IV. Моральные и нравственные начала в медицине
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Как свидетельствуют историки, самые первые морально-нравственные начала у людей зародились в Месопотамии около 3000 лет до н.э. Они носили характер запретов на все антирелигиозные действия, и касались в основном служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными знаниями и умениями имели право быть целителями, т.е. врачами. А в Вавилоне 2500 лет до н.э. был создан первый медицинский кодекс. Он содержал перечень наказаний лекарей за нарушения ими требований при лечении. В древней Персии целители должны были овладевать искусством профессионального лечения и при этом вырабатывать в себе качества корректного поведения с больными. По словам Геродота (484-424 до н.э.), посетившего Египет в V веке до н.э., в арсенале лечебных средств, наряду с физическими и биологическими формами воздействия на пациента, активно и эффективно использовались моральные: словесные, мимические и пантомимические воздействия. В медицинской сфере принципы морально-нравственного сознания впервые были разработаны и философски обоснованы врачом и мыслителем Гиппократом (ок. 460 - ок. 377 до н.э.). Он клялся, что "чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного" (Гиппократ. М., 1994. С. 85). Позже и Цицерон (106-043 до н.э.) указывал на два осознанных первоначала моральных ориентиров в медицине: " никому не вредить и приносить пользу". Морально-нравственное сознание в медицинской практике врачами (лекарями) прошлого характеризовалось как доктринальные ( лат. doctrina - официальный принцип) установки-требования. Они претворялись в медицину в виде жестких нормативов, содержанием которых была целостная программа философско-нравственного воспитания врача. Но, к сожалению, доктринальность в медицине нередко переходила в назидательное морализирование, как правило, пустое, и тем самым вызывала к себе негативное отношение.
Врачебная (медицинская) этика указывает на традиционный морально-нравственный уровень гуманной культуры всех медицинских кадров. В современных условиях врачебная этика по-прежнему успешно решает сложные морально-нравственные проблемы. Однако в нашей жизни появились принципиально иные социальные отношения, и они уже влияют на научно-медицинские кадры. Речь идет о непростых в морально-нравственном отношении проблемах меркантильного свойства. Они не новы в принципе. Вспомним, как в романе Э.М. Ремарка "Триумфальная арка" врач Равик открыто ведет денежные расчеты, когда больной лежит на операционном столе. А в романе Артура Хейли "Окончательный диагноз" доктор Пирсон сознательно подписывает ложное заключение о причинах гибели больного, так как за это фирма выплачивает ему солидное вознаграждение. Такое сегодня уже проявляется и в медицинской сфере нашей страны. Врачебная этика требует от врача, медицинской сестры, фармацевта повышения нравственной ответственности за выполнение своего долга и перед пациентами, и перед мировой общественностью, не взирая ни на какие перемены. Врач и писатель В.В. Вересаев (1867-1945) в свое время (начало XX века) справедливо замечал: "Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки (медицинской - Ю. Х.) до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле, - настаивал врач-мыслитель, - узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику" (Вересаев В.В. По поводу "Записок врача". Собр. Соч. в 4 т. Т.1. М., 1985. С.359). Сегодня эти мысли В. Вересаева воплощаются в жизнь на принципах биомедицинской этики.
В современную эпоху научно-технических достижений ученые-медики попали в весьма непростую морально-нравственную ситуацию. Они созидают то, чего никогда не было в природе. Но это их творение имеет неоднозначное значение. Многое направлено во благо людей, но немало и во вред. Это касается медиков, которые имеют отношение к биомедицинским технологиям, генной инженерии и т.д. Нельзя не признать, что физики и химии дали много доброго людям в их техническом обустройстве, но они одновременно создали термоядерное оружие или сотворили отравляющие вещества. Так, микробиологи продуктивно защищают массы людей от вредоносных микроорганизмов и при этом создают страшное бактериологическое оружие. Этот научно-творческий процесс ученых, техников и технологов нельзя остановить, но можно и нужно на него целенаправленно воздействовать, развивая у них гуманное самосознание и высокую нравственную ответственность. Революционные прорывы в современной науке, технике, технологии, медицине потребовали незамедлительной выработки новых морально-нравственных принципов и правил для людей науки, но особенно - медиков. Эти морально-нравственные принципы и нормы должны быть жесткими и категоричными в плане сдерживания любых авантюрных замыслов или проектов. Новая этика должна будоражить прежде всего совесть специалиста, который, будучи творцом нового, должен быть и демиургом (греч. йетшг$о$ - мастер) порядка в мире и жизни человека. Это может и должна осуществить новая гуманная этика как практическая философия, воздействуя на разум, чувства и совесть всех ученых и медиков. Вспомним о зловещей истории, происшедшей в ФРГ с медицинским препаратом талидамид, который врачи рекомендовали принимать женщинам, плохо переносящим беременность! В итоге около 6-ти тысяч детей появились на свет уродами, а две тысячи из них вскоре погибли. Это свидетельство нравственной безответственности медиков.
