Часть II. Психология и этика: возможна ли нравственная психология?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 27 июня 1997 года состоялось заседание Отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии образования, впервые за многие годы посвященное проблеме соотношения психологии и этики. Текст основного доклада, сделанного на этом заседании Борисом Сергеевичем Братусем, был затем разослан ряду ведущих отечественных психологов и некоторым философам. Вскоре поступили письменные отклики от Андрея Владимировича Брушлинского, Сергея Леонидовича Воробьева, Василия Васильевича Давыдова, Владимира Петровича Зинченко, Николая Львовича Мусхелишвили, Виктора Ивановича Слободчикова, Владимира Владимировича Умрихина, Юлия Анатольевича Шрейдера, Бориса Григорьевича Юдина, Михаила Григорьевича Ярошевского. Таким образом составился заочный семинар, материалы которого были впервые опубликованы в журнале "Человек" (1998, №№1-4). Б. С. БРАТУСЬ Хочу начать с одной столь же точной, сколь и грустной мысли Гоголя: к старости мы нередко становимся теми, кого ненавидели в юности. В годы моей "психологической юности", завершив университетский курс, я был убежденным противником любых рассуждений в профессиональной среде на темы морали, этики, нравственности. Они казались мне вне поля психологической науки, тем более, что в те годы сводились к формуле: нравственно то, что способствует строительству коммунизма. Как же случилось, что, став патопсихологом, специалистом в области психологии личности, обретя достаточно серьезный практический опыт, я не просто увидел эти проблемы "своими", но ощутил, что именно в них — важный ключ к чисто профессиональным проблемам моей науки? Дело, конечно, не в моей личной судьбе, но, мне представляется, она может служить некоей живой иллюстрацией тех объективных процессов, которые происходят в нашей науке.
Итак, я начинал как патопсихолог, моим учителем был основатель отечественной патопсихологии незабвенная Блюма Вульфовна Зейгарник. Первой темой моих занятий стало изменение личности при алкоголизме. Затем круг интересов расширился, яисследовал неврозы, психопатии, эпилепсию, стал постепенно подниматься к проблемам мотивации, смысловым образованиям личности. И когда в 1986 году приступил к написанию итоговой монографии об аномалиях личности, то наивно полагал, что с обобщением накопленных к тому времени наблюдений и выводов особых проблем у меня не будет. Но по мере "конструирования" будущего текста, поисков адекватных объяснений самых разных конкретных фактов и выводов. Передо мной все отчетливей вставал вопрос, ответ на который, казалось бы, столь очевиден (и давно очевиден), что и сам-то этот вопрос — что это такое "психологическая норма" — как бы уже и не существует в психологии. Но к своему удивлению я вдруг обнаружил, что убедительного — по крайней мере, для меня — ответа на него в психологии нет. Так, одни придерживались мнения, что психологическая норма — это некая среднестатистическая величина всех известных и мыслимых психологических параметров. Другие видели норму в оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Третьи выходили из положения, так сказать, отрицающим, негативным критерием — если человек психически не болен, значит он психически здоров и т. п. Если внимательно приглядеться к этим критериям, то нетрудно обнаружить, что их исходные основания лежат не в психологии, а в иных областях, прежде всего естественнонаучных. В самом деле, среднеарифметический взгляд на норму идет от статистики, адаптационный — от биологических представлений о гомеостазисе, негативный критерий — от медицины и т.п. Образно говоря, критерии нормы как бы ускользают, уходят из психологии, обнаруживая себя на других территориях науки.
