Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие хозяйства в византийских городах

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследователи средневековых городов отмечают, что в средневековой Европе было 2 региона, где города имели специфические характеристики, отличительные признаки – Византия и Русь. История Византии занимает особое место в истории средних веков, поскольку это общество существовало на стыке Запада и Востока. Византийское средневековое общество имеет тысячелетнюю историю (государство просуществовало до середины XV века). Среди историков не было и нет единой точки зрения о политическом, экономическом, социальном и культурном развитии Византии. Византинисты довольно много имеют источников для изучения этой своеобразной страны. По-прежнему продолжаются споры по разным вопросам истории Византии. Свои взгляды византинисты высказывают не только через монографии, научные статьи, но и через специализированные издания («Византийский временник»).

Одной из своеобразных черт Византии являлись ее города. Многие историки-византинисты именно в них видят основу (или разгадку) особенностей исторического развития Византии. Тема изучения городского строя Византии довольно актуальна. Город – это не только центр жизни, это еще и показатель уровня развития государства, это средоточие политических и экономических интересов, это место, где встречаются представители всех социальных слоев. А средневековый город был показателем развития не только ремесла и торговли, но и аграрных отношений, церкви, культуры и т.д. Об актуальности изучения городского строя Византии говорит огромное количество исторических исследований по этой теме, которые активно продолжаются и сейчас. В зарубежной и отечественной историографии довольно много примеров, подтверждающих интерес историков к данной теме. Свои труды посвящали этому вопросу П.Каллигас, У.Эбернер, И.И.Соколов, Н.В.Пигулевская, М.В.Левченко, Е.Э.Липшиц, Б.Т.Горянов, М.Я.Сюзюмов, З.В.Удальцова, К.А.Осипова, Г.Г.Литаврин, М.М.Фрейденберг, А.П.Каждан, Г.Л.Курбатов и другие.

Говоря о социально-экономическом развитии Византии в VII – XI вв., Левченко М.В. подчеркивал, что своеобразие экономической структуры страны – в сочетании «промышленных городских центров» с неразвитыми земледельческими областями. 

Е.Э.Липшиц исследовала на основе исторических источников VIII – IX вв. проблемы феодальной деревни и города в Византии. В 1953 году она выступила со статьей, посвященной византийским городам этого времени. Подчеркивая наличие торговых связей Византии с соседними странами и существование городов, живших «интенсивной жизнью», Липшиц тем не менее признавала средневековую природу византийского города, где ремесло было еще тесно связано с сельским хозяйством.

Особенности экономического строя Византийской империи  Горянов Б.Т.  видел в сохранении крупных городских центров с развитыми ремесленным, а затем и мануфактурным производством и развитой торговлей.

Сюзюмов М.Д. в городах Византии искал разгадку особенностей ее исторического развития. Своеобразие Византии он видел в наличии мощного города. Наряду с городами-эмпориями, унаследованными от античности, Сюзюмов признавал наличие и других византийских торгово-ремесленных центров, подъём которых приходился на XI-XII века и был определен «внутренним развитием феодальной экономики провинции»[1].

 В исследованиях Г.Г.Литаврина акцент делается на общественных и социальных институтах Византии в IX – XI вв. Довольно популярна его книга «Как жили византийцы», в которой он «склонен больше интересоваться вопросом не о том, почему империя погибла, а о том, где она черпала силы, чтобы в течение тысячелетия противостоять обстоятельствам, находясь почти непрерывно в экстремальных условиях»[2].

Цель настоящей работы – ответить на вопрос о своеобразии византийского города, чем он отличался от других средневековых западноевропейских городов. Исходя из этого, задачи работы таковы: показать сущность и особенности экономического, социального, политического развития византийского города на разных этапах истории Византии (с IV – по XV вв.). Исследование будет включать в себя рассмотрение трех основных вопросов:

1. Развитие хозяйства в византийских городах (будут рассмотрены основные тенденции экономического развития городов Византии, тип собственности, основные отрасли хозяйства и т.д.);

2. Социальное развитие византийских городов (социальный состав жителей крупных и средних городов, взаимоотношения между различными социальными слоями общества в городе);

3. Причины упадка византийских городов (почему городские центры Византии стали замедлять социально-экономическое развитие страны, в чем особенности поздневизантийских городов, почему византийский город перестал быть центром развития общества и государства и т.д.);

Географические рамки исследования включают как крупные городские центры (например, Константинополь), так и окраины Византии, пограничные территории, крупные и мелкие города.

