Тема 5. Функциональные стили русского языка.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основные понятия: функциональный стиль, эмоционально-экспрессивная окраска, коннотация, типология функциональных стилей, разговорный стиль, научный стиль, подстили, публицистический стиль, официально-деловой стиль.. Содержание темы Понятие функционального стиля. Научный стиль, функции научного стиля Условия функционирования научного стиля и его языковые особенности: монологический характер, предварительное обдумывание высказывания (письменного или устного), строгий отбор языковых средств, направленный на наиболее точное, объективное, логичное и однозначное выражение мыслей; абстрактность и нормированность речи. Разновидности научного стиля (подстили) в зависимости от адресата и целей общения: 1) собственно научный: адресат – ученые, цель – получение нового знания о природе, человеке, обществе; 2) научно-учебный: адресат – новые поколения, цель – усвоение научной картины мира; 3) научно-технический: адресат – специалисты технико-технологического профиля, цель – применение фундаментальной науки в практике; 4) научно-популярный: адресат – широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня народа. Понятие официально-делового стиля, сфера его обслуживания (между государственными органами, между различными организациями и внутри них, между организациями и частными лицами). Языковые особенности и нормативные требования официально-делового стиля. Основные разновидности официально-делового стиля: собственно официально-деловой стиль (канцелярский), юридический (язык законов и указов), дипломатический. Унификация языка служебных документов, ее особенность (формирование системы стандартных языковых моделей, отражающих типовые ситуации делового общения).
Интернациональные свойства русской деловой письменной речи (точность выражения мысли, логичность и структурированность изложения, стандартизация и унификация языковых и текстовых средств, соблюдение норм делового этикета). Вопрос о рекламном стиле. Рекламная деловая корреспонденция (товарное предложение, сообщение о видах производимых товаров и услуг, резюме, письма-рекомендации) и сфера ее использования. Требования к рекламной деловой корреспонденции (запоминаемость, способность вызывать коммерческий интерес и др.). Особенности языковых средств (тенденция к большей свободе в выборе языковых средств) и стиля рекламной деловой корреспонденции (стремление к персонифицированному стилю изложения). Понятие публицистического стиля, сфера применения, его функции (информативная, воздействующая), характерные черты (оценочность, побудительность, полемичность), языковые особенности. Жанры публицистики: статьи периодических печатных изданий, очерки, памфлеты, фельетоны, репортажи, заметки, воззвания и т.п. Вопрос о церковном стиле. Понятие разговорного стиля, сфера применения, основные функции (общение, воздействие). Особенности разговорной речи (неподготовленность, спонтанность, непосредственный характер речевого акта, ведущая роль диалога в общении, преобладание эмоционально-оценочной информативности). Особенности языковых средств. Некодифицированность разговорной речи. Влияние экстралингвистических факторов: личность адресанта и адресата, степень их знакомства и близости, фоновые знания, речевая ситуация. Роль невербальных средств общения в разговорной речи. Раздел 3. Речевой этикет Тема 6. Речевой этикет и типы речевого поведения Основные понятия: этикет, речевой этикет, деловой этикет, формула этикета. Содержание темы Понятие речевого этикета как составляющей этикета в целом. Факторы, определяющие его формирование. Правила слушания и правила говорения. Основные группы формул речевого этикета (приветствия, расставания и прекращения общения, приглашения, поздравления, выражения благодарности, замечаний и предупреждений, согласия и разрешения, отказа, комплиментов), их использование в зависимости от конкретных коммуникативных ситуаций.
Деловое общение и деловой этикет. Типы делового общения и речевого поведения.
Содержание практических занятий
ТЕМА 1. Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы (8 часов - 4 практических занятия) Понятия: фонетика, орфоэпия, законы произношения, редуцированные гласные, акающее произношение семантика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, тавтология, плеоназм, метафора, метонимия, синекдоха; грамматика, морфология, система частей речи, словоформа, морфологические норм; синтаксис, словосочетание, согласование, управление, примыкание, координация подлежащего и сказуемого. Вопросы для обсуждения 1. На чем основываются орфоэпические правила? 2. Почему русское литературное произношение называется акающим? Назовите орфоэпические правила в области гласных и согласных звуков. 3. Дайте характеристику русскому словесному ударению. 4. В чем значение интонации? 5. Что понимается под лексическими нормами? 6. Какие явления входят в понятие нормы словоупотребления? 7. Что понимается под морфологическими нормами? 8. Морфологические нормы в рамках имен существительных и прилагательных? 9. Морфологические нормы в рамках имени числительного? 10. Морфологические нормы в рамках глагола и его форм? 11. Типы связи в словосочетании? Связь управления как один из очагов нарушения синтаксической нормы? 12. Координация между подлежащим и сказуемым: нормы и очаги ошибок? 13. Нормативное употребление однородных членов? 14. Нормативное употребление причастного оборота? 15. Нормативное употребление деепричастного оборота? Базовый учебник: А.Ю.Кожевников и др. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, Под ред. Проф. В.Д.Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – С. 137 – 164; 33 – 77; 164 – 258; 259 – 320.
Список источников и литературы: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1999. – С.96 – 107; 118 – 122. 2. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству: Учебное пособие.- Пермь, 2000. ТЕМА 2. Речь: формы, типы, особенности (4 часа – 2 практических занятия). Понятия: язык и речь, формы речи, типы речи, типы высказывания, коммуникативные качества речи, вербальные и невербальные средства речи. Вопросы для обсуждения 1. Понятие языка и речи: общее, различное. 2. Формы речи, их отличительные особенности. 3. Функционально-речевые типы высказывания. 4. Коммуникативные качества речи (на примере анализа текста). 5. Как готовиться к публичному выступлению (общие рекомендации, приемы импровизации, невербальные средства). Базовый учебник: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 65 – 81; 241 – 303; 45 – 53.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|