Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При написании данной книги автор ставил перед собой ряд задач.




В. В. Ильин

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ПИТЕР

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара •

Киев • Харьков • Минск

ББК 88.3(0я7)

УДК 1(091)

И46

Рецензенты:

Б. Я. Пукшанский, зав. кафедрой философии Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова, доктор философских наук, профессор;

Г. Г. Филиппов, зав. кафедрой истории философии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат философских наук, доцент.

И46 История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. — 732 с: ил. — (Серия»Учебник для вузов»).

ISBN 5-318-00150-5

Данная книга представляет собой учебник по истории философии, охватывающий развитие историко-философского процесса от философии Древнего Мира до наших дней. Помимо характеристики европейской и русской традиций она рассказывает о философской мысли в Китае и Индии, об арабской и еврейской философии, равно как и о христианской мистике, и этим отличается от книг по истории философии, изданных в последние годы. На основе представ-ленных материалов автором уже длительное время преподается курс по истории философии. Содержание учебника полностью соответствует действующим программам и образовательным стандартам. Книга может быть рекомендована студентам и аспирантам философских факультетов, и другим студентам и специалистам гуманитарного профиля.

Ильин Виктор Васильевич — доктор философских наук, почетный профессор Петербургского государственного университета путей сообщения, заслуженный работник высшей школы РФ, автор ряда известных монографий и учебных пособий по истории философии.

После крушения «мировой системы социализма» вышли в свет десятки учебников по истории философии, авторы которых пытались отойти от прежней стереотипной схемы борьбы материализма и идеализма, уделяя особое внимание идеалистическим и религиозно-идеалистичес-ким концепциям. Таким образом, односторонний подход к историко-философскому процессу преодолен не был. В данном учебнике дается сбалансированное изложение материала, предла-гается хорошо продуманный анализ различных мировоззренческих концепций и их квалифициро-ванная оценка. Написанный понятным и интересным языком, данный учебник соответствует содержанию и требованиям образовательной программы высшей школы и может быть рекомендован как студентам и аспирантам философских факультетов, так и всем читателям, интересующимся вопросами философии