Для ответа на вопросы моей работы привлечены работы П.А.Каждана, Г.Л.Курбатова, Г.Г.Литаврина, Удальцовой З.В. и некоторые другие, а также научные статьи из «Византийского временника» и сборника статей «Византия и славяне».

 


Развитие хозяйства в византийских городах

 

Экономическое развитие византийских городов прошло довольно сложный, своеобразный путь – от крупных хозяйственных центров, подобных античным полисам, до пришедших в упадок и утерявших былое экономическое значение. Ремесло, торговля, землевладение на протяжении истории Византии претерпевали существенные изменения. Причиной этому были не только особенности экономического, но и политического и социального развития.

Рассмотрим основные тенденции экономического развития городов Византии.

Как пишет Г.Л. Курбатов, «ранневизантийский город еще во многом продолжал оставаться античным полисом, городом, но городом, основанным на земельной собственности и земледелии, городской общиной сограждан-землевладельцев и рабовладельцев, как и западно-римский».[3] В целом, на территории ранней Византии насчитывают до 1200 городских общин, территории которых занимали значительную, если не большую ее часть. Внегородских комплексов – территорий общин было мало. Большая часть районов, где были обширные, не приписанные городам земли, принадлежала государству, императорской власти. Ранневизантийский город эксплуатировал сельское население, при этом не только владения его граждан, но и территории приписанных к нему земель общин. Податная, управляемая городской общиной сельская округа города фактически не включала земли крупных и привилегированных собственников. Все это было важным дополнительным фактором для поддержания благополучия города в массе подвластного ему свободного сельского населения.

Византийский город IV – VII вв. – это позднеантичный город-полис, центр обитания местных землевладельцев, центр товарного производства и обмена для города и округи. Город был окружен мощным кольцом пригородных владений горожан – виллами, участками, обеспечивавшими потребности горожан.

Кроме того, деревня оставалась связанной с городом, а рост государственных податей и платежей колонов господину стимулировал их связи с городским рынком.

Главной производственной организацией были небольшие ремесленные мастерские (эргастерии), нередко совмещенные с лавками, где хозяева продавали изделия, изготовленные ими самими, своими собственными инструментами, с помощью двух-трех наемных работников или рабов. Часто само помещение под мастерскую ремесленник арендовал у домовладельца. Помимо эргастериев свободных ремесленников имелись мастерские, принадлежавшие казне, церкви, светской знати. В них трудились и наемные работники, и рабы, нередко получавшие мастерскую от господина в качестве пекулия (пекулий – это часть имущества, которую глава семейства мог передать сыновьям или рабам без того, чтобы они были юридически его владельцами). Особенно много было рабов в императорских мастерских, монополизировавших производство предметов роскоши (например, к середине VI века среди них видное место занимали шелковые ткани), дворцового реквизита, дорогого оружия и воинского снаряжения, чеканку монеты. Запросы привыкшей к роскоши элиты стимулировали производство высококачественных товаров, внешнюю и внутреннюю торговлю. Византийский золотой солид стал на многие века подлинной международной валютой средневековья.

В позднеримской империи ремесленники были насильственно, в фискальных целях, объединены по роду занятий в коллегии, к которым были прикреплены, отвечая своим имуществом за уплату налогов и выполнение повинностей всеми членами объединения. Дети членов коллегии наследовали занятия и статус родителей. С середины VI века, в связи с упадком центральной власти и самих византийских городов, коллегии постепенно теряли свое значение. Стали складываться профессиональные ремесленные и торговые объединения на добровольной основе.

