Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские школы VI -III веков до н.э.




Новые условия ставили вопрос о наиболее эффективных формах общественной жизни, способах и методах управления страной. Различия в подходе к решению данной проблемы предопределили возникновение нескольких философских школ. В VI-V веках до н. э. наибольшие расхождения в подходе к ее решению проявились в учениях основных из них – конфуцианцев, моистов и легистов.

- Конфуцианство. Великий философ Конфуций (Кун-цзы, 551 - 479 гг. до н. э.) происходил из знатного рода царства Лу. Он родился, когда отцу – известному военачальнику было 63 года, а матери - 17. Отец вскоре скончался. Мать Конфуция с маленьким сыном выгнали старшие жёны покойного.

Маленькая семья жила в бедности. Поэтому с раннего детства Конфуций много работал. В молодости он служил мелким чиновником, отдавая все свободное время самообразованию. Усердие и способности приносили плоды. Уже в 25 лет Конфуций занимал довольно высокое место в чиновничьей иерархии.

Это было время упадка империи Чжоу. Крушение древних устоев, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа оказывали влияние на становление личности Конфуция. Выход из социального кризиса он видел в усвоении уроков идеализированного прошлого, в подражании его деятелям, сохранявшим верность принципам морали и долга.

Конфуций разрабатывает учение о «благородном муже» (цзюнь цзы) - честном, искреннем, прямодушном, бесстрашном, внимательном в речах и осторожном в поступках. Две главных черты отличают такого человека:

Жэнь – «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Следовать этому принципу означает руководствоваться сочувствием и любовью к людям, качествами, отличающими человека от животного.

И – чувство долга. Долг – моральное обязательство, которое человек накладывает на себя сам, в силу внутренней убеждённости в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Оно – антипод эгоизма. Чувство долга обусловлено не выгодой, не расчётом, а высшими моральными принципами. И уравновешивает мягкость жэнь. Оно придает человеку твёрдость и строгость.

«Благородный муж» должен обладать и другими достоинствами, связанными с двумя главными:

Чжи - благоразумие, здравый смысл, рассудительность, умение просчитать последствия своих действий, посмотреть на них в перспективе. Чжи противостоит глупости и предупреждает упрямство.

Синь - искренность, добрые намерения, непринуждённость и добросовестность. Предупреждает лицемерие.

Ли (букв. «ритуал», «правила», «церемонии», «этикет», «обряд», «обычай») – строгое соблюдение установленных обрядов и норм. Приверженность этому принципу воплотилась в то, что иностранцы называют «китайскими церемониями». На любой момент жизни – от рождения до смерти, в радости и бедах существовали строго регламентированные и обязательные для всех правила поведения.

«Благородный муж» должен быть безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Свою жизнь он посвящает поиску истины, служению высоким идеалам и людям. В сомнении цзюнь цзы должен сдерживаться, в гневе - обдумывать поступки, в выгодном предприятии - заботиться о честности, в юности - избегать вожделений, в зрелости - ссор, в старости - скупости.

Социальная концепция Конфуция основана из нескольких базовых принципах:

1. Все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено.

«Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником».

2. Общество должно состоять из двух основных категорий:

верхов - тех, кто думает и управляет;

низов - тех, кто трудится и повинуется.

3. Высшая цель управления - интересы народа.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. При этом он считал, что самому народу его собственные интересы непонятны и недоступны. Поэтому без попечения со стороны образованных управителей низы не могут обойтись: «Народ следует заставлять идти должным путём, но не нужно объяснять, почему».

4. Управлять должны люди с высокими нравственными качествами.

Критерием разделения общества на верхи и низы должны быть не знатность происхождения и не богатство, но степень близости к идеалу «благородного мужа». Формально этот критерий открывал путь от низов к верхам для любого человека.

5. Управление должно осуществляться силой личного примера

«Управлять - значит поступать правильно» - говорил Конфуций. Он был решительным противником упования на строгость законов: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказаний, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

6. Необходимо строгое повиновение старшим - правителю, чиновнику, отцу, брату и т.д.

Любой старший - беспрекословный авторитет для младшего, младшего, подчинённого, подданного. Беспрекословное повиновение его воле, слову, желанию - обязательная норма для младших в государстве, коллективе, семье. Конфуций говорил, что государство - это большая семья, а семья - малое государство.

