Роль учетных подсистем в информационном поле предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В информационном поле значительное место занимает система учета, включающая отдельные подсистемы. Учетная система - это вся учетная работа организации, включающая как бухгалтерский, налоговый, статистический и оперативный учет, так и более узкие ее области. В информационном поле предприятия функционируют три учетные подсистемы: финансовый, налоговый, управленческий. Финансовый учет выполняет функции системного бухгалтерского учета, построенного в соответствии с принципами и нормами международных стандартов; результатом учетных процессов является финансовая отчетность, которая используется для оценки финансового состояния предприятия, как внутренними, так и внешними пользователями. Финансовый учет определяется ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ - как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Финансовый учет в отличие от управленческого учета регулируется государством. Существует четырехуровневая система его нормативного регулирования: . Законодательный уровень (Федеральные законы; Постановления Правительства; Указы Президента) . Нормативный уровень (Положения по бухгалтерскому учету) . Методический уровень (Инструкции, рекомендации по ведению бухгалтерского учета) издаваемые Минфином РФ . Организационно-распорядительные документы предприятия, формирующие его учетную политику В системе управления предприятием выбор учетной политики играет ключевую роль, так как в зависимости от выбранных вариантов методов ведения учета и оценки активов формируется разные показатели бухгалтерского баланса и отчетности. Информацией этих документов пользуются акционеры, принимая решение покупать акции, держать их или продавать; проводится оценка финансового состояния инвесторами, кредиторами и партнерами по бизнесу, откуда следует получены или нет дополнительные инвестиции. Бухгалтеры и руководители предприятия заинтересованы в сближении налогового и финансового учетов, т. е снижение затрат на ведение; сопоставление экономической выгоды от эффекта их разграничения; снижение налоговых платежей и привлечение дополнительного капитала.
Налоговый учет - в виду несовершенства нормативно-законодательной базы РФ имело место расхождение между финансовым учетом и данными учета для налогообложения. Налоговый кодекс РФ часть 2 частично разрешает проблемы исчисления прибыли (два метода определения выручки: можно применять по оплате, по отгрузке). Для улучшения показателей деятельности предприятия необходимо сокращать сумму налоговых платежей в рамках закона. Налоговый учет и менеджмент связаны между собой областью налогового планирования, т. е выбор между разными вариантами действий, использование допустимых законом средств, путей и методов, направленных на достижение минимального уровня налоговых обязательств. Налоговое планирование (в части стратегии) обеспечивает информацией менеджеров для принятия управленческих решений: о наиболее выгодном месте регистрации организации (обшорные зоны с учетом налоговых льгот); о выборе организационно-правовой формы предприятия и его структуры; Налоговое планирование (в части тактики) представляет финансовым менеджерам информацию, связанную с правильным и полным использованием налоговых льгот. Управленческий учет - связан с усложнением предприятий, диверсификацией продукции, необходимостью сохранять коммерческую тайну о затратах в условиях конкуренции и т.д.
Учетная информация должна формироваться не для бухгалтерского учета, которая представляет - информационная система, измеряющая обрабатывающая и передающая финансовые данные (хозяйственные операции; капитал), а быть полезной внутренним и внешним ее пользователям, служить основой для осуществления процессов прогнозирования, планирования, нормирования, анализа и контроля, т. е выступать средством принятия эффективных управленческих решений. Официальное признание управленческого учета как самостоятельного вида бухгалтерского учета произошло в 1972 г. американской ассоциацией бухгалтеров. Управленческий учет - самостоятельное направление бухгалтерского учета, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельности. Для определения сущности управленческого учета необходимо рассмотреть взаимодействие и соотношение финансового, управленческого и производственного учетов. Управленческий учет - интегрированная система внутрихозяйственного учета, предоставляющая информацию о затратах и результатах деятельности как всей организации, так и ее отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия тактических и стратегических управленческих решений. Предмет управленческого учета - производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления. Объекты управленческого учета: ) затраты и доходы организации и ее отдельных структурных подразделений (центров ответственности); ) результаты хозяйственной деятельности организации и ее центров ответственности; ) внутреннее ценообразование; ) бюджетирование и внутренняя отчетность. Цель управленческого учета - калькулирование себестоимости, выполнение альтернативных расчетов по решению одной задачи. Задачи управленческого учета: создание интегрированной системы учета затрат и доходов; нормирование затрат; планирование, контроль и анализ затрат; бюджетирование; оказание информационной помощи финансовым менеджерам в принятие оперативных управленческих решений;
контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и центров ответственности; выбор эффективных путей развития предприятия. Принципы управленческого учета: ) ответственность - управленческий учет обеспечивает информацию, измеряющую достижение целей предприятия и оценивающую влияние внешних эффектов на данный процесс. Необходимо регулярно определять ответственность и основные результаты предприятия. ) управляемость - управленческий учет определяет операции, на которые могут или не могут воздействовать менеджеры; пытаются оценить риски и факторы. Это облегчает анализ, мониторинг, объяснение информации, используемой при выполнении функции контроля, оценки и регулирования. ) достоверность - информация управленческого учета должна обладать доверием; ее достоверность для пользователя зависит от источника, полноты и доступности. ) взаимозависимость - сбалансированность информации зависимость от использования как внутренних, так и внешних источников; от ее получения из подразделений, выполняющих взаимодействующие функции, связанные со сбытом, снабжением, производством и т.д. ) релевантность - своевременное предоставление в четкой, понятной форме с использованием такого количества альтернатив, какое необходимо для принятия обоснованных решений. Структура подсистемы управленческого учета подразделяется на блоки: Бюджетирование и анализ гибких бюджетов Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (и прибыли) Подготовка информации для принятия проблемных управленческих решений Внутренний аудит и др. Между управленческим и финансовым учетом много общего, так как они используют информацию учетной системы предприятия. Например учет затрат и доходов. Информация этих подсистем используются для принятия управленческих решений, так данные финансового учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения проблем управления.