Более имущую часть торгово-ремесленного населения составляли ремесленники по металлу (кузнецы, медники, литейщики) и ремесленники, производившие дорогие изделия, предметы роскоши. К богатой верхушке принадлежали также владельцы пекарен, выпекавшие и продававшие хлеб, содержатели постоялых дворов и харчевен, более крупные местные торговцы, золотых и серебряных дел мастера, выступавшие также в качестве менял и ростовщиков. К состоятельной, во всяком случае, привилегированной верхушке плебейского населения можно также отнести строителей-подрядчиков и представителей интеллигентных профессий – врачей, учителей, адвокатов, риторов. Богатую верхушку города составляли купцы, особенно связанные с внутренней межпровинциальной и внешней торговлей, судовладельцы. Значительную часть городского плебейского населения составляла беднота, наемные работники – мистии, поденщики. К бедноте относились сапожники, плотники, льноткачи, портные – представители самых массовых профессий.

Одним из прибыльных занятий была торговля шелком. Об этом свидетельствует Прокопий Кессарийский в своих «Тайной истории», «О войне с персами», «О войне с готами».

«…С тех пор, как Юстиниан принял царство, учреждены были таможенные ведомства … и назначены два архонта с целью взимания пошлин … Для Константинополя он придумал следующее. Он же всем судам, прибывавшим в Константинополь, не позволял разгружаться в гавани, но или принуждал корабельщиков платить пеню за свои корабли, или везти товары в Африку или Италию… Те, для которых торговое дело было единственным средством к жизни, принуждены были вносить за свои товары тройную пошлину… Большинство предметов было обращено в царскую монополию. Во главе шелкового производства и торговли шелковыми изделиями в империи стоял начальник царской казны … он требовал, чтобы мастера готовили этот товар исключительно для него, и не тайно, но открыто, на базаре, унцию шелка … оценивать в 6 номисм … этим путем он доставил в царскую казну большие средства…»[4] («Тайная история», гл.25). В произведении «О войне с персами» (кн.I, гл.20) Прокопий Кессарийский рассказывает о ввозе шелка в империю, а в произведении «О войне с готами» (кн.IV, гл.17) – о ввозе шелкопряда в Византию («… и от них в дальнейшем пошел шелк-сырец в Ромейской земле»).[5]

Характерной чертой среднего аграрного ранневизантийского города в IV – V веках было то, что он не переживал подъема или оживления. Муниципальная организация, от которой зависело благополучие города, беднела, а расходы куриалов на муниципальные нужды сокращались. Уменьшение спроса округи ослабляло городское ремесло. Поэтому «город постепенно аграризировался. Как писал Ливаний, уже в IV веке многие мелкие города становились «похожими на деревни». По словам Феодорита Киррского, в V веке они лишались «последних остатков былого процветания». Однако в ранней Византии упадок мелких полисов как городов проходил медленнее»[6]. Г.Л. Курбатов пишет, что «вся совокупность конкретных данных о развитии мелких городских центров, мелких полисов свидетельствует о том, что в IV – VII вв. там, где они не приобретали особого военного или религиозного значения, они постепенно приходили в упадок, исчезали, что этот упадок был, может быть, медленным, но непрерывным и достиг своего апогея в VII веке… в условиях падения торгово-ремесленного значения городов, переселения более богатого землевладельческого и торгово-ремесленного населения в крупные города, а части мелких ремесленников и городских землевладельцев в деревню происходит сокращение населения и аграризация мелких полисов».[7]

Рассматривая развитие крупных византийских городов, Г.Л. Курбатов отмечает, что одним из существенных недостатков в изучении их является то, что значение и эволюция городов рассматривались преимущественно с точки зрения их участия в общем внутриимперском и международном обмене. А их органическая связь с эволюцией экономической жизни, экономическими отношениями взаимосвязанной с ними области, более мелких городов в силу разных и прежде всего объективных обстоятельств – недостаточности местного материала – отодвигалась на второй план.

Для IV – V вв. бесспорен рост крупных городских центров Византии, но по мере изучения судеб массы мелких городов становится все более очевидным, что он связан не столько с их подъемом и оживлением, сколько с постепенно усиливающимся упадком, являлся в известной мере его следствием и результатом. Все это заставляет обратить внимание на взаимосвязь процессов развития крупных городов с эволюцией их отношений с экономической периферией, ее состоянием. Во второй половине IV века заметно возрастает число законов, направленных против использования правителями средств малых городов на нужды крупных.