Но как этот научный эксперимент соотносился с нравственным самосознанием ученых и медиков и традиционной моралью, которая в научном мире была как бы вынесена за скобки? Как соотнести успехи биотехнологии с требованиями традиционной этики и права вообще и в медицине в частности? Человеческий мир - это сообщество людей, это естественная взаимосвязь людей друг с другом и со всем живым природным миром. Научная, медицинская, философская общественность мира в силу всего этого вынуждена вырабатывать принципиально иные морально-нравственные требования к исследователям природы: ученым, медикам, другим специалистам, создавать новые контрольные принципы в науке, медицине, действие которых было бы направлено на обеспечение надежной защиты не только жизни людей, но и всего живого на Земле. Новые морально-нравственные принципы и правила в науке и медицине должны надежно защищать жизнь человека и современные общественные интересы и потребности людей. В конце XX столетия Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла решение, запрещающее клонирование человеческого организма. Генетики правомерно считают, что клонирование как способ продолжения человеческого рода неприемлем и с моральной точки зрения, а с научной - селекция людей с особо ценными геномами и клонирование невозможны. Они носят скорее гипотетический и спекулятивный характер, чем научно-практический. Исходя из гуманитарных целей науки, биоэтика называет особо приоритетными принципы жизни - справедливость и честь, милосердие и сострадание, уважение и любовь и т, д. Врачу важно всегда помнить слова И.П. Павлова, что "человек - неповторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойной веры, надежды, любви". В связи с принципиально новыми обстоятельствами, которые складываются в мире науки и медицины (особенно биомедицины), моральные обязательства задают ученым, практическим врачам иные направления вопросов по поводу того, что следует делать, чтобы их действия не противоречили морали и праву. Эти вопросы возникают в связи с задачами, которые стремятся решить медико-биологическая наука и технология. Их инновационные разработки преподносят общественности и политикам некие философско-этические вызовы социально-культурного свойства. Речь идет о моральной ответственности исследователей за возможные негативные воздействия на жизнь в таких, пока еще мало изученных областях науки, как, например: репродуктивные технологии, молекулярная генетика, нанотехнология, биотехнология, ксенотрансплантация и мн. др. Поэтому исследовательская деятельность ученых и медиков в современных условиях в центре внимания новой этики - биоэтики.
Заключение
Современное научно-философское мышление будущих ученых можно представить как рационально-логичное проникновение в сущность вещей и предметов, явлений и процессов, происходящих в мире и обществе. И это естественно и вполне целесообразно, но только при условии комплексного подхода к предмету изучения, т.е. рассмотрения его на разных стадиях возникновения и саморазвития. В связи с этим автор ставит конкретную задачу - способствовать формированию свободного, творческого и критичного мышления у будущих ученых-медиков на основе усвоения ими исторической ретроспективы науки, философской методологии организации научно-исследовательской деятельности. А это во многом связано с созданием новой стратегии и тактики подготовки специалистов и ученых нового типа, обладающих чувством личной ответственности. А в связи с заменой кандидатского экзамена по философии кандидатским экзаменом по истории и философии науки встала задача модернизировать саму философию научного познания. История физиологии прослеживается от самых древних времен. Множество известных целителей, лекарей, знахарей проводили исследования различных систем организма, составляющих их отдельных частей и типов взаимосвязи между ними.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|