При написании данной книги автор ставил перед собой ряд задач.
Стр 1 из 40Следующая ⇒ В. В. Ильин ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПИТЕР Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Киев • Харьков • Минск ББК 88.3(0я7) УДК 1(091) И46 Рецензенты: Б. Я. Пукшанский, зав. кафедрой философии Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова, доктор философских наук, профессор; Г. Г. Филиппов, зав. кафедрой истории философии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат философских наук, доцент. И46 История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. — 732 с: ил. — (Серия»Учебник для вузов»). ISBN 5-318-00150-5 Данная книга представляет собой учебник по истории философии, охватывающий развитие историко-философского процесса от философии Древнего Мира до наших дней. Помимо характеристики европейской и русской традиций она рассказывает о философской мысли в Китае и Индии, об арабской и еврейской философии, равно как и о христианской мистике, и этим отличается от книг по истории философии, изданных в последние годы. На основе представ-ленных материалов автором уже длительное время преподается курс по истории философии. Содержание учебника полностью соответствует действующим программам и образовательным стандартам. Книга может быть рекомендована студентам и аспирантам философских факультетов, и другим студентам и специалистам гуманитарного профиля. Ильин Виктор Васильевич — доктор философских наук, почетный профессор Петербургского государственного университета путей сообщения, заслуженный работник высшей школы РФ, автор ряда известных монографий и учебных пособий по истории философии.
После крушения «мировой системы социализма» вышли в свет десятки учебников по истории философии, авторы которых пытались отойти от прежней стереотипной схемы борьбы материализма и идеализма, уделяя особое внимание идеалистическим и религиозно-идеалистичес-ким концепциям. Таким образом, односторонний подход к историко-философскому процессу преодолен не был. В данном учебнике дается сбалансированное изложение материала, предла-гается хорошо продуманный анализ различных мировоззренческих концепций и их квалифициро-ванная оценка. Написанный понятным и интересным языком, данный учебник соответствует содержанию и требованиям образовательной программы высшей школы и может быть рекомендован как студентам и аспирантам философских факультетов, так и всем читателям, интересующимся вопросами философии Оглавление Предисловие - 6 Часть I. История зарубежной философии - 8 Глава 1. Философия Древнего Китая - 9 Религиозно-мифологические представления - 9 Натурфилософия - 10 Даосизм - 11 Конфуцианство - 15 Моизм - 22 Минцзя, «школа спорщиков» - 25 Фацзя (школа легистов) - 27 Вопросы для повторения - 31 Глава 2. Философия Древней Индии - 32 Веды - 32 Джайнизм - 36 Буддизм - 38 Чарвака-локаята - 43 Санкхья - 45 Йога - 48 Вайшешика - 52 Ньяя - 53 Миманса - 55 Веданта - 56 Вопросы для повторения - 59 Глава 3. Античная философия - 60 Милетцы - 61 Гераклит - 63 Пифагореизм - 65 Ксенофан. Элеаты - 68 Эмпедокл - 72 Анаксагор - 73 Левкипп. Демокрит - 75 Софисты - 79 Сократ - 81 Платон - 85 Аристотель - 92 Киники - 101 Скептицизм - 103 Эпикуреизм - 104 Стоицизм - 106 Неоплатонизм - 109 Вопросы для повторения - 111
Глава 4. Философия Средневековья - 112 Формирование христианской философии - 112 Христианская философия раннего Средневековья - 124 Арабская философия средневековья - 131 Еврейская философия Средневековья - 141 Философия позднего Средневековья - 146 Вопросы для повторения - 155 Глава 5. Философия эпохи Возрождения - 155 Гуманизм - 156 Натурфилософия - 166 Реформация - 172 Вопросы для повторения - 182 Глава 6. Философия Нового времени. XVII век - 182 Вопросы для повторения - 208 Глава 7. Философия XVIII века - 208 Французское Просвещение - 216 Французский материализм - 227 Вопросы для повторения - 234 Глава 8. Немецкая классическая философия - 235 Вопросы для повторения - 261 Глава 9. Философия XIX века (продолжение) - 262 Философия марксизма - 262 Позитивизм - 271 Прагматизм - 279 Иррационализм XIX — начала XX века - 283 Вопросы для повторения - 304 Глава 10. Философия XX века - 305 Неотомизм - 305 Фрейдизм - 310 Неопозитивизм - 317 Постпозитивизм - 325 Экзистенциализм - 327 Франкфуртская школа - 339 Герменевтика - 344 Структурализм - 349 Постмодернизм. Философские настроения конца века - 353 Вопросы для повторения - 360 Часть II. История русской философии - 361 Глава 11. Начала философской мысли в Киевской и Московской Руси - 362 Вопросы для повторения - 382 Глава 12. XVIII век. Становление философии как самостоятельной Системы знания - 382 Вопросы для повторения - 399 Глава 13. Философская мысль первой половины XIX века. Западнники и Славянофилы - 400 Вопросы для повторения - 418 Глава 14. Философия революционно-демократического движения - 418 Вопросы для повторения - 443 Глава 15. Философские взгляды народников - 444 Вопросы для повторения - 461 Глава 16. Идеалистическая философия второй половины XIX века - 461 Неославянофильство - 473 Вопросы для повторения - 489 Глава 17. Философия космизма - 489 Вопросы для повторения - 496 Глава 18. Религиозно-идеалистическая философия XX века - 497