И возникает вопрос: является ли это ускользание случайным или закономерным? Почему оно вообще возникает, почему, говоря словами Льва Семеновича Выготского, вся история психологии есть борьба за психологию в психологии? Чтобы как-то прояснить эти вопросы, обратимся к самому положению психологии в общей системе наук. Академик Бонифатий Михайлович Кедров помещал психологию в центре своего "треугольника наук", один угол которого занимают науки естественного цикла, другой — гуманитарного, вершину — философия. То есть отвел ей очень почетное место — она представлена как некое "тело наук", стягивающая собой, в себе главные формы научного знания. Но за этот почет психологии приходится очень дорого платить. Психология по этой схеме не определена сущностно, она не имеет понятий из нее самой полностью исходящих и полностью выявляемых через собственное движение. Она, как человек-невидимка, становится видимой не сама по себе, но только тогда, когда одевает одежду. А так как своей нет — то одежду с чужого плеча. Продолжая эту метафору, можно сказать, что большую часть своей жизни психология проходила в естественнонаучных одеждах — и они, эти одежды, стали многим казаться единственно для нее возможными, единственно адекватными ее предназначению в жизни Науки. И, действительно, в таких одеждах ей "не тесно", когда это ее предназначение видится в ис-следовании элементарных психических процессов, когда целям исследования адекватен эксперимент, когда нужны строгие правила, однозначно понимаемые определения и т.д. Но разве можно ими "обозначить" милосердие, любовь, надежду? Однако до сих пор многие психологи убеждены, что именно эти "одежды" (и никакие другие) свойственны психологии. А это уже подводит психологию вообще к отказу от познания реальной личности, в частности личностных норм и аномалий. Что касается наиболее расхожих адаптационных и среднестатистических критериев, идущих от естественнонаучного подхода, то их недостаточность интуитивно заставляла даже психиатров, для которых эти критерии были основой их профессии, относиться к ним с плохо скрываемым раздражением. Один известный французский психиатр еще в начале века писал: "в тот самый день, когда больше не будет полу нормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности". А Чезаре Ломброзо принадлежат слова: "нормальный человек — это человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист, рутинер, терпеливый, уважающий всяческую власть, домашнее животное".
Если же брать времена совсем недавние, то академика Андрея Дмитриевича Сахарова намеревались поместить в психиатрическую клинику на основании все тех же названных выше критериев — неадаптивности, выпадения из "общепринятого" русла и т.п. Понятно, что за этим лежали политические мотивы, но реализовывались они через вполне определенные критерии и представления, согласно которым "нормальному" Брежневу противостоял "ненормальный" Сахаров. Итак, для познания адекватных, достойных, соответственных человеку критериев нормы мы должны искать иные обобщающие понятия, иные одежды, выходить на иные уровни познания. Какие же именно? На наш взгляд, прежде всего связанные с философией человека, пониманием его сущности, назначения и смысла. Я вспомнил слова Выготского, но можно вспомнить и то, что в начале века Григорий Иванович Чел панов предложил термин "философия психологии". Представляется, что это название намечало, предощущало новый уровень самораскрытия психологической науки, пограничный между психологией и философией. Много позже необходимость этого этапа подтвердил Сергей Леонидович Рубинштейн, который писал в конце пятидесятых годов, что за проблемой психического неизменно встает другая, как исходная, более фундаментальная — о месте не сознания только как такового во взаимосвязях материального мира, а о месте человека в мире и жизни.
Во избежание недоразумений надо подчеркнуть сразу, что речь идет не о смене предмета, забвении своей профессии: был психологом — решил стать философом. Нет, конечно. Это вынужденный экс-кУрс в философию именно психолога. Речь идет о логике пути, которая требует в данный момент этого перехода, этой смены, но не ради ее самой, а с тем,чтобы в конечном итоге вернуться к изначальному предмету. Что касается моей истории, то в данном случае этот экскурс делался для того, чтобы понять, что есть норма, что есть нормальное развитие личности. И первым открытием на этом пути стала необходимость различения, разведения понятий "человек" и "личность". Личность традиционно представляется в нашей науке как вершина человека, как, по сути дела, его синоним, конечное определение. Между тем, такое "слипание" этих понятий ведёт к весьма серьёзным последствиям. Рассмотрим только один аспект на примере реального эпизода научной жизни начала 80-х годов. Тогда вышла первая и очень хорошая хрестоматия по психологии личности и в ней, среди прочих классических отрывков, были приведены извлечения из сочинений Михаила Михайловича Бахтина — в частности, известные его слова о том, что "подлинная жизнь личности свершается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего того, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, "заочно". Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, т.е. заочная правда становится унижающей и умертвляющей его ложью". Вдумаемся в эти слова — ведь это же "смертный приговор" классической психологии личности, которая только тем и занимается, что "подслушивает", "подсматривает" и провозглашает "заочную правду" о личности. Редакторы хрестоматии (а ими были мои уважаемые коллеги Юлия Борисовна Гиппенрейтер и Андрей Андреевич Пузырей) этого "приговора" предпочли не заметить, зато другой известный психолог Артур Владимирович Петровский поместил вскоре в "Вестнике МГУ" (№3, 1985 г.) специальную статью по этому поводу, в которой, в частности, писал: "Трудно найти другое столь сильное и лаконично выраженное обвинительное заключение, предъявленное детерминистской психологии, которая в своей экспериментальной практике, минуя интроспекцию, пытается получить (подсмотреть, предсказать, определить) эту заочную правду о личности другого человека, исследуя как раз то ее "вещное" бытие, которое Бахтин объявляет "унижающей и омертвляющей ложью"". И далее Артур Владимирович утверждал, что как раз именно при опоре на "вещное бытие", только принимая его реалии, возможно объективное познание личности, в том числе проникновение в ее глубины.
