Правовой статус воздушного судна и экипажа.
Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в –государственный реестр. От указанного принципа следует отличать гражданско-правовые вопросы собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Во многих странах гражданское воздушное судно является объектом гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано. Куплено, заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследственного имущества и т.п. Согласно ст. 7 Воздушного кодекса РФ, воздушные суда могут находиться в собственности граждан Российской Федерации. В международных воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К последним, согласно ст. 3 Чикагской конвенцией, относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе. Правовой статус экипажа. Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия. Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени.
В международном воздушном праве не существует документа, который в целом определял бы правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в гл. III Токийской конвенции 1963 года. В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена в 1944 г. Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы: а) обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации; б) поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях; в) поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации; г) удовлетворять потребности народов мира в безопасном регулярном, эффективном и экономическом воздушном транспорте; д) предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией и др. Высшим органом ИКАО является Ассамблея. Она собирается на сессии один раз в три года. Ассамблея рассматривает отчеты Совета и принимает по ним соответствующие меры, а также выносит решения по любому вопросу, переданному ей Советом. В ее компетенцию входит утверждение бюджета и финансового отчета Организации. Совет ИКАО является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей. Он состоит из 33 членов, избираемых Ассамблеей на три года. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте. Одной из основных функций Совета является принятие международных стандартов и рекомендуемой практики, оформление их в качестве приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Стандарты являются обязательными для государств-членов ИКАО.
Основными рабочими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет по кадрам и Комитет по техническому сотрудничеству. Членами ИКАО являются более 180 государств, в т.ч. Россия. Штаб-квартира находится в г. Монреале (Канада).
Итоговые тесты по разделу Тест 1 Что понимается под международными воздушными сообщениями? Варианты ответа: 1) беспосадочные транзитные полеты над территорией иностранного государства; 2) воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более чем одного государства; 3) осуществление всех видов перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна; 4) осуществление всех видов перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации воздушного судна.
Тест 2 Уставом Международной организации гражданской авиации является? Варианты ответа: 1) Устав ООН 1945 года; 2) Договор по открытому небу 1992 года; 3) Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.; 4) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года.
Тест 3 Как определяется правовой статус воздушного судна?
Варианты ответа: 1) по гражданству его пилотов; 2) по месту нахождения в данный момент в том или ином государстве; 3) по факту регистрации в том или ином государстве.
Тест 4 Как называются коммерческие права в международных воздушных сообщениях?
Варианты ответа: 1) режим полетов; 2) соглашения об обмене правами; 3) свободы воздуха; 4) национальные права.
Тест 5 Кем запрещается или регламентируется использование фотографической аппаратуры на борту воздушных судов?
Варианты ответа: 1) ИКАО; 2) каждым отдельным государством; 3) Чикагской конвенцией 1944 г.
Литература: - Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев С.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988; - Курс международного права в 7 т. Т. 5. М., 1992; - Международное воздушное право. Кн. 1 и 2. М., 1980-1981; - Международные транспортные организации. М., 1987; - Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986; - Словарь международного воздушного права. М., 1988; - Договор по открытому небу 1992 г; - Конвенция о Международной организации гражданской авиации 1944 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|