Диагностика асимметрии таза у детей
2.1. Характеристика собственного материала. В условиях ортопедо-травматологического отделения и в диагностическом центре Иркутской областной детской клинической больницы наблюдалось 137 пациентов с асимметрией таза. Пациенты распределялись на 4 группы в зависимости от методов лечения. 1 группа – классический метод лечения. 2 группа – с применением асимметричной лечебной гимнастики. 3 группа – с применением мануальной терапии и ПИР. 4 группа (дети до 1 года) – с применением массажа, ЛФК, ПИР. В каждой группе проводилось распределение пациентов по возрасту, полу. Пациенты до года выделены в отдельную подгруппу в связи с тем, что в этом возрасте у детей, как правило, отсутствует вертикальная нагрузка на таз. Распределение больных по возрасту, полу представлено в таблицах 1, 2, 3. Таблица 1 Распределение больных по возрасту в группах
Группа | ||||||||||||||
1 | 0–1 год | 0 | 0 | |||||||||||
2 | 1–3 года | 2 | 5.1 | 1.7 | ||||||||||
3 | 3–7 лет | 10 | 25.6 | 8.5 | ||||||||||
4 | 7–15 лет | 27 | 69.7 | 23.0 | ||||||||||
Всего | 39 | 100 | 33.3 | |||||||||||
Группа | ||||||||||||||
1 | 0–1 год | 0 | 0 | |||||||||||
2 | 1–3 года | 0 | 0 | |||||||||||
3 | 3–7 лет | 7 | 17.9 | 5.9 | ||||||||||
4 | 7–15 лет | 32 | 82.0 | 27.3 | ||||||||||
Всего | 39 | 100 | 33.3 | |||||||||||
Группа | ||||||||||||||
1 | 0–1 год | 0 | 0 | |||||||||||
2 | 1–3 года | 1 | 2.5 | 0.8 | ||||||||||
3 | 3–7 лет | 8 | 20.5 | 6.8 | ||||||||||
4 | 7–15 лет | 30 | 76.9 | 25.6 | ||||||||||
Всего | 39 | 100 | 33.3 | |||||||||||
Группа | ||||||||||||||
1 | 0–1 год | 20 | 100 | 14.5 | ||||||||||
Всего | 1 год – 15 лет | 117 | 85.5 | |||||||||||
до 1 года | 20 | 14.5 | ||||||||||||
Всего | от 0 до 15 лет | 137 | 100 | 100 |
Таблица 2
Распределение больных по полу
Половая принадлежность | Количество | % к общему количеству |
Мальчики | 31 | 26.5 |
Девочки | 86 | 73.5 |
Таблица 3
Распределение больных по полу в группах
|
|
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | Всего | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Мальчики | 12 | 10.2 | 13 | 11.1 | 6 | 5.1 | 31 |
Девочки | 27 | 23.0 | 36 | 22.2 | 33 | 28.2 | 86 |
Всего | 39 | 33.3 | 39 | 33.3 | 39 | 33.3 | 117 |
2.2. Методы обследования.
В условиях клиники при обследовании больных мы заполняем карту обследования ребенка, которая дает возможность установить причины и патогенетические связи нарушений в развитии опорно-двигательной системы детей с местом и длительностью их проживания, наследственной предрасположенностью, течением внутриутробного периода, состоянием других органов и систем (табл. 4). Обследования проводились по обычным клинико-лабораторным параметрам в присутствии родителей с наличием амбулаторных карт развития ребенка для уточнения сопутствующей патологии и характера развития ребенка. Собирался анамнез и описывался ортопедический статус, который включал в себя: осмотр, пальпацию, определение объема активных и пассивных движений в тазобедренном суставе (сгибание, разгибание, приведение, внутреннюю ротацию, наружную ротацию), осуществлялась нагрузка на оси шейки бедра, измерялись относительная и абсолютная длина нижних конечностей расстояния от пупка до гребней подвздошных костей, атрофия мышц бедра на одинаковых уровнях справа и слева.
Таблица 4
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
1. Фамилия, и.
2. Возраст
3. Основной диагноз:
4. Сопутствующий диагноз:
5. Дата обследования:
6. Анамнез жизни:
· место проживания, имеются ли объекты химической промышленности
· протекание беременности
· развитие ребенка
7. Ортопедический статус
· осмотр
· пальпация
· определение объема активных и пассивных движений в тазобедренных суставах и позвоночника
8. Антропометрические измерения:
· рост
· вес
· измерение абсолютных и относительных длин конечностей
· расстояние от пупка до гребней подвздошных костей
· измерение объема бедер
|
|
· динамометрия становая, ручная
· спирометрия
9. Функциональные пробы:
· силовая выносливость мышц спины
· силовая выносливость мышц живота
· проба с дозированной физической нагрузкой (10 приседаний за 30 секунд), для оценки реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (время восстановления пульса к исходному уровню менее чем через 3 минуты – хороший результат, 4 минуты – средний, более 4 минут – ниже среднего), нормотонический тип реакции на нагрузку: максимальное артериальное давление повышается на 10–15 мм. рт. ст., минимальное снижается на 5–10 мм. рт. ст. (Дешин Д.Ф., 1968).
10. Рентгенография таза с захватом тазобедренных суставов:
11. Компьютерная томография (при наличии сопутствующих заболеваний: сколиоз, некроз головок бедер)
12. Электромиография мышц спины, ягодиц, нижних конечностей.
Дополнительно проводились измерения силовых качеств мышечных групп руки и спины. Эта статическая работоспособность исследовалась ручным и становым динамометрами. Также определялась силовая выносливость мышц спины и живота. Для определения силы мышц спины ребенка укладывали на кушетку вниз лицом так, чтобы верхняя часть туловища до гребней подвздошных костей находилась вне опоры, ноги фиксируются исследователем. Руки на ноге. Ребенок выполняет задание – напряжением мышц удерживает туловище в горизонтальном положении. Время до полного утомления мышц спины определяется по секундомеру. Для определения силы мышц живота проводятся непрерывные повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно, при этом ноги фиксируются исследователем, темп медленный (16 раз в одну минуту). Также проводилось исследование подвижности крестцово-подвздош-ного сочленения (КПС) справа и слева путем проведения медленного наклона ребенка вперед при этом пальцы исследователя плотно прижаты в области (КПС). Основным методом обследования, назначавшемся сразу после обращения при наличии соответствующих клинических проявлений, была обзорная рентгенография таза в прямой проекции лежа с захватом поясничного отдела позвоночника и головок бедер (рис. 2).
Рентгенография таза проводилась на аппаратах: в стационаре РУМ-20П. КОМПАКТ-ДИАГНОСТ-1 фирмы Philips, в поликлинических условиях на аппарате EDR-750. Использовались усиливающие экраны Ренекс-Р формата 15х40, 30х40, 24х30. Технические условия представлены в таблице 5.
|
|
Таблица 5
|
|