В индустриальном обществе ведущую роль играло крупное механизированное промышленное производство.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тема № 4 «Производство, его сущность и роль в жизни общества» Цель: получение теоретических знаний и практических навыков экономических знаний, логики современного экономического мышления и экономической культуры, изучение базовых методов анализа экономических процессов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Время проведения: 2 часа Метод проведения: Лекция № 4 «Производство, его сущность и роль в жизни общества» Методическое обеспечение: раздаточный материал Ключевые понятия: Производительные силы. Экономические отношения. Хозяйственный механизм. Общественное производство. Материальное производство. Нематериальное производство. Факторы (экономические ресурсы) производства. Эффективность производства. Экономический рост. Методическая литература: Основная: 1. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. — М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 24—26. 2. Маршалл А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. — М.: Прогресе, 1983.— Т. 1. 3. Маслоу АХ. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 2003. 4. Мочерный СВ. Политэкономия: учебник / СВ. Мочерный. — К.: Викар, 2005. — С. 42—48. Самуельсон П. Економіка: підручник / П. Самуель-сон. — Л.: Світ, 1993. — С. 37—45. Дополнительная 1. Экономическая теория (С.С. Носова) М.: 2008. - 383 с. 2. Экономическая теория. Ч.1. Введение в экономику. Микроэкономика. (Б.И. Герасимов и др.) Тамбов.: ТГТУ, 2009. — 232 с. 3. Экономическая теория. Ч.2. Макроэкономика. Переходная экономика (Б.И. Герасимов и др.) Тамбов.: ТГТУ, 2009. — 204 с. 4. Экономическая теория: введение в экономический анализ: Курс лекций (К.Н. Савин) Тамбов: ТГТУ, 2006. — 144 с. 5. Экономическая теория: Конспект лекций (Д.А. Шевчук) М.: 2009. — 180 с.
6. Экономическая теория: Конспект лекций (Е.В. Васильева, Т.В. Макеева) М.: Юрайт, 2009. — 192 с.
Содержание
Задание для самостоятельной подготовки: Дайте определение что такое производство"? Дайте определение и покажите отличия между материальным и нематериальным производством. Назовите основные факторы производства и раскройте их взаимосвязь. Разграничьте понятие "экономический рост" и "эффективность производства". Назовите экономические и социальные показатели эффективности производства и способы их расчета.
Старший преподаватель: Мухамедова З.Х.
Введение Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они более всего нуждаются. Джон Гэлбрейт Главной целью объединения людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат установленные в данном обществе законы. Джон Локк Важнейшей чертой цивилизации является ее гуманистическая направленность. Человек выступает не только главным субъектом производства и цивилизации в целом, но и их непосредственной целью, целевой функцией. Цивилизация — категория историческая, ее уровень и сущность определяются теми многогранными социально-экономическими условиями, в которых происходит жизнедеятельность того или иного народа.
Переход от одной ступени зрелости цивилизации к другой происходит благодаря глубинным качественным изменениям в производительных силах общества, росту производительности труда, повышению культуры человека. Современная зарубежная экономическая наука (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон и др.), используя критерий "степень индустриального развития общества", выделяет три стадии индустриальной цивилизации: — доиндустриальное (аграрное) общество; — индустриальное общество; — постиндустриальное общество. В доиндустриалъном обществе преобладают сельское хозяйство и ручной труд. Оно существовало до конца ХУЛ в., т. е. до периода развертывания промышленной революции. В индустриальном обществе ведущую роль играло крупное механизированное промышленное производство. Постиндустриальное общество — это новая, наиболее развитая стадия человеческой цивилизации, начало которой положила научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX в. и постепенно переросшая в современную информационно-интеллектуальную революцию. В постиндустриальном обществе доминируют наука, принципиально новые виды техники и технологий, информатика, компьютеризация, автоматизация и роботизация всех сфер экономики и управления. В общественном производстве на первый план выдвигаются интеллектуальный капитал, знания, сфера услуг (образование, здравоохранение, культура, производство духовных благ и т. п.). Вследствие этих научно-технических преобразований формируется работник нового типа, усиливается творческий характер его работы и приобретают все больший вес потребности творческой саморегуляции личности. Бурное развитие информационно-интеллектуальних технологий, компьютеризации, космонавтики усилили связи человека с космосом, что согласно концепции В.И. Вернадского о ноосфере позволяет сделать вывод, будто современное общество стоит на пороге зарождения новой ноосферно-космической цивилизации, которая будет определять экономическое, научно-техническое и культурное лицо человека XXI в. Для постиндустриального общества характерным является углубление международного разделения труда, усиление взаимосвязей и взаимодействия национальных экономик. Значительное развитие получает мировой рынок товаров, капиталов, квалифицированной рабочей силы, усиливается роль общечеловеческих интересов и ценностей. Все эти объективные процессы предопределяют перерастание локальных форм цивилизации в глобальные, они охватывают все больше стран и все больше влияют на жизнь народов всего мира.
Цивилизационная концепция развития общества дает возможность определить историческое место и нашей страны, ее нахождение на вершине индустриальной стадии и перспективы перехода к постиндустриальной стадии. Для этого необходимо создание социально-рыночной экономики в соединении с разработкой и использованием высокоэффективных технологий, структурной перестройкой экономики, внедрением новых форм организации и управления производством, всесторонним развитием науки, образования, культуры и самого человека. Отмечая преимущества цивилизационного подхода, вместе с тем следует отметить, что чрезмерное акцентирование им внимания на формировании "единой мировой цивилизации", содержит потенциальную опасность в плане возможности размывания и игнорирования специфичности экономического, национального и социально-культурного развития разных стран и народов, утраты ими своей самобытности и уникальности. Таким образом, процесс формирования единого мирового цивилизационного пространства нередко происходит в противоречивой форме — от разностороннего сотрудничества и партнерства народов до противостояния и локальных межцивилизационных конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|