Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ Подготовка и защита курсовых работ является промежуточным этапом демонстрации полученных знаний по дисциплинам, предусматривающим написание курсовых работ. Главной целью написания курсовой работы является проверка усвоения студентами знаний в области теории определенной дисциплины, умения анализировать и увязывать теоретические знания с практикой аналитической работы в указанной сфере. Курсовая работа (проект) представляет собой самостоятельное, завершенное, теоретическое исследование, содержащее указания на проблемные аспекты темы и собственные выводы автора. В процессе написания курсовой работы студент должен показать умение использовать общетеоретические, методологические и специальные знания по выбранной проблематике. Написание курсовой работы состоит из следующих этапов: Первый этап – подготовительный, включает в себя: а) выбор темы курсовой работы; б) изучение методических рекомендаций по выполнению курсовой работы; в) формулировку проблемы или проблемного вопроса; г) определение цели и задач курсовой работы; д) составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов). Тема курсовой работы должна быть актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Студент может сам предложить заинтересовавшую его тему, либо выбрать из списка тем, предложенных преподавателем. В процессе работы возможна незначительная корректировка названия темы курсовой работы. План курсовой работы После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой работы и согласовывает его с руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен или изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.
План – это логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов и темы курсовой работы. Обычно для студентов среднего профессионального образования работа состоит из двух глав и пяти – шести параграфов, но если этого требуют интересы исследования, то их количество может быть либо меньше, либо больше. Структура курсовой работы, помимо глав и параграфов, должна включать: содержание, введение и заключение, список использованных источников, а также приложения, если таковые есть. Второй этап включает в себя подборку и анализ литературы по теме курсовой работы, а также выбор методов исследования, и подразумевает: а) составление библиографии по теме курсовой работы; б) изучение методических и специальных литературных источников, составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями); в) изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ ключевых понятий темы; г) определение методов исследования (методы анализа и синтеза, статистические методы, анализ архивных документов, наблюдение, метод экспертных оценок, методы экономического анализа). При определении круга источников студент с помощью руководителя составляет первоначальный список литературы по теме работы. Затем студент ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе библиотек, а также в сети Internet. На данном этапе важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список источников, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.
Порядок анализа литературы: 1. Учебная литература 2. Официальные документы, нормативные правовые акты 3. Научные труды, в том числе и научные статьи 4. Интернет - ресурсы 5. Справочные издания, энциклопедии и т. д. При работе с литературой рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем ознакомиться с предисловием, введением, заключением книги. В оглавлении важно отметить те разделы и параграфы, которые представляют интерес для раскрытия темы. В предисловии можно найти ответы на такие вопросы, как цель написания курсовой работы, основные направления изучения темы, общий характер курсовой работы и еѐ структура. Определив круг источников, составив план, студент переходит к углубленному изучению материала. Начинать изучение темы лучше всего с чтения соответствующих разделов учебников. Затем следует переходить к чтению более сложного материала - общей и специальной научной литературы. Читая материал, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые термины. Для этого используются словари и справочники. В процессе работы возникает необходимость сделать какие-либо сноски. При этом целесообразно сноски делать на отдельном листе бумаги. На каждом листе должны быть указаны полные и точные данные источника, из которого сделана выписка (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы и т. п. ). Проведя такую предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию отдельных разделов курсового проекта.
Третий этап – основной, предполагает непосредственное написание курсовой работы. Рекомендуется начать работу с одного из параграфов. Не обязательно с первого. Главное при этом - осмыслить факты, выявить тенденции развития процессов. Обычно в первой части параграфа излагают общую постановку вопроса, а затем переходят к рассмотрению его отдельных сторон.
Изложение материала должно быть логичным, последовательным, а выводы -обоснованными. Для подтверждения собственных мыслей автор может использовать цитаты из различных источников. При этом любая цитата должна быть приведена со ссылкой на источник. Ссылаться на источник нужно и тогда, когда в тексте курсовой работы приводятся конкретные цифры, факты, схемы из других работ. Ссылки на цитаты и использованные источники делаются в следующем виде: [6, с. 26], где 6 - порядковый номер источника в списке литературы, 26 – страница источника из которого была взята цитата. Завершая параграф необходимо сформулировать вывод, который вытекает из содержания данного раздела. Вывод пригодится и при написании заключения. Окончив работу над всеми параграфами, их перечитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Здесь вносятся в текст необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски. После написания разделов работы следует приступить к окончательному написанию введения, в котором должны иметь место: - актуальность исследования и выбора именно данной темы, - цель и задачи курсовой работы, - объект и предмет исследования, - методы исследования. Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы. Актуальность – это, своего рода ответ на вопрос – почему вообще интересно и важно изучать выбранную тему. Актуальность содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. Цель курсовой работы - это решение проблемы, ответ на проблемный вопрос, который был сформулирован в разделе «актуальность». Цель не должна формулироваться как процесс (например: изучение финансового состояния предприятия), а как результат (например: провести анализ…, определить влияние…, доказать…, выявить основные…). Цель должна быть достижима и проверяема.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|