Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Подготовка и защита курсовых работ является промежуточным этапом демонстрации полученных знаний по дисциплинам, предусматривающим написание курсовых работ.

Главной целью написания курсовой работы является проверка усвоения студентами знаний в области теории определенной дисциплины, умения анализировать и увязывать теоретические знания с практикой аналитической работы в указанной сфере.

Курсовая работа (проект) представляет собой самостоятельное, завершенное, теоретическое исследование, содержащее указания на проблемные аспекты темы и собственные выводы автора.

В процессе написания курсовой работы студент должен показать умение использовать общетеоретические, методологические и специальные знания по выбранной проблематике.

Написание курсовой работы состоит из следующих этапов:

Первый этап – подготовительный, включает в себя:

а) выбор темы курсовой работы;

б) изучение методических рекомендаций по выполнению курсовой работы;

в) формулировку проблемы или проблемного вопроса;

г) определение цели и задач курсовой работы;

д) составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов).

Тема курсовой работы должна быть актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Студент может сам предложить заинтересовавшую его тему, либо выбрать из списка тем, предложенных преподавателем. В процессе работы возможна незначительная корректировка названия темы курсовой работы.

План курсовой работы

После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой работы и согласовывает его с руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен или изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.

План – это логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно.

Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов и темы курсовой работы. Обычно для студентов среднего профессионального образования работа состоит из двух глав и пяти – шести параграфов, но если этого требуют интересы исследования, то их количество может быть либо меньше, либо больше.

Структура курсовой работы, помимо глав и параграфов, должна включать: содержание, введение и заключение, список использованных источников, а также приложения, если таковые есть.

Второй этап включает в себя подборку и анализ литературы по теме курсовой работы, а также выбор методов исследования, и подразумевает:

а) составление библиографии по теме курсовой работы;

б) изучение методических и специальных литературных источников, составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями);

в) изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ ключевых понятий темы;

г) определение методов исследования (методы анализа и синтеза, статистические методы, анализ архивных документов, наблюдение, метод экспертных оценок, методы экономического анализа).

При определении круга источников студент с помощью руководителя составляет первоначальный список литературы по теме работы.

Затем студент ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе библиотек, а также в сети Internet. На данном этапе важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список источников, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.

Порядок анализа литературы:

1. Учебная литература

2. Официальные документы, нормативные правовые акты

3. Научные труды, в том числе и научные статьи

4. Интернет - ресурсы

5. Справочные издания, энциклопедии и т. д.

При работе с литературой рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем ознакомиться с предисловием, введением, заключением книги. В оглавлении важно отметить те разделы и параграфы, которые представляют интерес для раскрытия темы. В предисловии можно найти ответы на такие вопросы, как цель написания курсовой работы, основные направления изучения темы, общий характер курсовой работы и еѐ структура.

Определив круг источников, составив план, студент переходит к углубленному изучению материала. Начинать изучение темы лучше всего с чтения соответствующих разделов учебников. Затем следует переходить к чтению более сложного материала - общей и специальной научной литературы. Читая материал, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые термины. Для этого используются словари и справочники.

В процессе работы возникает необходимость сделать какие-либо сноски. При этом целесообразно сноски делать на отдельном листе бумаги.

На каждом листе должны быть указаны полные и точные данные источника, из которого сделана выписка (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы и т. п. ). Проведя такую предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию отдельных разделов курсового проекта.

 

Третий этап – основной, предполагает непосредственное написание курсовой работы.

Рекомендуется начать работу с одного из параграфов. Не обязательно с первого. Главное при этом - осмыслить факты, выявить тенденции развития процессов. Обычно в первой части параграфа излагают общую постановку вопроса, а затем переходят к рассмотрению его отдельных сторон.

Изложение материала должно быть логичным, последовательным, а выводы -обоснованными. Для подтверждения собственных мыслей автор может использовать цитаты из различных источников. При этом любая цитата должна быть приведена со ссылкой на источник. Ссылаться на источник нужно и тогда, когда в тексте курсовой работы приводятся конкретные цифры, факты, схемы из других работ. Ссылки на цитаты и использованные источники делаются в следующем виде: [6, с. 26], где 6 - порядковый номер источника в списке литературы, 26 – страница источника из которого была взята цитата.

Завершая параграф необходимо сформулировать вывод, который вытекает из содержания данного раздела. Вывод пригодится и при написании заключения.

Окончив работу над всеми параграфами, их перечитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Здесь вносятся в текст необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски.

После написания разделов работы следует приступить к окончательному написанию введения, в котором должны иметь место:

 - актуальность исследования и выбора именно данной темы,

- цель и задачи курсовой работы,

- объект и предмет исследования,

- методы исследования.

Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.

Актуальность – это, своего рода ответ на вопрос –  почему вообще интересно и важно изучать выбранную тему. Актуальность содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе.

Цель курсовой работы - это решение проблемы, ответ на проблемный вопрос, который был сформулирован в разделе «актуальность». Цель не должна формулироваться как процесс (например: изучение финансового состояния предприятия), а как результат (например: провести анализ…, определить влияние…, доказать…, выявить основные…). Цель должна быть достижима и проверяема.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...