Однако самим этим утверждением, при всей несомненной авторитетности его автора, не снималась главная проблема: если возможна фиксированная "заочная правда о личности" (а это, действительно, необходимое условие научности психологии), то какова же должна быть эта правда, чтобы она согласовалась, не противоречила трансцендирующей, не имеющей фиксированных границ природе человека? На мой взгляд, эта коллизия решалась только при условии различения понятий "личность" и "человек". То, о чем говорил Бахтин и с чем солидаризируются Гиппенрейтер и Пузырей относится прежде всего к общему понятию "человек". То, к чемуапеллирует Петровский, относится к психологическому пониманию личности. К "человеку" относятся характеристики безмас-штабности, несовпадения с самим собой, невозможности конечных определений и т. п. Но что есть тогда "личность" для психолога? Это есть особый психологический инструмент, орудие, принадлежащее человеку, служащее ему как и другие психологические инструменты и орудия. Вспомним расхожие в психологии афоризмы: "мыслит не мышление, а человек" или — "запоминает не память, а человек, обладающий памятью". Если начинает мыслить только мышление или запоминать только память, то это либо патология, либо мука, выход орудия из-под власти человека. Но и бытийствует ведь не личность, а человек, ею обладающий. Какую же роль и функцию выполняет тогда этот инструмент, это орудие, эта конструкция? Человек — единственное существо, которое только по факту своего рождения не принадлежит еще к своему роду, роду человеческому. У человека между фактом рождения и обретением своей родовой сущности — пропасть. В отличие от животного человек не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу. Вспомним слова немецкого философа Гердера о том, что человек — первый и единственный вольноотпущенник природы. Природа отпустила человека на все четыре стороны, дала ему ту самую свободу, которая составляет нашу высшую ценность и, одновременно, самое тяжкое наше бремя. Человеческую сущность надо достичь, завоевать. Человеком надо стать. И этот грандиозный, не имеющий аналогов в природе, процесс присвоения человеком самого себя, своей сущности координируется и направляется особым, уникальным инструментом — личностью. То есть личность не является самодостаточной, в себе самой несущей смысл своего существования. Смысл ее обретается в зависимости от складывающихся отношений с сущностными характеристиками человеческого бытия. Личность масштабна человеку. Человек масштабен своей родовой сущности, человечеству. Или в религиозном плане — Богу. Таким образом, возвращаясь к спору между составителями и комментаторами хрестоматии и А. В. Петровским, можно сказать: да, личность имеет границы, она инструментальна, она может овнешняться, о ней можно говорить заочно. Другое дело — человек, на познание, овнешнение которого, как целого, психология, при всей своей раздувшейся за столетие гордыне, претендовать не может. Это разграничение помогло мне тогда, в середине 80-х годов, совершенно по-другому посмотреть на проблему нормы. Если личность в предложенном психологическом понимании есть вещь служебная, не несущая в самой себе конечный смысл, то качества ее, норма или аномалия должны определяться, оцениваться в тесной зависимости от этой службы. Отсюда и характеристика личности, ее "нормальность" или "аномальность" зависит от того, как служит она человеку, способствуют ли ее позиция, конкретная организация и направленность приобщению к родовой человеческой сущности или —напротив — разобщают с этой сущностью, запутывают и усложняют связи с ней. Ну, хорошо, мы скажем, что личность направляет человека к его сущности, а эта сущность безмасштабна, трансцендентна и т.д. А что со всем этим делать бедному психологу, как приладить одно к другому? Конечно, бесспорно, что эти представления должны быть выражены на языке, понятном психологу, образном и осязаемом, языке, реализуемом в конкретной практике. И здесь надо сказать, что в истории отечественной психологии есть прекрасная работа, в которой рассматриваются сущностные стороны человека и соотносятся при этом с психологической реальностью. Я говорю о последнем, уже посмертно (1973) опубликованном труде Сергея Леонидовича Рубинштейна "Человек и мир". Эта уникальная работа описывает философские, экзистенциальные проблемы жизни, и эта работа одновременно психологическая, написанная