Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Философская методология в истории




 

Философская методология науки - это совокупность всеобщих, т.е. философских методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется опытно-экспериментальная, теоретико-познавательная, эвристическая и иная исследовательская деятельность.

Арсенал познавательных средств, способов и методов современной медицины весьма разнообразен. Хронологически одним из наиболее ранних методов специального медицинского познания является метод самонаблюдения и клинического наблюдения. Иногда их роль и значение современными врачами недооцениваются. Вряд ли оправдано такое отношение к факторам наблюдения. Недопустимо низведение их (например, самонаблюдения) до идеалистически понимаемой и истолковываемой интроспекции, игнорирующей объективный анализ наблюдаемых чувств, мыслей, переживаний, болезненных ощущений, отрицающей необходимость изучения их физиологических и патофизиологических механизмов функционирования.

Самонаблюдение, этот один из методов познания, нельзя превращать в единственный и тем более ведущий метод познания, как это делают порой представители интроспективной психологии. Но для медицины в целом, включая и клиническую психологию, несравненно большее значение имеет не самонаблюдение, а метод целенаправленного клинического наблюдения, также нередко недооцениваемый некоторыми медиками. Если эксперимент на животных лишь приближенно отражает те или иные физиологические и патологические состояния, необходимые для познания аналогичных процессов в человеческом организме, если он является лишь вещественной моделью физиологического или патологического состояния человека, то метод организованного клинического наблюдения за пациентом является своеобразной "моделью", "копией", "снимком" с "натуры оригинала".

философия физиология эндокринология медицина

Важность метода клинического наблюдения, его большая познавательная ценность обусловлена прежде всего тем, что при помощи этого метода необходимые медицинские знания "снимаются" непосредственно с оригинала, т.е. с больного человека. В эксперименте (в силу невозможности экспериментирования на человеке по этическим причинам) знания "снимаются" лишь с более или менее отдаленного "натурального заменителя", т.е. животного, со своеобразной "живой Модели". "Но медицина, - говорил И.П. Павлов, - как исследование Не лишена своих важных особенностей. Условия, которые ставит в своих исследованиях физиолог, есть дело слабых рук человека, его ограниченного ума; в мире же болезней в сфере наблюдения врача комбинируют явления, разъединяют их могучие жизнь и природа".

На основе непосредственного клинического наблюдения за течением болезненных процессов самый значительный представитель отечественной медицины С.П. Боткин открыл такую важную закономерность их развития, как волнообразность. Клиническое наблюдение выступает формой практической проверки экспериментальных данных. В этом смысле его можно рассматривать не только исходным, но и заключительным методом в познании тенденций развития болезней. Учитывая, что патологический процесс развивается в организме ранее, чем организм становится объектом медицинского обследования, и что первоначальные патологические изменения (функциональные) не сразу проявляются клинически выраженными симптомами и синдромами, следует сделать вывод об ограниченности метода клинического наблюдения, о его дополнении другими методами.

При классификации наук иногда имеют место попытки поставить специфику той или иной научной дисциплины в прямую зависимость от применяемых методов и методик исследования. На позициях подобного методологического подхода стоят, например, те ученые, которые отрицают правомерность существования патологической физиологии как самостоятельной научной дисциплины и предмета преподавания в медицинском вузе. Бесспорно, как нормальная, так и патологическая физиология, как правило, используют одинаковые электрофизиологические, биохимические, специфически биологические методы исследования. Но ведь особенность той или иной научной дисциплины определяется, прежде всего, спецификой тех законов, того материального субстрата, которые ею познаются.

Для уяснения механизма проявления приспособительных, физиологических функций, которые трудно познать в условиях нормы, он лишает организм обычных, адекватных для него условий. В этом случае он использует патофизиологические приемы исследования лишь как вспомогательное средство для познания нормогенных, физиологических законов жизнедеятельности организма. Говоря о познавательной роли эксперимента, И.П. Павлов подчеркивал, что если эксперимент берет то, чего он хочет, то наблюдение лишь собирает то, что ему предлагает природа. Таким образом, познавательная ценность эксперимента заключается в его действенности, в возможности проникновения в такие тайны нормальной и патологической жизнедеятельности организма, которые скрыты от простого наблюдения. Эксперимент позволяет изучить интересующее явление по частям, по этапам. В этом смысле он выступает важным средством аналитического исследования.