Для IV – V вв. «мы можем говорить о наличии целого ряда причин, стимулировавших рост крупных городов не на базе общего подъема товарного производства и мелких городов империи, а его концентрации в крупных центрах при постепенном ослаблении, свертывании товарного производства и товарно-денежных отношений в более мелких периферийных городах».[8]

Рост значения ростовщиков, ростовщического капитала в экономической жизни города был показателем обеднения населения и неустойчивости положения торгово-купеческих кругов, значительной части городских землевладельцев. Но с конца VI – начала VII в. их влияние в крупных городах идет на убыль.

Нельзя недооценивать резко возрастающей в VI веке роли церкви в экономической жизни крупных городов, развития товарного церковно-монастырского производства. В VII веке церковь с ее огромными богатствами бесспорно становится главным кредитором и заимодавцем.

О том, что в Византии было достаточно много епископских земель, и о большой светской роли епископов свидетельствует «Сирийская хроника Захарии Митилинского» в кн.7, гл.6. Еще в VI веке произошло строительство важной в стратегическом отношении крепости, находившейся близ персидской границы. Перед началом строительства император Анастасий «послал к Фоме, епископу Амида, который отправил механика, изготовил план, с которым этот благочестивый Фома направил его к императору».[9] «Император дал епископу Фоме золота, стоимость селения, принадлежавшего церкви, и купил его для казны. Всех присельников, бывших в нем, он освободил и утвердил каждому его землю и его двор. На постройку церкви в городе он дал известное количество кентенариев золота и обещал клятвенно, что все, что потратит епископ, он отдаст щедрой рукой, без спора …»[10] При строительстве крепости епископ часто присутствовал. Все считали его «благосклонным, спокойным, ласковым, равно доверяющим императору и обещанному им ему»

Важной причиной возрастания значения крупных городов было то, что они в течение IV века стали церковными центрами, столицами митрополий.

Таким образом, в течение IV- VII веков в Византии происходили постепенный упадок и исчезновение массы мелких городских центров, античных полисов, вызванные разложением рабовладельческих отношений. Изучение внутреннего развития мелких полисов показывает, что большинство из них к VII веку исчезло, утратило или утрачивало городское значение, превратилось или превращалось в крепости и епархиальные центры. Вопрос о том, в какой мере последние можно по их социально-экономическому характеру считать городами, является в высшей степени спорным. Их упадок как центров местного производства был несомненно связан с разложением рабовладельческих отношений и падением значения античного полиса как основной социально-политической ячейки рабовладельческого общества. Византия переходила в конце VI – VII вв. на путь раннефеодального развития. Нет достаточных оснований говорить и о подъеме крупных городских центров: исследователи подчеркивают временный характер этого процесса, со второй половины – конца V века начинается упадок крупных византийских центров, вызванный общей эволюцией характера их экономики, угасанием мелких городов, сокращением спроса на городские изделия в сельской округе.

В период VII – середины IX вв. историки на основе археологических материалов делают вывод о том, что, по сравнению с ранней Византией, город «отодвинулся» от моря. Исчезли прежние богатые кварталы, в которых жили состоятельные городские землевладельцы, торгово-купеческая верхушка. При сохранении достаточно интенсивной городской жизни город оказался чрезвычайно ослабленным, утратил свое прежнее значение слой богатых городских землевладельцев и купцов.

Движение византийских городов от побережья «вглубь» было связано не только с военной ситуацией, но и с внутренними процессами, аграризацией Византии, падением значения внутриимперского обмена. Города могли в большей степени сохраниться в связи с сельской округой как центры местного обмена. Поэтому в Византии этого времени начинают выдвигаться города, бывшие преимущественно торговыми, а не производящими центрами. В связи с резким сокращением объема внутриимперской торговли в Византии VII – VIII вв. крупные суда уже не используются в перевозках. На смену им приходят малые. Так же, как и многочисленная ранневизантийская городская знать, утратил свое значение тот прежде мощный слой «имперского купечества», богатых судовладельцев, купцов и ростовщиков, которые предшествующие столетия играли большую роль во внутриимперской и международной торговле. Относящийся к VII веку «Морской закон» свидетельствует о том, что иногда называют «демократизацией» торговли – о развитии «складничества», осуществлении торговых операций на паях, показывающих, что торговля в то время оказывается в руках недостаточно богатых людей. С общим сокращением обмена многие небольшие прибрежные города превращаются просто в портовые местечки аграрного типа, ставшие характерными для раннесредневековой Византии. Часть из них затем снова возродилась к активной городской, торговой жизни. Другие так и остались преобладающе аграрными поселениями, центрами рыболовства и местного обмена. Часть городов трансформировалась в крепости, иногда служившие одновременно и центрами управления, вокруг которых позже нередко начинал вновь формироваться город.