Оглавление

Предисловие - 6

Часть I. История зарубежной философии - 8

Глава 1. Философия Древнего Китая - 9

Религиозно-мифологические представления - 9

Натурфилософия - 10

Даосизм - 11

Конфуцианство - 15

Моизм - 22

Минцзя, «школа спорщиков» - 25

Фацзя (школа легистов) - 27

Вопросы для повторения - 31

Глава 2. Философия Древней Индии - 32

Веды - 32

Джайнизм - 36

Буддизм - 38

Чарвака-локаята - 43

Санкхья - 45

Йога - 48

Вайшешика - 52

Ньяя - 53

Миманса - 55

Веданта - 56

Вопросы для повторения - 59

Глава 3. Античная философия - 60

Милетцы - 61

Гераклит - 63

Пифагореизм - 65

Ксенофан. Элеаты - 68

Эмпедокл - 72

Анаксагор - 73

Левкипп. Демокрит - 75

Софисты - 79

Сократ - 81

Платон - 85

Аристотель - 92

Киники - 101

Скептицизм - 103

Эпикуреизм - 104

Стоицизм - 106

Неоплатонизм - 109

Вопросы для повторения - 111

Глава 4. Философия Средневековья - 112

Формирование христианской философии - 112

Христианская философия раннего Средневековья - 124

Арабская философия средневековья - 131

Еврейская философия Средневековья - 141

Философия позднего Средневековья - 146

Вопросы для повторения - 155

Глава 5. Философия эпохи Возрождения - 155

Гуманизм - 156

Натурфилософия - 166

Реформация - 172

Вопросы для повторения - 182

Глава 6. Философия Нового времени. XVII век - 182

Вопросы для повторения - 208

Глава 7. Философия XVIII века - 208

Французское Просвещение - 216

Французский материализм - 227

Вопросы для повторения - 234

Глава 8. Немецкая классическая философия - 235

Вопросы для повторения - 261

Глава 9. Философия XIX века (продолжение) - 262

Философия марксизма - 262

Позитивизм - 271

Прагматизм - 279

Иррационализм XIX — начала XX века - 283

Вопросы для повторения - 304

Глава 10. Философия XX века - 305

Неотомизм - 305

Фрейдизм - 310

Неопозитивизм - 317

Постпозитивизм - 325

Экзистенциализм - 327

Франкфуртская школа - 339

Герменевтика - 344

Структурализм - 349

Постмодернизм. Философские настроения конца века - 353

Вопросы для повторения - 360

Часть II. История русской философии - 361

Глава 11. Начала философской мысли в Киевской и Московской Руси - 362

Вопросы для повторения - 382

Глава 12. XVIII век. Становление философии как самостоятельной

Системы знания - 382

Вопросы для повторения - 399

Глава 13. Философская мысль первой половины XIX века. Западнники и

Славянофилы - 400

Вопросы для повторения - 418

Глава 14. Философия революционно-демократического движения - 418

Вопросы для повторения - 443

Глава 15. Философские взгляды народников - 444

Вопросы для повторения - 461

Глава 16. Идеалистическая философия второй половины XIX века - 461

Неославянофильство - 473

Вопросы для повторения - 489

Глава 17. Философия космизма - 489

Вопросы для повторения - 496

Глава 18. Религиозно-идеалистическая философия XX века - 497

Евразийство - 498

«Новое религиозное сознание» - 500

Продолжение»философии всеединства» - 508

Интуитивизм - 515

Иррационализм - 517

Философия права - 519

Мистицизм - 523

Вопросы для повторения - 528

Глава 19. Марксистская философия в России - 529

Вопросы для повторения - 547

Список литературы - 548

Именной указатель - 553

Предисловие

Дорогие читатели!

Вашему вниманию предлагается книга по истории философии. Вы скажете, что по филосо­фии в последние годы издано множество книг, и будете правы. С начала так называемой перестройки и до сегодняшнего дня в России вышли.в свет десятки учебников по философии (в которых обычно есть историко-философский раздел) и по истории философии.

В этих учебниках, как правило, дается более или менее полная характеристика европейской традиции, но практически не рассказывается о философской мысли в Китае и Индии, об арабской и еврейской философии, христианской философии периода патристики и христианской мистике. Но дело не только в этом. Если в сравнительно недавнем прошлом историко-философский процесс излагался в схеме борьбы материализма и идеализма, причем подчеркивалась позитивная роль материализма и негативная — идеализма, то в последние годы наметилась противоположная тенденция: в отечественных учебниках особое внимание уделяется идеалистическим и религиозно-идеалистическим концепциям при явной недооценке и даже неадекватной характеристике материалистических и диалектических идей. Это особенно заметно при изложении истории русской философии, когда много говорится о религиозно-идеалистических концепциях и недооценивается значение философии революционно-демократического движения, народников, марксистской философии в России.

Налицо односторонний подход к истории философии. И это характерно не только для отечественной, но и для зарубежной литературы по истории философии. Наблюдается также обедненное изложение материалистических концепций, неадекватное истолкование философии марксизма, отсутствие или краткие упоминания о русской философии. А если к сказанному добавить имеющиеся в учебниках предложения о возможности синтеза материализма и идеализма, науки и религии, рационализма и иррационализма и т. п., то легко представить, какие недоумения и сомнения будут появляться у читателя по мере его ознакомления со все более широким кругом учебной литературы. Об этом хорошо известно преподавателям философии в учебных заведениях.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство. Многие учебники написаны тяжелым языком, с использованием сложной, подчас неоднозначной терминологии, с трудом воспринимаемой читателем. Разумеется, это не способствует эффективности изучения философии, особенно людьми, только начинающими осваивать данную дисциплину.

Указанные и некоторые другие обстоятельства предопределили работу над этой книгой. Она опирается и подытоживает многолетний опыт преподавания автором философии в Казанском авиационном институте, Петербургском государственном университете путей сообщения, Институте повышения квалификации при Санкт-Петербургском государственном университете. Промежуточные итоги опыта преподавания курса истории философии были отражены в серии учебных пособий (9 выпусков за 1991-2000 гг.), в учебном пособии для вузов и колледжей»Русская философия в лицах» (М.: Юность, 1997) в соавторстве и др. Эти учебные пособия оказались востребованными в среде студентов, аспирантов и преподавателей ряда вузов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Идя навстречу многочисленным пожеланиям и предложениям, автор представляет на суд читателя учебник, в котором отражена более полная и детализированная историко-философского процесса.

При написании данной книги автор ставил перед собой ряд задач.

♦ Дать характеристику целостного историко-философского процесса, преодолевая европо-центрическую интенцию. Конечно, в сравнительно небольшом для такого раздела философского знания объеме книги невозможно рассказать обо всех философских учениях, дать подробное из-ложение концепций классиков философской мысли, однако вполне реально охарактеризовать наиболее значимые для соответствующей эпохи и последующей философской мысли и культуры концепции и идеи.

♦ Избежать предвзятой, односторонней оценки философских концепций. Сделать это нелегко, поскольку у каждого автора есть свои позиции, свои теоретические убеждения и эмоцио-нальные отношения к тем или иным философам и философским концепциям (автор не скрывает своего отношения к мистике, иррационализму, феноменологии, постмодернизму и др.), но это не должно влиять на изложение философских концепций, раскрытие их места и роли в истории философии. Изложение истории философии должно быть сбалансированным, не впадающим в ту или иную крайность, не интерпретирующим всю историю философии с точки зрения какой-то одной концепции.

♦ Изложить историко-философский материал понятным и доступным языком. Решение этой задачи сопряжено со значительными трудностями; в частности, весьма сложно адекватно донести до читателя идеи философов, не потеряв в качестве, и вместе с тем представить их как можно более ясно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...