Политика технического содействия развитию местных сообществ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В теории и практике развития местных сообществ выделяются три основных подхода к его организации: (самопомощь, или опора на собственные силы; техническое содействие) - касаются экономических аспектов развития. Политика технического содействия развитию, как подход к планированию развития базируется на следующих основных посылках. Во-первых, общество рассматривается как сложная система с функционально специализированными структурами, которыми управляют лица, наделенные законными полномочиями. Цель развития - совершенствование действующих структур, а не замена их новыми. Во-вторых, ключевая роль в развитии общества отводится науке. Изменения в технологии рассматриваются как основной признак прогресса. [2.с. - 65] Считается, что применение научных методов обеспечивает рациональное планирование в процессе принятия решений. Важнейшими элементами этого процесса являются сбор и анализ данных. Предполагается, что любая ситуация поддастся объективному анализу, а плохие решения - результат плохого планирования. В-третьих, смысл технического содействия заключается в передаче технического опыта, новых технологий потенциальным пользователям. В-четвертых, считается, что в качестве основных заказчиков или спонсоров программ технической помощи должны выступать государственные учреждения. Главными задачами технической помощиявляются достижение экономического роста и совершенствование материальной инфраструктуры. С точки зрения технического содействия проблемы развития потенциала местного сообщества, использования местных материальных и человеческих ресурсов не имеют принципиального значения. Теоретики и практики развития местных сообществ придают большое значение вопросу о том, под чьим патронажем реализуется программа технического содействия, поскольку это оказывает существенное влияние на характер принимаемых решений и отношения между донором и реципиентом (получателем помощи). Патроном могут выступать: законодательный орган; орган исполнительной власти; учебные и научно-исследовательские заведения; организации сотрудничества; консалтинговые учреждения.
Другим критерием, по которому классифицируется техническая помощь, является вопрос, от кого исходит инициатива оказания такой помощи. По этому критерию различают: навязанную помощь, когда инициатива исходит извне; помощь, которая оказывается независимо от воли и желания самого получателя; помощь на основе договора, когда условия, характер, объем помощи согласуются донором и реципиентом; помощь по инициативе сообщества, когда специалисты приглашаются для решения определенной проблемы самим сообществом. [2.с. - 96] Не всегда технич. содействие рассматривается как форма развития сообщества, часто к этому типу относят технич. помощь, кот. имеет след. хар-ки: помощь должна максимально соответствовать потребностям местного сообщества, технологии должны быть такими, чтобы их можно было внедрить в данном сообществе, помощь должна подталкивать «инициативы» со стороны местных жителей, технология должна быть совместима со сложившимися ценностями и традициями, помощь должна вести к самодостаточности, а не к ее разрушению, она должна создавать предпосылки для «задействования» местных челов. и прир. ресурсов. В концепции самопомощи стратегия управления ориентирует на непрерывность процесса изменений, в котором не может быть конечной цели, поскольку улучшение условий жизни - непрерывный процесс. Скорость их определяется реальными возможностями. Поэтому реализация политики самопомощи является процессом длительным и сложным, требует иного мышления и способа действий, освоения технологии соучастия, объединения усилий людей и властей. [5, с. - 121]
Практическое задание
Опишите с помощью основных признаков любое местное сообщество: вашу группу, население вашего микрорайона и.т. п. Определите границы данного местного сообщества. Население нашего микрорайона Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. После чего начали появляться территориально общественные сообщества (*в дальнейшем ТОС), которые заинтересованы в развитии своего района, потому как любой рост-это благо. Население нашего микрорайона относится к типу «сообщества по месту», потому как оно объединяет людей отношениями соседства, ограниченными определенной территорией. Социальное взаимодействие данного сообщества определяется интересами. Каждый член группы заинтересован в благоустройстве района, что придает ей, на мой взгляд, психологическую целостность, заинтересованность в своей идее, а это уже определенная устойчивость в социальной среде. Границы данного сообщества, как уже было отмечено, определяются территорией. Инициативная группа действует исключительно в своих интересах, и является независимой, в какой то степени, организацией. Граница территории, на которой осуществляется деятельность данного сообщества, не может выходить за границы городского округа. Наше ТОС (г. Москва, р-он Кузьминки) официально-зарегистрированная организация, имеющая юридическую силу, благодаря которой вся деятельность согласовывается с муниципальной властью, что дает дополнительные привилегии в действиях.
Заключение
В работе поставлена и решена задача исследования содержания понятия «местное сообщество» с позиций системно-социологического подхода, дано определение этого понятия и обозначена роль местного сообщества как социальной системы. Местное сообщество рассматривается как самостоятельная социальная общность, вовлеченная в орбиту государственно-правовых, экономических, культурных отношений. Самостоятельный статус местного сообщества как социальной системы обусловлен сущностью их природы, широкими функциями и сложной структурой.
В настоящее время институт местного самоуправления привлекает в нашей стране все более пристальное внимание не только политиков, ученых, экономистов, но и широких слоев населения. Обусловлено это тем, что становление местного самоуправления - не просто дань демократическим принципам. В связи с изменением экономической и политической ситуации, появлением множественности форм собственности, усложнением хозяйственных связей в России объективно возникла необходимость децентрализации власти и передачи ряда функций на места. Приближение органов власти к объекту управления позволяет принимать оптимальные управленческие решения в кратчайшие сроки с максимальным учетом местных особенностей и тем самым эффективно влиять на экономическую ситуацию на местах и в стране в целом. Тем не менее, поскольку любое муниципальное образование наделено собственными ресурсами, именно местные сообщества потенциально способны решать свои проблемы с учетом конкретных условий отдельной территории в наиболее эффективных формах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|