 

Осознав невозможность повлиять своим учением на политику государства Лу, Конфуций подал в отставку. В сопровождении учеников он отправился в странствие по Китаю. Во многих местах философ пытался донести свои идеи правителям и знати.

В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой. Последние годы жизни он провел, занимаясь с новыми учениками. Они по материалам высказываний учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения») - главный источник конфуцианского учения.

Моизм. Основатель школы Мо-цзы (Мо Ди, ок. 470-391 гг. до н.э.) к устройству общества с иных позиций. Он утверждал, что главной причиной беспорядка в мире является эгоизм и стремление к выгоде. Они мешают людям быть сострадательными и любящими друг к другу.

Мо-цзы писал: «Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства... Ныне главы семей знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи... Если же отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть».

Мо-цзы говорил о необходимости «всеобщей любви». Она одна позволит установить порядок в Поднебесной, когда каждый будет любить других, как самих себя, относиться к другим, как к своим родственникам, дорожить государствами других, как своим собственным - тогда не будет войн, восторжествуют мир и спокойствие.

Мо-цзы считал, что любая война всегда несправедлива и трагична. Она уничтожает огромные материальные и человеческие ресурсы. Поэтому Мо-цзы был против войн и призывал останавливать войны в самом начале. Будучи выдающимся специалистом по оборонительным военным укреплениям, он путешествовал из одного враждующего государства в другое, чтобы убедить правителей в губительности войн.

Выступая против семейно-родственной обособленности членов общества, Мо-цзы критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству. Любые коррумпированные чиновники должны быть уволены как можно скорее. Призывая «почитать мудрых», Мо-цзы считал полезным такое положение вещей, когда «первоначально низкий человек был возвышен и стал знатным, а первоначально нищий был бы возвышен и стал богатым».

В противовес последователям Конфуция, придававшим большое значение ритуальной стороне жизни, Мо-цзы утверждал, что главное не это, но обеспечение человека одеждой, пищей и жилищем. Все что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно.

Легизм. Свою концепцию совершенствования общества выдвинули представители «Школы законников» (легисты). Основоположник ее - философ Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.). Главным средством обеспечения порядка в Поднебесной он считал строгое соблюдение законов. Закон необходим для подчинения народа власти правителя. За малейший проступок следует карать смертной казнью.

Легисты провозглашали равенство всех людей перед Законом и императором - Сыном Неба. Власть правителя выше законов. Она опирается на силу и не сковывается никакими юридическими нормами. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждующих сторон.

Шан Ян учил: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественна». Высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай военным путем.

Должности и титулы император должен раздавать не по рождению, а по реальным заслугам. Любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Главное требование при этом - беспрекословное повиновение императору. Другое, не менее важное, доказал свою преданность правители на службе в войске.

Даосизм. Занимает особое место среди философских систем древнего Китая. Основателем учениясчитается старший современник Конфуция, легендарный мудрец Лао-цзы (Ли-Эр). Сторонники его – даосы считают, что все в мире определяется существованием объективного начала – Дао. Это многогранное понятие прежде всего обозначает «Путь» («дорогу») человека, народа, страны, человечества и всей Вселенной к духовному просветлению через самосовершенствование.

Дао понимается также как Абсолют - вечная и бесконечная первооснова мира и как Начало («мать») всего сущего. Все происходит из Дао, совершает кругооборот и опять в Него возвращается. Дао присутствует во всём, оно не познается разумом и не выражается в словах. Дао действует помимо воли людей. Человек не способен постичь Его («Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао»).

Лао-цзы учил, что Дао абсолютно свободно и следует лишь своей собственной природе. Чтобы следовать ему нельзя противодействовать естественному ходу событий. Лучшим способом не совершать ошибки является верность принципу «У вэй» («недеяние»). На практике это означает отказ от действий по собственному усмотрению, желаниям и пристрастиям. Нужно «плыть по течению в нужном направлении». Это позволяет «мягкому побеждать твердое» и «слабому превозмогать сильного».

Антиподом «недеяния» является принцип Вэй ( «деяние»). Следование ему означает, что все действия человека рассчитаны, имеют какую-то причину, направлены на достижение заранее определенной цели. Приверженность человека «Вэй» ведёт к пустой трате сил, неудачам, выводит из равновесия как его самого, так и мир.

