Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Эпоха Чжаньго. Реформы Шан Яна.




Лекция 15. Древний Китай в VIII-III вв. до н.э.

 

Вопросы лекции.

1. Восточная Чжоу. Борьба за гегемонию на Среднекитайской равнине

2. Эпоха Чжанго. Реформы Шан Яна.

3. Империя Цинь.

I. Восточная Чжоу. Борьба за гегемонию на Среднекитайской равнине

В начале VIII века до н. э. учащаются столкновения чжоусцев с родственными им племенами жунов, населявших район верхнего течения реки Хуанхэ. В 770 году император Пин-ван из-за угрозы со стороны жунов перенес столицу на восток, в город Лои (совр. Лоян в провинции Хунань) в долине реки Лохэ. Поэтому период VIII - III вв. до н. э. в истории Китая называют Восточной Чжоу.

После перенесения столицы на восток власть вана заметно ослабевает. Он по-прежнему олицетворял единство Поднебесной, но практически не вмешивался во взаимоотношения между чжухоу. Усилилось давление кочевых племен, называемых в древнекитайских источниках «северными варварами» или ди.

Китай вступил в период Чуньцю - «Вёсны и Осени» (722 по 481 гг. до н. э. ). Название это происходит от одноименной летописи, составителем которой считают Конфуция. В это время резко сокращается территория владений вана Чжоу - «столичной области». Часть ее была раздарена, часть отнята соседними правителями.

Традиционная дань от чжухоу поступала все более нерегулярно. Это привело к опустению казны. Наступил момент, когда после смерти одного из ванов у его наследника не оказалось средств для совершения требуемых обычаем обрядов. Из за этого похороны были отложены на семь лет.

Пользуясь нарастающей раздробленностью китайского государства кочевники ди в начале VII века до н. э. двинулись на юг. Опустошив земли на левом берегу Хуанхе, они форсировали реку и продолжили натиск. В это время конфликт населения Древнего Китая с пришельцами приобретает иной чем ранее характер - этнический.

В иньское и раннечжоуское время противопоставление «мы - они» основывалось исключительно на политических критериях. Тот, кто признавал власть вана входил в «нашу» общность, не подчиняющийся ему - автоматически становился «чужим» В VIII-VII вв. до н. э китайцы уже осознают себя этнической общностью. Они обозначают ее термином хуася (или чжуся) и противопоставляют «варварам».

Вторжение кочевников и ослабление центральной власти предопределяли особенности политической жизни в Китае в период Чуньцю. Главная из них – борьба между чжухоу за гегемонию в государстве, при формальном признании верховной власти императора. Главными лозунгами в этой борьбе были два - «заставить всех уважать вана», именуемого Сыном Неба, и «отразить угрозу со стороны варваров».

 

Борьба за гегемонию

Первым древнекитайским царством, добившимся гегемонии на Среднекитайской равнине, было Ци, расположенное в низовьях Хуанхэ. Его правитель Хуань-гун в 650 году до н. э. был официально провозглашен гегемоном (кит. ба) на съезде чжухоу. После смерти Хуань-гуна в 643 году до н.э. Ци лишилось положения гегемона. Им становится другое крупное царство - Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь - период правления Вэнь-гуна (636-628 гг. до н. э.). Судьба его необычна

Вэнь-гун происходил из варварского племени жун. Покинув родину из-за соперничества с братьями, он бежал к кочевникам ди, среди которых провел долгие годы. Таким образом, гегемоном Китая стал человек, который по происхождению и воспитанию был скорее «варваром», нежели хуася. По свидетельству летописи, Вэнь-гун «ходил в рубахе из грубой материи, в овчинном тулупе, подвязывал меч сыромятным ремнем и, тем не менее, распространил свою власть на все земли посреди четырех морей».

В конце VII века до н. э. среди кочевников ди, захвативших к этому времени среднее течение Хуанхэ, начались внутренние конфликты. Царство Цзинь вмешалось в их усобицы. Весной 594 года до н. э. в 8-дневной битве главные силы ди были разгромлены. Пленные кочевники частично были включены в цзиньскую армию, частично превращены в рабов. С господством «варваров» на значительной территории бассейна Хуанхэ было покончено.

Главным политическим соперником Цзинь в борьбе за гегемонию становится южное царство Чу. Его правители, расширяя свою территорию за счет мелких царств, начинают вмешиваться в отношения между чжухоу. В конце VII века до н. э. правитель Чу принял титул вана.

Это стало открытым вызовом тем царствам, которые боролись за гегемонию под лозунгом «уважения» к ванну Чжоу – «Сыну Неба». Но проучить дерзкого выскочку не удалось. Войско Чу нанесло поражение объединенным силам Восточной Чжоу. Чуский ван начал диктовать свои условия остальным царствам. Лишь в 575 году до н. э. правителю Цзинь удалось добиться реванша и восстановить свою гегемонию

В начале V века до н. э. в борьбу за гегемонию вступили царства У и Юэ, занимавшие земли в нижнем течении реки Янцзы. Основная масса населения здесь существенно отличалась от «людей хуася». Жители У и Юэ имели обычай татуировать тело и коротко обрезать волосы. Большую роль в их жизни играло рыболовство и морские промыслы. Во время боевых действий предпочитали сражения на воде, а не на суше. В 482 году до н. э. правитель У становится гегемоном Восточной Чжоу. Но уже через десять лет после этого его сменил правитель Юэ.

В 403 году до н. э. царство Цзинь распалось на три самостоятельных государства - Чжао, Вэй и Хань. Правители их присвоили себе титулы вана (царя) вместо прежнего титула гуна (князя). Этот титул стали использовать главы соседних государств - Цинь, Ци, Янь и Чу.

Семь ванов повели ожесточённую борьбу за установление единоличной власти в Китае. В ней также приняли участие и другие государственные образования, из которых наиболее сильными были Юэ, Шу, Сун. Правители Чжоу, сидевшие в Лояне, практически утратили власть и влияние на события в Поднебесной.

Китай вступил в новый период своей истории - «Чжаньго» («Воюющие царства»). Он охватывает V- III вв. до н.э.

II. Эпоха Чжаньго. Реформы Шан Яна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...