Заключение
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления важнейший стратегический ресурс. Информационное поле управленческой деятельности включает в себя совокупность самых разнообразных и разнородных информационных ресурсов, информационных потоков, алгоритмов и технологий их передачи, контроля и обработки. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение и использование информации в различных сферах деятельности приобретают решающее значение для успеха в конкурентной борьбе. В современный информационный век для предпринимателей ключевое значение имеет не просто разработка принципиально нового изделия, а создание такого продукта или услуги, которые положили бы начало формированию нового направления в производстве, нового рынка. Только в этом случае предприятие (организация) может рассчитывать на приемлемый уровень издержек производства и снижение степени риска при выходе сначала на национальный, а затем на мировой рынок. В настоящее время в России происходит совершенствование нормативно - правовой базы по обеспечению права собственности на информацию. Что в свою очередь обеспечивает сохранности информационных ресурсов, и предприниматели - новаторы могут быть, в достаточной мере, быть уверенными в том, что их новые технологии не попадут к конкурентам. Информационная система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. Таким образом информационные системы помогают справиться с большим потоком информации, которая постоянно поступает из внешней и внутренней среды, так, чтобы администрация могла принимать эффективные решения и успешно вести дела компании. Основными классификационными признаками информационных систем являются: уровень в системе государственного управления; область функционирования экономического объекта; виды процессов управления; степень автоматизации информационных процессов.[62] Информационно-коммуникационные технологии, являясь значимым фактором повышения эффективности управления американских компаний, заслуживают детального исследования возможностей их применения в комбинации с другими инструментами реформирования. Новые информационно-коммуникационные технологии являются основой и необходимым инструментом осуществления преобразований ТНК США с применением стратегий реинжиниринга и реструктуризации. Следует учитывать, что внедрение инноваций в деятельность компаний не может ограничиваться только применением передовых информационно-коммуникационных технологий. Напротив, повышение эффективности управления компаний США является следствием выполнения продуманного комплекса мер по достижению целей долгосрочного развития американских ТНК.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности.[64] Основная цель информационной технологии - получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Также важно, что роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.
Список литературы 1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент 2009г. - 455 с. . Богомолова Е.Ф. Роль финансово-экономического анализа в системе управления организацией // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №3. - С.11-14. . Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2009. . Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий) Издательство: Инфра-М Год: 2010 - 240. . Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. . Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов по спец. "Государственное и муниципальное управление"; под ред. засл. деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, проф. Г.Б. Поляка, МО РФ. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 375 с. . Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. . Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. . Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2010. - 424 с. . Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Омега-Л, 2010. - 351 с. . Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий). - М.: ИНФРА-М, 2010. . Любушин Н.П. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. . Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Анализ методик по оценке финансового состояния организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 22(79). - С. 2-7. . Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2009. - 536 с. . Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. . Селезнева Н.Н. Методы анализа в финансовом менеджменте // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2009. - № 4. - С. 21-23. . Смольянинова Е.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, его место и роль в системе управления. - Владивосток: Дальневосточный государственный технический университет им. В.В. Куйбышева, 2009. . Толпегина О.А. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие /сост. О.А. Толпегина - М.: МИЭМП, 2009. - 196 с. . Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: ИНФРА-М, 2010. . Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА-М, 2010. 21. Официальный сайт компании "Консультант Плюс" <http://www.consultant.ru/> . <http://www.audit-it.ru/inform/account/102102.html>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|