для психологов. Разумеется, со временем немало изменилось, открылись иные ракурсы, но главная, путеводная, на мой взгляд, нить осталась: центральной, системообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку. Эта мысль так или иначе встречается у многих психологов, но у Рубинштейна она была выражена с замечательной яркостью и глубиной: "Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой". Развивая далее эту мысль, следует признать, что, как и всякий живой, жизненный процесс, отношение человека к другому должно иметь некое исходное движущее противоречие. И коль скоро оно движущее, то, следовательно, и не разрешимое до конца в жизни, которое человек, тем не менее, должен, как говорил Гегель, "вмещать и выдерживать". Борьба противоположно направленных векторов состоит, на наш взгляд, в следующем: с одной стороны, это рассмотрение человека как самоценности, как непосредственно родового существа, а с другой — понимание человека как средства, подчиненного внешней цели, как вещи, пусть даже особой, уникальной, но вещи среди других вещей. Это противоречие в понимании человека проходит через всю историю человечества, которую в этом плане можно рассматривать как борьбу за свободу и достоинство, за признание родовой человеческой сущности и, разумеется, оно проходит через любую индивидуальную жизнь. Следуя этой линии, можно, наконец, прийти к некоторому общему пониманию нормального развития человека. Для этого были последовательно рассмотрены, проанализированы такие его атрибуты, как способность к творчеству, свободе, вере и др. Известно, что во всякой концепции самое уязвимое — это конечное определение, в особенности, если оно дается без предварительного подробного, пошагового разъяснения. Не имея здесь возможности для такого разъяснения, все же рискну дать уязвимое, т.е. определение нормального развития так, как оно было сформулировано мной в монографии "Аномалии развития", вышедшей в 1988 году в московском издательстве "Мысль". Нормальное развитие — это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек" (центральное и системообразующее отношение); способность к децентразации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни. Подчеркнем следующее. Во-первых, я отдаю себе полный отчет, что с этим определением можно спорить, можно менять, дополнять предложенные критерии, но главное — та направленность, которую они образуют, высвечивают. Речь в определении не о состоянии, а о тенденции, собственно развитии, т.е. не о некоем месте пребывания, стояния, а о пути, движении, полном риска. Второе. Конечной, предощущаемой, предвидимой нами цели мы никогда, по сути, во всей предельной полноте не достигаем. Великий Гете, подводя итог своей долгой и столь, казалось бы, многоуспешной жизни, признавался, что у него чувство, будто он ворочал неподъемный камень, пытаясь уложить, установить его в некое уготованное для него место. Всю жизнь, с огромными усилиями, но так и не уложил. Ещё раз: норма, прежде всего, — движение туда, а не пребывание там. И третье. Напомним, что речь в определении — о развитии человека, признаках его нормального бытия, тогда как личность, согласно нашему пониманию, — специфический инструмент, орудие этого развития и в качестве такового оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению человека к его сущности. В свою очередь личность необходимо разводить с "психическим", на чем настаивал Алексей Николаевич Леонтьев, говоря о "личностном" как особом "измерении". Поэтому человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным и т.п.) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности (религиозный мыслитель сказал бы — к Образу Божьему в человеке), удовлетворяться сур-рогатными ценностями и т.