Евразийство - 498 «Новое религиозное сознание» - 500 Продолжение»философии всеединства» - 508 Интуитивизм - 515 Иррационализм - 517 Философия права - 519 Мистицизм - 523 Вопросы для повторения - 528 Глава 19. Марксистская философия в России - 529 Вопросы для повторения - 547 Список литературы - 548 Именной указатель - 553 Предисловие Дорогие читатели! Вашему вниманию предлагается книга по истории философии. Вы скажете, что по философии в последние годы издано множество книг, и будете правы. С начала так называемой перестройки и до сегодняшнего дня в России вышли.в свет десятки учебников по философии (в которых обычно есть историко-философский раздел) и по истории философии. В этих учебниках, как правило, дается более или менее полная характеристика европейской традиции, но практически не рассказывается о философской мысли в Китае и Индии, об арабской и еврейской философии, христианской философии периода патристики и христианской мистике. Но дело не только в этом. Если в сравнительно недавнем прошлом историко-философский процесс излагался в схеме борьбы материализма и идеализма, причем подчеркивалась позитивная роль материализма и негативная — идеализма, то в последние годы наметилась противоположная тенденция: в отечественных учебниках особое внимание уделяется идеалистическим и религиозно-идеалистическим концепциям при явной недооценке и даже неадекватной характеристике материалистических и диалектических идей. Это особенно заметно при изложении истории русской философии, когда много говорится о религиозно-идеалистических концепциях и недооценивается значение философии революционно-демократического движения, народников, марксистской философии в России. Налицо односторонний подход к истории философии. И это характерно не только для отечественной, но и для зарубежной литературы по истории философии. Наблюдается также обедненное изложение материалистических концепций, неадекватное истолкование философии марксизма, отсутствие или краткие упоминания о русской философии. А если к сказанному добавить имеющиеся в учебниках предложения о возможности синтеза материализма и идеализма, науки и религии, рационализма и иррационализма и т. п., то легко представить, какие недоумения и сомнения будут появляться у читателя по мере его ознакомления со все более широким кругом учебной литературы. Об этом хорошо известно преподавателям философии в учебных заведениях.
Есть еще одно немаловажное обстоятельство. Многие учебники написаны тяжелым языком, с использованием сложной, подчас неоднозначной терминологии, с трудом воспринимаемой читателем. Разумеется, это не способствует эффективности изучения философии, особенно людьми, только начинающими осваивать данную дисциплину. Указанные и некоторые другие обстоятельства предопределили работу над этой книгой. Она опирается и подытоживает многолетний опыт преподавания автором философии в Казанском авиационном институте, Петербургском государственном университете путей сообщения, Институте повышения квалификации при Санкт-Петербургском государственном университете. Промежуточные итоги опыта преподавания курса истории философии были отражены в серии учебных пособий (9 выпусков за 1991-2000 гг.), в учебном пособии для вузов и колледжей»Русская философия в лицах» (М.: Юность, 1997) в соавторстве и др. Эти учебные пособия оказались востребованными в среде студентов, аспирантов и преподавателей ряда вузов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Идя навстречу многочисленным пожеланиям и предложениям, автор представляет на суд читателя учебник, в котором отражена более полная и детализированная историко-философского процесса. При написании данной книги автор ставил перед собой ряд задач. ♦ Дать характеристику целостного историко-философского процесса, преодолевая европо-центрическую интенцию. Конечно, в сравнительно небольшом для такого раздела философского знания объеме книги невозможно рассказать обо всех философских учениях, дать подробное из-ложение концепций классиков философской мысли, однако вполне реально охарактеризовать наиболее значимые для соответствующей эпохи и последующей философской мысли и культуры концепции и идеи. ♦ Избежать предвзятой, односторонней оценки философских концепций. Сделать это нелегко, поскольку у каждого автора есть свои позиции, свои теоретические убеждения и эмоцио-нальные отношения к тем или иным философам и философским концепциям (автор не скрывает своего отношения к мистике, иррационализму, феноменологии, постмодернизму и др.), но это не должно влиять на изложение философских концепций, раскрытие их места и роли в истории философии. Изложение истории философии должно быть сбалансированным, не впадающим в ту или иную крайность, не интерпретирующим всю историю философии с точки зрения какой-то одной концепции.
♦ Изложить историко-философский материал понятным и доступным языком. Решение этой задачи сопряжено со значительными трудностями; в частности, весьма сложно адекватно донести до читателя идеи философов, не потеряв в качестве, и вместе с тем представить их как можно более ясно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|