Даосы учили, что мудрый правитель не должен ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Лучшим правителем является тот, о котором народ ничего не знает, или знает понаслышке. Худшим - тот, которого народ любит, а совсем плохим тот, которого народ боится и ненавидит.

Даосы полагают, что только та страна счастлива, в которой люди живут согласно естественным желаниям. Своеобразно их отношение к учебе - дополнительные знания порождают скорбь и несчастия. С их ростом увеличивается произвол. Это ведет к росту насилия и числа законов, его ограничивающего. «Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников».

Реформы Шан Яна

Под влиянием различных философских школ во многих царствах были проведены глубокие социально-политические реформы. Первыми смогли провести в жизнь свои идеи легисты. Основатель школы - Шан Ян стал вдохновителем преобразований в царстве Цинь, находившемся на западе Китая.

Это государство долгое время не играло особой роли в борьбе за гегемонию. Оно было экономически слабым и не имело сильной армии. Сяо-гун, правитель Цинь (361 - 338 гг. до н. э.) принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению государства. Преобразования начались с землепользования и военного дела.

В 356 году до н. э были изданы первые указы о реформах. Они включали:

1. Введение территориального деления населения на «пятерки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой порукой.

2. Наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями.

3. Поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести.

4. Поощрение занятий земледелием и ткачеством.

5. Ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

В 350 году до н. э. была начата вторая серия реформ.

1. Вводилось административное деление на уезды.

2. Жителям разрешалось свободно продавать и покупать землю.

3. Была проведена унификация системы мер и весов.

 

Реформы привели к разрушению традиционной системы социальной иерархии. На смену ей Шан Ян ввел систему рангов. Ониприсваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги. Позже было разрешено приобретение рангов за деньги.

Шан Ян нажил много влиятельных врагов, которые добились его казни после смерти Сяо-гуна. Но его реформы к этому времени были успешно осуществлены. Они не только способствовали усилению царства Цинь, но имели большое значение для развития всего Китая.

Отныне любой член общества, имеющий военные заслуги или заработанное состояние, получил возможность добиться высокого социального положения. Основная масса земледельцев, ставших мелкими земельными собственниками, могла содержать семью и платить налоги.

III. Империя Цинь.

В ходе ожесточенных междоусобных войн периода Чжанго карта страны постепенно перекраивалась в пользу наиболее могущественные государств. Наибольших успехов достигло реформированное Шан Яном царство Цинь. Обеспокоенные ростом его мощи, остальные шесть царств попытались создать антициньскую коалицию. Однако в дипломатической борьбе победу одержало Цинь, предотвратившее объединение противников. В 255 до н. э. циньские войска заняли столицу Восточной Чжоу и свергли последнего представителя чжоусской династии Нань-вана.

В 246 году до н. э. на престол царства Цинь вступил тринадцатилетний правитель по имени Ин Чжэн. Подавив заговор против своей власти и укрепив положение, он приступил к покорению других государств. В 230 году до н. э. было разгромлено царство Хань, в 225 году до н. такая же судьба постигла Вэй, в 223 году до н. э. - Чу, в 222 году до н. э. - Чжао и Янь, а в 221 году до н. э. - Ци. Впервые в истории вся Поднебесная была объединена под одной властью.

В 221 году до н. э. Ин Чжэн принял титул Цинь Шихуанди - «Первый император династии Цинь». В своем высочайшем указе он торжественно объявил: «Потомки же наши будут именоваться согласно порядку наследования - Эрши («Второй»), Саньши («Третий»), и так вплоть до десятков тысяч поколений будут они наследовать бесконечно».

В отечественной науке принято считать, что к этому времени сложились и объективные предпосылки создания единого государства. Одной из них было развитие постоянных хозяйственных связей между отдельными царствами.

Другой важной предпосылкой стала дальнейшая консолидация этнической общности древних китайцев. Сложились культурные стереотипы, распространившиеся на все основные царства. Сформировался общелитературный древнекитайский язык при сохранении многочисленных местных диалектов.

Китайцы исходили из представления о том, их страна находится в центре Поднебесной. Утвердилась концепция «Срединных царств», вокруг которых живут «варвары четырех стран света».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...