п. Кстати, если говорить о тенденциях современного общества, то приходится с горечью признать, что для все большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен. После всего изложенного, надеюсь, становится ясным, почему и как поиски критериев нормы вели автора от патопсихологии к философско-психологической проблематике и, наконец, поставили его перед вопросом о соотнесении психологии и этики, о возможности нравственной психологии. Надо сказать, что хотя связь этики как учения о нравственных началах и психологии на словах охотно признается почти всеми, конкретные, реальные формы этой связи оказываются весьма малопредставимыми. Действительно, этика нормативна (после Канта, во всяком случае), определяет, предписывает поступать так или иначе, не соотносясь, по сути, с психологией конкретного человека, его возможностями, положением, психологическими реалиями. Но и психологи платят "взаимностью". Их, на самомто деле, этика тоже не особенно интересует, она имеет, в лучшем случае, совещательный, а не решающий голос в исследовательском процессе. Задача психологического исследования видится лишь в том, чтобы понять логику собственно психологического движения, психологических механизмов, а соотносится ли это с нравственным законом — уже второе дело. Соотносится — хорошо. Нет — психолог ничего поделать не может и не должен. Главное — не изменить своей, психологической правде. Задача — искать, где потеряно, а не там, где морально светло. Отсюда и отношение к изучению проблемы нравственного развития. Это одна из возможных форм применения психологического аппарата, определённый, причем достаточно узкий путь, угол зрения наряду с другими ракурсами и путями. Более того, после Зигмунда Фрейда многие психологи усвоили, что нравственность нередко просто фальшь, поза, прикрытие истинного лица, она обусловлена лишь внешним давлением, общепринятой формой, цензурой и т.п. Поэтому, несмотря на декларируемые терпимость и почтение, внутреннее убеждение (переходящее часто в стойкое предубеждение) требует от психолога держаться настороже и подалее от нравственных императивов и рассуждений. Так может происходить и продолжаться до поры, пока мы полагаем цели изучения личности, критерии ее развития, нормы, здоровья в ней самой, не соотнося их с путем развития человека. Если же это соотнесение произвести, то, как мы уже говорили, меняется и понятие нормы, здоровья, самого смысла личности. И тогда психология из позиции наблюдения, наблюдателя борьбы за человека в человеке входит сама в область этой борьбы как ее инструмент, орудие и совершается кардинальный поворот: из психологии, согласной рассматривать нравственное развитие как частный вариант, сегмент своего применения, она становится нравственной психологией, действующей и видящей мир изнутри нравственного пространства, нравственного понимания человека. Это схождение, вхождение психологии в этику, в нравственное пространство необходимо подразу-мевает наличие некоей общей, единой территории, предмета (причем не второстепенного, а существенного), который одновременно должен принадлежать как психологии, так и этике. Таковой территорией и является отношение человека к другому... Вспомним конец вышеприведенной цитаты С. Л. Рубинштейна: "здесь одновременно область "стыка" психологии и этики"... Действительно, это отношение — центр, стержень этики (возьмем ли мы ее "золотое правило" — поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой — или знаменитый нравственный императив Канта — поступай так, чтобы максима, правило твоего поведения могло быть распространено на все человечество без исключения), и одновременно это конкретно-психологический факт, правомерный объект рассмотрения психологии. Если при этом понимать личность как инструмент достижения человеком своего понятия, сущности, то оказывается, что психология личности исследует пути к некоему едино с этикой понимаемому благу (равно как и законы и последствия отклонений от этих путей). Этика тогда по отношению к психологии оказывается не только нормативной, абстрактно принудительной, но разрабатывающей, указующей те же вектора, которые в основном и главном совпадают с предельной ориентацией, векторами нормального психологического развития. То что нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья, можно показать не только в теоретических рассуждениях, но и на конкретно-психологических, клинических данных. Еще у русского психолога А. Ф. Лазурского находим мы основанный на тщательных наблюдениях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного служения другому. "Альтруизм, — писал он, — в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет"[2]. Современные авторы, используя другую терминологию, приходили к сходным выводам. Наши данные также показывают, что отклонения личности, невротическое развитие тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация[3]. Итак, намечается определенное совпадение векторов двух наук. Именно векторов, а не отдельных методов, фигур, построений: некая линия общей направленности, разделив которую психология личности из позиции отстояния по отношению к нравственности может войти под ее сень, стать самой нравственной. Не в том, разумеется, смысле, что она будет отныне её олицетворять, а в том, что будет сознательно служить ей, зная при этом, что отнюдь не теряет своей объективности, ибо служит тому, что действительно составляет сущность человеческой жизни. Сказанное не означает, конечно, что вся остальная психология объявляется автором безнравственной, вернее — вненравственной, что сбрасываются со счетов, обесцениваются ее достижения, глубины познания, реальная помощь людям и т.