обеспечения; характер работы в сыскном отделении создавал почву для злоупотреблений служебным положением; штатная малочисленность не позволяла успешно решать оперативно-служебные задачи.

Все сказанное выше привело в итоге к тому, что на съезде начальников сыскных отделений в 1913 г. товарищ министр внутренних дел в своем докладе признал, что созданная в 1908 г. система сыскных отделений была сравнительно слабым средством для планомерной борьбы с преступностью.

октября 1916 года благодаря усилиям Министерства внутренних дел Совет министров принимает постановление «Об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». Однако эти решения не были своевременны, и в ходе Февральской революции 1917 г. в большинстве городов России сыскные отделения полиции прекратили свою деятельность.

В ходе Февральской революции 1917 года сыскные отделения царской полиции были практически уничтожены1, что привело к катастрофическому росту преступности в стране. В связи с этим новое правительство страны и органы местного самоуправления оказались вынужденными заняться «воссозданием» органов уголовного розыска, что имело важное значение для организации борьбы с преступностью. Таким образом, 6 апреля 1917 г. был принят циркуляр МВД, в котором комиссарам Временного правительства предписывалось не упразднять сыскные отделения, ведавшие раскрытием общеуголовных преступлений, а «принять меры к их восстановлению и налаживанию работы в них».

В период «двоевластия» должного развития эти органы не получили и вынуждены были функционировать на тех основаниях, что и их предшественники. Единственным «нововведением» для органов уголовного розыска являлась передача их из ведомства МВД в Министерство юстиции, что также не привело к положительному результату в оперативно-служебной деятельности аппаратов уголовного сыска (розыска).

Характерно, что даже большевики после Октябрьской революции, уничтожившие практически полностью весь старый государственный аппарат, не смогли обойтись без специалистов уголовного сыска и широко привлекали их к сотрудничеству в борьбе с преступностью. Тем самым в известной мере обеспечивалась преемственность методов и форм работы органов по борьбе с уголовной преступностью в дореволюционной и только начинавшей свою историю советской России.

Советский УР зародился в суровых условиях разгула преступности, вызванных разрухой промышленности и сельского хозяйства вследствие Первой мировой войны, двух революций и Гражданской войны. Не имея возможности противодействовать росту преступности, большевистское правительство отреклось, правда, назвав это временной мерой, от идеи всеобщего вооружения народа и было вынуждено восстановить полицию под названием «советская милиция». Вместе с общей милицией были возрождены и органы уголовного сыска - уголовный розыск (5 октября 1918 г.), общее руководство которым осуществлял НКВД РСФСР.

Процесс организации аппаратов УР занял всего год, когда была принята специальная инструкция, определившая функции, компетенцию, формы и методы их работы. В сентябре 1919 г. в РСФСР уже имелось 62 уголовно-розыскных отделений. В октябре 1920 г. органы уголовного розыска были созданы в транспортной милиции.

Произошедшее в 1920 г. слияние УР и следствия привело к установлению двойного подчинения - НКВД и исполкомам Советов. Образование специальной службы уголовного розыска впервые же годы дало положительный результат в борьбе с преступностью. В 1919 - 1920 гг. уровень раскрываемости преступлений возрос по сравнению с 1918 г. и составил в 1919 г. - 52 %, а в 1920 г. - 62 %, по сравнению с 1918 г. - 50 %.

В 20-е годы в органах уголовного розыска было осуществлено несколько реорганизаций, что, на наш взгляд, объясняется поиском наиболее оптимальной организационной структуры и системы управления. Так, в 1922 г. новой активизации уголовной преступности и бандитизма НКВД выделяет в самостоятельное управление ЦУУР. Однако уже в 1923 г. ГУМ и ЦУУР объединяются под общим названием - ЦАУ НКВД РСФСР, что привело к значительному сокращению штатов центрального аппарата и сокращению финансовых расходов в связи с общегосударственной политикой экономии денежных средств.

 


Список литературы

 

1. Действующее распоряжения по уголовному розыску. М., 2008.

. Декреты Советской власти. М., 2007. Т. 1.

. Закон РФ «О милиции». М., 1991.

. Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Комментарий. М., 1995.

. Закон РФ «О частной детективной деятельности в РФ». М, 1995.

. Инструкция НКВД и НКЮ РСФСР об организации советской рабоче-крестьянской милиции // СУ РСФСР. 1918. № 75.

. Систематический сборник распоряжений по милиции. М., 1999.

. Аванесов Г.А. Криминология и современная профилактика. М., 2000.

. Биленко C.B. Советская милиция России (1917 1920 гг.). М., 2006.

. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в России в XIX XX вв. (историко-правовое исследование). Домодедово, 2007. Ч. 1,2.

. История отечественного государства и права // Под ред. О.И. Чистякова. М., 2008.

. История полиции дореволюционной России // Под ред. В.М. Курицина и др. М., 2001.

. История полиции России // Под ред. В.М. Курицына. М., 2008.

. История развития МВД России 1802 2002 гг. М., 2002.

. Макеев В.В. История милиции России (знаменательные даты, события). Ростов н/Д, 2008.

. Макеев В.В., Максимов П.В. Расследование преступлений в традиции русского уголовного процесса Ростов н/Д, 2005.

. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 2006.

. Основы оперативно-розыскной деятельности. СПб., 2001.

. Полиция и милиция России (очерки истории). М., 2003.

. Полубинский В.И. Московский уголовный розыск. М., 2008.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.