События VII века в целом подняли значение столицы империи – Константинополя. Он стал уникальным в империи центром производства предметов роскоши, вооружения, стал главным центром судостроения и основной военно-морской базой. Константинополь представлялся византийцам того времени своего рода единственным городом в стране. Поэтому его все чаще называли просто «городом». Но было бы ошибочно думать, что Константинополь в VII – VIII вв. не пережил упадка (об этом свидетельствуют сокращение строительства и выселение за пределы города мелкого торгово-ремесленного люда).

Таким образом, в рассматриваемый период византийский городской строй переживал прекращение рабовладельческих отношений и зарождение раннефеодальных порядков. А уже с середины IX века большинство исследователей отмечает подъем городов.

И по числу городов, и по размерам их населения Византия в X веке безусловно занимала едва ли не первое место в Европе. Город того времени был селением преимущественно аграрного, крестьянского населения, может быть в большей степени приобщившегося к ремесленно-торговой деятельности, но не порвавшего со своими крестьянскими домами.

В рассматриваемое время уже не сохранилась в значительной степени традиционная городская община. Это не была регенерация аграризировавшего старого города, а это было возникновение на его развалинах, а часто по соседству с ними нового города. Он был разбросанным, представлял возможность обработки земли, в нем не было бань, общегородских систем водоснабжения и канализации.

Такой характер раннесредневекового византийского городского строя исследователи объясняют тем, что в Византии было развитым и устойчивым деревенское ремесло, что в условиях IX – X вв. не стимулировало быстрое конституирование города как исключительно ремесленно-торгового центра. Город был прежде всего центром локального обмена и лишь отчасти производства. Обмен между городом и округой осуществлялся в основном на ярмарках. Внутригородская торговля и обмен ведутся не на торговой площади, рынке внутри города, а дома, непосредственно между продавцом и покупателем. На ярмарках византийские купцы скупали изделия как сельских, так и городских ремесленников, увеличение спроса стимулировало городское ремесло.

Важнейшим организатором и регулятором развития товарно-денежных отношений был не город, а государство. Константинополь занял монопольное производственное значение, что тормозило оживление и подъем ремесла в провинциях и провинциальных городах. Медленное развитие провинциального ремесла подтолкнуло власть к поощрению кинонии – мелких временных объединений (новеллы императора Льва VI – начало X вв.) Византийская государственность регулировала и норму прибыли: ограничивала спекуляции, контролировала цены, создала систему поимущественно-подоходного обложения с известными уравнительными тенденциями.

Городское население обязано было нести некоторые повинности, сочетавшие элементы общегосударственных и городских: осуществлять надзор за системами водоснабжения и орошения, ремонтировать общественные здания, доставлять грузы. Город представлял собой особый податный округ.

Исследователи имеют возможность лучше изучить город Константинополь, поскольку существует знаменитая «Книга Эпарха» - сборник постановлений, которые были установлены эпархом (градоначальником) в виде правил для 22 корпораций столицы (начало X века) В «Книге Эпарха» представлены: 1) табулярии (нотариусы); 2) серебреники, или ювелиры; 3) банкиры, или менялы; 4) торговцы шелковыми одеждами; 5) торговцы сирийскими шелковыми одеждами; 6) торговцы шелком-сырцом; 7) обрабатывающие шелк-сырец; 8) производящие пурпуровые ткани; 9) торговцы полотном; 10) торговцы благовониями; 11) торговцы воском и свечами; 12) торговцы мылом; 13) мелочные торговцы; 14) кожевники, выделывающие ремни; 15) мясники; 16) свиноторговцы; 17) рыботорговцы; 18) хлебопеки; 19)трактирщики; 20) подрядчики.

