Этапы работы над проектом. Подготовительный. Поисковый. Аналитический. Практический. Презентационный. Контрольный. Поисковый этап
Этапы работы над проектом Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ определение руководителей проектов; поиск проблемного поля; выбор темы, её конкретизация; определение актуальности проекта; формирование проектной группы. ПОИСКОВЫЙ уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта; постановка задач проекта. АНАЛИТИЧЕСКИЙ анализ имеющейся информации; сбор, изучение и уточнение, конкретизация информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов. ПРАКТИЧЕСКИЙ выполнение запланированных технологических операций; решение промежуточных задач в соответствии с планом работы над проектом; текущий контроль качества; внесение (при необходимости) изменений в конструкцию, структуру и технологию выполнения проекта. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Анализ информации, формулировка выводов и оформление материалов проекта в соответствии со структурой индивидуального проекта (титульный лист (см. образец), содержание, введение, главы, подглавы, заключение, список использованной литературы и другие источники, терминологический словарь-если есть!, приложения- если есть! ).
Подготовка презентационных материалов и составление доклада и презентации проекта; Предварительная презентация проекта и оценка результатов проектной деятельности; Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). КОНТРОЛЬНЫЙ Презентация проекта; анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы. Первый способ определения тематического поля проекта: предлагается список примерных тем для работы над проектами. Нередко случается и так, что предложенные учителем темы становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел. Как выбрать тему? Проблема проекта Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Как выявлять проблемы Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют. Вопросы в помощь при выборе темы Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей…)? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже? 6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратитесь к преподавателям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одногрупниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею. Тему проекта надо записать. Требования к теме: · актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества; · содержательность, информативность и разработанность в науке; · возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес; · формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках; · название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться; · тема должна быть конкретной. Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия: § между известным и неизвестным; § между знаниями и умениями; § между сложностью задачи и наличием способа ее решения; § между потребностями и возможностями их реализации Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися
знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями. Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если: § имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, § требуется установить сходства и различия, § важно установить причинно-следственные связи, § необходимо обосновать выбор, § требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями, § стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, ее решение должно быть важно для него. Действия: - Обсуждает тему. - Определяет свои потребности. - Принимает самостоятельно решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. - Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью преподавателя) проблему. - Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|