д. Точно так же, например, как провозглашение культурно-исторической школы в психологии отнюдь не означает, что другие психологи являются внекультурными и внеисторическими. Важно, что акцентируется, становится в центр, понимается как основа психологического видения. И в данном случае речь лишь о попытке соотнести линии психологии и этики, показать неслучайность их схождения и возможности для психологии сознательного служения задачам нравственного развития. В свою очередь, как мы видели, это соотнесение невозможно без опоры на определенное представление о сущности, образе человека. Нравственная психология в этом плане есть психология, могущая быть соотнесенной с нередуцированным представлением о человеке. Можно сказать и по-другому: необходимость нравственной психологии определяется необходимостью создания в психологии нередуцированного представления о человеке. Пока же мы в основном наблюдаем разные формы подмены человека его психологическими орудиями — подсознанием, характером, личностью. Психоанализ — это психология подсознания, идентифицируемого с человеческой сутью; бихевиоризм — психология характера, способов действования, принимаемых за человеческую суть; гуманистическая психология — это психология личности, самости как самоцели человека; нравственная психология — это, наконец, психология человека, поскольку в ней психологические орудия и инструменты даны не сами по себе, а в соотнесении с тем, что их безразмерно больше и чему они призваны по сути и смыслу служить. Важно заметить, что каждое из психологических образований, ставшее в центре перечисленных концепций, в ходе продуктивного развития преодолевается, "снимается" другими инстанциями: подсознание сознанием (вспомним позицию самого Фрейда — на месте Оно должно стоять Я); характер личностью (если подросток — сплошной характер, то юноша уже личность с характером, а у зрелого человека личность должна возрасти настолько, чтобы вовсе подчинить, "снять" характер). Но и личность подлежит "снятию". Вспомним остроумную критику Виктором Франклом центрального тезиса западной гуманистической психологии о самоактуализации личности как конечной задаче развития. Он приводит сравнение с бумерангом, задача которого вовсе не в том, чтобы он вернулся к тому, кто его послал (хотя большинство считает именно так), а в том, чтобы поразить цель. Возврат, на самом деле, есть свидетельство не прибытка, а неудачи или промаха. То же и с самоактуализацией личности. Будучи направленной на самое себя, она означает промах в главном. Необыкновенно ясно и сильно об этом у Толстого: "Если человек понимает свое назначение, но не отрекается от своей личности, то он подобен человеку, которому даны внутренние ключи без внешних". Личность — внутренний ключ. Сложный, уникальный, бесценный, трудноовладеваемый. Но на определенном этапе он исчерпывает свои возможности открытия и требуется новый. В этом плане личность отходит, отбрасывается, "снимается" как сослужившее, усвоенное и открывается во всей полноте то, чему она служила. Предельное для каждого услышать "Се человек". Не характер, не иерархия мотивов, не смысловая сфера, не личность даже, а именно — человек. Специально подчеркнем — "снятие" не означает уничтожения или нивелирования. Характер ведь не отменяется к зрелости, но получает в нормальном развитии подчинение, управление личностью, входит в иные системные отношения. Поэтому нравственная психология, восходящая к человеку, не исключает достижений, методов, наблюдений других подходов, фиксирующихся на подсознании, характере или личности, но, напротив, способна вместить, соотнести их между собой как исследования разных сторон (этапов) психологии человеческого развития, объединенных общей задачей обретения человеком своей сущности, своего понятия.