Ремеслом можно было заниматься и вне корпорации, но такой ремесленник или торговец при получении заказов и продаже изделий и товаров не имел тех льгот, которые были официально предоставлены членам корпорации. Закон защищал их от конкуренции внекорпоративного ремесла. Наибольшие льготы имели корпорации торговцев. Состоятельные члены корпораций использовали труд мистиев (наемных работников) и рабов. Взамен первоочередного права на получение заказов и продажу своих изделий корпорации были опутаны целой сетью обязательств и ограничений, решительно отличавших их от возникших позднее на Западе средневековых городских цехов. Члены корпорации не имели права сами избирать главу корпорации – его назначал эпарх. Глава отвечал за уплату налогов и пошлин всех членов объединения и за соблюдение ими не только профессиональных правил, но и принятых норм морали. Члены корпорации под угрозой исключения должны были доносить на своих коллег о любом «слове и деле» против законной власти. Их профессиональная деятельность подвергалась придирчивому контролю со стороны городских чиновников (предписывались объемы производства, запасы сырья, место и время торговли, сроки и число найма мистиев). Была установлена и норма прибыли членов корпорации. Они платили налоги с городской недвижимости (мастерских-лавок), если ее имели, а не брали в аренду, а также пошлину как при закупке сырья и иных товаров, так и при продаже своих.

Чтобы продемонстрировать, как «Книга эпарха» устанавливала строгие правила, рассмотрим устав «О табуляриях (нотариусах)». «Табулярий не может быть избран без обсуждения и решения примикирия и других членов коллегии табуляриев. Необходимо, чтобы он знал в совершенстве законы, чтобы он не был болтлив, дерзок, развратен, чтобы его характер внушал уважение, чтобы его суждения были здравы, чтобы он был умен и образован, умел хорошо говорить, умел вполне правильно писать, т.к. ошибки – погрешности, искажающие написание или пунктуацию текста, легко могут извратить его смысл… Подлежащий избранию должен хорошо знать 40 титулов прохирона, а также 60 книг Василик, а кроме того объем курса свободных искусств … Должно производить назначение следующим образом: после представления свидетельства о благонадежности и экзамена он явится к славнейшему эпарху города с членами корпорации нотариуса и примикирием … После принесения присяги занимающий должность эпарха утверждает в канцелярии свой выбор кандидата, который с этого времени включается в корпорацию и причисляется к табуляриям … Табулярий, вызванный по необходимому делу примикирием раз и два и не явившийся в течение трех раз, уплатит в первый раз 2 кератия, во второй – 4, в третий – 6. Если же делает это по заносчивости и презрению, то эпарх должен подвергнуть его телесному наказанию. Если для составления какого-нибудь акта приглашают сначала одного табулярия, а потом другого, они должны работать вместе и разделить между собою гонорар поровну».[11]        

Корпорации находились в прямом ведении и подчинении «градоначальника» - эпарха Константинополя. Они возглавлялись либо назначавшимся эпархом, либо утверждавшимися им и ответственными перед ним старшинами. Причинами их государственной организации считают необходимость обеспечения контроля над снабжением населения столицы, организации сбора пошлин с наиболее доходных профессий и обеспечения выполнения ими повинностей и общий государственный контроль за их ремесленно-торговой деятельностью. Корпорации в Византии появились значительно раньше западно-европейских цехов в условиях централизованной византийской государственности, и в их организации можно видеть поиск новых форм организации торгово-ремесленной деятельности.

В рассматриваемый период ремесленное производство и торговля в империи процветали, подъем начался в столице с середины IX века, а со второй половины XI века – и в провинциальных городах. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда, льняные ткани из Византии снова обрели мировую славу. Возобновились широкие внешнеторговые связи.

З.В. Удальцова и К.А. Осипова считают, что «византийский город времени «Книги Эпарха» был во многом уже новым феодальным городом, хотя и сохранял античные традиции»[12] Они считают, что причины своеобразного исторического пути византийского города таились в общественных отношениях, длительное время существовавших в Византии. То наследие, которое Византия получила от Поздней Римской империи и которое не было полностью разрушено в бурях VII века, как это ни парадоксально, сперва было мощным стимулом расцвета городов и помогало в раннее средневековье сохранению их экономического превосходства над городами Западной Европы. Государственная регламентация при наличии сильной централизованной власти до известного времени помогала расцвету городского ремесла и торговли. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии произошел в XII веке. Именно с XII века пути экономического развития городов Византии и Западной Европы окончательно разошлись. В Византии расцвет городов оказался недолговечным и не повлек за собой коренной ломки феодальной экономики страны.