В то же время в специально созданных условиях при помощи эксперимента можно изучать и реакции целостного организма. В данном случае эксперимент выступает в качестве подспорья синтетического способа познания. Если при простом наблюдении изучаемый объект нередко "вынуждает" исследователя следить за его "поведением" в не желаемых для него (исследователя) условиях, то эксперимент позволяет изучать тот или иной объект в самых разнообразных условиях. Если же учесть еще и возможность многократного воспроизведения изучаемых процессов и явлений при экспериментировании, то перед нами предстанет со всей очевидностью неоспоримая познавательная, эвристическая ценность эксперимента.

Особое место в познании нормальных и патологических закономерностей жизнедеятельности организма занимает метод моделирования, получивший новый мощный стимул в связи с успехами и достижениями кибернетики. Одной из основных сфер применения кибернетики в области медицины является диагностика. Для более широкого внедрения кибернетики во все разделы медицины, в том числе и в диагностику, необходимо более глубокое познание количественного аспекта нормальных и патологических закономерностей жизнедеятельности организма. Но известно, что и современная медицина опирается главным образом на понятия, отражающие преимущественно качественную сторону явлений и процессов жизнедеятельности при неполном или недостаточном знании их количественных характеристик. Это особенно характерно для неврологии и психиатрии.

Научно-технический прогресс позволяет оснащать медико-биологические исследования приборами и техническими установками с высоким уровнем разрешающих возможностей. Во взаимодействии новейших электронных приборов и изучаемых объектов возникают новые гносеологические ситуации. В частности, в электронной микроскопии микрообъект сейчас изучается не сам по себе, независимо от применяемого прибора, а как органически вмонтированный в новую приборную ситуацию. Вне взаимодействия познаваемого микрообъекта и электронного микроскопа невозможно адекватное познание ряда свойств исследуемого микрообъекта. Использование достижений физики и химии, математизация медико-биологических наук создают условия для широкого внедрения кибернетических методов познания в различные разделы медицинской науки.

Данные методы используются и при рассмотрении нашей проблемы. При исследование патологии и нормы эндокринной системы применяются различные методы, такие как ультразвуковое исследование, исследование систем крови различными методами, такими как ИФА, ИХА и др.

В развитии современной медицины наряду с углубляющейся дифференциацией и узкой специализацией ускоренными темпами происходит процесс интеграции научных знаний в единую теоретическую концепцию о нормальной и патологической жизнедеятельности человека. Становится невозможным познать сущность заболеваний лишь на пути одностороннего анализа тех или иных фрагментов его жизнедеятельности. Односторонняя специализация в медицине ограничивает перспективный охват, широту и клиническое видение проблемы, уводит от целостного понимания организма и личности больного. В изучении закономерностей, проявляющихся на молекулярном, субклеточном, клеточном и других уровнях жизнедеятельности организма в условиях нормы и патологии, все более необходим специфический философско-медицинский подход.

В связи с дифференциацией новых знаний и возникновением пограничных дисциплин (медицинская радиология, медицинская генетика, клиническая физиология, психология, космическая биология и медицина) все большее значение приобретают такие научно-философские и философско-методологические аспекты, как соотношение механических, физических, химических, биологических и социальных закономерностей в жизнедеятельности организма (в норме и патологии), соотношение различных приемов исследований, возможность и сфера применимости математических, кибернетических, статистических и других средств познания. Это обусловливает возможность применения различных математических методик изучения, оперирующих количественными величинами и их соотношениями, что ставит ряд новых философских проблем, при решении которых необходимо учитывать естественную диалектику форм движения материи.

Известно, что высшие формы движения используют закономерности низших, но последние не определяют качества первых, а диалектически снимаются ими. Было бы неправильно считать, что сферой влияния философии являются лишь общетеоретические положения той или иной частной науки. Свои методологические функции философия науки распространяет не только на общие положения конкретной дисциплины, но и на специфические и прикладные проблемы медицины. Общетеоретическая и специальная часть того или иного раздела медицины находятся в неодинаковой связи с философией. В общих разделах патологии: учение об этиологии, патогенезе, конституции, наследственности и другая методологическая проблематика органично переплетается с медицинской и философской составляющими.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...