Н. Л. МУСХЕЛИШВИЛИ, Ю. А. ШРЕЙДЕР Пафос выступления Бориса Сергеевича Братуся нам видится в заявленной им от имени психологии претензии участвовать в "нравственном" развитии человека. Перед этим идет повествование о спорах внутри психологии, которые неуместно комментировать тем, кто в этих спорах не участвует. Но высказанная претензия выходит за рамки профессиональной психологии. Речь идет о предлагаемом переходе психологии на более высокую ступень нравственной психологии. Значит ли это, что психология претендует на объяснение феномена морали или даже готова указать и обосновать моральные ориентиры? Возникает естественный вопрос об основаниях такого рода претензий: способна ли психология решать вопрос о том, каким должен быть человек или что есть должное для человека? Нормальная (т.е. еще не нравственная) психология изучает человека таким, каков он есть — каковы его стремления, мотивы, побуждения и т.п. Когда в поле зрения такой психологии попадают этические проблемы, то они редуцируются к психологическим ситуациям и этим как бы снимаются. Эта редукция особенно четко прослеживается в психоанализе, но она потенциально присутствует в любых попытках объяснения морали путем перевода этического на язык психологии. В этом смысле психология внеэтична, а этика — антипсихологична. Переход к психологии личности в этом смысле ничего не решает. Слово личность происходит от "личина" или "ролевая маска". (Точно такое происхождение имеет слово "персона" — от per sono, устройства для усиления звука в актерской маске.) Именно поэтому человек может быть двуличным или многоликим. Привычка к определенной маске формирует человека, делает его соответствующей личностью. Человек может стать морально-ответственной личностью — не только выступать в роли субъекта морали, но и стать таким субъектом. Этика этому не обучает, она это требует от человека. Способность совершать моральный выбор, поступать морально в ситуации морального выбора предполагает наличие у субъекта свободной воли. Психология же обычно исследует детерминацию человеческих решений. Можно ли одно с другим совместить или как-то приладить друг к другу? Один из выходов состоит в том, чтобы считать свободу существующей лишь с точки зрения субъекта. Иначе говоря, свести феномен свободы к субъективному переживанию личной ответственности. Этот путь оставляет вне психологического рассмотрения целый пласт этических учений и, прежде всего, христианскую этику. Не лучше ли отказаться от совмещения и прилаживания, но рационально поделить сферы влияния. Психология не обязана объяснять феномен морального поведения, но она может исследовать со своей точки зрения этот феномен, выделяя в нем психологические компоненты. Можно ли это сделать и каким образом? Это вопрос, на который уместно искать ответ самим психологам. Мы же ограничимся частными предположениями на сей счет. Психология может найти для себя естественные точки соприкосновения с этикой, если займется исследованием того, как ведет себя человек перед лицом моральных требований. Как возникают и проявляются способности субъекта распознавать, что он находится в ситуации морального выбора? Как человек совершает такой выбор вопреки соблазну предпочесть комфорт и пользу следованию моральным ориентирам? Какова психологическая природа стыда за содеянное и как возникает феномен бесстыдства? Все это вряд ли стоит называть нравственной психологией — это было бы неоправданной претензией. Более точно было бы использовать термин "психология поступка", исключающий притязания на моральное руководство. Уместным представляется и выражение "психология стыда". Этика исследует должное в акте поступления. Она дает ориентиры даже в таких ситуациях, когда в распоряжении поступающего уже нет морально безупречных действий. Как учит И. А. Ильин, насилие бывает необходимо, но никогда не бывает правым. В этике действует принцип, согласно которому ситуационное нарушение моральных ориен-тиров менее опасно, чем их забвение или разрушение. В этом есть серьезная психологическая трудность, ибо человеку свойственно желание чувствовать себя правым, быть уверенным в справедливости, оправданности своих действий. Он стремится найти моральное оправдание своего отклонения от моральности путем деформации норм. Если этика учит, как должно поступать, то на долю психологии остается собственная задача — выяснить мотивации и динамику недолжных поступков. Психология способна выяснить условия, способствующие нарушению моральных принципов. Тем самым она может указать пути избежания ситуаций, толкающих к не должному быть. Если этика учит, как совершить выбор, то психология может помочь избежать выбора. Развитие психологии поступка не сделает эту науку этичной, а этику психологичной. Если бы этика занялась подгонкой моральных ориентиров к человеческой психологии (читай: к человеческим слабостям), то от необходимого этического ригоризма не осталось бы следа и моральные ориентиры разрушились бы. Как поступать в запутанных случаях, где любой вариант выбора морально дефектен, учит не этика, а казуистика. Это осо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|