 О силе государственного регулирования в средневековом византийском городе пишет и А.Сванидзе: «С X – XI вв. господствующей силой в городах стали феодальные землевладельцы, в том числе все те же монастыри и церкви, хотя частно-сеньориальный режим здесь не сложился: города подчинялись императору. Высшие чиновники императора вместе с крупнейшими купцами заправляли городской жизнью, особенно в столице. Эти же группы занимали значительное место в составе господствующего класса страны. И византийские города так и не узнали вкуса свободы – в городах сохранялся рабский труд, прежде всего в императорских мастерских, которые превалировали в городском ремесле. И хотя византийский город остался в истории как яркий феномен средневековой культуры, он, как и все общество Византии, очень медленно усваивал новые формы, а его развитие подавлялось императорской властью и государственным регулированием».[13]

Таким образом, в IX – X вв. начался подъем ремесла и торговли, расширились торговые связи. В регулировании городского хозяйства большую роль играло государство. Ярким подтверждением этого была «Книга Эпарха». Была изменена система налогообложения, которая уравнивала доходы ремесленников и торговцев. В социальном развитии особенно значимых моментов не проявилось, продолжали формироваться сословия феодального общества. В качестве примера довольно высокого уровня развития городов можно привести Константинополь. В «Путевых записках Вениамина из Туделы» (посетившего Константинополь в декабре 1171 г.) говорится: «Сюда приходят купцы из земли Вавилонской, из Месопотамии, Персии, Мидии, всех царств земли Египетской, из земли Ханаанской (Палестины), Руссии, Венгрии, земли печенегов, Хазарии, Ломбардии и Испании. В него стекаются для торговли со всех стран, морем и сухим путем, это Шумный город; нет подобного ему ни в одной стране, за исключением Багдада…»[14]

Однако уже к концу XII века наблюдаются некоторые признаки грядущего упадка в провинциальных городах, а особенно ярко – в столице. Мелочная опека властей, система ограничений, высокие налоги и пошлины, консервативные принципы управления душили корпорацию.

Если коротко охарактеризовать эволюцию городского строя Византии, то можно сказать следующее. В IV – VII вв. восточноримские города не пережили упадка, как это было на Западе. Большинство городов были достаточно развиты. В V – VI вв. город оставался еще полисом – общиной, владевшей сельской округой. В позднеримской империи ремесленники насильственно объединялись в коллегии. А главной производственной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская – эргастерий.

В ранний период Византия изобиловала крупными городскими центрами. Она обгоняла Запад по уровню развития ремесла и торговли.

В VII – VIII вв. в Византии еще сохранялись крупные городские центры, унаследованные от античной эпохи, но также росли и новые средневековые города. Они возникали или на месте разрушенных и захиревших античных городов, или на вновь освоенных территориях. Новшества были в том, что административной единицей города становится приход, группирующийся вокруг церкви.

Византийский город времени «Книги Эпарха» был во многом уже новым феодальным городом, хотя и сохранял античные традиции. Появляются правила для корпораций – профессиональных объединений нового типа. По сравнению с западноевропейскими городскими цехами, византийские корпорации были опутаны сетью обязательств и ограничений. Ремесло и торговля процветали. Подъем начался с середины IX в. в Константинополе, а со второй половины XI века в провинциальных городах.

В XI – XII вв. попытки торгово-ремесленной верхушки добиться более благоприятных условий для своей профессиональной деятельности по-прежнему сурово пресекались. Очень высока была степень государственной регламентации. Горожанам приходилось вести тяжелую борьбу с магнатами (крупными вотчинниками) и с государством.

Но византийский город XII – XV вв. начинает приходить в состояние упадка. Ремесло и торговля замедляют свое развитие. Хозяйственный прогресс был невозможен по ряду причин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...